Методическая разработка открытого урока на тему: "Комплекс инженерных сооружений на автомобильных дорогах"
методическая разработка на тему

 

Цели урока:

обучающая:

§   контроль знаний по предыдущей теме: «Введение»

§   знакомство с новыми понятиями и терминами по теме: «Комплекс   инженерных сооружений на автомобильных дорогах»

§   формирование представления об основных элементах автомобильной дороги

§   формирование представления об искусственных сооружениях

§   закрепление знаний и умений, полученных на уроке

 

              воспитательная:

§   воспитание способности к применению полученных знаний в профессиональной деятельности, ответственности за выполненную работу

§   воспитывать уважение к чужому мнению

§   воспитание толерантности в группе

§   воспитывать любовь к труду и к своей профессии дорожника

 

              развивающая:

§   развивать внимание, умение общаться и выделять главное

§   умение работать в группе

§   развивать познавательный интерес, логическое и творческое мышление студента

§   уметь перенести полученные навыки и знания в новые условия

§   установить логическую взаимосвязь между специальными предметами  

 

Планируемый результат:

 Закрепление полученных знаний и их применение в профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsyo_gotovoe.docx702.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Комплекс инженерных сооружений на автомобильных дорогах»

предмет: «Изыскания и проектирование автомобильных дорог»

специальность:  270206

группа:  121

преподаватель:  Пузакина С.А.

дата проведения:  5 февраля 2010 г.

место проведения: кабинет № 52.

Цели урока:

обучающая:

  • контроль знаний по предыдущей теме: «Введение»
  • знакомство с новыми понятиями и терминами по теме: «Комплекс   инженерных сооружений на автомобильных дорогах»
  • формирование представления об основных элементах автомобильной дороги
  • формирование представления об искусственных сооружениях
  • закрепление знаний и умений, полученных на уроке

              воспитательная:

  • воспитание способности к применению полученных знаний в профессиональной деятельности, ответственности за выполненную работу
  • воспитывать уважение к чужому мнению
  • воспитание толерантности в группе
  • воспитывать любовь к труду и к своей профессии дорожника

              развивающая:

  • развивать внимание, умение общаться и выделять главное
  • умение работать в группе
  • развивать познавательный интерес, логическое и творческое мышление студента
  • уметь перенести полученные навыки и знания в новые условия
  • установить логическую взаимосвязь между специальными предметами  

Планируемый результат:

 Закрепление полученных знаний и их применение в профессиональной деятельности.

Межпредметные связи:

Транспортные сооружения, строительство автомобильных дорог, материаловедение,  здания и сооружения на автомобильных дорогах, геология и грунтоведение.

Вид занятия:

Урок закрепления пройденной темы: «Введение» и получение теоретических знаний в профессиональной деятельности специалиста.

Тип занятия:

Комбинированный.

Методы обучения:

Объяснительно – иллюстрационный, информационно развивающий.

Средства обучения:

Раздаточный материал, доска, мел, процессор, экран, проектор.

Место проведения:

Кабинет № 52.

Литература:

Л.Л.Лавриненко «Изыскания и проектирование автомобильных дорог», стр. 9-14.

Ход проведения урока:

Организационный момент

  • приветствие студентов
  • отметка отсутствующих на занятии

Постановка цели урока

  • знакомство студентов с ходом занятия
  • постановка задач перед студентами

Дополнение к предыдущей теме

  • доклад студента на тему: «История развития дорог в России»
  • защита презентации
  • фронтальный опрос группы для закрепления изложенного материала

Опрос студентов по предыдущей теме: «Введение»

  • опрос группы с помощью тестов

Изложение нового материала

  • Основные конструктивные элементы автомобильной дороги и их назначение
  • Искусственные сооружения и их назначение
  • защита презентации

Закрепление новой темы

  • закрепление с помощью фронтального опроса, после каждого рассмотренного вопроса
  • закрепление новой темы с помощью кроссворда

Итоги урока

  • общая оценка работы и активности студентов
  • подведение итогов по всем видам работы

Домашнее задание

  • конспект
  • учебник Л.Л. Лавриненко стр. 9-14

Структура урока:

(На экране изображение автомобильной дороги)

Преподаватель приветствует студентов и отмечает отсутствующих на уроке, объясняет цели и задачи данного урока.

Прежде чем перейти к закреплению предыдущей темы давайте её дополним с помощью доклада на тему: «История развития дорог в России».

(во время выступления докладчика на экране идёт защита презентации)

«История развития дорог в России»

Тот, кто думает, что дороги появились на нашей планете недавно – сильно ошибается. Дороги были всегда, даже тогда, когда самого человека на Земле еще не было. Животные, например, всегда бежали на водопой по вытоптанным ими же относительно безопасным дорогам, не рискуя при этом провалиться в глубокую яму или утонуть в болоте. Но пришел человек. Его уже не устраивали стихийно образованные и проходящие через леса и горы узенькие тропинки.

Человек должен был передвигаться не только сам, но и придумать что-то, чтобы сделанные им повозки не застревали в грязи в осеннюю распутицу. И человек стал строить дороги.

Сначала это были просто вымощенные булыжником или кусками песчаника узкие и длинные полосы.

