Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Налоги и налогообложение". Расчет налоговой базы по налогу на прибыль
методическая разработка на тему
Учебная дисциплина: Налоги и налогообложение.
Специальность: Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки.
Курс: 2
Тема занятия: Расчет налоговой базы по налогу на прибыль.
Вид занятия: практическое занятие.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 41.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЗЕРВАМ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ТОРЖОКСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Рассмотрено на заседании предметно – цикловой комиссии экономических дисциплин протокол № от председатель Л.Е.Румянцева МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА По дисциплине: Налоги и налогообложение Тема: Расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Специальность: Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки Курс: 2 Составитель: Меркурьева Н.В. Торжок 2017 Методическая разработка учебного занятия. Учебная дисциплина: Налоги и налогообложение. Специальность: Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки. Курс: 2 Тема занятия: Расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Вид занятия: практическое занятие. Продолжительность занятия: 90 минут. Место проведения занятия: кабинет «Финансы, Денежное обращение, кредит» № 32. Цели занятия: дидактические:
воспитательные:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ПК 5.3. Проводить определение налоговой базы для расчета налогов и сборов, обязательных для уплаты. развивающие:
Междисциплинарные связи: ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации», ПМ 03 «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» и дисциплиной; ОП 06 «Финансы, денежное обращение и кредит», ОП 11 «Экономика организации». Внутридисциплинарные связи:
Учебное оборудование занятия:
Опережающее задание студентам:
Критерии и методы диагностики уровня готовности студентов к занятию: студенты должны знать: субъекты и объекты налогообложения по налогу на прибыль, что является налоговой базой по налогу на прибыль; ставки налога, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога на прибыль. Для диагностирования готовности к занятию используется тестирование. Критерии и методы диагностики эффективности занятия: Отметка «5» ставится, если Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме. Отметка «4» ставится, если Работа выполнена учащимся в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Учащийся использует, указанные учителем источники знаний. Работа показывает знание учащимся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Отметка «3» ставится, если Работа выполняется и оформляется учащимся при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащийся показывает знания теоретического материала, но испытывает затруднение при самостоятельной работе с источниками знаний или приборами. Отметка «2» ставится, если Результаты, полученные учащимся, не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя оказываются неэффективны в связи плохой подготовкой учащегося. Хронокарта занятия:
Технологическая карта занятия:
Сообщение темы и целей урока, повторение изученного: приветствие, проверка готовности аудитории, отметка отсутствующих студентов. - Здравствуйте, садитесь. Староста доложите о присутствии студентов на уроке. - Сегодня мы продолжаем изучение темы: «Налог на прибыль организации». Сообщение цели занятия: - Занятие будет состоять из двух этапов. На первом этапе мы повторим пройденный материал, знания которого вам нужны для выполнения практической работы на втором этапе нашего занятия. За урок вы получите 2 оценки. Назвать цель урока: - Результатом практической работы будет отработка практических навыков по расчету налоговой базы налога на прибыль организации.
- Господа студенты, чтобы достигнуть поставленной цели, нам необходимо проверить уровень усвоения теоретических основ по данному налогу. Для этого проведём тестовый контроль по вариантам. На партах у вас лежат чистые листочки. На них вы пишите свою фамилию и номер варианта (преподаватель, раздавая задание, объясняет критерии оценки тестового контроля). Тестовый контроль (15 мин.): 1 вариант:
2 вариант:
вычитаемые расходы организации за текущий год
Ключ к тестам: 1 вариант. 2 вариант.
Критерии оценки:
- Время вышло, положите свои ответы на край стола.
