Инструктивно-методические рекомендации «В помощь мастеру учебной и производственной практики»
методическая разработка на тему

Стариков Юрий Васильевич

 Каким должен быть мастер? Что должен он знать? В чем заключаются его основные обязанности и права? Как следует организовать образовательный процесс, чтобы подготовить высококвалифицированного специалиста?

Что необходимо для формирования и подготовки практикоориентированных специалистов, освоения профессиональных, общих компетенций, умений и приобретения практического опыта?

На эти и многие другие вопросы ответ дает данное инструктивно-методическое пособие, адресованное для начинающих мастеров учебной и производственной практики. Пособие разработано на основе методических материалов, приказов, других нормативно-правовых документов, а так же личного опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instruktivno-metodicheskie_rekomendatsii_masteram.docx68.46 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Саратовской области

«ПОВОЛЖСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕНЕДЖМЕНТА»

Инструктивно-методические рекомендации

«В помощь мастеру учебной и производственной практики»

Балаково, 2014 г.

 «Утверждаю»

Зам. директора по УПМДиП

_______________Л.Н.Булкина

«______»____________2014г.

Разработчик:

Ю.В. Стариков – мастер производственного обучения

В помощь мастеру учебной и производственной практики:

Инструктивно-методические рекомендации / сост. Ю.В. Стариков. – 1-изд. – Балаково: ПКТиМ, 2014г. – с.28

 Каким должен быть мастер? Что должен он знать? В чем заключаются его основные обязанности и права? Как следует организовать образовательный процесс, чтобы подготовить высококвалифицированного специалиста?

Что необходимо для формирования и подготовки практикоориентированных специалистов, освоения профессиональных, общих компетенций, умений и приобретения практического опыта?

На эти и многие другие вопросы ответ дает данное инструктивно-методическое пособие, адресованное для начинающих мастеров учебной и производственной практики. Пособие разработано на основе методических материалов, приказов, других нормативно-правовых документов, а так же личного опыта работы.

Содержание

Пояснительная часть_______________________________________________4

  1. О некоторых этико-эстетических нормах для мастера_________________5
  2. Мастер и профориентация________________________________________6
  3. Работа мастера в период производственного обучения________________7
  4. Работа мастера в период производственной практики_________________9
  5. Методическая работа____________________________________________11

Приложение 1. Схема организации игры на занятии производственного

                          обучения___________________________________________14

Приложение 2. План занятия учебной практики (вариант занятия по

                          операционным темам)________________________________22

Приложение 3. Образец анализа занятия по учебной практике___________27

Приложение 4. Образец самоанализа по учебной практике______________31

Литература ______________________________________________________34

Пояснительная часть

Внесение изменений и дополнений в новый закон Российской Федерации «Об образовании», введение Федеральных государственных образовательных стандартов (третьего поколения), радикальные перемены в профессиональном образовании обуславливают принципиально новое содержание и высокий уровень профессиональной деятельности мастера производственного обучения, его социальной и профессиональной компетенции.

Планирование, беседы с мастерами учебной и производственной практики показывают, что они заинтересованы в тематической, информационной помощи в форме рекомендаций.

Данные инструкционно-методические рекомендации содержат некоторые этико-эстетические нормы мастера, профориентационную работу, работу мастера в период учебной и производственной практики.

Рекомендации предназначены начинающим мастерам производственного обучения.

  1. О некоторых этико-эстетических нормах для мастера

Мастер всегда должен быть примером для своих студентов, уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики и Кодекса чести работников, студентов Колледжа.

  1. Являться в Колледж опрятно и чисто одетым.
  2. Всегда здороваться с обучающимися.
  3. Не курить в неположенном месте.
  4. Не повышать голоса на студентов, не допускать панибратства, быть вежливыми во всех случаях. Добиваться, чтобы студенты были рады сделать то, что вы предлагаете.
  5. В разговоре со студентами не допускать бранных слов.
  6. Строжайше не допускать рукоприкладства или грубого обращения. Создавать студентам хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
  7. Никогда не делиться со студентами новостями, которые обсуждаются на Педсоветах, совещаниях, конференциях. Никогда в присутствии студентов не высказываться отрицательно о сотрудниках Колледжа.
  8. Призывать студентов к соблюдению единства требований в Колледже. Распоряжение сотрудника Колледжа для студентов должно являться законом.
  9. Говорить всегда спокойно и учить этому студентов, прививать им умение слушать собеседника и правильно выражать свое мнение.

