Методическая разработка открытого урока по УД "Инженерная графика" Тема: Проецирование на три плоскости проекций. Решение задач.
план-конспект урока

Яковлева Ирина Владимировна

Открытый урок по учебной дисциплине «Инженерная графика» проводится для студентов 1 курса Специальность 15.02.01  Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям). Тема открытого урока «Проецирование на три плоскости проекции». Открытый урок проходит  в нетрадиционной форме «урок-состязание». Для реализации проведения данного урока применяются следующие формы- «решение проблемной ситуации» и исследовательский проект.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_inzhenernaya_grafika.docx442.91 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Шебекинский техникум промышленности и транспорта»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по УМР

____________В.Н.Долженкова

«___» _________ 2018г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

по учебной дисциплине

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА

для студентов 1 курса гр. М-9-17

Тема:  Проецирование  на  три  плоскости  проекций. Решение задач

Разработала и провела:                 преподаватель И.В.Яковлева

Рассмотрен на заседании цикловой комиссии

“___”____2018 года.

 Протокол №_____

Председатель ЦК М и ТМ________  Г.В.Долгодуш

                                       подпись      

Шебекино, 2018

Пояснительная записка

Открытый урок по учебной дисциплине «Инженерная графика» проводится для студентов 1 курса Специальность 15.02.01  Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям). Тема открытого урока «Проецирование на три плоскости проекции». Открытый урок проходит  в нетрадиционной форме «урок-состязание». Для реализации проведения данного урока применяются следующие формы- «решение проблемной ситуации» и исследовательский проект.       В процессе трудового обучения важно научить студентов работать коллективно. Такая организация деятельности дает возможность им непосредственно обмениваться результатами своего труда и сравнивать их, создает благоприятные  условия для активного включения в работу.

Воспитательная цель урока, проведенного в форме урока-состязания, - научить студентов  взаимодействовать друг с другом, сформировать у них чувство ответственности, способность к преодолению трудностей, настойчивость, находчивость, чувство локтя.

Подобный урок является эффективной формой обобщения знаний. При подготовке занятия разрабатываются задания и критерии их оценки в баллах, готовится материально-техническое обеспечение.

Формы, применяемые на уроке

Проблемная ситуация в обучении - это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной Познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность.

Цель создания проблемной ситуации. Осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности обучающихся и под общим направляющим руководством преподавателя, а так же в овладении обучающимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач

В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть: проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками; поиск истины (способа, приема, правила решения); различные точки зрения на один и тот же вопрос; противоречия практической деятельности;

Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».

Так же на уроке применяется еще одна форма урока –это урок-исследование

Урок – исследование - деятельность обучающихся и преподавателя, связанная с решением обучающимися (при поддержке преподавателя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением, но незнакомым обучающимся) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: 
•постановку проблемы; 
• повторение теории, посвященной данной проблематике; 
• подбор инструментов для исследования и практическое владение ими; 
• обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы. 
             Главная цель урока - исследования - приобретение обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока - исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. 
              Ведущей ценностью урока – исследования является ценность процесса движения к истине. Урок - исследование - это совместный (студент и преподаватель) процесс движения к истине!! 
              Методика организации индивидуальных исследований учащихся разработана в достаточной мере. Прежде чем студент почувствует в себе силы для самостоятельного исследования, он должен почувствовать "вкус" к работе такого рода, понять, что она помогает ему самостоятельно найти ответы на вопросы, выходы из трудных учебных ситуаций. Именно на уроке он и получает такую возможность. Доминирующие приёмы на уроках в условиях реализации исследовательского метода обучения: сравнение, анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез, доказательство и опровержение, обсуждение, комментирование, дискуссии. Основными видами практических работ при использовании исследовательского метода обучения - наблюдение, самостоятельная работа над книгой и документами, сбор информационного материала из различных источников. 
            Применение метода исследования (или открытия) как единицы обучения, обеспечивающее творческое развитие ребенка в процессе приобретения новых знаний, предполагает наличие некоторых этапов проведения исследования, которые в той или иной мере соотносятся с различными этапами цикла продуктивного мыслительного акта.