 Но, на протяжении веков дороги совершенствовались, и сегодня это многополосные, имеющие собственную инфраструктуру сооружения, имеющие развязки, мосты через водные преграды, пробитые в горах и лежащие под водой многокилометровые тоннели. Всё это – дороги.

История строительства дорог сама похожа на длинную и извилистую дорогу. Давайте вспомним историю лишь одного из ее участков, историю дорог России.

России с дорогами не повезло. Дело не в особенностях природно-географических условий, и даже не в трудностях, в виде большого количества препятствий, например, лесов и болот. Дело в том, что большинство стран Запада возникли на месте другой величайшей древней цивилизации - Римской империи. От нее осталось не только лежащее в основе современной юриспруденции римское право, но и великолепная дорожная система. Территория же России – это дикие, пересекаемые широкими реками неосвоенные просторы, само передвижение по которым всегда было связано с огромными трудностями и риском. Но двигаться было нужно, что, так или иначе, привело к началу строительства дорог.

Первые серьезные дорожные работы начались в начале Х века, а уже в XI приобрели не только государственный статус, но и законодательно были установлены тарифы на различные виды дорожных работ.

В петровскую пору, надзор за дорогами перешёл к центральному налоговому ведомству, собиравшему и дорожную пошлину, предшественницу современного дорожного сбора с автотранспорта. Крупнейшим объектом дорожного строительства петровского времени, было строительство «прешпективной» (так в то время называли прямолинейную) дороги из Петербурга в Москву.

Екатерина II придала дорожному строительству характер важной государственной задачи, причем основным она считала достижение максимального качества дорог. С этой целью она провела «губернскую реформу», по которой большинство центральных ведомств было ликвидировано, а вместо этого полномочия передавались губерниям и уездам.

На рубеже XIX-XX веков, на российских дорогах появился первый автотранспорт, в том числе и первые российские автомобили.

Собственно говоря, с этого момента сеть автодорог начала расти, причем увеличивалась не только протяженность сети дорог, но и улучшалось их состояние, внедрялись технологические новшества.

Как ни странно, но огромное влияние на развитие дорожной сети России оказали революции 1917 года и гражданская война. Дороги тогда строились быстро и с неплохим качеством

Основной рабочей силой на строительстве дорог, являлись заключённые.

Несмотря на неэффективность управления, за счет каторжных мер, страна только во второй пятилетке (1933-1937 годы) получила более 230 тысяч километров профилированных грунтовых дорог.

Возможно, ситуация улучшилась бы в третьей пятилетке, но её выполнению помешала Великая Отечественная война. Война полностью разрушила 91 тысячу километров автомобильных дорог и 90 тысяч мостов, поэтому после окончания войны, первостепенной задачей, вставшей перед дорожными службами, стал ремонт и восстановление дорог.

Пик дорожного строительства в СССР приходится на 60-70-е годы. Наконец-то на строительство стали выделять не только огромные деньги, но дорожники получают современную строительную технику

Начавшийся в стране кризис на какое-то время сократил темпы дорожного строительства, но, несмотря на сложности, уже в 1997–1999 гг. наметились реальные сдвиги, как в развитии дорожной сети, так и в эффективности функционирования дорожного хозяйства.

А протяженность автомобильных дорог РФ сегодня достигает почти миллиона километров, и 769,3 тыс. км. из них - дороги с твёрдым покрытием. В настоящее время при поддержке Правительства Российской Федерации ведется активная работа над долгосрочной программой развития национальной сети российских автомобильных дорог до 2025 года.

Основная задача этой программы - сделать Россию страной развитой автомобилизации и отличных дорог. Будем надеяться, что эта сложнейшая задача будет выполнена не только в центральной части, но и в северной части России, на Дальнем Востоке и в Сибири.

Далее фронтальный опрос для закрепления изложенного материала.

вопросы для фронтального опроса:

  • Строительство какой дороги, при правлении Петра I, стало крупнейшим объектом дорожного строительства?
  • В каком веке в России появился первый автомобиль?
  • До какого года в РФ предусмотрена долгосрочная программа развития российских автомобильных дорог?

ответы:

  • дорога Санкт – Петербург – Москва
  • на рубеже 19 – 20 в.
  • до 2025г.

Далее повторим предыдущую тему: «Введение» с помощью тестов. Тесты выполнены четырёх вариантов, в каждом варианте 4 вопроса.

 Каждому студенту раздаётся один вариант, и в течении нескольких минут, он должен правильно ответить на четыре вопроса.

Тесты по предмету: Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов

 Тема: Введение

__________________________________________________________

Заполнить пропуски

1.Перспективная на 20 лет интенсивность движения составляет 6420 авт/сут. Дорога относится к__________ категории.

2.Автомобильная дорога соединяет два районных центра. По административному подчинению она относится к ________________ дорогам.

3.Основная расчётная скорость движения на дороге четвёртой категории составляет________ км /час.

4.Показатель транспортной работы дороги при перевозке грузов, равный произведению массы перевезённых грузов на расстояние называется___________.

                                                                                      Вариант №1.  

Тесты по предмету: Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов

 Тема: Введение

__________________________________________________________

Заполнить пропуски

1.Перспективная на 20 лет интенсивность движения составляет 440 авт/сут. Дорога относится к__________ категории.