Проявлять уважение к мнению собеседника. Никогда не говорить, что он не прав.

  1.  Не привлекать студентов для выполнения личных поручений.
  2.  Не обсуждать деловые вопросы с коллегами в присутствии студентов, так как это может привести к дурным последствиям.
  3. Если вы требуете от студентов выполнение какого-либо правила, то не забывайте выполнять его сами, а потом  требуйте его выполнения от них.
  1. Мастер и профориентация

В работе мастера должны быть мероприятия, предусматривающие:

  1. Проведение мероприятий по профессиональному самоопределению молодежи на специальности Колледжа, использовать современные образовательные технологии (включая информационные), по обеспечению профотбора.
  2. Продвигать движение 1+1 под руководством мастера. Регулярно отслеживать результаты по каждому студенту (абитуриенту).
  3. Участие в распространении информации по школам города: о жизни Колледжа, сведений о выпускниках школы, обучающихся в Колледже, условия приема в Колледж и др.
  4. Проведение совместных и культурно-массовых мероприятий:

- Открытые двери, NON-STOP, Новогодний микс, Профессиональный экстрим, экскурсии и др.

  1. Проведение бесед с родителями учащихся на родительских собраниях, в школе.
  2. Приглашение для выступлений в школы лучших выпускников.
  3. Рассылку по школам  благодарственных писем ставших лучшими студентами Колледжа, привлечение выпускников для проведения профориентации, вручение выпускаемому классу официальное приглашение  продолжать обучение в Коллеже.
  4. Присутствие на торжественном мероприятии школы – «Последний звонок».

  1. Работа мастера в период производственного обучения.

  1. Перед началом занятия мастер обязан проверить состояние мастерской  (лаборатории) и исправность оборудования.
  2. Необходимо провести организационную линейку, проверить рабочую форму студентов, обратить особое внимание на недопущение нарушений по технике безопасности.
  3. Мастер должен подготовить рабочее место для показа трудовых приемов на вводном инструктаже. Указать тему и цель занятия.
  4. Мастеру необходимо правильно организовать рабочее место студента в учебных мастерских и прививать бережное отношение к инструментам, оборудованию.
  5. Перед вводным инструктажем мастер должен подготовить элементы письменного инструктирования.
  6. Главная задача мастера производственного обучения на каждом занятии – руководить познавательной деятельностью студентов, учить их приемам и способам рациональной работы, формированию профессиональных компетенций, воспитывать студентов.
  7. На вводном инструктаже необходимо разъяснить четко содержание задания, цель его выполнения, способы деятельности, а так же технические требования к заданию. Важно правильно организовать показ приемов работы, использовать элементы письменного инструктирования, убедиться в том, что все обучающиеся усвоили приемы работы и хорошо знают технику безопасности при выполнении заданий во время самостоятельной работы.
  8. Особое внимание мастером должно быть уделено разъяснению и личному показу трудовых приемов с соблюдением техники безопасности, обучению студентов передовым методам труда.
  9. Во время самостоятельной работы студентов мастер обязан продумывать целевые обходы, проверять организацию рабочего места, студентов, знание студентами технологической последовательности и умение правильно ее выполнять, самоконтроль и взаимоконтроль. Во время прохождения комплексных работ учитывать нормы времени и нормы выработки с учетом переводного коэффициента.
  10. На заключительном инструктаже мастер должен особое внимание обратить на анализ выполненного практического задания, достижения поставленной цели, поэлементный разбор ошибок и способы их устранения. Выставить оценки обучающимся с комментариями (самооценивание, взаимооценивание).
  11.  Необходимо учитывать особенности работы мастера при бригадной организации производственного обучения. Должна проводиться работа со студентом-бригадиром по обучению их руководству бригадами студентов. Необходима организация труда в учебной  бригаде.
  12.  Необходимо вовлекать студентов в самостоятельную творческую исследовательскую деятельность через кружковую работу.
  13.  Мастер должен проводить нетрадиционные занятия производственного обучения: уроки-конкурсы профмастерства, урок-зачет, урок-практикум, самостоятельная работа студентов; семинар производственного обучения, производственная конференция, урок-упражнение, урок с учетом новаторов производства, бинарный урок, урок «деловой игры» и другие.

