Статья "Инновационные технологии как инструмент формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов"
статья

Давыдова Виктория Николаевна

Статья "Инновационные технологии как инструмент формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_tehnologii_kak_instrument.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

                  Инновационные технологии как инструмент формирования

             общих и профессиональных компетенций будущих специалистов.

                                                       Давыдова Виктория Николаевна

                                          ГБПОУ ВО «Калачеевский аграрный техникум»

 Использование инновационных технологий в процессе формирования ключевых компетенций будущих специалистов выполняют важные функции в жизнедеятельности каждого человека такие, как формирование у человека способности обучаться и самообучаться; обеспечение выпускникам, будущим специалистам, большей гибкости во взаимоотношениях с работодателями; закрепление репрезентативности, а, следовательно, нарастающей успешности (устойчивости) в конкурентной среде обитания.
            В связи с требованиями, предъявляемыми государством к учебным заведениям, задача нашего техникума – подготовка специалиста, обладающего запасом необходимых теоретических знаний, хорошо сформированных профессиональных навыков, способного квалифицированно решать производственные задачи. Высокий уровень сформированной профессиональных навыков свидетельствует о способности специалиста реализовывать их в конкретной практической деятельности (компетенции). Быть компетентным значит уметь использовать в любой ситуации полученные знания и умения.                                                               Одной из форм проявления конкурентоспособности специалиста является его компетентность. В целом компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере. Следовательно, формирование профессиональной компетентности — управляемый процесс становления профессионализма, т. е. по существу, это образование и самообразование специалиста.
           Обеспечить качественно новую профессиональную подготовку выпускников способны с использованием инновационных технологий. Результативность профессионального обучения зависит от того, какую позицию (активную или пассивную) в процессе овладения специальностью, профессией занимает студент, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных производственных задач. Овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками требует организации деятельности формы обучения учащихся.
Образовательные технологии должны быть ориентированы на формирование профессиональных и общих компетенций обучаемых. В связи с этим возрастает роль и значение использования в учебном процессе информационных компьютерных технологий при изучении предметов специальных дисциплин.
            Инновационные технологии с использованием компьютера, дающие возможность перевести обучение на качественно новый уровень, отвечают основным принципам педагогической технологии: предварительному проектированию и служат средством подготовки и передачи информации обучаемому.
 Что дает использование инновационных технологий? Для студентов.1.Активизируется зрительная память и эмоциональное восприятие. 2.Повышается интерес и степень мотивации.3. Постоянно вовлекаются учащиеся в процесс освоения материала.4.Применяется индивидуальный и дифференцированный подход.5.Развивается умение работать с потоком информации.6.Вырабатывается самостоятельность принятия решений. Совершенствуется рефлексивная самоорганизация деятельности учащегося и преподавателя в совместной         работе.
Для преподавателя.1. Снижаются психоэмоциональное напряжение и физическая нагрузка.2. Систематизируется и сжатие учебного материала.3. Совершенствуется дифференцированное обучение.4. Взаимодействуют учащиеся и преподаватель в процессе диалогической формы организации урока. 5. Своевременно (по мере необходимости) изменяется содержание учебного материала.6. Экономится время преподавателя.7. Формируются навыки использования компьютера.8. Повышается уровень обучения учащихся за счет использования оперативной информации. Появляется возможность: - отслеживать индивидуальный процесс формирования умений и навыков и своевременная корректировка. -объективная оценка успехов учащихся.
оперативное получение нужной информации.
           Использование различных инновационных технологий дает весомые дидактические преимущества по сравнению с традиционной формой обучения: в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для учащихся.
           Любая деятельность в обучении предполагает наличие цели.  Прежде чем начинать что-то делать, мы должны ответить на вопрос «Зачем мы это делаем». Это в равной мере относится как к преподавателю, так и к студентам.
            При наличии цели появляется желание добиться ее выполнения и получить практический результат. Цель ставится таким образом, чтобы студенты участвовали в ее постановке.
            Преподаватель уделяет большое внимание проблемным ситуациям, которые способствуют развитию творческого мышления, профессионального интереса к предмету и побуждают учащихся к самостоятельному решению проблем на основе анализа, обобщений, систематизации и конкретизации прежних знаний.
             Применение инновационных технологий для оценивания качества обучения дает целый ряд преимуществ перед проведением обычного контроля. Прежде всего, это возможность организации централизованного контроля, обеспечивающего охват всего контингента обучаемых. Компьютеризация позволяет сделать контроль более объективным, не зависящим от субъективности преподавателя и эффективно осуществлять обратную связь от студента к преподавателю. Тем самым педагог может мобильно и гибко управлять качеством обучения на уроке. Следует отметить, что работа студента на уроке значительно меняет роль и функции преподавателя, превращая его из транслятора знаний в консультанта, руководителя учебным процессом.
           На уроках эффективно используются ресурсы Интернета. Они помогают обеспечить углубленное изучение программного материала и позволяют индивидуализировать и активизировать образовательный процесс. Специфика технологий Интернета заключается в том, что они представляют обучаемым и педагогам громадные возможности выбора источников информации, необходимой в образовательном процессе.
Педагог и студенты применяют эту информацию:
при выполнении электронных таблиц и схем; при проектировании уроков теоретического цикла; при выполнении домашнего задания или контрольной работы; при самостоятельной работе вовремя изучении нового материала; при разработке электронных учебников ;при трансляции учебной информации. При использовании Интернет – ресурсов развиваются такие общие компетенции, как профессиональная память, мышление, мобильность, владение информацией, готовность к сотрудничеству, взаимопомощь, взаимовыручка.
           Как показывает практика, использование информационных компьютерных технологий при преподавании специальных дисциплин значительно усиливает у учащихся   интерес к обучению, повышает качество усвоения учебного материала, активизирует мыслительную и познавательную деятельность, актуализирует зрительную и логическую память. Позволяет гарантированно получить нужное количество выпускников, способных к решению профессиональных задач с использованием профессиональных знаний, умений, навыков в стандартных и нестандартных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....

Использование технологии КИМ для формирования общих и профессиональных компетенций

Социальная значимость профессии в обществе. Востребованные качества на рынка труда. Освоение профессиональных компетенций и саморазвитие обучающихся....

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

Технология сотрудничества как средство формирования общих и профессиональных компетенций специалиста

Сегодня в теории и практике современного образования существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют...

Современные технологии организации воспитательной работы в профессиональной образовательной организации как средство формирования общих и профессиональных компетенций, а также реализация личностных результатов обучения будущих специалистов.

laquo;Мы несем ответственность за то, чтобы каждый человек имел возможность получить качественное образование, от дошкольного до начального и среднего образования, до специального, технического и выс...