2.Автомобильная дорога соединяет город Москву со столицей Беларуси городом Минском. По административному подчинению она относится к________________ дорогам.

3.Основная расчётная скорость движения на дороге третьей категории составляет

________ км /час.

4.Максимальная безопасная скорость движения одиночного легкового автомобиля, обеспечиваемая дорогой при хорошей видимости и сухом покрытии называется  ___________ скоростью.

                                                                                      Вариант №2.  

Тесты по предмету: Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов

 Тема: Введение

__________________________________________________________

Заполнить пропуски

1.Перспективная на 20 лет интенсивность движения составляет 1820 авт/сут. Дорога относится к__________ категории.

2.Автомобильная дорога соединяет областной центр с районным. По административному подчинению она относится к ________________ дорогам.

3.Основная расчётная скорость движения для дорог второй  категории составляет

________ км /час.

4.Количество транспортных средств, проходящих через определённое сечение дороги в обоих направлениях за единицу времени называется _____________.

                                                                                      Вариант №3.  

Тесты по предмету: Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов

 Тема: Введение

__________________________________________________________

Заполнить пропуски

1.Перспективная на 20 лет интенсивность движения составляет 2300 авт/сут. Дорога относится к__________ категории.

2.Автомобильная дорога Москва - Астрахань по административному подчинению относится к дорогам ________________ значения.

3.Основная расчётная скорость движения на дороге первой (а) категории составляет________ км /час.

4.Суммарная масса грузов и транспортных средств, прошедших по данному участку дороги в обоих направлениях за единицу времени называется___________

дороги.

                                                                                      Вариант №4.  

Ответы на тесты

по предмету: Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов

 Тема: Введение

__________________________________________________________

Заполнить пропуски

1.Перспективная на 20 лет интенсивность движения составляет 6420 авт/сут. Дорога относится ко второй категории.

2.Автомобильная дорога соединяет два районных центра. По административному подчинению она относится к  территориальным дорогам.

3.Основная расчётная скорость движения на дороге четвёртой категории составляет 80 км /час.

4.Показатель транспортной работы дороги при перевозке грузов, равный произведению массы перевезённых грузов на расстояние называется грузооборотом.

                                                                                      Вариант №1.  

Ответы на тесты

по предмету: Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов

 Тема: Введение

__________________________________________________________

Заполнить пропуски

1.Перспективная на 20 лет интенсивность движения составляет 440 авт/сут. Дорога относится к четвёртой категории.

2.Автомобильная дорога соединяет город Москву со столицей Беларуси городом Минском. По административному подчинению она относится к федеральным дорогам.

3.Основная расчётная скорость движения на дороге третьей категории составляет

100 км /час.

4.Максимальная безопасная скорость движения одиночного легкового автомобиля, обеспечиваемая дорогой при хорошей видимости и сухом покрытии называется  расчётной скоростью.

                                                                                      Вариант №2.  

Ответы на тесты

по предмету: Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов

 Тема: Введение

__________________________________________________________

Заполнить пропуски

1.Перспективная на 20 лет интенсивность движения составляет 1820 авт/сут. Дорога относится к третьей категории.

2.Автомобильная дорога соединяет областной центр с районным. По административному подчинению она относится к  территориальным дорогам.

3.Основная расчётная скорость движения для дорог второй категории составляет

120 км /час.

4.Количество транспортных средств, проходящих через определённое сечение дороги в обоих направлениях за единицу времени называется интенсивностью движения.

                                                                                      Вариант №3.  

Ответы на тесты

по предмету: Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов

 Тема: Введение

__________________________________________________________

Заполнить пропуски

1.Перспективная на 20 лет интенсивность движения составляет 2300 авт/сут. Дорога относится к третьей категории.

2.Автомобильная дорога Москва - Астрахань по административному подчинению относится к дорогам федерального значения.

3.Основная расчётная скорость движения на дороге первой (а) категории составляет150 км /час.

4.Суммарная масса грузов и транспортных средств, прошедших по данному участку дороги в обоих направлениях за единицу времени называется грузонапряжённостью дороги.

                                                                                      Вариант №4.  

А теперь давайте перейдём к новой теме, запишем её название и два основных вопроса которые мы должны сегодня рассмотреть.

(на экране название темы и два основных вопроса)

Студенты в тетрадь записывают тему.

(затем презентация меняется и появляется фотография автомобильной дороги)

Тема: Комплекс инженерных сооружений на автомобильных дорогах.

Вопрос №1.

Основные конструктивные элементы автомобильной дороги и их назначение.

(На экране фото современной дороги)

Автомобильная дорога – сложный комплекс инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения постоянного (круглосуточного и круглогодичного) безопасного и удобного движения автомобильного транспорта с высокими скоростями и расчётными нагрузками.

Автомобильная дорога состоит из основных элементов:

  • земляное полотно
  • дорожная одежда
  • искусственные сооружения
  • обстановка дороги

Земляное полотно – дорожное сооружение, служащее основанием для размещения слоёв дорожной одежды и других элементов дороги.

В зависимости от рельефа местности земляное полотно проектируют в виде насыпи и в виде выемки.

(На экране фото земляного полотна запроектированного в виде насыпи)

Насыпь – искусственно отсыпанный грунт выше поверхности земли, имеющий форму трапеции.