  1. Работа  мастера в период производственной практики.

  1. Изучение производственного процесса и организация труда рабочих (специалистов) на Предприятии.
  2. Определение содержания и последовательности производственной практики студентов в соответствии с учебной программой.
  3. Участие в подготовке и заключении договоров между Колледжем и Предприятиями о прохождении производственной практики студентами.
  4. Организация изучения студентами правил, техники безопасности, инструкций, памяток с последующим индивидуальным зачетом, оформляемым протоколом,  работником предприятия, ответственным за вопросы техники безопасности.
  5. Определение (совместно с руководителями производственной практики) рабочих мест студентов и перечень производственных работ, которые необходимо выполнить в соответствии с ЕТКС.
  6. Составление графиков перемещения студентов по рабочим местам на предприятии.
  7. Определение особенностей производственных заданий, способы применения инструментов, приспособлений, режимы работы.
  8. Разбор технической и технологической производственной документации, характерной для данного рабочего места или вида работы.
  9. Разъяснение конкретных обязанностей студентов на рабочем месте, особенностей работы, способов самоконтроля и контроля результатов выполнения работы.
  10.  Объяснение и показ приемов и способов (совместно со специалистами предприятия) выполнения типичных производственных работ, характерных для данной профессии.
  11.  Работа с квалифицированными рабочими, специалистами-наставниками студентов.
  12.  Организация обучения студентов передовым приемам и способам выполнения производственных заданий.
  13.  Вовлечение студентов в общественную жизнь рабочих коллективов предприятия, в творческие бригады, приобщение студентов к рационализации и изобретательству.
  14.  Совместное с наставниками проведение бесед со студентами по обсуждению хода и результатов производственной практики.
  15. Оказывает помощь студентам в ведении дневника (отчета) по производственной практике, контроль правильности ведения вышеуказанных документов.

Принимает участие в защите отчета перед независимой комиссией.

  1. По окончании производственной практики на каждого студента составляет аттестационный лист с характеристикой наставника от Предприятия, где указывается рекомендуемый разряд по профессии, либо освоение профессионального модуля.

  1.  Методическая работа.

Методическая работа мастера производственного  обучения (практики) состоит из следующих направлений:

  1. Разработка комплекса учебно-методической документации и его корректировка в соответствии с изменениями в содержании профессионального обучения и воспитания.
  2. Разработка методических рекомендаций по организации и выполнению  практических, проверочных, пробных работ.
  3. Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, разработка методических указаний по выполнению практических работ и заполнению ИТК.
  4. Повышение качества профессиональной деятельности: повышение квалификации (не менее 1 раза в 5 лет), стажировка в профильных организациях (не менее 1 раза в 3 года).

5. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта: проведение открытых занятий, мастер – классов; выступления на семинарах, круглых столах; публикации; организация наставничества над молодыми мастерами.

6. Участие в исследовательской деятельности: презентация результатов исследовательской деятельности мастера в рамках научно-практических конференций, профессиональных слетов, конкурсов профмастерства и других мероприятий различного уровня.

7. Профессиональная экспертная деятельность: участие в работе экспертных комиссий, групп; жюри олимпиад, конкурсов; творческих лабораторий; руководство методическими объединениями.