Эта этапность и характеризует сущность методики обучения, в основе которого и лежит метод исследования. 
       Целесообразно выделять две разновидности методики - индуктивное и дедуктивное исследование. Основными этапами индуктивного и дедуктивного исследования являются: 

1. Мотивация. 
2. Исследование (может быть в малых группах). 
3. Обмен информацией. 
4. Организация информации. 
5. Связывание информации, оценка. 
6. Подведение итогов: рефлексия. 
7. Применение новых знаний. 
8. Постановка новых вопросов. 

          6 основных этапов исследования следуют друг за другом, а два дополнительных этапа (7-8) могут меняться местами и даже в каких-то случаях выпадать. В связи с тем, что индуктивные и дедуктивные исследование направлены на развитие разных целей - открытие в первом случае и его проверку (подтверждение, изменение) во втором, то и одни и те же по названию этапы имеют в каждом случае свои функциональные особенности. 
          Этап мотивации - ключевой этап как в индуктивном, так и дедуктивном исследовании. От этапа мотивации во многом зависит, состоится исследование или нет. Если вопрос не возник и проблема не сформулирована в той или иной форме, то не может быть и подлинного исследования, предполагающего творческий поиск решения проблемы.

          Создание преподавателем условий для возникновения вопроса представляет собой не что иное, как создание проблемной ситуации. Преподаватель должен так организовать учебный процесс, чтобы проблема возникла сама собой и у обучающихся появился стимул ее разрешить. 
           Формулирование проблемы означает плавный переход ко второму этапу- этапу исследования.

Лучше всего проводить этот этап в группах с разным исходным материалом, на основе которого учащиеся осуществляют поиск решения проблемы. 
            Наличие нескольких групп, использование разного материала для решения проблемы делает целесообразным следующий этап- этап обмена информацией, когда каждая группа делится своими находками по проблеме, высказывает свое мнение о проблеме. 
             Соотнесение своего и чужого вывода наводит на следующий этап - связывание и организация информации. На этом этапе происходит группировка, анализ, синтез, дети должны найти общий принцип, закономерность, общую идею, сделать свое маленькое открытие сами. 
            Дальнейшие этапы исследования помогают детям глубже понять обобщение, к которому пришли в результате исследования и возможность перенести это обобщение на другие науки, найти те же закономерности, принципы действия… 
              Умелое руководство исследованием преподавателем приводит обучающихся к мысли, что достигнутое ими –это процесс их самостоятельного труда, то открытие, к которому преподаватель вел студентов на протяжении всего занятия - это их открытие.  

           Чувство самоудовлетворения движет ими, многие хотят продолжить исследование и углубить свои знания о науке. 
            Систематическое применение рассмотренной методики в учебном процессе студентов обеспечивает развитие универсальных познавательных действий и приобретение важных исследовательских умений. В ходе осуществления индуктивных и дедуктивных исследований, на разных этапах занятия-исследования, включающего как индивидуальную, так и групповую форму

работы, студенты учатся: 
• ставить исследовательские вопросы; 
• формулировать проблемы; 
• выдвигать гипотезы; 
• составлять план работы; 
• вести наблюдения; 
• планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; 
• выделять существенную информацию из разных источников; 
• организовывать (систематизировать) информацию; 
• представлять результаты работы в разных формах. 

             Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность студента - это путь формирования особого стиля жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.             Главное отличие студентов, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.

Технологическая карта урока   Преподаватель  Яковлева И.В.

26.03.2018

Тип учебного занятия:

Урок закрепления знаний по разделу «Проецирование»

Вид учебного занятия: 

Практическое занятие

Методическая цель:

Показать методику проведения нетрадиционного урока с элементами современных технологий и техник:   урок-беседа, рейтинговая оценка всех этапов работы студентов, проблемные ситуации,   исследование.

