Методическая разработка открытого урока тема: " Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя"
методическая разработка на тему

Валиулина Анастасия Владимировна

Методическая разработка открытого урока . тема "Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя" по дисциплине: "Основы экономиеской теории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_nikitina_a.v._predprinimatelstvo.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Красноярского края

краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Канский технологический колледж»

Методическая разработка

 Учебного занятия

Тема:  «Предпринимательство как фактор

 производства. Прибыль предпринимателя»

   по   дисциплине:   «Основы экономической теории»

для специальности:  080114 Экономика и бухгалтерский

учет (по отраслям)

 

 

       Составил преподаватель:    А.В.Никитина

Канск

2013

Анатация

Урок по теме: «Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя», по дисциплине «Основы экономики» для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), разработан  в соответствии с рабочей программой дисциплины.

        Урок основан на применении элементов технологии деятельностного подхода при изучении нового материала  Подача нового материала основывалась на активной, разносторонней, самостоятельной и познавательной деятельности студентов. Применение технологии позволило сформировать у студентам новое экономическое мышление, направленное на развитие предпринимательства.

        Урок состоит  на четыре этапа, подведение итогов и выдачи домашнего задания. Первый этап организационный, был направлен на постановку проблемы и актуализации знаний, необходимых для изучения новой темы. Цель этого этапа – создать условия для студентов на постановку учебной задачи: «Я хочу изучать предпринимательство как фактор производства и понятие прибыли предпринимателя». Для достижения этой цели использовалось ситуационное задание как практический метод, студенты писали  синквейн 1, формулировали понятие предпринимательство, опираясь на знания, полученные в жизни.

        Второй этап  - лекция с элементами беседы: было совместное «открытие» знаний со студентами. Активная деятельность студентов, на этом этапе проявлялась: в самостоятельном заполнении формы краткого конспекта и формирования, таким образом, для себя лекции; участия в дискуссии.  На этом этапе использовались следующие приемы и методы: словесно-логический метод, объяснение, рассказ, дискуссия.   Содержание лекционного материала было разбито на три пункта плана.  Каждому блоку поставлены свои цели. Первый блок - студенты знакомились с историческими этапами развития предпринимательства. Изучали функции предпринимателя.  Цель:  обеспечение  усвоения учащимися понятия предпринимательства. Второй блок -   изучение экономической характеристики предпринимателя, через поставленные вопросы  и  их обсуждения. Студенты изучили объект и субъект предпринимательства.  Изучили особенности метода ведения хозяйства. Рассмотрели тип экономического мышления предпринимателя. Сами дали характеристику предпринимателю как особому типу экономического мышления. Определили свои способности и возможности развития предпринимательских способностей у себя. В завершении изучения новой темы, студенты рассмотрели  природу прибыли предпринимателя. Изучили виды прибыли, ее особенность.

        Третий этап – закрепление изученной темы. Студенты самостоятельно формулировали  выводы по изученной теме. Писали синквейн 2, поэтому здесь использовалось ситуационное задание как практический метод. Студенты провели сравнение синквейнов 1 и 2, сделали выводы. Таким образом, произошла оценка полученных знаний.

        Четвертый этап – рефлексия, следовал сразу после этапа закрепления знаний. Студенты выделили сферы профессиональной деятельности, где могут применить, полученные на уроке знания.  Цель рефлексии – формулирование студентами практического применения полученных знаний на уроке. Для достижения этой цели, был применен словесно-логический метод в форме дискуссии. Затем студенты были распределены в группы по четыре человека для разработки студенческой бизнес - идеи, которую можно воплотить в жизнь уже сегодня. После бурного обсуждения, представитель от каждой группы презентовал   бизнес-идею группы.  

        При итоге сделаны  акценты, на основные моменты изученной темы. Так как предпринимательство – эта тема, вызывающая большой интерес, то для усиления мотивации к обучению экономической дисциплины и развития у себя предпринимательских способностей,  студенты прошли тест на выявление у себя предпринимательских способностей. По результатам теста, определился круг студентов, которые уже готовы сегодня заниматься предпринимательством.

        На протяжении всего урока студенты были активны. Проявляли интерес к изучаемой теме. Самостоятельно составляли у себя конспект, что позволило студентам развивать у себя логическое мышление, память умение составлять конспект.   Участие  в беседе,  позволило развивать умения ведения дискуссий.

Урок – лекция, основанный на   применении элементов деятельностного подхода, позволил мне эффективно подать учебный материал. Благодаря тому, что студенты сами формировали себе конспект-лекцию по готовому шаблону, я смогла выдать больше материала, больше времени уделить дискуссии. Повысить активность студентов благодаря синквейну и работе в группах. Применение технических средств: экрана, проектора и ноутбука повысило  внимательность и интерес к изучаемой теме.

 

           Преподаватель: _____________/А.В.Никитина/

                                   

Содержание

стр.