Перечень учебно-методической документации мастера УП И ПП,

  1. Нормативно-правовая база.
  2. Учебный план и программа по профессиональному модулю ПМ
  3. Рабочая программа учебной практики и производственной практики
  4. План формирования компетенций
  5. План занятия (инструкционно-технологические карты)
  6. Перечень документации по проведению и итогам пробной (проверочной) работы
  7. Структурный (поэлементный) анализ контроля освоения профессиональных и общих компетенций, умений и практического опыта.
  8. Журнал производственного обучения
  9. Фонд оценочных средств
  10. Протоколы инструктажа по охране труда
  11.  Комплект инструкций по охране труда

Перечень учебно-методической документации мастера ПП

по прохождению  производственной практики студентами.

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013г №291 г. Москва «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»
  2. Договора с предприятиями о проведении практики
  3. Закрепление студентов по местам практик, график контроля производственной практики
  4. Приказ о выходе на производственную практику
  5. Учебный план и программа по профессиональному модулю ПМ
  6. Рабочая программа производственной практики
  7. Лист индивидуального задания студента для прохождения  производственной практики
  8. Аттестационный лист (на каждого студента)
  9. Заключение с предприятия о рекомендуемом разряде по профессии (о квалификации)
  10.  Дневник производственной практики (или отчет по практике)
  11.  Методические рекомендации по выполнению отчета по практике
  12.  Комплект инструкций по охране труда
  13.  Протоколы инструктажа по охране труда
  14.  План формирования компетенций.

Приложение 1

Схема

Организации игры на занятии производственного обучения

Ознакомление с особенностями организации и проведения игры, установление порядка решения проблемы в соответствии с вариантом и правилами игры

Постановка проблемы мастером

Индивидуальное и командное решение проблемы участниками игры и высказывание суждений по поставленной проблеме

Оценка степени решенности проблемы и полноты ее раскрытия участниками игры

Согласие, одобрение

Возражения, поправки и добавления

Принятие решения (или вариантов решения) проблемы

Подведение итогов игры мастером

Оценка процесса и результатов решения проблемы (критический анализ, обобщение высказанного студентами)

Оценка хода и результата игры (критический анализ общей атмосферы игры и отдельных ее этапов, продуктивности самоорганизации учащихся, активности самостоятельности, доброжелательности и др.)


Приложение 2

Дата: 09.10.2013        Группа_341_

План  занятия

Учебной практики: Мастер общестроительных работ (каменщик)

Тема: 1.2 Производство общих каменных работ различной сложности и выполнение сложных архитектурных элементов из кирпича и камня

Тема занятия и его номер 8. Кладка глухих стен толщиной в 1,5 кирпича по однорядной (цепной) системе перевязки в пустошовку и под расшивку

Цели: 1. Образовательная

Выработать у студентов умение правильно и качественно выполнять трудовые приемы организации рабочего места, раскладки кирпичей, расстилания раствора,  формирования тычковых, ложковых рядов по однорядной системе перевязки швов, через выполнение практического задания.

        2. Развивающая

Способствовать формированию у студентов устойчивых умений и навыков, профессиональных качеств каменщика.
        
3. Воспитательная

Способствовать воспитанию у студентов точности соблюдения требований технологического процесса, бережного отношения к инструментам и экономии материала, работать в группе.

4. Методическая

Показать методику проведения занятия сочетания коллективной и индивидуальной работы.
Уровень  усвоения 2.

Тип занятия: изучение трудовых приемов и операций

Вид занятия: занятие-упражнение по кладке тычковых и ложковых рядов толщиной в 1,5 кирпича по однорядной системе перевязке швов.

КМО: плакаты, тесты, карточки задания, инструкционно-технологическая карта, учебные элементы модуля «Кладка каменных конструкций» программы подготовки рабочих по профессии «Каменщик», разработанной МОТ.

Оборудование: кирпичи, глиняный раствор, инструменты каменщика.

Методы занятия: репродуктивные, частично-поисковые.

Межпредметные  связи: технологии каменных работ, строительные материалы и изделия, инженерная графика, экономика организации, организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов.

Формируемые профессиональные и общие компетенции:

  • ПК 1.1 Выполнять подготовительные работы.
  • ПК 1.2 Производить общие каменные работы различной сложности.
  • ОК 1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем.

