Урок на тему "Геодезические измерения"
план-конспект урока на тему

Специальность: Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Дисциплина: ОП 04 Основы геодезии

Преподаватель: Вереникина Наталья Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_geodeziya.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока                         
«Геодезические измерения»

Тип урока: урок применения и контроля знаний 

Форма проведения: Проверка знаний. Итоговый контроль

Цели урока:

1. Образовательная:  Систематизация и обобщение знаний по дисциплине ОП.04. Основы геодезии. Выполнять геодезические измерения нивелиром и теодолитом.

2. Развивающая:  Развивать техническое мышление, техническую речь, используя геодезическую терминологию. Развивать интерес к получаемой специальности. Развивать активность, самостоятельность студентов. Развивать устную речь, умения грамотно, логически последовательно излагать материал, опираясь на полученные в результате изучения дисциплины умения. Развивать умения делать обобщающие выводы.

3. Воспитательная: Ориентировать студентов на необходимость изучения геодезических инструментов, воспитывать ответственное отношение к выполняемой работе. Воспитывать учебно-познавательные мотивы. Воспитывать чувства ответственности перед коллективом.

Технология: информационно-коммуникационные технологии.

Техническое обеспечение урока:   мультимедийный проектор, экран, компьютер, нивелир с компенсатором, нивелирная рейка, штатив, теодолит, комплект тестовых заданий на группу.  

Программное обеспечение урока: ОС Windows 7  

План урока:

1. Организационный этап урока (2 мин)

2. Основной этап урока (38 мин)

2.1. Актуализация и мотивация знаний (10 мин)

2.2. Выполнение практической работы (28 мин)

3. Заключительный этап урока (5 мин)

3.1. Подведение итогов урока (2 мин)

3.2. Рефлексия (2 мин)
3.3. Домашнее задание (1 мин)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УЧЕБНОМУ ЗАНЯТИЮ:

Раздаточный материал «Технологическая карта выполнения практического задания»

(10 шт),  листы самооценки.

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ
иметь понятие:

- о способах нивелирования, выполнение измерений теодолитом;

знать:

 - методы и принципы геометрического нивелирования, устройство нивелира; методы измерения теодолитом, устройство теодолита.

 уметь:
РПК 1.6.
 Выполнять инженерные изыскания геодезическими приборами. 

- контролировать качество выполняемых работ;
ЭТАПЫ УРОКА

Этап урока

Цель

Средства использования ИКТ

Время

Организационный этап урока

Организационный

Создание рабочего настроя на урок, проверка готовности.

2 мин

Основной этап урока

Актуализация и мотивация знаний

 

1.Вхождение в тему. Формулирование темы и постановка целей и задач урока

 

 

 2. Работа по обобщению знаний по устройству нивелира и теодолита, их составных частей и правильной установке нивелира и теодолита.

Демонстрация  вопросов через мультимедиа

10 мин

Самостоятельная работа студентов

Выполнение измерений превышений методом геометрического нивелирования.

  • 1. Измерения превышения (методом геометрического нивелирования).
  • 2. Измерение расстояния нивелиром
  • 3. Измерение угла нивелиром.
  • 4. Контроль качества выполненных работ.

Выполнение измерений горизонтальных углов теодолитом.

Индивидуальная работа студентов с нивелирами, теодолитами и  нивелирными рейками 

28 мин

Заключительный этап урока

Подведение итогов урока

Рефлексия
Домашнее задание

Оценивание работы студентов группы

 

5 мин

ХОД УРОКА

Деятельность преподавателя, содержание урока

Деятельность студента

Организационный этап (2 минуты)

Создание рабочего настроя на урок, проверка готовности к уроку, отметка присутствующих.

Организация рабочего места студентов, организация общего внимания.

Основной этап урока

Актуализация и мотивация знаний (10 минут)

На дисциплине ПО.04 Основы геодезии, студенты должны овладеть следующими компетенциями, а именно:

РПК 1.6. Выполнять инженерные изыскания геодезическими приборами.

 Работа на занятии будет строиться по следующему плану:  

  • 1. Работа по обобщению способов нивелирования и измерений горизонтальных углов теодолитом.

  • 2. Работа по контролю знаний по устройству нивелира и теодолита, их составных частей и правильной установке приборов.

Слушают  

 

Записывают тему урока в тетрадях, выполняют тест письменно.

Чтобы приступить к выполнению самостоятельной практической работы необходимо повторить основные термины, способы нивелирования, правила измерения теодолитом, устройство нивелира и теодолита, правила установки нивелира и теодолита в горизонтальное положение.    

Студенты отвечают на вопросы

 

Самостоятельная практическая работа (28 минуты)

Выполнение измерений превышений методом геометрического нивелирования.

  • 1. Измерения превышения (методом геометрического нивелирования).
  • 2. Измерение расстояния нивелиром
  • 3. Измерение угла нивелиром и теодолитом.
  • 4. Контроль качества выполненных работ.

Выполнение измерений горизонтальных углов теодолитом.