  1. Введение………………………………………………………………………………………….3
  2. Этапы урока………………………………………………………………………………………5
  3. Ход урока…………………………………………………………………………………………7
  4. Приложение 1. Краткий конспект – лекции……………………………………………………19
  5. Приложение 2. Тест для выявления предрасположенности к

предпринимательской деятельности……………………………………………………………22

  1. Литература……………………………………………………………………………………….23

 

Введение

                Учебное занятие по теме: «Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя» по дисциплине:  «Основы экономической теории» по специальности:  080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)  проводиться в соответствии с учебным планом рабочей программы.

Урок основан на применении элементов технологии деятельностного подхода. Подача нового материала основывается на активной, разносторонней, самостоятельной и познавательной деятельности студентов. Применяю ситуационное задание как практический метод при написании синквейна по поставленной проблеме в начале и в конце занятия.  Активная деятельность проявляется в самостоятельном заполнении формы краткого конспекта и формирования для себя лекции; участия в дискуссии, работе в малых группах.    Используются   приемы и методы: словесно-логический метод, объяснение, рассказ, дискуссия.        

            Методическая цель: Применение элементов деятельностного подхода при формировании нового типа экономического мышления и развития общих компетенций.

                Обучающая  цель:

        Изучить предпринимательство, как фактор производства; понятие прибыли предпринимателя.

                Задачи:

       -  рассмотреть общую характеристику понятия  предпринимательства;

       -  изучить экономическую характеристику предпринимательства;

       -  рассмотреть природу  прибыли  предпринимателя.

 Развивающая цель: развитие познавательных умений.  

                Задачи:

      - развитие логического мышления, памяти;

      - развитие умений составления конспекта;

      - развитие умений ведения дискуссий.

               Воспитательная цель:  воспитание мотивов учения, положительного отношения к получению знаний.

              Задачи:

      - воспитание самодисциплины;

      -  воспитание взаимоуважения   при работе в группе.

            После изучения темы  студент должен:

                 иметь представление:

       -  об исторических этапах развития предпринимательской деятельности;

       - о предпринимательстве, как особом типе экономического мышления.

                 знать:

       -   понятие предпринимательство;

       -  функции предпринимателя;

       -   субъект, объект предпринимательства;

       -   характеристику метода ведения хозяйства предпринимателем;

       -  понятие прибыль, виды прибыли.

уметь:

      -  различать основные исторические этапы развития предпринимательской деятельности;

      -  различать субъект и объект предпринимательской деятельности;

      -  различать  бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Актуальность и важность выбранной технологии заключается в возможности более эффективной подаче материала и формирования нового экономического мышления, направленное на развитие предпринимательства.

           Изучение темы позволит продолжить формирование общих компетенций:

     - Понимать  сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

     - Осуществлять  поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    - Работать  в коллективе и команде, эффективно общаться со студентами.

      Средства:  экран, проектор,  компьютер, фото и видео аппаратура.

      Методическое оснащение: презентация,  раздаточный материал краткий конспект – лекции.

     План учебного занятия

      Вид: урок лекция с элементами беседы.

      Место проведения в системе занятия: раздел №3 Микроэкономика, тема 3.11.

      Номер занятия по календарно-тематическому плану № 20

     Тип занятия: изучение нового учебного материала

     Выбор этого типа связан с тем, что изучение направления предпринимательской деятельности актуально в современной рыночной экономке. И этот тип занятия позволит доступно объяснить особенность деятельности предпринимателя.

       Первый этап организационный, направлен на постановку проблемы и актуализации знаний, необходимых для изучения новой темы.  Используется  ситуационное задание как практический метод, студенты пшут синквейн 1.

        Второй этап   лекция с элементами беседы: совместное «открытие» знаний со студентами.  Самостоятельное  заполнение формы краткого конспекта и формирования,   для себя лекции; участия в дискуссии.  Используются  приемы и методы: словесно-логический метод, объяснение, рассказ, дискуссия.    

        Третий этап – закрепление изученной темы. Написание синквейна 2,  использование ситуационного задания как практический метод.  

        Четвертый этап – рефлексия. Применяется словесно-логический метод в форме дискуссии.  Работа в  группах, разработка студенческой бизнес – идеи и ее презентация.    

     Ожидаю, что после завершения занятия у студентов появиться желание рассматривать предпринимательскую деятельность как вид деятельности, которым они смогут заниматься в дальнейшем.

 

 Этапы урока:

Этапы занятия

Цель фрагмента занятия

Приемы и методы

Время

Первый этап. Организационный  Целеполагание.

Организация начала урока. Ознакомление с темой. Постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы. Подведение студентов к формулированию  цели урока, через написание синквена1. Знакомство студентов со структурой урока.