Решение задач по определению налоговой базы по налогу на прибыль. - Сегодня на занятии вы будете определять налоговую базу по налогу на прибыль. На партах у вас лежит базовая схема расчета налоговой базы по налогу на прибыль. Давайте её проработаем. Налогооблагаемые доходы организации за текущий год – вычитаемые расходы организации за текущий год = прибыль организации за текущий год до вычета убытков прошлых лет - Убытки прошлых лет = Налогооблагаемая прибыль организации за текущий год - Дежурные раздайте тетради и соберите ответы по тесту. - Работу выполняем по вариантам. Номера вариантов написаны на карточках, с обратной стороны. На выполнение задания отводится 30 минут. По окончании этого времени мы проверим выполненную работу и выставим оценки. Открываем тетради, пишем на полях число и тему практической работы, которую вы видите на доске. Условия задач переносить в тетрадь не надо. - Вопросы есть? Желаю удачи! Студенты начинают выполнять практическое задание. 1 вариант. Задача 1. ПАО «Алтайский мед» занимается продажей меда. Выручка от продажи меда в текущем году составила 1000 000 руб. Себестоимость проданного меда – 500 000 руб. Расходы ПАО за текущий период составили:
В прошлом отчетном периоде ПАО получило налоговый убыток в сумме 40 000 руб. Рассчитайте налогооблагаемую прибыль. Решение:
Задача 2. Выручка АО «Алтай» за прошлый год (без НДС) составила 3900 000 руб., в том числе: В I квартале – 500 000 руб.; во II квартале – 1200 000 руб.; в III квартале – 1100 000 руб.; в IV квартале – 1100 000 руб. За первое полугодие текущего года АО получило выручку в сумме 1900 000 руб., в том числе: в I квартале – 600 000 руб.; во II квартале – 1300 000 руб. Определить сможет ли фирма применить кассовый метод признания доходов. Решение:
Среднеквартальная выручка составит: 3900 000 / 4 = 975 000 руб. Эта сумма не превышает 1000 000 руб., поэтому в I квартале текущего года АО может использовать кассовый метод;
Среднеквартальная выручка составит: (1200 000 руб. + 1100 000 руб. + 1100 000 руб. + 600 000 руб.) / 4 = 1000 000 руб. Эта сумма равна, но не превышает 1000 000 руб. Поэтому во II квартале текущего года фирма также может использовать кассовый метод.
Среднеквартальная выручка составит: (1100 000 руб. + 1100 000 руб. + 600 000 руб. + 1300 000 руб.) / 4 = 1025 000 руб. Так как среднеквартальная выручка превысила 1000 000 руб., фирма утратила право на применение кассового метода. Бухгалтеру АО придется пересчитать все доходы и расходы за прошлый год по методу начисления и сдать уточненные декларации по налогу на прибыль за I квартал и полугодие прошлого года. 2 вариант. Задача 1. АО «Вкуснотеево» занимается изготовлением и продажей пончиков. Выручка от реализации составила 1000 000 руб. На производство этих пончиков было израсходовано сырья и материалов на сумму 200 000 руб. АО дополнительно пришлось заплатить своим поставщикам штраф в размере 10 000 руб. за несвоевременную оплату приобретенных материалов. Работникам предприятия была начислена заработанная плата – 300 000 руб. Единый социальный страховой сбор – 78 000 руб. Амортизация оборудования по производству пончиков составила – 122000 руб. Расходы по аренде производственного помещения – 130 000 руб. Также было получено 50 000 руб. в виде банковских процентов от размещения свободных средств на банковском депозите. В прошлом отчетном периоде АО получило 100 000 руб. убытка по данным налоговой декларации. Определить налогооблагаемую прибыль организации за текущий год. Решение:
Задача 2. Определить выручку для целей налогового учета методом начисления, пропорционально произведенным расходам. По договору на оказание услуг АО «Инженер - проект» (исполнитель) создает проектную документацию для ООО «Пассив» (заказчик). Стоимость услуг «Инженер - проекта» – 300 000 руб. (без НДС). Результаты работ передаются заказчику по мере их выполнения. Согласно смете, расходы «Инженер - проекта», связанные с выполнением договора, составят 210 000 руб.:
Решение: Бухгалтер «Инженер - проекта» должен отразить выручку от реализации так: в первом полугодии отчетного года – в сумме 57 143 руб. (40 000: 210 000 × 300 000); во втором полугодии отчетного года – в сумме 85 714 руб. (60 000: 210 000 × 300 000); в первом полугодии следующего года – в сумме 114 286 руб. (80 000: 210 000 × 300 000); во втором полугодии следующего года – в сумме 42 857 руб. (30 000: 210 000 × 300 000).