Вырабатываемые умения:

- выполнять разметку каменных конструкций;

- производить каменную кладку стен из кирпича под штукатурку и с расшивкой швов по различным системам перевязки швов;

- соблюдать безопасные условия труда при выполнении общих каменных работ;

- проверять качество материалов для каменной кладки;

- контролировать соблюдение системы перевязки швов, размеров и соблюдение швов;

- контролировать вертикальность и горизонтальность кладки.

Ход  занятия

Этапы занятия

Деятельность мастера

Деятельность студентов

Форма взаимодействия

Время

  1. Организационный момент

Приветствие студентов. Осмотр внешнего вида на предмет наличия рабочей формы, ее соответствия и рабочих инструментов каменщика.

Построение, рапорт бригадиров об отсутствующих

беседа

5 мин.

2. Мотивационный

Сообщение темы и цели занятия. Мастер разъясняет общий замысел занятия, организует беседу о важности темы в будущей профессиональной деятельности.

Обращает особое внимание на точность выполнения технологических требований, точность размеров, ровность шва и прямолинейность стен, от чего зависит устойчивость и прочность кладки

Слушают.

Анализируют, вступают в дискуссию

устный

5 мин.

3. Вводный инструктаж

Мастер ставит проблему по изучению нового материала через опрос, показ и обсуждение, опираясь на предыдущий материал

Предлагают варианты решения проблемы, сравнивают, приходят к правильному решению

Групповой, индивидуальный опрос в виде беседы

30-35

мин.

Объясняет и показывает наиболее рациональные приемы, способы и последовательность выполнения задания: разметку прямолинейной стены, формирование тычковых и ложковых рядов, сопровождая вопросами студентов

Слушают, воспринимают новый материал. Два студента повторяют действия мастера. Студенты наблюдают, находят неточности, устраняют недостатки с использованием ИТК

Рассказ, демонстрация решения проблем

4. Текущий инструктаж

Организует постановку ситуационных производственных задач перед новым этапом занятия

Слушают, анализируют

Беседа

4-5 часов

Проводит фронтальные целевые обходы рабочих мест студентов с проверкой:

- по организации рабочего места;

- по технологии выполнения кладки;

- периодического самоконтроля студентов при выполнении работы;

- по соблюдении правил ТБ;

- по типовым ошибкам.

Подготовка рабочего места, спецодежды, инструмента.  Приступают к выполнению задания.

Самоконтроль и взаимоконтроль

Контроль производственных упражнений студентов:

- по кладке тычкового ряда на глиняном растворе;

- по кладке ложкового ряда.

Своевременное выполнение упражнения с целью освоения трудовых приемов и их сочетаний, составляющих операцию во всех ее разновидностях.

Слушают и повторяют трудовые приемы и операции, устраняют ошибки.

Восприятие материала

Индивидуальные целевые обходы:

- по оказанию помощи слабым студентам;

- по выполнению трудовых приемов и операций;

- по рациональному использованию рабочего времени, соблюдения нормы времени на прием, на операцию, на работу.

Проводит по необходимости дополнительный индивидуальный инструктаж с повторным объяснением, показом приемов и операций, привлекая внимание всех.

5. Заключительный инструктаж

Анализ выполненных работ с учетом критерий оценок п/о.

Разбор типичных ошибок и причин из возникновения.

Подводит студентов к оцениванию.

Правильно воспринимают результаты своей деятельности, делают выводы, самоанализ и самооценку.

Беседа

15-20 мин.

6. Домашнее задание

Провести анализ и сделать выводы по приготовлению глиняного раствора, определить достоинства и недостатки раствора.

Выполнить в рабочих тетрадях графическую модель (чертеж) кладки стен в 1,0 и 1,5 кирпича.

Задают вопросы.

3 мин.

Уборка рабочих мест. Сдача инструментов. Уборка помещений дежурной бригадой.

20 мин.

Используемая литература:

  1. Ищенко И.И. Каменные работы: Учебник. 7-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2012. – 240 с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
  2. Журавлев И.П. Лапшин П.А. Каменщик: учеб. пособие. Изд. 10-е стереотипное «Феникс», 2012. – 398с. Гриф Минобр.
  3. Попов К.Н. Материаловедение для каменщиков и монтажников конструкций. (Учебник для НПО. Изд-во "Высшая школа") 2006. – 272с.