Выемка – земляное сооружение ниже поверхности земли, имеющего заданную форму и очертания.

(на экране фото выемки)

(На экране схема основных элементов дороги)

Основные элементы дороги:

а) в насыпи                              б) в выемке

                                                                 

              1. земляное полотно                                            7. обочина

              2. основание насыпи                                            8. откосная часть насыпи

              3. тело насыпи                                                      9. боковая водоотводная канава

              4. верхняя часть земляного полотна (рабочий слой)  10. откосная часть выемки

              5. дорожная одежда                                                        11. дренаж

              6. проезжая часть                                                            12. уровень грунтовых вод

Независимо от погодных условий и времени года земляное полотно должно сохранять свою геометрическую форму.

Основные элементы земляного полотна:

  • верхняя часть земляного полотна (рабочий слой)
  • тело насыпи (с откосными частями)
  • откосные части выемки и основания выемки
  • устройство для понижения или отвода грунтовых вод (дренаж)
  • поддерживающие и защитные геотехнические устройства и конструкции, предназначенные для защиты земляного полотна от опасных геологических процессов (сели, лавины, эрозии и т.д.)

Верхняя часть земляного полотна (рабочий слой) представляет собой часть полотна, её располагают на участке от низа дорожной одежды на 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 от поверхности покрытия проезжей части.

Рабочий слой проектируют вместе с конструкцией дорожной одежды.

Тело насыпи земляного полотна располагают ниже рабочего слоя и чаще отсыпают на участках высоких насыпей, применяя местный или привозной грунт.

Основание насыпи – естественный грунт с ненарушенной структурой, на котором сооружают земляное полотно.

Основание выемки – массив грунта ниже границы рабочего слоя.

Откосные части насыпи или выемки – боковые наклонные поверхности, которые ограничивают искусственно отсыпанное земляное сооружение.

Дорожная одежда – многослойная конструкция, воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая её на грунтовое основание.

Затем фронтальный опрос по  пройденному материалу.

Вопросы для опроса:

  • Что такое автомобильная дорога?
  • Что такое земляное полотно?
  • Основные элементы земляного полотна?

Ответы:

  •         Автомобильная дорога – сложный комплекс инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения постоянного (круглосуточного и круглогодичного) безопасного и удобного движения автомобильного транспорта с высокими скоростями и расчётными нагрузками.
  •        Земляное полотно – дорожное сооружение, служащее основанием для размещения слоёв дорожной одежды и других элементов дороги.

  •        Верхняя часть земляного полотна (рабочий слой), тело насыпи (с откосными частями), откосные части выемки и основания выемки, устройство для понижения или отвода грунтовых вод (дренаж), поддерживающие и защитные геотехнические устройства и конструкции, предназначенные для защиты земляного полотна от опасных геологических процессов (сели, лавины, эрозии)

Вопрос №2.

 Искусственные сооружения и их назначение

.

(На экране презентация «Искусственные сооружения и их назначение»)

При проложении автомобильной дороги на местности приходится преодолевать различные препятствия: ручьи, реки, овраги, канавы, суходолья, ущелья, горные хребты, существующие автомобильные и железные дороги.

Для обеспечения непрерывного и безопасного движения автомобилей предусматривают искусственные сооружения: трубы, мосты, путепроводы, тоннели, эстакады, виадуки, специальные сооружения на горных дорогах.

Наиболее распространенными видами искусственных сооружений на дорогах являются трубы и мосты.

Стоимость труб, а также мостов малых пролетов составляет 20%, а в горных условиях до 50 % и более стоимости всей дороги, поэтому рациональное проектирование этих сооружений имеет большое значение. 

(На экране фото водопропускных труб)

                                                         

   

 

Труба — это искусственное сооружение,  устраиваемое в нижней части насыпи дороги, при пересечении небольших ручьёв.

Они предназначены для пропуска  небольших объёмов воды под дорогой. В некоторых случаях трубы используются в качестве путепроводов тоннельного типа, а также скотопрогонов в сельской местности. 

(На экране  фото трубы, которая служит в качестве путепровода)

                         

Трубы не меняют условий движения автомобилей и располагаются при любых сочетаниях плана и продольного профиля дороги. Они не стесняют проезжей части и обочины, не требуют изменения вида дорожной одежды, практически не чувствительны к возрастанию временной нагрузки и динамическим ударам, требуют меньшего расхода материала на постройку и меньших затрат на содержание и ремонт, допускают более высокие скорости течения воды в сооружении по сравнению с мостами, а поэтому при разных размерах пропускная способность их выше.

Трубы  классифицируются по следующим признакам:

1. по форме поперечного сечения трубы:

а) круглые 

б) прямоугольные

в) овальные

г) эллиптические

д) треугольные (только деревянные)

е) трапецеидальные (только деревянные)

(На экране фото трубы круглого сечения)

2. по количеству отверстий:

а) одноочковые

б) двухочковые

в) многоочковые

(На экране фото двухочковой трубы)

3. по характеру протекания воды:

а) напорные трубы (вода заполняет всё сечение трубы)

б) безнапорные трубы (поток на всём протяжение имеет свободную поверхность)

в) полунапорные трубы (входное сечение трубы затоплено, а на остальном протяжение поток имеет свободную поверхность

4. по материалу из которого они изготавливаются:

а) бетонные

б) железобетонные

в) каменные (в настоящее время не применяют, так как они не отвечают современным требованиям индустриализации строительства)

г) деревянные (очень редко, для дорог 4 и 5 категории в качестве временных   сооружений)

д) металлические (оцинкованные металлические гофрированные трубы, которые примерно на 20 % экономичнее железобетонных)

(на экране трубы изготовленные из разного материала)

               

Отверстия круглых труб принимают стандартных диаметров:

 0,5; 0,75; 1,0; 1,25; 1,5 и 2,0 м - в зависимости от пропускаемого расхода воды.

