Методическая разработка открытого урока тема:"Задачи и виды внутрипроизводственного планирования. Бизнес - планирование в организации, его цели и задачи"
методическая разработка на тему

Валиулина Анастасия Владимировна

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: "Экономика организации". тема: "Задачи и виды внутрипроизводственного планирования. Бизнес-планирование в организации, его цели и задачи". для специальности: 03.47.02 "Документационное обеспечение управления и архивоведение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka.doc97.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_planirovanie.ppt989.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»

Методическая разработка

по проведению открытого урока

Тема:  «Задачи и виды внутрипроизводственного планирования.

Бизнес - планирование в организации, его цели, задачи»

   по   дисциплине:   «Экономика организации»

для специальности:  034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Составил преподаватель:    А.В.Никитина

Южно-Сахалинск

2016г.

Содержание

                                                                                                                                                                        стр.

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………… 3
  2. Ход учебного занятия ………………………………………………………………………………………………. 4
  3. Приложение  1. Кластер «План урока» ……………………………………………………………………………..11
  4. Приложение 2.  Текст лекции для составления кластера……. ……………………………………………………13
  5. Приложение 3. Кластер «Бизнес-план……………………………………………………………………………….16
  6. Приложение 4.  Тест проверочный ………………………………………………………………………………….17
  7. Приложение 5.  Оценочный табель …………………………………………………………………………………19
  8. Литература ……………………………………………………………………………………………………………20

Пояснительная записка

         Сахалинский промышленно-экономический техникум готовит специалистов по документационному обеспечению управления, архивист. Это молодая востребованная специальность на рынке труда, имеющая большие перспективы в развитии.

Социально-экономические преобразования, происходящие в России в начале XXI века, требуют существенного изменения содержания подготовки специалистов  вооруженных знаниями современных экономических наук, владеющих основами  документационного обеспечения и управления, способных применять более эффективные методы работы и воздействия на деятельность предприятий в условиях рынка.

         Открытый урок по теме:  «Задачи и виды внутрипроизводственного планирования. Бизнес - планирование в организации, его цели, задачи» проводится для студентов второго курса специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Цели учебного занятия:

  1. Обучающая: дать представление о понятиях:  планирование, задачи, принципы, виды и методы планирования; бизнес-планирование и его разделы.
  2. Развивающая: создавать условия для развития самостоятельности мышления, способности высказывания собственной точки зрения, умения работать с текстом, выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию,  анализировать, сравнивать и обобщать информацию,  развивать  монологическую речь.
  3. Воспитательная: создавать условия для формирования коммуникативной компетенции через работу в парах и учебной группы, способствовать принятию ответственности за решение, воспитывать осознанное отношение к учебной и трудовой деятельности.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Форма учебного занятия: работа в парах

Используемые методы обучения:

                                основные – словесный, наглядный; практический

интерактивные - частично-поисковый, кластер.

Средства обучения: электронная презентация в MS PowerPoint, раздаточный материал, кейсы, цветные маркеры или фломастеры, бумага (формат А3), магниты.

Развиваемые компетенции:

умение и навыки работы в группе, умение слушать, брать на себя ответственность, самостоятельность при принятии решений, умение мыслить, умение общаться, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.

 

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


п/п

Содержание и структура

учебного занятия

Время
(мин.)

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Подготовительный этап

До УЗ

На перемене преподаватель готовит аудиторию к учебному занятию: включает оборудование для просмотра презентации, оформляет доску, размещает на столах раздаточный материал (тексты лекции), запускает презентацию

1 слайд  

По возможности помогают преподавателю

Подготовка студентов к работе на УЗ

(1 мин)

 09:00

Здравствуйте,  ребята! Рада вас сегодня видеть на занятии.

1 слайд

 Приветствуют преподавателя, воспринимают информацию, настраиваются на работу.

Целевая установка

(2 мин)

  09:01

1 слайд

Сегодня тема нашего занятия: «Задачи и виды внутрипроизводственного планирования. Бизнес - планирование в организации, его цели, задачи».

 Скажите, зачем вам делопроизводителям изучать эту тему?

С какой целью вам необходимо изучить тему внутрипроизводственного планирования?

Какие вы думаете понятия, мы сегодня с вами изучим?

 Давайте посмотрим на кластер, отражающий содержание сегодняшнего урока и сравним с вашими ожиданиями. 2 слайд

Сформулируйте план сегодняшнего урока.