Группа

Гр.М-9-17

Учебная дисциплина

Инженерная графика

Преподаватель

И.В.Яковлева

Тема занятия

Проецирование на три плоскости проекции

Междисциплинарные связи

Математика

Форма занятия

Урок - состязание

Место проведения занятия

Кабинет «Инженерная графика»

Цель занятия

Закрепление знаний, полученных на уроках УД «Инженерная графика» по разделу «Проецирование»

Задачи занятия

обучающие

методические

развивающие

воспитательные

показать студентам

  • использование метода прямоугольного проецирования при выполнении чертежа;

 необходимость применения трёх плоскостей проекций;

 создать условия для формирования умений проецировать предмет на три плоскости проекций;

Использовать   возможности проведения нетрадиционного урока для активизации познавательной деятельности

развивать пространственные представления, пространственное мышление, познавательный интерес и творческие способности учащихся;

ответственное отношение к черчению, воспитывать культуру графического труда.

Техническое и методическое оснащение урока

компьютеры, презентация “Прямоугольное проецирование”, задачи, упражнения, карточки с упражнением, презентация для самопроверки

Требования к студентам.

Осваиваемые компетенции

Уметь выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в инженерной графике.

Знать законы, методы и приемы проекционного черчения;

OK 1        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2         Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3         Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Функции и виды деятельности преподавателя

  • Проверка готовности обучающихся к уроку
  • Озвучить тему и цель урока
  • актуализация опорных знаний студентов, выдвинуть проблему (фронтальная работа с группой, беседа, проблема)
  • сформулировать задание и дать критерии для набора баллов
  • контроль хода выполнения заданий исследовательского характера
  • оценка выполнения работ в соответствии с набранными баллами с использованием само – и взаимопроверки (рейтинг)
  • объяснение порядка выполнения домашнего задания (внеаудиторной самостоятельной работы),
  • рефлексия.

Формы и виды

деятельности обучающихся

 Знакомятся с критериями рейтинга.

Отвечают на вопросы преподавателя;  выполняют задания по карточкам.(самоконтроль)

Тестовый контроль по теории, (взаимопроверка).

 Исследовательско-творческая работа (оценивает преподаватель).

Определение итогового рейтинга.

Ход урока

I. Организационная часть. 

Сообщение темы и цели урока.

Проведем урок-состязание, за каждое задание вы будете получать определенное количество баллов. В зависимости от набранных баллов будет выставлена оценка за урок.

II. Повторение о проецировании и его видах.

Проецирование – это мыслительный процесс построения изображений предметов на плоскости.

Повторение осуществляется с использованием презентации.

1. Перед студентами ставится проблемная ситуация. (Презентация 1)

Проанализируйте геометрическую форму детали на фронтальной проекции и найдите эту деталь среди наглядных изображений.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/617147/img1.jpg

Рис. 1

Из создавшейся ситуации делается вывод, что все 6 деталей имеют одинаковую фронтальную проекцию. Значит, одна проекция не всегда дает полное представление о форме и конструкции детали.

- Какой выход из этой ситуации? (Посмотреть на деталь с другой стороны).

2. Появилась потребность применения ещё одной плоскости проекций. (Горизонтальная проекция).

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/617147/img2.jpg

Рис. 2

3. Необходимость в третьей проекции возникает тогда, когда и двух проекций бывает недостаточно для определения формы предмета.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/617147/img3.jpg

Рис. 3

Постановка размеров:

  • на фронтальной проекции – длина и высота;
  • на горизонтальной проекции – длина и ширина;
  • на профильной проекции – ширина и высота.

Вывод: значит, чтобы научиться выполнять чертежи, нужно уметь проецировать предметы на плоскость.

Задание 1

Вставьте пропущенные слова в текст определений.

1. Существует _______________ и ______________ проецирование.

2. Если ______________ лучи выходят из одной точки, проецирование называется ______________.

3. Если ______________ лучи направлены параллельно, проецирование называется _____________.

4. Если ______________ лучи направлены параллельно друг другу и под углом 90 ° к плоскости проекций, то проецирование называется ______________.
5. Натуральное изображение предмета на плоскости проекций получается только при ______________ проецировании.

6. Проекции располагаются относительно друг друга______________________________.