 Цель - создать условия для выхода студентов на постановку учебной задачи: «Я хочу изучать предпринимательство как фактор производства и понятие прибыли предпринимателя»

Синквейн 1-ситуационное задание как практический метод

9

минут

Второй  этап.        Лекция. Совместное «открытие» знаний

 Изучение понятия предпринимательства; исторических  этапов развития предпринимательской деятельности; сущности  предпринимательства; Функции предпринимателя. Составление конспекта-лекции.

 Цель – обеспечить усвоение   обучающимися  понятия предпринимательства.

Словесный метод. Объяснение, рассказ.

18

минут

Рассмотрение вопросов: Предпринимательство как экономическая  категория. Методы ведения хозяйства. Предпринимательство как особый тип экономического мышления. Составление конспекта-лекции.

Цель – обеспечить усвоение   учащимися  экономической характеристики предпринимательства; формирование опыта вести дискуссию.

Словесно-логический метод.

Объяснение. Дискуссия.

25

минут

  Изучение понятия прибыли. Бухгалтерской прибыли, экономической прибыли, нормальной прибыли предпринимателя.

 Цель – обеспечить усвоение   учащимися  понятия прибыли и ее виды; формирование опыта вести дискуссию.

Словесно-логический метод.

Объяснение. Дискуссия.

15

минут

Третий этап

Закрепление изученной темы

Закрепление полученных знаний на уроке. Формулирование основных положений изученной тему.  Написание синквейна2 и сравнение результатов с синквейном1.

Цель – закрепление получение знаний на уроке.

Синквейн 2 -

Ситуационное задание как практический метод. Способ оценивания –сравнение.

7

минут

Четвертый этап Рефлексия

Актуализация полученных знаний. Определение студентами профессиональных сфер деятельности, в которых полученные знания могут пригодиться. Работа в группах по разработке студенческих бизнес - идей.

Цель – формулирования студентами выводов по изученной теме на уроке; формирование опыта работы в группе.

Словесно –логический метод.

Дискуссия.

Ситуационное задание как практический метод.  Работа   в группах.

9

минут

Подведение итогов

Подведение преподавателем итогов изученной темы. Перечисление основных понятий изученной темы. Прохождение теста на выявление предрасположенности к предпринимательской деятельности.

Цель – повышение мотивации у студентов в продолжении изучения предпринимательской деятельности.

Словесно – логический метод. Объяснение.

5

минут

Домашнее задание

Работа с конспектом и литературой. Подготовиться к  тестированию по теме на следующем уроке.

2

минут

Итого:

90

минут

Ход урока

  1. Этап. Организационный. Целеполагание.                                           Слайд № 1

      Цель деятельности преподавателя: создать условия для выхода студентов на постановку учебной задачи: «Я хочу изучать предпринимательство как фактор производства и понятие прибыли предпринимателя»

     Задачи этапа: 

     - создать условия для развития внутренней мотивации студентов к изучению предпринимательства как фактора производства;

    - создать условия для развития у студентов умений, связанных с целеполаганием;

    - создать условия для развития у студентов умений давать характеристику изучаемому объекту.

    Цель деятельности студента: учусь излагать собственную точку зрения

   Задачи студента:

    - учусь формулировать понятие, используя свои знания о предпринимательстве, полученные в жизни и на уроках «Основы экономической теории»;

    - учусь принимать мнение другого человека.

   Метод достижения цели: ситуационное задание как практический метод.

   Способ достижения цели: синквейн 1

        Добрый день уважаемые студенты!  Сегодня на уроке мы с вами будем изучать тему: «Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя».

       Слайд № 2

        Прежде чем, мы начнем изучение сегодняшней темы, назовите факторы производства, которые вы знаете?  

       Студенты называют факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательство.

       Дайте характеристику каждому фактору производства. Какую роль они играют в организации производства?

        Студенты должны дать  характеристику факторам производства труду, земле и капиталу, а фактору производства – предпринимательство краткую характеристику, опираясь на знания, полученные в жизни.

                                                          Слайд № 3

       Скажите, пожалуйста, почему труд и предпринимательский талант, рассматриваются как два разных экономических ресурса, ведь предприниматель так же, как маляр, бухгалтер, металлург или инженер, затрачивает свой труд?

       Студенты должны придти к мнению, что предприниматель, тоже трудиться, но выполняет несколько иные функции (берет в свои руки инициативу,  несет ответственность за принятые решения и т.д.), что позволяет рассматривать предпринимательский талант как отдельный экономический ресурс.

Слайд № 4

       Теперь я предлагаю вам самостоятельно ответить на вопрос, кто такой предприниматель? Напишите синквейн. Японский стих. Он  состоит из пяти строк. Первая  строка состоит из одного слова, имя существительное, отвечает на вопрос - что? Вторая  строка состоит из двух слов прилагательных, отвечающих на вопрос – какой?  Третья  строка  состоит из трех слов глаголов, отвечающих на вопрос – что делает? Четвертая  строка – эта фраза из четырех слов, выражает отношение. Пятая строка – одно слово, выражающее образ, философское обобщение темы.