          План   3 слайд

 I    Понятие, задачи и принципы планирования     

II    Виды планирования

III   Методы планирования

IV   Бизнес-план

 Отвечают на вопросы,   ставят цели и задачи, перечисляют понятия, которые будут изучать на УЗ.

Смотрят на слайд.

Отвечают на вопросы, формулируют план урока.

Актуализация знаний

(2 мин)

  09:03

3 слайд  Скажите, пожалуйста, чтобы изучить тему «Задачи и виды внутрипроизводственного планирования. Бизнес - планирование в организации, его цели, задачи», какие темы необходимо знать?

Скажите, что такое производство?

Скажите, что такое потребители?

Скажите, что такое конкуренты?

Отвечают на вопросы.

 Производство – процесс создания материальных благ, необходимый для существования и развития общества.

Потребители –

Конкуренты -

Объяснение нового материала

(7 мин)

  09:05

 4 слайд Сегодня мы с вами изучим новую тему в виде построения кластера по теме планирования, для полного понимания этой объемной темы, имеющей много определений и составляющих. Для этого вы будите работать с текстом в парах поочередно по каждой теме плана урока. Составлять  кластер по каждой теме плана. Затем мы вместе будем составлять кластеры на доске, отдельно по каждому пункту плана, формируя постепенно полный  кластер по теме изучения.

Напомню правила составления кластера. Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты.  Рисуется модель  Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. Звезда в центре - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники.    

Прикрепить на доску ватман с кластером «Понятие, задачи и этапы планирования»       

Ребята, давайте вместе разберем понятия и задачи планирования:

Производство – процесс создания материальных благ, необходимый для существования и развития общества.

Планирование – это процесс определения приоритетов развития, формирования конечных целей, а также выбора средств и методов их достижения. На предприятии это выражается в разработке системы количественных и качественных показателей, характеризующих деятельность предприятия.

Внутрипроизводственное (внутрифирменное) планирование — это разработка планов текущей работы и развития предприятия, предусматривающих обеспечение запланированного уровня эффективности производства на основе привлечения и рационального использования средств производства и рабочей силы.

Основные задачи внутрипроизводственного планирования: 

  1. оценку изменений внешней и внутренней среды;
  2. определение приоритетных задач и потребностей по всем видам потребляемых ресурсов;
  3. расчет и сопоставление текущих и единовременных затрат с результатами; мероприятия по совершенствованию управления предприятием и т.п.

Планирование является важнейшей функцией управления предприятием. В этой связи планирование призвано отвечать на три группы вопросов:

  1. Каково состояние предприятия в настоящее время, каковы условия и результаты его деятельности?  Важно постоянно оценивать сильные и слабые стороны в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования, трудовые ресурсы, чтобы определить, чего может реально добиться фирма в конкретных обстоятельствах.
  2. В каком направлении предприятие хотело бы развиваться? Изучая конкуренцию, клиентов, законы, политические факторы, экономические условия, технологию, снабжение и т.д., руководство решает, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению.
  3. Каким образом и с помощью каких ресурсов организация собирается достичь своих целей? Кто и что должен делать?

Иными словами, в процесс планирования входят три основных этапа: 

  1. Своевременное установление четких количественных  показателей, целей деятельности предприятия;
  2. Определение основных действий, которые необходимы для достижения целей, учитывая внешние факторы и внутренние возможности;
  3. Разработка гибкой системы планирования, обеспечивающей достижение поставленных целей.

Планирование позволяет предвидеть перспективу развития фирмы,

более рационально использовать все ресурсы предприятия, избежать риски банкротства, более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику, улучшать контроль в организации, расширять возможности обеспечения фирмы необходимой информацией.

 Студенты слушают, воспринимают информацию.

Студенты слушают и записывают в конспект.

Работа в парах

(1 мин – я

7 мин- дети

Итог: 8 мин)

  09:12

5 слайд

  Текст

- Ребята, у вас у каждого лежит  материал с новой темой.

Откройте тему: «Принципы планирования»

 Ваша задача внимательно изучить текс, выделить главное. Это главное использовать при построении кластера.

 Контролирую выполнение работы, при необходимости оказываю помощь.  

Студенты  выполняют  задание согласно теме.