7.Основоположником метода прямоугольного проецирования является _______________

(3 балла)

Задание 2. Исследовательский проект

Установите соответствие главных видов, обозначенных цифрами, деталям, обозначенным буквами, и запишите ответ в тетради.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/617147/img4.jpg

(4 балла)

Рис.4

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/617147/img11.jpg

Задание 3

Упражнение на повторение знаний геометрических тел.

По словесному описанию найти наглядное изображение детали.

Текст описания.

Основание детали имеет форму прямоугольного параллелепипеда, в меньших гранях которого выполнены пазы, имеющие форму правильной четырехугольной призмы. В центре верхней грани параллелепипеда расположен усеченный конус, вдоль оси которого проходит сквозное цилиндрическое отверстие.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/617147/img5.jpg

Рис. 5

Ответ: деталь № 3 (1 балл)

Задание 4

Найдите соответствие технических рисунков деталей и их фронтальных проекций (направление проецирования отмечено стрелкой). По разрозненным изображениям чертежа составьте чертеж каждой детали, состоящий из трех изображений. Ответ запишите в таблицу (рис. 129).

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/617147/img6.jpg

Рис. 6

Ответ:

Технические рисунки

Фронтальная проекция

Горизонтальная проекция

Профильная проекция

А

4

13

10

Б

12

9

2

В

14

5

1

Г

6

15

8

Д

11

3

7

(4 балла)

III. Практическая работа. 

Задание №1. Исследовательский проект

Найдите фронтальную и горизонтальную проекции к данному наглядному изображению. Записать ответ в тетрадь.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/617147/img7.jpg

Рис. 7

(4 балла)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/617147/img10.jpg

Оценивание работы на уроке. Самопроверка. (Презентация 2)

На доске записаны баллы для оценивания первой части работы :

23-26 баллов “5”

19-22 баллов “4”

15 -18 баллов “3”

Задание №2. Творческая работа и проверка его выполнения
(творческий проект)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/617147/img8.jpg

Рис. 8

• Перечертить фронтальную проекцию в рабочую тетрадь.
• Дочертить горизонтальную проекцию, изменив форму детали с целью уменьшения её массы.
• При необходимости внести изменения на фронтальной проекции.
• Для проверки выполнения задания вызвать одного-двух учеников к доске с целью объяснения своего варианта решения задачи.

(10 баллов)

IV. Подведение итога урока.

1. Оценивание работы на уроке. (Проверка практической части работы)

V. Задание на дом.

1. Исследовательский проект.

Работа по таблице: определить к какому чертежу, обозначенному цифрой, соответствует рисунок, обозначенный буквой.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/617147/img9.jpg

Рис. 9

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/617147/Image6177.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока. "Прямые и плоскости в пространстве"

      Инновационные подходы к преподаванию связаны, прежде всего, с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы обучающиеся получали не готовые знания, а н...

Методическая разработка открытого урока тема:"Задачи и виды внутрипроизводственного планирования. Бизнес - планирование в организации, его цели и задачи"

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: "Экономика организации". тема: "Задачи и виды внутрипроизводственного планирования. Бизнес-планирование в организации, его цели и ...

Методическая разработка открытого урока по ПМ.04 Организация работы структурного подразделения «Разработка и принятие управленческих решений»

Практическое занятие по ПМ.04 Организация работы структурного подразделения, на котором  представлено  формирование  значимых ключевых профессиональных компетенций будущего специалиста....

Открытый урок. Прикладные виды спорта, их элементы и упражнения для решения задач ППФП(профессионально-прикладной физической подготовки)

Применение обще-прикладных упражнений (посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки, находящие применение в обычных условиях профессиональной деятельности) на практике.  Предупре...

Методическая разработка открытого урока по теме «Решение задач на применение основных тригонометрических формул»

Методическая разработка открытого урока по теме «Решение задач на применение основных тригонометрических формул» по дисциплине «Математика».В ходе урока использованы разные при...

Методическая разработка открытого урока по теме "Способы проецирования"

Материал содержит: План проведения учебного занятия, рабочую тетрадь и презентацию урока...