 Например, синквейн на понятие «каникулы».

 Каникулы.

Желанные, долгожданные.

 Приходят, пролетают, проходят.

Неужели все смогу успеть.

Отдохнули.

        Давайте проговорим ваше видение понятия предпринимательства. Заслушать четыре синквейна.  Молодцы! Я рада, что вы имеете представление о том, кто такие предприниматели.

Сформулируйте  цель сегодняшнего занятия. Что каждый из вас сегодня будет изучать? Сегодня мы изучим предпринимательство как фактор производства. Рассмотрим историю развития предпринимательства. Сущность  и функции предпринимательства. Изучим экономическую характеристику предпринимательства. Виды прибыли, получаемые предпринимателем. Сегодня вы будите работать по краткому конспекту, в котором  в процессе изучения темы, вы будите самостоятельно делать записи, формируя себе конспект-лекцию.  

  1. Этап. Лекция: «Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя»

      Цель деятельности преподавателя: создать условия для формирования общих компетенций при изучении новой темы

     Задачи этапа: 

     - создать условия для развития потребности постоянно пополнять свои знания;

    - создать условия для развития у студентов умений выделять главное для составления конспекта;

    - создать условия для развития у студентов умений, вести дискуссию;

    Цель деятельности студента: учусь составлять конспект при изучении новой темы.

   Задачи студента:

    - учусь составлять конспект;

    - учусь вести дискуссию;

    - учусь принимать мнение другого человека.

   Метод достижения цели: словесно-логический.

   Способ достижения цели:  лекция с элементами беседы

План                                                                                                                 Слайд № 5

I   Сущность и функции предпринимательства

II   Экономическая характеристика предпринимательства

III  Прибыль – вознаграждение услуг предпринимателя

I   Сущность и функции предпринимательства

         Предпринимательство – неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого – свободная конкуренция. История предпринимательства уходит в глубь веков, но современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника своего процветания.

 Слайд № 6

       В античные времена и в эпоху господства христианской церковной идеологии деятельность торговца, купца и любого делового человека рассматривалась как недостойная, мерзкая и греховная. Аристотель считал более достойным образ жизни философа, нежели деятельность торговца, которому недостает внутреннего покоя. Ф.Аквинский, утверждал, что профессия купца несет в себе печать морально-этической неполноценности. А в известном в XII в. учебнике канонического права «Gratians» говорилось: «Купец лишь в малой степени угоден Богу или вовсе противен Ему».

Слайд № 7                                           

        Враждебное отношение многих средневековых философов и богословов к предпринимательству было обусловлено тем, что в тот период господствующей формой производства все еще оставалось натуральное хозяйство и предпринимательским функциям отводилась малозаметная роль. Кроме того, спокойная жизнь и деятельность старательного земледельца считалась идеалом человеческого существования, в то время как предприниматель, будучи в постоянном поиске ломая устоявшиеся привычки, был прямой противоположностью крестьянскому консерватизму. Характерно, что даже основатели классической политической экономии не видели особого смысла в предпринимательстве, т.к. по их мнению, экономический процесс осуществляется сам по себе, на основе принципа «невидимой руки». По их схеме, предприниматель может выступать в качестве либо собственника (А.Смит), либо инвестора (Д.Рикардо). Иных функций за предпринимателем они не признавали.

Слайд № 8

      Взгляды классиков явились одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие и на разнице между стоимостью созданной наемными работниками продукции и суммой выплаченной им заработной платы имеет прибыль. Это, по мнению К.Маркса, свидетельство эксплуататорской сущности предпринимательства, его социального паразитизма, и поэтому оно должно быть ликвидировано наряду с другими устоями капиталистической системы хозяйства.

Слайд № 9

      Лишь много позже, на рубеже XIX  и XX вв., экономисты признали решающее значение предпринимательства для экономического прогресса. А.Маршалл добавил к трем классическим факторам производства – труду, земле и капталу - четвертый – организацию. Й.Шумпетер в книге «Теория экономического развития» (1912г.) дал этому фактору современное его название – предпринимательство.

Слайд № 10

     Красочную характеристику предпринимательства можно встретить в работах экономиста В.Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, - это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары,  пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной – рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

Слайд № 11

     Наибольший вклад в разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций внес именно Й.Шумпетер. он называл предпринимателем того организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации: «Быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие….. и не так, как делают другие». К функциям предпринимателя Й.Шумпетер относит:                                      

  1. создание нового, еще не знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;
  2. введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;                                                                                                      
  3. завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;

Слайд № 12

  1. использование нового вида сырья или полуфабрикатов;
  2. введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии.

   

      Борясь с рутиной, осуществляя нововведения и обеспечивая экономический рост, предприниматель становиться, по словам Й.Шумпетера, «созидающим разрушителем». Разработанная Й.Шумпетером идея творческого предпринимателя является самым известным и точным определением сути предпринимательства.                                                 Слайд № 13

     Данная характеристика не является исчерпывающей. Впоследствии Г.Брифс сформулировал еще одну важную функцию предпринимателя – слежения за ценами и издержками, а также за пропорциональным их соотношением. Р.Коуз тоже выделял этот аспект деятельности предпринимателя, подчеркнув, что предприниматель – это лицо, которое в конкурентной системе направляет производство, выполняя роль механизма цен.

     Таким образом, в современной научной литературе утвердился однозначный взгляд на предпринимательство как на важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы производства и обеспечивающий свой вклад в успех экономического развития.    

                                                                                                                  Слайд № 14

      Предпринимательство (предпринимательская деятельность) - самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).

      Для более полного представления о предпринимательстве как факторе производства остановимся еще на одном аспекте данной проблемы – экономическом содержании предпринимательской деятельности.                                                                           Слайд № 15

     

II   Экономическая характеристика предпринимательства

 Слайд № 16

             Экономическая характеристика предпринимательства включает в себя: экономическую категорию, метод хозяйствования и  тип экономического мышления.

              Предпринимательство как экономическая категория                              Слайд № 17

            Ребята,   что является основой предпринимательской деятельности?  

Студенты отвечают, что основой предпринимательской деятельности является наиболее выгодная комбинация использования ресурсов, т.е. производство товаров,  продажа услуг (товаров).

           Ребята, а   кто может заниматься предпринимательской деятельностью?

Студенты отвечают, что предпринимательской деятельностью могут заниматься индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, государство.

                                                                                                                                          слайд № 18

       Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть прежде всего частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств). Деятельность таких предпринимателей осуществляется на основе как собственного труда, так и наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают АО, арендные коллективы, кооперативы и т.д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.                                                                                   Слайд № 19

      Объект предпринимательства – наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода. Всевозможные способы комбинации экономических ресурсов, по мнению Й.Шумпетера, - главное дело предпринимателя, отличающее его от обычного хозяйственника. Предприниматели:                            Слайд № 20

- комбинируют ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага;

- открывают новые способы производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара;

- осваивают новые рынки сбыта и нового источника сырья;

- реорганизуют в отрасли с целью создания своей монополии или подрыва чужой.

              Предпринимательство как метод ведения хозяйства                                Слайд № 21

 

    Ребята, скажите,  каждый ли человек, может быть предпринимателем?

    В чем особенность метода ведения хозяйства  предпринимателем?

Студенты отвечаю, что не каждый человек может быть предпринимателем, т.к. это свойство характера. Способность брать инициативу в свои руки, быть самостоятельным и независимым, верить в успех своего предприятия.

                                                                                                                                         Слайд № 22

        Для предпринимательства как метода ведения хозяйства первым и главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т.д. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т.д. Но предприниматель все время находиться в зависимости от рынка, динамики спроса и предложения, уровня цен, т.е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.

     Второе условие предпринимательства – ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

       Третье условие предпринимательства – ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т.д.

          Предпринимательство как особый тип экономического мышления     Слайд № 23

    Ребята, скажите, чем отличается предприниматель от изобретателя?

Студенты отвечают, что в принципе предприниматель – это тот же изобретатель, только свои изобретения, он превращается в деньги.

                            Слайд № 24

          Характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство – это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. «Быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие», - считал Й.Шумпетер. «Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов – самому эти процессы определять». (Й.Шумпетер).

      Предпринимателем движут воля к победе, желание борьбы, особый, творческий характер его труда.

      Ребята, познакомившись с характеристикой предпринимателя, скажите, вы задумывались о том, чтобы заняться предпринимательской деятельностью? Тем более, что это можно сделать уже сейчас, превратив свой талан в деньги?                                                                Слайд № 25

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие способности ты видишь в себе?
  2. Продумай несколько вариантов их реализации
  3. Какие таланты ты видишь у твоих друзей?
  4. Как их можно конвертировать в деньги?

                       III  Прибыль – вознаграждение услуг предпринимателя             Слайд № 26

        Под прибылью понимается разница между доходами, полученными предприятием от продажи товаров, и расходами, которые были осуществлены им в процессе производственной и сбытовой деятельности. Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль не является своеобразной равновесной ценой, носящей договорной характер, а выступает в качестве остаточного дохода.  Такой взгляд утвердился не сразу. Прибыль долгое время не отличали от заработной платы и от процента на капитал. Впервые различие между прибылью и заработной платой провел Д.Рикардо, а независимость прибыли от процента капитала обосновал Ж.Сей. Современные экономисты трактуют прибыль как вознаграждение за функцию предпринимателя, т.е. как доход от фактора предпринимательства. Раскроем природу этого вида дохода. Прибыль как разница между объемом продаж и издержками имеет две формы: бухгалтерскую и экономическую.

      Слайд № 27

       Бухгалтерская прибыль рассчитывается путем вычета из полученного дохода так называемых внешних, или бухгалтерских  издержек (это денежные расходы фирмы на сырье, материалы, заработную плату, оборудование и т.д.).  Фирма выплачивает эти деньги внешним поставщикам, покупая необходимые ей ресурсы на рынке.                                      Слайд № 28

          Кроме бухгалтерских, явных издержек существуют и неявные, скрытые издержки, которые фирма также должна учитывать при оценке экономических результатов своей деятельности. Это платежи за ресурсы, которыми владеет и которые использует фирма. Они получили название альтернативных издержек, т.е. издержек упущенных возможностей: фирма может использовать в производственном процессе свое помещение и оборудование, свой денежный капитал, земельный участок и т.п. Хотя она не оплачивает эти издержки, фактически они существуют, так как при альтернативном использовании данные ресурсы могли бы принести ей доход. Поэтому эти скрытые издержки также необходимо вычесть из общего дохода для определения прибыли фирмы. В этом случае мы получаем экономическую прибыль.                                                                                                                    

           Всегда ли фирма получает экономическую прибыль?                              Слайд № 29

Ответ должен быть отрицательным, и не только потому, что издержки могут количественно превышать доход или соответствовать ему. Дело в другом. В условиях свободной конкуренции переливы капитала из отрасли в отрасль в поисках более высокого дохода приводят к выравниванию альтернативной ценности различных вариантов капиталовложений. В этом случае полные издержки фирмы совпадет с полной выручкой и экономическая прибыль исчезнет. Согласно формуле Л.Вальяраса, «при режиме свободной конкуренции нормальная ставка прибыли равна нулю».

         Значит ли это, что предприниматель, организующий дело, не получит никакого дохода? Разумеется нет, поскольку в полные издержки войдет и альтернативная стоимость услуг предпринимателя, которая и будет платой за его труд по организации и ведению дела. В экономической теории она получила название нормальной прибыли.                   Слайд № 30

Размер этой прибыли определяется доходом, который предприниматель мог бы получать, работая по найму. Это нижняя граница дохода предпринимателя, так как при доходе ниже этого предела предприниматель будет склонен отказаться от своей деятельности и принять наиболее благоприятное для него предложение о работе по найму.

       Таким образом, в условиях совершенной конкуренции, т.е. в статичной экономической системе, функционирующей по замкнутому кругу, нет места для экономической прибыли: предприниматель не получает прибыли и не терпит убытков; его доход – плата за управление.

         Но вознаграждение фактора предпринимательства происходит не только из нормальной прибыли, которая входит в экономические издержки, но и из возможного излишка дохода, превышающего явные и неявные издержки, т.е. из экономической прибыли. Как же возникает этот излишек, откуда берется экономическая прибыль в конкурентной системе, если все факторы производства – труд, капитал, земля, предпринимательство – вознаграждаются?

         Дело в том, что в реальной действительности, как отмечалось ранее, рыночные структуры отличаются определенным несовершенством конкуренции: всегда ощущается нехватка информации, имеет место дифференциация однородной продукции, выпуск новых, неизвестных ранее изделий, концентрация производства в руках немногих фирм, позволяющая  осуществлять контроль за объемами продаж и ценами, тайный сговор производителей и т.д. Одним словом, экономика находиться в состоянии непрерывного развития, динамического преобразования, что придает ей известную неопределенность и большую или меньшую степень монополизации.

           В основном такое состояние экономической системы обусловлено действиями предпринимателей, ищущих свои ниши на рынке и использующих их в своих интересах. Это ведет к нарушению сложившегося рыночного равновесия, и на какой-то период одни предприниматели оказываются в более выгодном положении, чем другие, их конкуренты, и стремятся реализовать эту выгоду с пользой для себя. Но эта выгода заранее далеко не явная, не очевидная. Предприниматель всегда идет на риск, когда решает начать какое-то новое дело, осуществить какие-то инновации, купить чьи-то ценные бумаги, поставить на неизвестный рынок свою продукцию и т.д. Это и порождает состояние неопределенности, в которой приходиться искать правильные решения, просчитывать множество вариантов и….. рисковать. Естественно, в такой ситуации прибыль не гарантируется, но стремление к ней заставляет предпринимателя просчитывать возможные варианты с максимальной точностью  и в конечном счете добиваться своего: «Без развития нет прибыли; без прибыли нет развития. Прибыль является вознаграждением за нововведения» (Й.Шумпетер).               Слайд № 31

         Таким образом, если предпринимательство выступает как фактор, нарушающий равновесие рынка, смещающий кривые спроса и предложения в иное положение под воздействием инноваций, то прибыль не может выступать как равновесная цена.

        Предпринимательство связано не только с получением прибыли, но и с возможными убытками. Последние являются такой же реальностью в рыночной экономике, как и прибыли. Поэтому угроза убытков и банкротства так же служит мощным стимулом эффективного хозяйствования, как и получение, прибыли.

  1. Этап закрепления темы                                                                               слайд № 32

      Цель деятельности преподавателя: создать условия для закрепления полученных знаний на уроке.

      Задачи этапа: 

  -  создать условия для проверки полученных знаний студентами на уроке;

  - создать условия для развития у студентов умений вступать в   диалог и отстаивать свою точку зрения.

     Цель деятельности студента: учусь доказывать собственную точку зрения

     Задачи студента:

   - учусь формулировать понятие, используя полученные знания на уроке;

  -  учусь принимать мнение другого человека.

     Метод достижения цели: ситуационное задание как практический метод.

     Способ достижения цели:  синквейн 2.

     Способ оценивания: сравнение синквейнов 1 и 2.

        Фактор производства «предпринимательство» объединяет в себе все факторы производства: труд, земля, капитал. Предпринимательство – основа рыночной экономики.

Каким образом, вы теперь ответите на вопрос кто такой предприниматель?  Напишите синквейн 2. И мы сравним его с синквейном 1.

          Заслушать три-четыре варианта синквейнов студентов, сравнив с первым вариантом.

     4.Этап    Рефлексия                                                                                   Слайд № 33

      Цель деятельности преподавателя: создать условия для формулирования выводов по изученной теме на уроке.

      Задачи этапа: 

  -  создать условия для развития умений формулировать выводы, обобщать изученный материл на уроке;

  - создать условия для развития у студентов умений вступать в  диалог и отстаивать свою точку зрения.

     Цель деятельности студента: учусь формулировать выводы по изученному материалу.

     Задачи студента:

   - учусь определять сферы применения  в жизни знаний полученных на уроке;

  - учусь обобщать полуученые знания на уроке;

  -  учусь принимать мнение другого человека;

  - учусь работать в группе.

     Метод достижения цели: словесно-логический.

Способ достижения цели:  беседа

      Ребята, вы сегодня познакомились с понятием предприниматель. Рассмотрели его с позиции предпринимательство как фактор производства. Назовите профессиональные сферы деятельности где полученные знания вам могут пригодиться?  Почему этот фактор производства так важен для развития экономики страны?

     Ребята, я предлагаю вам разбиться по четыре человека в группы и разработать студенческую  бизнес–идею, которую можно запускать в работу уже сегодня.

     Студенты обсуждаю свои варианты бизнес-идей. После завершения этапа разработки, представитель группы, презентует идею группы.

                                                  Подведение итогов                                                  Слайд № 34 

     Завершая сегодняшний урок по теме: «Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя», подведем итоги, т.е. перечислим основные понятия, с которыми вы сегодня познакомились.

  1. Этапы развития понятия предпринимательства.
  2. Функции предпринимателя.
  3. Экономическая характеристика предпринимательства: субъект, объект, тип экономического мышления, метод ведения хозяйства.
  4. Природа прибыли предпринимателя.
  5. Виды прибыли: бухгалтерская, экономическая, нормальная.

       Вас заинтересовала тема предпринимательство? Есть желание выявить предрасположенности к предпринимательской деятельности.    Слайд № 35, 36, 37 

    Домашнее задание                                                                                                 Слайд № 38

     Работа с конспектом, литературой: Кожевникова Н.Н. «Основы экономики» - М.: Изд-во Центр «Академия» - 2009 г.; Куликов Л.М. «Основы экономической теории» - М.: Финансы и статистика, 2009 г.

     Подготовиться к самостоятельной работе, которая будет проходить в форме тестирования.

Приложение 1

Краткий конспект –лекции

Тема: «Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя»

Синквейн 1

  1. _______________________________________________________________

                                                     (1 слово-существительное)

  1. _______________________________________________________________

                                            (2 слова – прилагательные)

  1. _______________________________________________________________

                                                            (3слова – глаголы)

  1. ________________________________________________________________

                                                  (фраза – 4 слова)

  1. ________________________________________________________________

                                                   (1 слово – образ)