Построение кластера «Принципы планирования»

    (6 мин)

09:20

На доске прикрепить ватман А-3, маркером строить кластер совместно с обучающимися. Задавая вопросы и поясняя, дополняя ответы студентов.

Студенты отвечают на вопросы.

Работа в парах

    (5 мин)

09:26

6 слайд

  Текст

- Ребята, у вас у каждого лежит  материал с новой темой.

Откройте тему: «Виды планирования»

 Ваша задача внимательно изучить текс, выделить главное. Это главное использовать при построении кластера.

 Контролирую выполнение работы, при необходимости оказываю помощь.

 

Студенты  выполняют  задание согласно теме.

Построение кластера «Виды планирования» 

    (4 мин)

09:31

На доске прикрепить ватман А-3, маркером строить кластер совместно с обучающимися. Задавая вопросы и поясняя, дополняя ответы студентов.

Студенты отвечают на вопросы.

Работа в парах

(5 мин)

09:35

7 слайд

  Текст

- Ребята, у вас у каждого лежит  материал с новой темой.

Откройте тему: «Методы  планирования»

 Ваша задача внимательно изучить текс, выделить главное. Это главное использовать при построении кластера.

 Контролирую выполнение работы, при необходимости оказываю помощь.  

Студенты  выполняют  задание согласно теме.

Построение кластера «Методы планирования»

 (4 мин)

09:40

На доске прикрепить ватман А-3, маркером строить кластер совместно с обучающимися. Задавая вопросы и поясняя, дополняя ответы студентов.

Студенты отвечают на вопросы.

Работа с готовым кластером «Бизнес-план» 

  (2 мин)

09:44

 8 слайд

- Ребята обратите внимание на кластер «Бизнес-планирование», он  дополняет ранее составленные кластеры.

 Проговорить разделы бизнес-плана. Более детально, мы изучим бизнес-план на следующем занятии.

Студенты знакомятся с разделами бизнес-плана, записывают в тетрадь.

 Оформление полного кластера по теме занятия

 (3 мин)

 09:46

  - Ребята, давайте теперь подведем итог, соединив наши кластеры вместе. Посмотрите, сколько направлений включает в себя вроде, простое понятие «планирование», когда мы говорим о работе предприятия.

  Студенты слушают, воспринимают информацию. Отвечают на вопросы.

Тестирование

(3,5 мин – тест,

2 мин. на проверку,

 оценивание = 5,5 мин)

  09:49

Молодцы! Теперь, для закрепления темы, я предлагаю вам ответить на тестовые задания.

Тест  9 слайд

Предлагает выполнить тест (3,5 минут),

Предлагает обменяться тестами и проверить их (верные ответы размещаются на слайде 10) и предлагает оценить тесты согласно количеству верных ответов.

Давайте подведем итог  выполнения: 

Кто получил 5 или 4? Поднимите руки

Кто получил 3? Поднимите руки

Выполняют тест

Обмениваются вариантами теста, проверяют, оценивают

Поднимают руки (сообщают оценки).

Подведение итогов

(2 мин)

  09:54,5

11 слайд=2 слайд

Давайте вернемся к началу УЗ и посмотрим, выполнили ли поставленные цели и задачи УЗ.

Смотрят слайд, вспоминают начало УЗ, отвечают на вопрос

Оценивание за урок

 (1 мин)

09:56,5

Предлагается заполнить оценочный табель самостоятельно, с учетом собственной оценки работы за урок

Поднимают руки (сообщают оценки).

Домашнее задание

(0,5 мин)

  09:57,5

12 слайд - Ребята, запишите домашнее задание. 1) составить полный кластер по изученной сегодня теме; 2) по литер. В.Д.Грибов. «Экономика организации» стр. 324-330 дополнить конспект. 3) подготовиться к обязательной контрольной работе.

Студенты внимательно слушают, домашнее задание.

Рефлексия

(2  мин)

Итого: 60мин.

  09:58

13 лайд

Ребята, скажите какие вопросы у вас остались не раскрытыми?

У вас появилось  желание, продолжить изучение темы более углубленно.

Вы сегодня были активны.  Молодцы, мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок. До свидание.  

Отвечают на вопросы.

Прощаются с преподавателем.