Выполняют самостоятельную практическую работу по измерению превышений методом геометрического нивелирования в кабинете;

по правилу устанавливают нивелир и теодолит в горизонтальное положение и производят измерения.

Заключительный этап урока (5 мин)

Подведение итогов урока,

выставление оценок за работу на уроке,

рефлексия, домашнее задание для получения дополнительной оценки.

Слушают, записывают задание

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1.  Готовиться к экзамену, повторять теоретический материал к экзамену.

РЕФЛЕКСИЯ.

Информационная карта для учащихся

«Мои знания и умения по теме урока»

В начале урока

В конце урока

Я знаю:

Я знаю, что

Я знаю как

Я знаю зачем

     

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.  

  1. Киселёв М.И. Геодезия: учебник для СПО/ М.И. Киселёв, Д.Ш. Михелёв. – М.: Издательство Академия, 2008.
  2. Фельдман В.Д., Михелев Д.Ш. Основы инженерной геодезии. – М.: Высш. школа, 2006.

Интернет - ресурсы:

  1. http://www.geodezia.ru – Геодезия

Тест

ОП 04 Основы геодезии

Тема урока: «Геодезические измерения»

Работа состоит из 10 заданий. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.

Для получения оценки «3» ТРЕБУЕТСЯ набрать 7-8 баллов.

Для получения оценки «4» ТРЕБУЕТСЯ набрать 9 баллов.

Для получения оценки «5» ТРЕБУЕТСЯ набрать 10 баллов.

        Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно вернуться.

  1. Дополните определение: Измерения, проводимые для определения отметок точек местности или их разности называют _____________.

  1. Выберете правильное соотношение терминов.

А. Геометрическое нивелирование

Б. Тригонометрическое нивелирование

В. Стереофотограммметрическое нивелирование

1. Определение превышений между точками по измеренному между ними расстоянию и углу наклона.

2. Непосредственное определение разности высот двух двух точек с помощью горизонтального визирования луча.

3. Определение превышений по паре фотоснимков одной и той же местности.

  1. Уберите в ответах лишний вид нивелирования

Физическое нивелирование делится на 3 вида:

А. Барометрическое нивелирование

Б. Тригонометрическое нивелирование

В. Гидростатическое нивелирование

Г. Радиолакационное нивелирование

  1. Перечислите необходимые условия для проведения геодезических измерений.
  1. Дополните определение: Обозначенные на местности точки, от которых выполняют геодезические измерения, называются __________.
  1. Дополните определение: Точки, положение которых на местности необходимо определить, называют ___________.
  1. Уберите в ответах лишнее

Дополнительными комплектующими нивелира являются:

А. Штативы

Б. Рейки

В. Отвесы

Г. Лазерные уровни

  1. Выберете правильный ответ 

Какое изображение имеет нивелир с компенсатором VEGA L 30?

А. Прямое

Б. Перевернутое

  1. Выберете правильный ответ

По какой формуле находят угол между определяемыми точками А и В?

А. β - α 

Б. Не применяют формул

В. α - β.

  1. Выберете правильный ответ

Какие отсчеты берут по нивелирной рейке для измерения расстояния нивелиром?

А. По верхней и по нижней нитям

Б. Не берут отсчетов

В. По средней нити

Эталон ответов

  1. Нивелированием
  2. А-2; Б-1; В-3
  3. Б - тригонометрическое
  4. Объект, Субъект, Мерный прибор, Метод измерения, Внешняя среда
  5. Исходными
  6. Определяемыми.
  7. Г – лазерные уровни
  8. А – прямое
  9. В. α - β
  10.  А.

Технологическая карта выполнения

практической работы

ОП 04 Основы геодезии

Тема урока: «Геодезические инструменты»

Цель: На ОП 04 Основы геодезии Вы должны овладеть следующей компетенцией:

РПК 1.6. Выполнять инженерные изыскания геодезическими приборами.

Задание: Выполнить измерения превышений методом геометрического нивелирования.

  • 1. Измерения превышения (методом геометрического нивелирования).
  • 2. Измерение расстояния нивелиром
  • 3. Измерение угла нивелиром и теодолитом.
  • 4. Контроль качества выполненных работ.

Технология выполнения самостоятельной  практической работы

Время выполнения 28 минут.

Действия

Задание

Технология выполнения задания

1 шаг

Внимательно ознакомьтесь с заданием.

                   

Вспомните технологию выполнения геометрического нивелирования.

2 шаг

Установка нивелира в горизонтальное положение. 


  • Установите необходимую высоту штатива и разместите штатив на земле.
  • Используя становой винт, плотно закрепите нивелир на штативе.
  • Подъемными винтами А,В,С установите пузырек в центр.

3 шаг

Наведение и фокусировка

  • Сетка нитей: Наведите зрительную трубу на рейку, используя прицел (визир). Вращая окуляр добейтесь четкого изображения сетки нитей.
  • Наведение: Вращайте кремальеру вперед или назад на рейку до тех пор, пока не появится отчетливое изображение рейки в центре поля зрения.

4 шаг

Измерения превышения (методом геометрического нивелирования).

  • Наведите на переднюю рейку, снимите отсчет по средней нити. Запишите в тетрадь. Наведите на заднюю рейку, снимите отсчет по средней нити. Запишите в тетрадь. Произведите вычисление.

5 шаг

Измерение расстояния нивелиром

  • Возьмите отсчет по верхней и нижней дальномерным нитям и расстояние меду прибором и рейкой вычислите по формуле: (отсчет по верхней нити – отсчет по нижней нити)*100. Проведите контроль расстояния рулеткой.

6 шаг

Измерение угла нивелиром и теодолитом.

  • Установите необходимую высоту штатива и разместите штатив на земле.
  • Используя становой винт, плотно закрепите теодолит на штативе.
  • Подъемными винтами А,В,С установите теодолит в горизонтальное положение.
  • Наведите вертикальную нить сетки нитей на цель т.А и возьмите отсчет угла α на лимбе. Наведите вертикальную нить сетки нитей на цель т.В и возьмите отсчет угла β на лимбе. Угол между т.А и т.В = α - β.

7 шаг

Результаты выполнения работы покажите группе и поясните.

Технологическая карта выполнения

практической работы

ОП 04 Основы геодезии

Тема урока: «Геодезические инструменты»

Цель: На ОП 04 Основы геодезии Вы должны овладеть следующей компетенцией:

РПК 1.6. Выполнять инженерные изыскания геодезическими приборами.

Задание: Выполнить измерения горизонтального угла с помощью геодезического прибора теодолита.

  • 1. Измерения горизонтальных углов.
  • 2. Контроль качества выполненных работ.

№ п.п

Наименование

Количество единиц

Теодолит

1

Штатив

1

Отвес

1

Рулетка

1

Шпильки

2

Колышки

по потребности

Молоток

1

Полевые журналы, вычислительная бумага, чертёжная бумага

по потребности

Микрокалькуляторы

по числу практикантов в бригаде

Чертёжные принадлежности

по числу практикантов в бригаде

Инструкция по технике безопасности (ПГБ-73)

1

Рекомендуемый перечень материально-технического обеспечения

Технология выполнения самостоятельной  практической работы    Время выполнения 28 минут.

Действия

Задание

Технология выполнения задания

1 шаг

Внимательно ознакомьтесь с заданием.                   

Вспомните технологию выполнения измерения горизонтальных углов.

2 шаг

Установка теодолита в горизонтальное положение. 


  • Установите необходимую высоту штатива и разместите штатив на земле.
  • Используя становой винт, плотно закрепите теодолит на штативе.
  • Подъемными винтами А,В,С установите пузырек цилиндрического уровня в центр (нульпункт уровня).

3 шаг

Наведение и фокусировка

  • Сетка нитей: Наведите зрительную трубу на рейку, используя прицел (визир). Вращая окуляр добейтесь четкого изображения сетки нитей.
  • Наведение: Вращайте кремальеру вперед или назад на рейку до тех пор, пока не появится отчетливое изображение рейки в центре поля зрения.

4 шаг

Измерения горизонтальных углов.

  • Наведите вертикальную нить сетки нитей на цель т.А и возьмите отсчет угла α на лимбе. Снимите отсчет (градусов и минут) по микроскопу. Запишите в тетрадь.
  • Наведите вертикальную нить сетки нитей на цель т.В и возьмите отсчет угла β на лимбе. снимите отсчет (градусов и минут) по микроскопу. Запишите в тетрадь.
  • Угол β между т.А и т.В = α - β. Произведите вычисление.

5 шаг

Результаты выполнения работы покажите группе и поясните.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по информатике на тему: "Измерение информации"

Урок 2. Информация и её свойства. Измерение информацииЦели: освоить основные подходы к измерению информации формулу вычисления количества информации; уметь решать задачи на нахождение количества...

Методическая разработка урока по теме: лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника"

Программа разработана на основе Примерной программы и  в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреж...

План урока по теме "Размерные признаки тела человека. Обозначения размерных признаков. Последовательность и правила измерения фигуры. Таблица размерной типологии женщин"

Тема раздела: Теоретические основы конструированияТема урока: Размерные признаки тела человека. Обозначения размерных признаков. Последовательность и правила измерения фигуры. Таблица размерной типоло...

План-конспект урока по теме "ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ЗАЩИТНОГО ЗАЗЕМЛЕНИЯ"

План-конспект урока по теме "ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ЗАЩИТНОГО ЗАЗЕМЛЕНИЯ"...

Бинарный урок. Методическая разработка урока по дисциплинам: «Математика»; «Взаимозаменяемость, допуски, посадки и технические измерения».

Данный бинарный урок показывает межпредметные свяэи, способствует развитию логического мышления, позволяет применять полученные знания по математике на практике, формирует  спосбность решать проб...

Презентация к уроку по физике "Измерение температуры"

Урок "Измерение температуры проводился в группе 1 курса колледжа по провессии "Слекарь контрольно - измерительных приборов и аппаратуры". Необходимо было показать студентам, как  з...