I   Сущность и функции предпринимательства

                              ______________________________________________________________

                              ______________________________________________________________

                              ______________________________________________________________

                             _______________________________________________________________

                             _______________________________________________________________

                            ________________________________________________________________

                             ________________________________________________________________

                            _________________________________________________________________

                             ________________________________________________________________

                     ___________________________________________________________

                       __________________________________________________________

                       __________________________________________________________

                       __________________________________________________________

                      ___________________________________________________________

                      ___________________________________________________________

                      ___________________________________________________________

                      ___________________________________________________________

                      ___________________________________________________________

Функции предпринимателя

                      ___________________________________________________________

                      ___________________________________________________________

                     ___________________________________________________________

                    ____________________________________________________________

                  _____________________________________________________________

                    ____________________________________________________________

                    ____________________________________________________________

                   ____________________________________________________________

                    ____________________________________________________________

                    ____________________________________________________________

                                       ____________________________________________________________

                                      _____________________________________________________________

                                       ______________________________________________________________

                                      _______________________________________________________________

II   Экономическая характеристика предпринимательства

                             ________________________________________________________________

                            ___________________________________________________________________

                             __________________________________________________________________

                          __________________________________________________________________

                             _________________________________________________________________

                           __________________________________________________________________

                             ___________________________________________________________________

                           _________________________________________________________________

                             __________________________________________________________________

                             ________________________________________________________________

                          __________________________________________________________________

                            _________________________________________________________________

                             __________________________________________________________________

                        ___________________________________________________________________

                          _____________________________________________________________________

                            _________________________________________________________________

                            _________________________________________________________________

                           ___________________________________________________________________

                           ____________________________________________________________________

                           ___________________________________________________________________

                             ___________________________________________________________________

III  Прибыль – вознаграждение услуг предпринимателя

                        __________________________________________________________

                       __________________________________________________________

                     ___________________________________________________________

                  _____________________________________________________________

                      ___________________________________________________________

                        __________________________________________________________

                      ___________________________________________________________

                   ____________________________________________________________

                     ___________________________________________________________

             __________________________________________________________

            ___________________________________________________________

              __________________________________________________________

             __________________________________________________________

         ____________________________________________________________

              __________________________________________________________

            ___________________________________________________________

           ___________________________________________________________

             _________________________________________________________

              _________________________________________________________

               _________________________________________________________

Синквейн 2

  1. _______________________________________________________________

                                                     (1 слово-существительное)

  1. _______________________________________________________________

                                            (2 слова – прилагательные)

  1. _______________________________________________________________

                                                            (3слова – глаголы)

  1. ________________________________________________________________

                                                  (фраза – 4 слова)

  1. ________________________________________________________________

                                                   (1 слово – образ)

Приложение 2

 

Тест для выявления предрасположенности к

предпринимательской деятельности

На вопросы отвечать «Да» или «Нет».

  1. Я бы рискнул начать собственное дело, нежели работать на кого- то ещё.
  2. Я никогда не пойду на такую работу, где много поездок.
  3. Если бы я стал играть, то никогда бы не делал малых ставок.
  4. Мне нравится улучшать свою жизнь с помощью идей.
  5. Никогда не брошу работу, не будучи уверенным, что есть другая.
  6. Я не склонен пойти на риск, чтобы расширить свой кругозор.
  7. Зная, что какое-то конкретное дело может кончиться неудачей, я не стал бы вкладывать в него средства, даже зная, что доход может оказаться очень велик.
  8. Хотел бы испытывать в жизни как можно больше.
  9. Не ощущаю в себе особой потребности в возбуждающих событиях.
  10. Я не обладаю большой энергией.
  11. Я могу без труда порождать множество прибыльных идей.
  12. Я бы никогда не стал спорить на сумму, которой в данный момент не располагаю.
  13. Мне нравится предлагать новые идеи или концепции, когда реакция на них непредсказуема или неясна.
  14. Я готов участвовать лишь в таких сделках, которые достаточно ясны и определены.
  15. Менее надёжная работа с большим доходом меня привлекает меньше, чем более надёжная работа со средним доходом.
  16. По характеру я не очень независим.

Ключ:
«Да»- 1 балл: 1, 3, 4, 8, 11, 13, 15.

«Нет» - 1 балл: 2, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 16.

Если сумма баллов больше 13, то вы располагаете склонностью к предпринимательской деятельности.

Литература

Основные источники:  

  1. Кожевникова Н.Н. «Основы экономики» - М.: Изд-во Центр «Академия» - 2009 г.
  2. Куликов Л.М. «Основы экономической теории» - М.: Финансы и статистика, 2009 г.  

Дополнительные источники:  

  1. Николаева И.П. «Мировая экономика» Изд-во Проспект, 2009. -240 с.
  2. Самофалова Е.В. «Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие.- М.: КНОРУС 2010.-272 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»

В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии  коллективного обучения.Рекомендована для использования ...

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Экономика организации" по теме "Прибыль и рентабельность"

Разработка открытого занятия - изучение нового материала  с использованием элементов технологии критического мышления предназанчена для работы со студентами технических специальностей СПО....

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Налоги и налогообложение". Расчет налоговой базы по налогу на прибыль

Учебная дисциплина: Налоги и налогообложение.Специальность: Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки.Курс: 2Тема занятия: Расчет налоговой базы по налогу на прибыль.Вид заня...

Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»

Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...

Методические рекомендации для преподавателей по составлению методической разработки открытого занятия

В предложенном материале  приводится примернst  рекомкендации по структурированию и написанию методических разработок учебных  занятий. Материал можент быть полезен преопдавателям СПО и...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА «ОФОРМЛЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ»

Мастер-класс для студентов, обучающихся по юридической специальности...