Оценка выполнения теста (осуществляется преподавателем во время решения задач); Оценка решения практических задач по НПО (осуществляется в процессе самоконтроля студентов с разбором задач на доске). - Итак, заканчивайте работу. Проверяем выполнение работы по вариантам на доске. Разбираем возникшие трудности при выполнении практического задания. - К доске вызываются: (по журналу). Пока студенты пишут решение на доске, поменяйтесь в парах тетрадями. Исправление ошибок и недочетов делаем только карандашом. Студенты самостоятельно проверяют работы и выставляют оценки.
Домашнее задание: Изучение порядка заполнения налоговой декларации. Литература: Основные источники: 1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016 N 242-ФЗ,) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс» 2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016 N 249-ФЗ), // Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс» 3. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /О.В. Скворцов. – 12-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. 4. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования /О.В. Скворцов. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. Дополнительные источники: 1. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Уч. пос. / Погорелова М.Я. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 205 с. (Высшее образование: Бакалавриат) /Электронно-библиотечная система Znanium.com. URL: http://znanium.com 2. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/Аронов А. В., Кашин В. А., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 576 с/Электронно-библиотечная система Znanium.com. URL: http://znanium.com Интернет – ресурсы: 1. Консультант плюс онлайн http://www.consultant.ru/online/ 2. Гарант плюс онлайн http://www.garant.ru/ 3. Журнал «Налоговый вестник» http://www.nalvest.com/izdanija/nv-journal/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по МДК Тепловые двигатели ПМ «Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» по теме: «Расчет тепловой схемы газотурбинной установки»
Открытый урок по теме: «Расчет тепловой схемы газотурбинной установки» проходит в форме ОДИ (организационно-деловой игры) с применением современных информационно-компьютерных технологий. Э...
Методическая разработка открытого урока по МДК «Эксплуатация, расчет и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» тема «Требование Правил Госгортехнадзора к устройству и эксплуатации котлов. Приборы безопасности и арматура»
Открытый урок по теме: «Требование Правил Госгортехнадзора к устройству и эксплуатации котлов. Приборы безопасности и арматура» проводится с применением современных информационно-компьютерных...
Методическая разработка открытого урока тема: " Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя"
Методическая разработка открытого урока . тема "Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя" по дисциплине: "Основы экономиеской теории"...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине МДК 03.01. Эксплуатация контрольно-кассовой техники по теме «Режимы работы на контрольно – кассовой технике. Правила расчетов с покупателем.»
Изложена методика проведения современного урока получения новых знаний с использованием элементов интерактивных технологий обучения....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по ОДП.п.13 Информатика на тему: «Создание и управление базой данных с СУБД Access 2010» с применением элементов здоровье сберегающей технологии
Методическая разработка представляет интерес для преподавателей информационных дисциплин. Она поможет в организации открытого урока по теме: «Создание и управление базой данных с СУБД Access 201...
Методическая разработка открытого урока «Система налогов и сборов РФ: понятие, функции налогов и их виды»
СОГБПОУ СПО «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня Методическая разработкаоткрытого занятия по дисциплинеОП.07 Налоги и налог...
Методическая разработка открытого урока по ПМ 01 МДК 01.01.03 строительные конструкции «Расчет кирпичных (каменных) колонн и стен»
Каменная кладка работает упругопластично. При этом кирпич в кладке испытывает сложное напряжённое состояние – сжатие, изгиб и растяжение, что приводит к более раннему разрушению его в кладке, че...