(На экране изображение конструкции трубы)

Конструкция водопропускной трубы:

а) общий вид;            б) продольный разрез

D:\СВЕТА\труба\0-truba.jpg

Рис.1 (водопропускная труба)

                                 

Основные элементы водопропускной трубы:

1. входной оголовок;

2. выходной оголовок;

3. уплотненный грунт или подушка из грунтощебня;

4. укрепление русла.

Труба состоит из средней части, входного и выходного оголовков. Средняя часть трубы состоит из отдельных звеньев, изготовляемых на заводе железобетонных конструкций. Оголовки и звенья укладываются на фундамент. Фундаменты труб, обеспечивающие равномерное распределение давления на грунт и объединение звеньев трубы в продольном направлении, делают сборными из бетонных блоков или монолитными бетонными.

Звенья железобетонных и бетонных дорожных труб отверстием до 1,5 м, а также металлические трубы укладывают на уплотненный грунт или подушку из грунтощебня.

Для уменьшения просачивания воды стыки (швы) между элементами трубы заделывают гидроизоляционными материалами, например просмоленной паклей; снаружи покрывают слоями рубероида на битуме, а изнутри затирают цементным раствором.

Предварительно все звенья с наружной стороны, а также элементы оголовков со стороны грунта покрывают битумом, чтобы предотвратить разрушение бетона агрессивными грунтовыми водами.

(На экране фото укладки звеньев трубы)

             

(На экране фото разрушенного земляного полотна)

Неправильный расчёт при подборе трубы может привести к разрушению земляного полотна.

                                                                     

Мост – искусственное сооружение, которое прокладывает путь над препятствием.

(На экране фото мостов)

       

Конструкция моста: 

(На экране изображение конструкции моста)

D:\СВЕТА\тоннель\mosty2.jpg

(На экране схема моста)

Схема моста:

G:\3.JPG

Основные элементы моста: 

1. устои моста

2. пролётное строение моста

Мосты и мостовые сооружения можно классифицировать по различным критериям:

1. по виду преодолеваемого препятствия мосты бывают:

а) через реки, ручьи, и подобные водотоки - мост

б) через дороги, так называемые путепроводы и эстакады

в) через овраги, ущелья, называемые виадуки

2. по назначению:

а) железнодорожные мосты

б) автодорожные мосты

в) пешеходные мосты

г) для совмещенного движения транспорта

3. по материалу:

а) деревянные мосты

б) каменные мосты

в) железобетонные мосты

г) металлические мосты

4. по типу опорной конструкции мосты делятся на:

  • Балочные - самый простой вид мостов. Предназначены для перекрытия небольших пролётов. Пролётные строения — балки, перекрывающие расстояние между опорами.

  • Консольные - состоит из консолей. В настоящее время сооружается редко.

  • Висячие - мост, в котором основная несущая конструкция выполнена из гибких элементов (кабелей, канатов, цепей и др.), работающих на растяжение, а проезжая часть подвешена. Этот вид представляют все крупнейшие по длине и высоте пролёта мосты мира.

  • Вантовые - разновидность висячих мостов: роль основной несущей конструкции выполняет вантовая ферма, выполненная из прямолинейных стальных канатов.

  • Арочные - основными несущими конструкциями являются арки или своды. При этом опорам передаются не только вертикальные, но и горизонтальные усилия.

  • Понтонные или наплавные - временные мосты на плавучих опорах.

  • Стоит отметить отдельно горбатые мосты, которые отличаются своей формой: они существенно выгнуты вверх.

  • Разводные особый тип моста, имеющий подвижное пролётное строение. Разводные мосты как правило строят на судоходных реках и каналах, по которым ходят крупногабаритные суда.

А теперь я хочу вас познакомить с самыми известными мостами в мире.

На этих примерах мы наглядно сможем с вами познакомиться с конструкцией и классификацией мостов.

Мост «Золотые ворота»

(На экране фото с изображением моста)

Очень красивый висячий мост «Golen Gate», что в переводе на русский язык означает «Золотые ворота», соединяющий город Сан-Франциско на севере полуострова Сан-Франциско и южную часть округа Марин, рядом с пригородом Саусалито.

 Строительство «Золотых ворот» началось 5 января 1933 года и продолжалось более четырех лет.

Официальное открытие «Золотых ворот» для пешеходов состоялось 27 мая 1937 года в 6 часов утра. И первые 12 часов он принадлежал только им. На следующий день по сигналу президента Рузвельта, поступившему из Белого дома, на мост въехали первые автомобили.

Как единственный выезд из Сан-Франциско на север, мост «Золотые Ворота» является частью как федерального шоссе так и шоссе штата Калифорния. Автомобильное движение по нему осуществляется по шести полосам.