Учебные элементы модуля по профессии «Каменщик»

03-05 «Раскладка кирпича и расстилание раствора»

03-06 «Однородная система перевязок»

Мастер УП                                                                Ю.В. Стариков

Приложение 3

Образец анализа занятия по учебной практике «Мастер общестроительных работ (каменщик)»

Дата 09.10.2013г.

Группа № 341

специальность 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Профессия 270802.09. «Мастер общестроительных работ (каменщик)»

Ф.И.О. мастера производственного обучения _________________________

Тема учебной программы: 1.2 Производство общих каменных работ различной сложности и выполнение сложных архитектурных элементов из кирпича и камня.

Тема занятия №8: Кладка глухих стен толщиной в 1,5 кирпича по однорядной (цепной) системе перевязки в пустошовку и под расшивку

Ф.И.О. посетившего занятие_________________________________________

Краткий анализ хода учебного занятия, выводы, предложения, рекомендации:

  1. Педагог-мастер УП подготовил учебную мастерскую к занятию, санитарно-гигиеническое состояние мастерской хорошее, условия труда студентов, а главное, требований безопасности труда, соблюдаются.
  2. Занятия обеспечены необходимым количеством учебно-технической документацией (планы, инструкционно-технологическая карта, тесты, карточки занятий, справочная литература, критерии оценок и др.)

Имеется строительный инструмент: кельма, моноблок-кирочка, лопата растворная, расшивка выпуклая, вогнутая, рулетка, уровень строительный, провило дюраллюминевое. Весь инструмент с расчетом на подгруппу обучающихся.

Подготовлены мастером: глина, песок, вода в необходимом количестве, для бесперебойной работы студентов в течение занятия.

1.3.  Состояние рабочих мест студентов удовлетворительное.

1.4. У мастера имеется план занятия.

2. Мастер умело раскрыл цель занятия, дал целевую установку, т.е. создал для студентов мотивацию предстоящей работы, вызвал интерес к предстоящей практической деятельности.

3.1. Проведена актуализация и систематизация операционных умений, знаний, с применением дидактического материала и показом трудовых приемов, ранее пройденных на предыдущих занятиях по кладке глухих стен толщиной в 1,0 кирпич по однорядной (цепной) системе перевязки швов.

Мастер УП использует проблемное обучение, которое состоит из системы вопросов, обсуждений, рассуждений и правильных выводов, познавательных учебных производственных заданий, а так же особой системы сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения, содержащих не просто информацию для запоминания, а производственную проблему.

Мастер УП умело и правильно демонстрирует приемы и способы работы. Важно, прежде всего, оценить методическую сторону организации выполнения приемов мастером УП, он демонстрирует их в быстром и замедленном темпе, указывает, в каких местах выполнения приема нужно делать остановки.

Мастером объясняются способы предупреждения типичных ошибок и дефектов в работе с использованием инструкционно-технологической карты, где указаны последовательность и эскиз выполнения практической работы, типичные ошибки.

Объяснение последовательности и способов поэтапного контроля качества выполнения задания.

При закреплении материала вводного инструктажа студентами воспроизведены приемы и способы кладки глухих стен толщиной в 1,5 кирпича по однорядной (цепной) системе перевязки швов.

4.1. Текущее инструктирование студентов мастер проводит в форме фронтальных и индивидуальных целевых обходов рабочих мест студентов по исполнению типичных ошибок  и нарушений техники безопасности.

4.2. Мастер по необходимости проводит дополнительный индивидуальный инструктаж по оказанию помощи слабым студентам, в выполнении трудовых приемов и операций, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению нормы времени.

4.3. Мастер, проверяя и оценивая работу, максимально активизирует мышление студентов, делает так, чтобы они учились самостоятельно определять ошибки, причины их появления и способы устранения и предупреждения.

