Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Экономика организации" по теме "Прибыль и рентабельность"
методическая разработка по теме

Мамонова Марина Владимировна

Разработка открытого занятия - изучение нового материала  с использованием элементов технологии критического мышления предназанчена для работы со студентами технических специальностей СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Арзамасский приборостроительный  колледж имени П.И. Пландина»

Методическая разработка

проведения открытого занятия по дисциплине «Экономика организации» по теме «Прибыль и рентабельность» с использованием элементов технологии критического мышления (для групп технических специальностей)

 

Автор преподаватель

высшей категории

Мамонова М. В.

2016 г.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

«Если вы мне расскажете,

я это быстро забуду,

если вы мне напишите, я прочитаю,

но тоже забуду,

а если вы вовлечёте меня в дело,

я буду это знать и запомню»

Жан Жак Руссо

Формирование творческой и мыслительной активности – одна  из важнейших задач современного образования. В программе модернизации образования отмечена необходимость развития у обучающихся умений критического анализа. Именно на это направлена технология развития критического анализа через чтение и письмо (ТРКМЧП). Она представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нем творческую активность, предоставить условия для осмысления нового материала, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания на уроке.

 В основе технологии – РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

  1. Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Часто отсутствие результативности обучения связано с тем, что преподаватель строит обучение исходя из целей, поставленных им самим, подразумевая, что они будут приняты учащимися как собственные. Многие ученые-дидакты считают, что необходимо дать возможность самому учащемуся поставить цели обучения. Вспомним, что мы усваиваем лучше всего. Обычно это информация по теме, о которой мы уже что-то знаем. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Деятельность учителя предполагает вызов уже имеющихся знаний у обучающихся по изучаемому вопросу, активизацию мыслительной деятельности, корректировку и уточнение целей урока. Учащиеся вспоминают, что им известно, систематизируют информацию, задают вопросы. Каждый ученик должен принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Можно комбинировать приемы индивидуальной и групповой работы. Например, предложить каждому учащемуся вспомнить о том, что уже известно об изучаемой теме, записать это в виде ключевых слов, затем поделиться написанным в паре или группе, составив всей командой список ключевых слов, а после обсудить это вместе с учителем. Используемые приемы: верные и неверные утверждения, перепутанные логически цепочки, кластеры, таблицы. Эта стадия позволяет:
  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Итак, в случае успешной реализации стадии вызова у детей возникает мощный стимул для работы на следующем этапе. Необходимо заметить, что в выборе приемов для урока должны соблюдаться определенная последовательность и логика. Например, если на этапе вызова применялись «ключевые термины» или «перепутанные логические цепочки», то на этапе рефлексии целесообразно вернуться к выполненным до чтения текста заданиями предложить учащимся повторно выстроить предложенные события или понятия в хронологической или причинно-следственной последовательности.

  1. Вторая стадия — осмысление. Педагог должен постараться сохранить интерес учащихся к изучаемой теме при непосредственной работе с новой информацией и постепенно подвести их от «старых» знаний к «новым». Учащиеся читают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях по мере осмысления новой информации. Используемые приемы: двойных дневников, бортовых журналов, маркировка ИНСЕРТ. Эта стадия позволяет ученику:
  • получить новую информацию;
  • осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.
  1. Третья стадия — рефлексия. Задача учителя на данном этапе — вернуть учащихся к первоначальным записям, организовать работу по изучению, дополнению изученного, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся должны на стадии рефлексии соотнести новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления, произвести отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленной ранее цели. Они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Формы предъявления рефлексии:
  • Устная форма: диалог между одним учеником и учителем, диалог между двумя учениками, отдельные реплики со стороны разных учеников, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, полилог в виде беседы или обсуждения, игровые методы, круглый стол.
  • Письменная форма: анкетирование и опросы с использованием различных методик: ответы на вопросы, открытые предложения, выбор из предложенных вариантов, расстановка по степени важности, согласие\несогласие с утверждениями. Графические, схематические способы представления информации в виде таблиц, графиков, диаграмм, кластеров. Творческие задания: синквейн, эссе, письмо, сочинение.

Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Для учителя эта технология предоставляет возможность открыть новые таланты в учениках, установить партнерские отношения. Она отличается сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами, хорошей стратегией для работы с текстом. Кроме того, она является универсальным инструментом обучения, так как предлагаемые методические приемы могут быть использованы в обучении различным предметным дисциплинам с учетом всех возрастов. Что же принципиально нового в данной технологии? Отличие содержится в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Данная технология предлагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока. Наиболее популярные приемы: синквейн и кластер.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка — это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Строится в виде «грозди». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластеры могут стать ведущим приемом, как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-либо записи, мы интуитивно распределяем их особым образом, разделяя по категориям. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть располагаются в особом порядке. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Применение технологии РКМЧП дает учителю возможность оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности и ценностно-смыслового усвоения содержания, а также собственной деятельности на уроке, что позволит учителю двигаться дальше как в планировании и ведении урока, серии уроков, так и в плане профессионального развития.

План проведения открытого занятия

Учебная дисциплина  – «Экономика организации»

Тема занятия  –  «Прибыль и рентабельность»

Форма проведения – изучение нового материала

Методическая тема – Организация  групповой и самостоятельной работы  студентов.

Методические цели – Показать использование элементов методики развития критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование: дидактический материал.

Методические приемы с целью активизации мыслительной деятельности студентов  самостоятельная работа с текстом, работа в группах.

Цели занятия:

  1. Образовательные: 

знать:

  • понятие «прибыль»;
  • понятие «рентабельность»;
  • факторы, влияющие на динамику прибыли;
  • виды прибыли;
  • методику расчета прибыли и рентабельности.

уметь:

- рассчитывать прибыль, рентабельность;

- определять отпускную и розничную цену предприятия;

- рассчитывать показатели эффективности использования финансовых затрат.

  1. Развивающие: развитие аналитического мышления, внимания, памяти, развитие речи, развитие познавательного интереса у студентов, уверенности в собственных силах, интереса к предмету.
  2. Воспитательные: осуществление контроля и самоконтроля, развитие интереса к предмету и способам работы, воспитание культуры речи, создание благоприятной психологической атмосферы, формирование добросовестности и ответственности за порученное дело.

Ход проведения занятия:

  1. Организационный момент – староста подает список отсутствующих.
  2. Разминка:
  • Назвать виды цен;
  • Из чего складывается отпускная цена изделия;
  • Дать определение полной себестоимости;
  • Назвать виды себестоимости
  • Дать определение акцизного налога;
  • Назвать подакцизные товары;
  • По каким ставкам рассчитывается НДС.

Итак, мы с вами кратко повторили материал, который изучили на прошлом занятии. Еще раз вспомнили, из каких элементов состоит отпускная цена на изготавливаемую продукцию. Но мы с вами ничего не сказали об одном из элементов отпускной  цены. О каком? (о прибыли). Так вот тема нашего сегодняшнего занятия: (дальше третий пункт)

  1. Вводное слово: назвать тему, разделить студентов на группы по 3 – 4 человека.
  2. Ключевые слова на доске: предпринимательская деятельность, реализация, себестоимость, самофинансирование, конъюнктура, эффективный, конкурентный, рентабельный.
  3. По ключевым словам придумать связный текст, оформить его на листах. (10 мин)
  4. Презентация текстов.
  5. Выявить противоречия в текстах по ключевым словам и фиксировать эти противоречия на доске.
  6. Выдать группам утверждения, на которые надо дать ответ «правильно», «неправильно», «не уверен».

      Утверждения:

  1. Прибыль – основной источник  финансовых ресурсов предприятия.
  2. От размера прибыли не зависит возможность предприятия обновлять технику.
  3. Конъюнктура рынка зависит от предприятия.
  4. Предприятие оказывает влияние на конкурентоспособность продукции.
  5. Более эффективно работает то предприятие, которое получает больший размер прибыли.
  6. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость
  1. Составить таблицу по утверждениям:

Группа

УТВЕРЖДЕНИЯ

1

2

3

4

5

6

1

2

3

и т. д.

  1. Анализ таблицы. Выяснение общего мнения по каждому утверждению. Все оформляем на доске.
  2. Выдать текст. Читаем текст, делая пометки: знали – «+», вспомнили – «\/», совсем новое – «-».
  3. Обсуждение текста по пометкам.
  4. Обсуждение – возвращение к таблице. Определяем, где оказались правы, где – нет.
  5. Работа с текстом с возвращением к пункту 6.
  6. Сочинить синквейн: (прибыль / рентабельность) еще раз напоминаю правила составления синквейна:

_____     кто, что  1 слово

_____      _____    какой 2 слова

_____      _____      _____       что делал и т. д.  3 слова

_____      _____      _____       _____       моё отношение к ключевому слову   4 слова

_____      синоним  1 слово.

             Пример стиха:            

                                      Прибыль

                                  Валовая, чистая

                            Предприятие работает хорошо

                        Количество не всегда показывает эффективность

                                        Рентабельно.

  1. Презентация стихов.
  2. Вывод преподавателя по пройденному новому материалу.
  3. Если есть время, ответить на контрольные вопросы для закрепления пройденного материала.
  4.  (за 2 минуты до конца занятия) Задание на дом: для подготовки к выполнению практической работы прочитать еще раз весь материал и выучить формулы для расчета прибыли и рентабельности.

Тема «Прибыль и рентабельность»

(лекционный материал для раздачи студентам)

  1. Понятие прибыли

Установив цену, предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции.

Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует. Если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Прибыль – основной источник  финансовых ресурсов предприятия. Прибыль является основным оценочным показателем хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. Прибыль всегда определяется в стоимостной форме.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие производства в условиях конкуренции.

Прибыль — важнейший источник обеспечения общегосударственных потребностей, так как налог на прибыль является одним из базовых налогов налоговой системы страны. В результате за счет прибыли обеспечивается:

  • полнота доходов бюджетной системы;
  • развитие социальных потребностей всего населения, т.е. медицины, образования, науки, детских учреждений и др.;
  • финансирование обороны страны.

Прибыль от реализации одного изделия равна:

П = Цотп – НДС – Акц – Сп,

где Цотп – отпускная цена изделия, руб.;

      НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;

      Акц – акцизный налог (для подакцизных товаров), руб.;

      Сп – полная себестоимость, руб.

              Прибыль от реализации N изделий за год:

Пгод = П * Nгод

              В условиях рынка прибыль является важнейшим источником пополнения финансовых средств и источником самофинансирования. Самофинансирование – это способность предприятия не только покрывать свои затраты, но и получать прибыль. От размера полученной прибыли зависит финансовое состояние предприятия, возможности обновления техники и совершенствования технологии, развития социальной сферы предприятия и материальное благосостояние работающих.

Чем больше прибыль предприятий и организаций страны, тем крепче национальная денежная единица – рубль. Это означает стабилизацию макроэкономических показателей и, как результат — снижение уровня инфляции, рост материального благосостояния населения.

2. Виды прибыли

Первый вид прибыли – это валовая прибыль. Она определяется как разница между выручкой от продаж и себестоимостью проданных товаров, работ, услуг. 

 Балансовая прибыль, которую должно определять предприятие, рассчитывается следующим образом: к прибыли от продаж прибавляются (вычитаются) прочие доходы и расходы (например, уплата процентов за кредит, получение процентов по акциям).

Далее определяется налогооблагаемая прибыль, или прибыль (убыток) до налогообложения, при расчете которой должна быть учтена:

  • прибыль, по которой уплачен налог;
  • прибыль, по которой предприятие имеет льготы;
  • прибыль, по которой налог уплачивается в особом порядке;
  • прибыль, увеличивающая налогооблагаемую базу за счет превышения нормируемых расходов (на рекламу, подготовку кадров, процентов за кредит, амортизации, представительских и др.).

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль), т.е. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, получается при вычете из прибыли до налогообложения налога на прибыль в размере 20% и используется на следующие цели:

  • развитие производства:
  • выплату дивидендов и других доходов учредителям и собственникам;
  • отчисления в фонд потребления;
  • уплату штрафных санкций за экологические нарушения, несвоевременные платежи в бюджет, завышение цен, сокрытие объектов налогообложения.

Маржинальная прибыль — это разница между доходами от продажи продукта и переменными затратами. Величина переменных затрат меняется в зависимости от производственных объемов. Переменные затраты объединяют расходы на материалы и сырье, топливные ресурсы и электроэнергию, заработную плату рабочих. Маржинальная прибыль необходима для компенсации основных расходов. Чем она больше, тем быстрее покрываются основные затраты, а значит — и более высокая конечная прибыль.