Восхищает данное сооружение не только размерами: длина моста 1970 метров, длина основного пролета — 1280, высота опор — 230 метров над водой. От проезжей части до поверхности воды — 67 метров, а также своей красотой. За красоту мост «Золотые ворота» получил много призов.

Мост над проливом «Золотые ворота» стал национальной гордостью американцев.

На сегодняшний день мост считается одним из самых узнаваемых и красивых в мире.

«Большой Обуховский мост»

(На экране фото с изображением моста)

Большо́й Обу́ховский мост (часто называющийся просто «Вантовым мостом») — вантовый, неразводной мост через Неву.

Городу был необходим новый, большой, не разводной мост, который соединил бы оба берега Невы, и под которым могли бы в любое время суток проходить суда любого размера. 4 апреля 2001 года было принято историческое решение, утверждающее новый вариант вантового моста через Неву, строительство которого было начато сразу же весной 2001 года.

Вантовый мост строился ударными темпами, 15 декабря 2004 года состоялось торжественное открытие его первой очереди.

Вантовый мост уникален – общая длина мостового перехода равна 2824 метра, в том числе сам мост длиною в 994 метра и съезды с него. Пилоны моста имеют высоту 126,5 метров. Подмостовой габарит (высота от уровня воды до пролетного строения) составляет 30 метров, благодаря чему под ним свободно проходят любые суда класса «река-море». Общая площадь искусственных сооружений занимает 136 тысяч квадратных метров. Новый мост стал вторым по высоте сооружением в Петербурге после гигантской телебашни, а по длине своего пролета вошел в число сорока наиболее крупных вантовых мостов в мире.

19 октября 2007 года был торжественно открыт мост-«близнец» – вторая очередь моста, и с января 2008 года на каждой из «половинок моста» было организовано одностороннее четырёхполосное движение.

Мост «Тауэр бридж»

(На экране фото с изображением моста)

                                   

Тауэрский мост - самый знаменитый разводной мост Лондона, являющийся одним из символов города. Он имеет необычный, легко запоминающийся и узнаваемый внешний вид: на массивных речных опорах стоят две готические башни, соединённые разводными пролётами и двумя высотными пешеходными галереями. Мост облицован камнем светло-серого цвета, металлические конструкции его выкрашены в белый, синий и красный цвета (красного цвета в экстерьере моста меньше всего, поэтому он незаметен издалека, в частности на фотографиях моста общим планом) - это цвета государственного флага Объединённого Королевста, Union Jack'а. Таким мост стал в 1977 году (до этого, с момента своего открытия, он весь был шоколадного цвета), и перекрасили его в честь юбилея королевы Елизаветы II (в 1976 году ей исполнилось 50 лет).

Строительство моста началось летом 1886 года и было закончено спустя 8 лет.

Мост выполняет довольно ответственную работу: в нормальном режиме по нему едет нескончаемый поток машин. А в определенные часы мост раздвигается, чтобы пропустить крупное судно. Длина Тауэрского моста составляет 244м. На каждой его стороне есть две башни, каждая высотой 65 м. Мост разделен на две части, каждая из которых может подниматься во время хода корабля под углом в 83 градуса. Кроме разводящейся проезжей части, на мосту был устроен переход для пешеходов, поднятый на высоту 44 метра.

 Развод тысячетонных крыльев Тауэрского моста происходит всего за 1 минуту. Торжественное открытие нового моста состоялось 30 июня 1894 года Принцем Уэльским Эдуардом и его супругой принцессой Александрой.

«Горбатый мост (Гатчина)»

(На экране фото с изображением моста)

Гатчина - небольшой живописный городок, расположенный в 46 километрах к юго-западу от Санкт-Петербурга, знаменит своими дворцово-парковыми ансамблями.

Одной из достопримечательностей этого города является Горбатый мост

Горба́тый мост — мост в Дворцовом парке Гатчины.

Старое название моста — Мост между островами происходит от того, что это единственный из множества мостов Дворцового парка, связывающий между собой два острова Белого озера, остальные мосты связывают острова с континентом.

Мост имеет два широких береговых устоя, оформленных в виде террас — обзорных площадок. Террасы и пролёт моста обнесены балюстрадой, в средней части моста устроены каменные скамьи для отдыха.

Поскольку архитектура моста рассчитана на восприятие с большого расстояния, его элементы создают игру света и тени, отчётливо видимую издалека.

Мост через реку Сура

(на экране фото моста)

                       

Первого августа 2009 года город  Алатырь отмечал свое 457-летие. Одним из значимых событий, состоявшихся в День города, стало торжественное открытие железобетонного балочного моста через реку Суру, построенного в рамках республиканской целевой программы ускоренного развития улично-дорожной сети города Алатыря.

Выполнило строительно-монтажные работы по строительству моста через реку Сура ОАО «Ульяновск-Автомост»

Это красивейшее сооружение, решившее проблему десятилетий – надежную переправу через реку, а также в перспективе способствующее развитию города за Сурой в пределах его границ, было построено всего за девять месяцев.