5.1. На заключительном инструктаже проведен анализ успехов и недостатков студентов по итогам практического задания, чему они научились, на сколько продвинулись в овладении профессией.

5.2. Заключительный инструктаж имеет обобщающий характер.

5.3. Студенты вовлечены в активное обсуждение итогов проведенного занятия.

5.4. Итог занятия проведен всесторонне и объективно, аргументировано выставлены оценки.

6.1. Дано домашнее задание творческого характера.

Вывод: Мастер в совершенстве владеет организацией и методами проведения занятий производственного обучения, проводит их на высоком уровне, используя разнообразные формы  методы обучения: бригадную, парную, компетентностный подход и другие.

Рекомендации:

  1. На вводном инструктаже вопросы необходимо ставить практической направленности, тесно связанные с тем, что будет рассматриваться на данном занятии, вопрос должен ставиться в такой форме, чтобы ответ требовал не только припоминания, но и активного мышления студентов.
  2. Вводный инструктаж необходимо строить с позиции предупреждения ошибок и затруднений приемов и способов выполнения учебно-производственных заданий.
  3. Постоянно использовать на занятиях учебно-наглядные пособия, инструктивную документацию и другие документы письменного инструктирования.
  4. На текущем инструктаже мастеру не давать студентам готовых рекомендаций по исправлению ошибок, добиваясь, чтобы они сами увидели их, нашли способы их устранения или предупреждения.
  5. Обратить особое внимание на постановку межоперационного контроля учебно-производственных работ студентов.
  6. Мастеру необходимо уделить особое внимание деятельности студентов умению произвести самоконтроль выполненной работы.
  7. На заключительном инструктаже мастеру необходимо ориентироваться на следующие рекомендации:

- на первом плане должно быть подведение итогов выполнения учебных, а не производственных задач занятия;

- заключительный инструктаж должен иметь обучающий характер.

8. Рекомендовать продолжить работу по формированию КУМО (ФОС, ПФК, элементы письменного инструктирования и др.).

Приложение 4

Образец самоанализа занятия по учебной практике

Дата 09.10.2013г.

Группа № 341

специальность 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Профессия 270802.09. «Мастер общестроительных работ (каменщик)»

Ф.И.О. мастера производственного обучения: Стариков Ю.В.

Тема учебной программы: 1.2 Производство общих каменных работ различной сложности и выполнение сложных архитектурных элементов из кирпича и камня.

Тема занятия №8: Кладка глухих стен толщиной в 1,5 кирпича по однорядной (цепной) системе перевязки в пустошовку и под расшивку

Самоанализ хода учебного занятия.

  1. Мною,  как мастером учебной практики, подготовлена учебная строительная мастерская и полигон к занятию, обеспечив хорошее санитарно-гигиеническое сообщение мастерской, а так же требования безопасности труда студентов.
  2. Занятие обеспечено необходимым количеством учебно-методической документацией (планы, инструкционная, инструкционно-технологическая карты, тесты, карточки-задания, справочная литература, критерии оценок и др.).

Имеется строительный инструмент каменщика: кельма, молоток-кирка, растворная лопатка, отвес, строительный уровень, провило, ящики для раствора, весь инструмент с расчетом на подгруппу обучающихся.

Подготовил: глину, песок, воду в необходимом количестве, для бесперебойной работы студентов в течении занятия.

  1. Проверка состояния рабочих мест студентов (хорошее).
  1. Я старался раскрыть цель занятия, дал целевую установку, т.е. создал для студентов мотивацию предстоящей работы: вызывал интерес в будущей профессиональной деятельности.
  2. Вводный инструктаж.

3.1. Провел вводный инструктаж согласно разработанного мною плана занятия.

3.2. Была поставлена проблема по изучению нового материала через опрос, показ и обсуждение.

3.3. Объяснил и показал наиболее рациональные приемы, способы и последовательность выполнения задания: разметку прямолинейной стены, формирование тычковых и ложковых рядов, сопровождая вопросами студентов.

3.4. Некоторые трудовые движения способов укладки кирпича показывал несколько раз в замедленном рабочем и ускоренном темпе (с комментариями).