Литература

Основная литература:

  1. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия) : Учебное пособие / В.Д.Грибов, В.П.Грузинов, В.А.Кузьменко. - 7-е изд.,стер. - М. : КНОРУС, 2013. - 408с. - (Среднее профессиональное образование)

Дополнительная литература:

  1. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия) : Учебник для сред. спец. учеб. заведений / Н.А. Сафронов. - 2-е изд., с измен. - М. : Магистр, 2012. - 255с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.rbc.ru 
  2. http://www.quote.ru 
  3. http://www.vedomosti.ru 
  4. http://www.finam.ru 

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Задачи и виды внутрипроизводственного планирования. Бизнес-планирование в организации, его цели, задачи»

Слайд 2

планирование БИЗНЕС - ПЛАН ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАДАЧИ ВИДЫ МЕТОДЫ

Слайд 3

ПЛАН Понятие и принципы планирования 2. Виды планирования 3. Методы планирования 4. Бизнес-планирование

Слайд 4

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭТАПЫ ПОКАЗАТЕЛИ, ЦЕЛИ ГИБКАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВА- НИЯ ДЕЙСТВИЯ ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВО-ВАНИЮ УПРАВЛЕНИЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ ПОТРЕБ- НОСТЬ РЕСУРСОВ ОЦЕНКА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ СОПОСТАВЛЕНИЕ ЗАТРАТ С РЕЗУЛЬТАТАМИ

Слайд 5

ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ? ? ? ? ?

Слайд 6

ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ? ? ? ? ?

Слайд 7

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ? ? ? ? ?

Слайд 8

БИЗНЕС-ПЛАН РАЗВИТИЕ СУЩЕСТВУЮ- ЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ СОЗДАНИЕ БУДУЩЕГО ПРЕДПРИЯ- ТИЯ АСПЕКТЫ ОЦЕНКА КОНКУРЕН-ТОВ СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА РЕЗЮМЕ РАЗДЕЛЫ ФИНАНСО-ВЫЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА ОРГАНИЗА-ЦИОННЫЙ ПЛАН ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА ПЛАН ПРОИЗВОД- СТВА

Слайд 9

ТЕСТ ВАРИАНТ 1. ВАРИАНТ 2. 1.__________ 1._________ 2. 3. 4. 5.

Слайд 10

КЛЮЧИ К ТЕСТУ ВАРИАНТ 1. 1. ПЛАНИРОВАНИЕ 2. Б 3. А 4. А 5. А КРИТЕРИЙ ОЦЕНОК: 5 ВЕРНО – «5» 3 ВЕРНО – «3» 4 ВЕРНО – «4» 2-1 ВЕРНО – «2» ВАРИАНТ 2. 1. ПЛАНИРОВАНИЕ 2. В 3. Б 4. Г 5. Б

Слайд 11

планирование БИЗНЕС - ПЛАН ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАДАЧИ ВИДЫ МЕТОДЫ

Слайд 12

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Составить единый кластер по теме лекции на листе А-4. Литер. Грибов В.Д. «Экономика организации» стр.324-330, дополнение к конспекту. Подготовиться к обязательной контрольной работе

Слайд 13

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по теме: "Инфляция, виды, причины, последствия"

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Основы экономической теории", а так же презентация к уроку....

Методическая разработка открытого урока тема: «Классификация статистических показателей»

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: "Статистика" по теме "Классификация статистических показателей" для специальности: 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский у...

Методическая разработка открытого урока тема: "Спрос и предложение. Рыночный механизм"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Спрос и предложение. Рыночный механизм". по дисциплине: "Экономическая теория" для специальности: 03.47.02 "Документационное ...

Методическая разработка открытого урока тема: " Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя"

Методическая разработка открытого урока . тема "Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя" по дисциплине: "Основы экономиеской теории"...

Методическая разработка открытого урока по МДК 01.01 «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации» по теме: Учет затрат на ремонт основных средств

Методическая разработка открытого урока включает подробный план-конспект, задания для решения в аудитории. Презентация к уроку прилагается....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Тема: «ПРИРОДА КОНФЛИКТОВ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ»

Данный открытый урок проводится с целью обмена опытом и представления опыта преподавателя при проведении аттестации на первую квалификационную категориюТема: «Природа конфликтов, причины во...

Методическая разработка открытого занятия.Тема: «Задачи оптимизации (поиск решения)»

Методическая разработка открытого занятияна тему: «Задачи оптимизации (поиск решения)» представляет разработку занятия, технологическую карту и задания к дисциплине ЕН.02 Информатика...