 Размеры моста впечатляют: строительная длина - 210 м, общая длина с подходами – 510м, грузоподъемность – более 80 тонн, ширина- 6,6 м. Для пешеходов здесь предусмотрена пешеходная дорожка, в целях безопасности автомобильного движения сооружение оборудовано светофором. Есть и еще одна немаловажная особенность. На случай, если Сура вновь станет судоходной, один пролет моста строители сделали раздвижным.

Эстакада - инженерное сооружение, которое возводят вместо высоких насыпей или для пропуска дороги на большой длине при сложных пересечениях автомобильных дорог.

(на экране фото эстакады)

 Эстакада состоит из ряда опор и пролетных строений, обычно имеет значительное число пролетов однотипной конструкции.

Материалами для строительства эстакад служат железобетон, сталь или дерево.

(на экране схема эстакады)

Основные элементы эстакады:

  1. пролётное строение эстакады
  2. промежуточная опора

Путепровод – искусственное сооружение, которое служит для пропуска автомобилей через другую автомобильную или железную дорогу.

(На экране фото путепровода)

  В зависимости от вида пересечения дорог путепроводы могут быть:

  • прямолинейными
  • криволинейными (в плане)

Путепровод сооружают преимущественно из сборного железобетона.

(на экране схема путепровода)

J:\4.JPG

Основные элементы путепровода:

  1. устои моста
  2. пролётное строение моста

Тоннель - это искусственное сооружение, которое служит для прокладки автомобильной дороги сквозь толщу горного массива или под водным препятствием.

(На экране фото тоннелей)

               

Классификация тоннелей:

  1. по назначению:

а) железнодорожные

б) автодорожные

в) пешеходные (пешеходный переход)

г) судоходные

  1. по местоположению:

а) горные (проложенные в горных районах - через хребты, водоразделы и отдельные возвышенности)

б) подводные (под реками и водоёмами)

в) городские т.е. тоннели метрополитенов (прокладывают под автомагистралями и улицами с интенсивным движением)

(На экране схема тоннеля)

Схемы тоннелей:

   а) горный тоннель;

   б) подводный тоннель;

   в) городской тоннель;

D:\СВЕТА\тоннель\280631383.jpg

Основной элемент тоннеля: портал (1)

L т – длина тоннеля

H – глубина заложения тоннеля

Участки тоннеля, находящиеся возле его выходов, называются порталами. Предназначенны для обеспечения устойчивости лобового и боковых откосов непосредственно у входного отверстия тоннеля. Порталы придают архитектурный вид входам в тоннель на фоне окружающего ландшафта.

(На экране фото портала)

       

А теперь я хочу вас познакомить с самым длинным автомобильным, на данный момент, тоннелем в мире. Этот тоннель находиться в Норвегии.

Тоннель «Лаэрдаль»

(на экране фото тоннеля)

         

Тоннель Лаэрдаль – открыт с 2000 года, после пяти лет строительства, является самым протяжённым в мире автомобильным тоннелем.

Длина тоннеля от Лэрдаля до Аурланда, который открывает путь к фьордам для туристов - 24, 5 км.

Высота гор, находящимся над тоннелем - около 1800м, а сам тоннель проходит на высоте, которая ненамного превышает уровень моря.

Тоннель необычно оформлен: через каждые 6 километров обустроены в толще скал площадки (карманы) для отдыха, освещенные непривычным сине-желтым светом. В этом тоннеле в каждом из таких карманов цвет освещения меняется. Это сделано для того, чтобы водители не теряли бдительность на протяжении без малого 25-ти километров и не задремали от монотонности езды. Дорога по тоннелю занимает около 20 минут.

Виадук – это искусственное сооружение, представляет собой мост большой высоты, расположенный над глубоким ущельем или оврагом.

(на экране изображение виадука)

Классификация виадуков:

(см. классификацию мостов)

1. по назначению:

а) железнодорожные

б) автодорожные

в) пешеходные

г) для совмещенного движения транспорта

2. по материалу:

а) бетонные

б) каменные

в) железобетонные

г) металлические

(на экране схема виадука)

Схема виадука:

J:\2.JPG

Основные элементы виадука: 

1. устои виадука

2. пролётное строение виадука

А теперь поближе познакомимся с этими инженерными сооружениями. Для примера я выбрала два виадука, каждый из них имеет свой рекорд в строительстве.

(на экране фото виадука «Гёльчтальбрюкке»)

Виадук  «Гёльчтальбрюкке»

Гёльчтальбрюкке — самый большой в мире кирпичный виадук.

Этот железнодорожный мост был построен между 1846 и 1851 гг. (в Саксонии), при его строительстве было использовано более 26 миллионов кирпичей.

Высота моста 77 метров, длина — 578 метров, ширина у основания — 23 метра. Мост выполнен в виде четырехярусной аркады, имеет 29 пролётов.

В настоящее время мост является частью скоростной магистрали Дрезден-Нюрнберг.

При строительстве этой магистрали, необходимо было преодолеть одно из самых больших препятствий — долину реки Гёльч.

В качестве основного материала строительства архитектором был выбран кирпич, весьма необычный материал для тех времен. В этой местности имелись большие месторождения глины, и таким образом, кирпич был дешевым и удобным для доставки.