3.5. Обращал особое внимание студентов на предупреждение типичных ошибок и дефектов в работе с использованием инструкционно-технологической карты, где указаны последовательность и эскиз выполнения практической работы, типичные ошибки.

3.6. Я показал кладку _________

3.7. Объяснил последовательность и способы поэтапного контроля качества выполнения заданий.

4. Текущий инструктаж.

4.1. Текущее инструктирование студентов провел в форме фронтальных целевых обходов рабочих мест по предварению типичных ошибок, предупреждению брова.

4.2. Провел контроль производственных упражнений студентов по кладке тычкового и ложкового рядов.

4.3. Индивидуальные целевые обходы по оказанию помощи слабым студентам в выполнении трудовых приемов и операций, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению норм времени.

4.4. Проверял и оценивал работу, максимально активизировал мышление студентов, делал так, чтобы они учились самостоятельно определять причины типичных ошибок, способы устранения и предупреждения.

5. Заключительный инструктаж.

5.1. На заключительном инструктаже провел анализ успехов и недостатков студентов, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и невосполнимых бровов, закрепить успехи.

5.2. Заключительный инструктаж имел обучающий характер.

5.3. Вовлек всех студентов в активное обсуждение итогов проведенного занятия, самоанализ результатов профессиональных компетенций.

5.4. Итог занятия, по моему мнению, подвел всесторонне и объективно, аргументируя оценки.

6.1. Задал домашнее задание творческого занятия.

Вывод: Мне удалось осуществить намеченный план занятия, реализовать его цели и задачи.

Студенты усвоили учебный материал, приобрели на занятии необходимые умения, профессиональные компетенции кладки карнизов, что показали результаты занятия.

Студенты проявили активность и инициативу на занятии, удалось их увлечь и заинтересовать. Наиболее удачные моменты занятия:

- объяснение и показ трудовых приемов;

- поэтапный контроль умений и навыков;

- самоконтроль и самоанализ допущенных ошибок.

Мастер УП                                                                                Ю.В. Стариков

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения: учеб.пособие для студ.сред.проф.образования. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272с.
  2. Основы педагогических знаний мастера производственного обучения. Учебное пособие. – М.,2005.
  3. Справочник мастера производственного обучения: Учебное пособие / Ю.А. Якуба, А.В. Елистратов, О.Ю. Куракса, С.В. Куракса; Под ред. Ю.А. Якубы. – 3-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 352с.
  4. Скакун В.А. Методика производственного обучения в схемах и таблицах. Методическое пособие  – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по учебной и производственной практике студентов по МДК 04.01. "Выполнение работ по профессии Агент коммерческий"

В работе нашли отражение следующие вопросы : общие положения об учебной и производственной практике; организация и руководство практикой, ее содержание; образцы документов, рекомендации по написанию о...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по профессии 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

Программа профессиональных модулейПМ 01. Выполнение штукатурных работПМ 02. Выполнение монтажа каркасно-обшивочных конструкцийПМ 03. Выполнение малярных работразработана на основе Федерального государ...

Методические рекомендации по организации учебной и производственной практики студентов

Методические указания содержат необходимые сведения об организации учебной и проихзводственной практик студентов колледжа в соответствии с ФРОС СПО, а также систематизированные нормы и правила по офор...

Методические рекомендации по организации и прохождению учебной и производственной практики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Самарской области  «Сергиевский губернский техникум»        М...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК

Методические рекомендации по учебной и производственной практике студентов разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта и программы практики по профессии23.01.03_Авто...

Методические рекомендации мастеру п/о по организации учебной и производственной практик профессии 15.01.26 Токарь-универсал

В методических рекомендациях представлены следующие разделы:1. цели и задачи практического обучения;2. планирование и организация практического обучения;3. реализация практического обучения;4. результ...

Рабочая программа учебной и производственной практики по профессии 35.01.11"Мастер сельскохозяйственного производства"

Рабочая программа учебной (производственной) практики по программе подготовки квалификационных рабочих служащих ППКРС по профессии среднего профессионального образования   35.01.11 «Ма...