3. Факторы, влияющие на динамику прибыли

На величину и динамику прибыли воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия.

Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка – соотношение спроса и предложения на рынке в данный момент времени, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений.

В некоторой степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата.

К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

4. Понятие «рентабельность»

Для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т.е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.

Рентабельность предприятия (бизнеса) – это показатель, характеризующий доходность его деятельности, или, другими словами, показатель экономической эффективности. В определенной степени этот параметр показывает, насколько эффективно компания использует имеющиеся в ее распоряжении экономические, природные, денежные и трудовые ресурсы. Если это некоммерческая структура, то можно сказать, что рентабельность – это и есть эффективность ее работы, для коммерческих же подразделений более важны точные количественные характеристики.

Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль. В современных рыночных условиях для того, чтобы покупатели предпочитали продукцию изготовленную данным предприятием, чтобы товары пользовались большим спросом, необходимо тщательно следить за финансовым положением, правильно организовывать производственную деятельность и прослеживать экономические показатели.

Рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство. Различают:

  1. Общую рентабельность производства. Она характеризует эффективность использования производственных фондов:

где  Пгод – прибыль, полученная предприятием за год, руб.;

       Со.ф. – стоимость основных фондов, руб.;

       Сн.о.с. – стоимость нормируемых оборотных средств, руб.

Рентабельность показывает, сколько прибыли получает предприятие с одного вложенного в производство рубля производственных фондов.

  1. Рентабельность конкретного вида продукции.

где  П – прибыль, полученная от реализации единицы конкретного изделия (или за год), руб.;

       Сп – полная себестоимость единицы этого изделия (или всего объёма за год), руб.

Рентабельность показывает, сколько прибыли получает предприятие с одного вложенного в производство этого изделия рубля затрат.

3. Рентабельность всей товарной продукции. Она определяется отношением прибыли, полученной за год от реализации всей товарной продукции, к себестоимости всего годового выпуска товарной продукции.

В условиях развитых рыночных отношений при наличии конкуренции предприятие повышает рентабельность за счёт снижения затрат на производство.

Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое прибыль?
  2. Как определяется прибыль от реализации?
  3. Что дает предприятию получение прибыли?
  4. Перечислить виды прибыли.
  5. По каким направлениям используется чистая прибыль?
  6. Какое предприятие считается рентабельным?
  7. Что показывает рентабельность?
  8. За счет чего предприятие может повышать уровень рентабельности?

Литература:  

  1. Гладкова Н. Г. Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы // Мастер-класс (приложение к журналу «Методист»). — 2010. — № 5. — с. 47–52 2.        
  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.
  3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. М.; Просвещение, 2004.
    http://nashol.com/2014070578707/ekonomika-predpriyatiya-organizacii-baskakova-o-v-seiko-l-f-2013.html - Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник/ О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 372с
  4. http://nashol.com/2015111587319/ekonomika-organizacii-chechevicina-l-n-hachadurova-e-v-2016.html - Чечевицына, Л. Н. Экономика организации: учеб. Пособие/ Л. Н. Чечевицына, Е. В. Хачадурова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2016. – 382с. – (Среднее профессиональное образование)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка открытого занятия по английскому языку "Ткани" в 402 группе

Данная учебно-методическая разработка открытого занятия "Ткани" предназначена для преподавателей английского языка для студентов 4го курса специальности "Технология швейного производства" в СПО...

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине" Немецкий язык" по теме: «Das Auto. Konstruktionsteile»

Средствами иностранного языка мы не только приобщаем студентов к мировой культуре, к общечеловеческим ценностям и культуре своего народа, но и погружаем в будущую специальность, обучаем п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы комплексного числа к тригонометрической форме, показательной форме и обратно»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА" - ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 "КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА"Приложения к МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы компле...

Методическая разработка открытого занятия кружка на тему: «Чистая вода»

В данной методической разработке раскрывается роль питьевой воды в жизни человека, влияние ее качества на здоровье как подрастающего поколения так и человечества в целом. К сожалению, экологическая си...

Методические рекомендации для преподавателей по составлению методической разработки открытого занятия

В предложенном материале  приводится примернst  рекомкендации по структурированию и написанию методических разработок учебных  занятий. Материал можент быть полезен преопдавателям СПО и...