Мост был заложен 31 мая 1846 года. На строительстве ежедневно использовались 50 000 кирпичей необычного размера: 28х14х6,5 см, вдоль линии строительства работали около 20 кирпичных заводиков. Всего на строительстве было занято 1736 рабочих, из них 31 человек погиб во время проведения работ. После завершения строительства и открытия моста 15 июля 1851 года Гёльчтальбрюкке стал самым высоким железнодорожным мостом в мире, а самым большим кирпичным мостом он остается и в наши дни.

(На экране фото виадука «Мийо»)

Виадук «Мийо»

14 декабря 2004 года на юге Франции был построен самый высокий в мире мост (виадук). Его длина составляет более двух с половиной километров. А одна из опор моста поднимается на 343 метра. Французы гордятся тем, что новый мост не только пополнил галерею их достопримечательностей, но и в чем -то превзошел их. Мост, длиной в 2460 м, поддерживается двумя береговыми и семью трапецеидальными опорами. Расстояние от земли до дорожного полотна составляет в самой высокой точке 270 м. На бетонных опорах закреплена система из 154 стальных тросов-вантов, поддерживающих полотно автомобильной дороги шириной 27,35 м (по две полосы в каждом направлении). Проект был утвержден 9 июля 1996 года. Мост призван служить 120 лет, поэтому имеет большой запас прочности, высокую сейсмическую и погодную устойчивость.

Сооружение моста происходило с двух берегов. Всего на постройку моста было затрачено 27 тыс. куб. м бетона и 36 тыс. т стали (настил). Общий вес сооружения составляет 242 тыс. т. Для безопасности водителей конструкторы значительно расширили полосы аварийной остановки по краям шоссе. Боковые конструкции - трехметровые защитные экраны - чтобы не закрывать чудесный вид, который открывается из окна автомобиля, сделаны максимально прозрачными. Полотно виадука имеет легкий наклон (3,035% с севера на юг) и небольшую кривизну (радиусом 20 т. м).

Cоединив берега реки Тарн неподалеку от города Мелен в 300 км к югу от Парижа, мост стал последним звеном трассы, соединяющей Париж со Средиземным морем в обход самых загруженных участков магистрали и обеспечил прямое автомобильное сообщение между Францией и Испанией.

Закрепление вопроса с помощью фронтального опроса:

Вопросы для фронтального опроса:

  • Что такое труба?
  • Что такое мост?
  • Что такое виадук?
  • Что такое тоннель?

Ответы на вопросы:

  • Труба — это искусственное сооружение,  устраиваемое в нижней части насыпи дороги, при пересечении небольших ручьёв.

  • Мост – искусственное сооружение, которое прокладывает путь над препятствием.

  • Виадук – это искусственное сооружение, представляет собой мост большой высоты, расположенный над глубоким ущельем или оврагом.

  • Тоннель - это искусственное сооружение, которое служит для прокладки автомобильной дороги сквозь толщу горного массива или под водным препятствием.

Для закрепления сегодняшней темы вам предстоит отгадать кроссворд.

(на экране появляется кроссворд)

Преподаватель задает вопросы, и по мере отгадывания на экране появляются правильные ответы.

Вопросы:

  1. Как называется искусственно отсыпанный грунт выше поверхности земли, имеющий форму трапеции?

Ответ: насыпь

  1. Как называется земляное сооружение запроектированное ниже поверхности земли, имеющего заданную форму и очертания?

Ответ: выемка

  1. Как называется искусственное сооружение, которое прокладывает путь над препятствием?

Ответ: мост

  1. Как называется искусственное сооружение,  устраиваемое в нижней части насыпи дороги, при пересечении небольших ручьёв?

Ответ: труба

  1. Как называется инженерное сооружение, которое возводят вместо высоких насыпей или для пропуска дороги на большой длине при сложных пересечениях автомобильных дорог?

Ответ: эстакада

  1. Как называется  искусственное сооружение, которое представляет собой мост большой высоты, расположенный над глубоким ущельем или оврагом.

Ответ: виадук

  1. Как называется искусственное сооружение, которое служит для пропуска автомобилей через другую автомобильную или железную дорогу.

Ответ: путепровод

  1. Как называется искусственное сооружение, которое служит для прокладки автомобильной дороги сквозь толщу горного массива или под водным препятствием.

Ответ: тоннель

Домашнее задание:

  • Л.Л.Лавриненко «Изыскания и проектирование автомобильных дорог», стр.9-14
  • Конспект

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока "Первая помощь при поражении электрическим током" для специальности СПО 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА«Первая помощь при поражении электрическим током»По профессиональному модулю ПМ.03 «Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

Методическая разработка открытого урока МДК.01.02. «Техническое обслуживание и ре-монт автомобильного транспорта».

В представленной методической разработке изложена методика проведения комбинированного урока с применением  элементов личностно-ориентированной,  информационной, проблемной, игровой, проектн...

Комплекс инженерных сооружений на автомобильных дорогах.

Современные инженерные сооружения на автодорогах....

Методическая разработка открытого урока по УД "Инженерная графика" Тема: Проецирование на три плоскости проекций. Решение задач.

Открытый урок по учебной дисциплине «Инженерная графика» проводится для студентов 1 курса Специальность 15.02.01  Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отра...

Методическая разработка открытого урока "Применение в строительстве новых материалов" по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, ПМ.01 Участие в проектировании зданий и сооружений

Методика проведения открытого урока "Применение в строительстве новых материалов" по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений...