Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Налоги и налогообложение". Расчет налоговой базы по налогу на прибыль
методическая разработка на тему

Учебная дисциплина: Налоги и налогообложение.

Специальность: Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки.

Курс: 2

Тема занятия: Расчет налоговой базы по налогу на прибыль.

Вид занятия: практическое занятие.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx41.7 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЗЕРВАМ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ТОРЖОКСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Рассмотрено на заседании

предметно – цикловой комиссии

экономических дисциплин

                                                                                                           протокол №       от

                                                                                             председатель        Л.Е.Румянцева

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

По дисциплине:                 Налоги и налогообложение

Тема:                                  Расчет налоговой базы по налогу на прибыль.

Специальность:                   Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

                                              углубленной подготовки

Курс:                                 2

Составитель: Меркурьева Н.В.

Торжок

2017

Методическая разработка учебного занятия.

Учебная дисциплина: Налоги и налогообложение.

Специальность: Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки.

Курс: 2

Тема занятия: Расчет налоговой базы по налогу на прибыль.

Вид занятия: практическое занятие.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Место проведения занятия: кабинет «Финансы, Денежное обращение, кредит» № 32.

Цели занятия:

дидактические:

  • закрепление и систематизация полученных теоретических знаний по налогу на прибыль

воспитательные:

  • повышение мотивации  учебной деятельности
  • обеспечение формирования у студентов профессиональных и общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 5.3. Проводить определение налоговой базы для расчета налогов и сборов, обязательных для уплаты.

развивающие:

  • развитие мыслительных операций, внимания, восприятия, памяти;
  • формирование у студентов правовой грамотности.
  • обеспечение формирования у студентов профессиональных и общих компетенций:

Междисциплинарные связи: ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации», ПМ 03 «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» и дисциплиной; ОП 06 «Финансы, денежное обращение и кредит», ОП 11 «Экономика организации».

Внутридисциплинарные связи:

  • тема 1.1 Законодательство РФ о налогах и сборах
  • тема 1.2 Система налогов и сборов.

Учебное оборудование занятия:

  • Налоговый кодекс РФ;
  • рабочая тетрадь;
  • калькулятор;
  • карточки-задания;

Опережающее задание студентам:

  • Изучение порядка заполнения налоговой декларации.

Критерии и методы диагностики уровня готовности студентов к занятию:

студенты должны знать: субъекты и объекты налогообложения по налогу на прибыль, что является налоговой базой по налогу на прибыль; ставки налога, порядок исчисления  и уплаты налога, сроки уплаты налога на прибыль.

Для диагностирования готовности к занятию используется тестирование.

Критерии и методы диагностики эффективности занятия:

Отметка «5» ставится, если

Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4» ставится, если

Работа выполнена учащимся в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Учащийся использует, указанные учителем источники знаний. Работа показывает знание учащимся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения  работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3» ставится, если

Работа выполняется и оформляется учащимся при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащийся показывает знания теоретического материала, но испытывает затруднение при самостоятельной работе с источниками знаний или приборами.

Отметка «2» ставится, если

Результаты, полученные учащимся, не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя оказываются неэффективны в связи плохой подготовкой учащегося.

 Хронокарта занятия:

п/п

Этапы и содержание занятия

Время

1

Вступительная часть занятия:

  • приветствие, проверка готовности аудитории, проверка присутствия студентов.
  • знакомство студентов с порядком проведения и оценкой результатов практической работы.

5 мин.

2

Актуализация базовых (теоретических) знаний студентов:

  • Тестовый контроль.

15 мин.

3

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя - отработка практических навыков и умений.

  • Решение задач по определению налоговой базы по налогу на прибыль (с использованием положений главы 25 НК РФ)

30 мин.

4

Контроль качества ЗУН по теме занятий.

  • Оценка выполнения теста (осуществляется преподавателем во время решения задач);
  • Оценка решения практических задач по НПО (осуществляется в процессе самоконтроля студентов с разбором задач на доске)

35 мин.

5

Заключительная часть занятия:

  • Обобщение, выводы по теме;
  • Комплексная оценка работы студентов на занятии;
  • Выдача домашнего задания

5 мин.

Технологическая карта занятия:

  1. Организационный момент:

Сообщение темы и целей урока, повторение изученного: приветствие, проверка готовности аудитории, отметка отсутствующих студентов.

- Здравствуйте, садитесь. Староста доложите о присутствии студентов на уроке.

- Сегодня мы продолжаем изучение темы: «Налог на прибыль организации».

Сообщение цели занятия:  

- Занятие будет состоять из двух этапов. На первом этапе мы повторим пройденный материал, знания которого вам нужны для выполнения практической работы на втором этапе нашего занятия. За урок вы получите 2 оценки.

Назвать цель урока:

- Результатом практической работы будет отработка практических навыков по расчету налоговой базы  налога на прибыль организации.

  1. Актуализация базовых (теоретических) знаний студентов:

- Господа студенты, чтобы достигнуть  поставленной цели, нам необходимо  проверить уровень усвоения теоретических основ по данному налогу. Для этого  проведём тестовый контроль по вариантам. На партах у вас лежат чистые листочки. На них вы пишите свою фамилию и номер варианта (преподаватель, раздавая задание, объясняет критерии оценки тестового контроля).

Тестовый контроль (15 мин.):

1 вариант:

  1. Налогоплательщиками налога на прибыль организации признаются:
  1. Российские организации, индивидуальные предприниматели и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства;
  2. Российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства;
  3. Российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или), получающие доходы от источников в РФ.
  1. Доходы от реализации – это (допускается несколько вариантов ответов):
  1. Стоимость от долевого участия в других фирмах;
  2. Стоимость реализованных основных средств;
  3. Выручка от реализации;
  1. Налог на прибыль организации это:
  1. Федеральный налог;
  2. Региональный налог;
  3. Местный налог;
  1. Налог на прибыль является:
  1. Прямым налогом;
  2. Косвенным налогом;
  1. Основная налоговая ставка по налогу на прибыль:
  1. 13%
  2. 18%
  3. 20%
  1. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается:
  1. Календарный финансовый год;
  2. Месяц;
  3. Квартал;
  1. К методам определения доходов и расходов относятся:
  1. Метод начисления;
  2. Кассовый метод;
  3. Метод образования доходов;
  4. Метод образования расходов;
  1. В Федеральный бюджет зачисляется налог на прибыль организации по ставке:
  1. 3%
  2. 17%
  3. 20%

2 вариант:

  1. Кто не является плательщиком налога на прибыль:
  1. Центральный банк РФ по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения;
  2. Организации, налогообложение которых осуществляется в соответствии со специальными налоговыми режимами;
  3. Организации, уплачивающие НДС;
  1. Все возникающие доходы организации укрупнено классифицируют на:
  1.  Доходы от реализации товаров (работ, услуг);
  2.  Внереализационные доходы;
  3.  Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы;
  1. Налог на прибыль организации подробно описывается в:
  1.  Главе 24 НК РФ;
  2.  Главе 25НК РФ;
  3.  Главе 26 НК РФ;
  1. Базовая ставка налога на прибыль состоит из федеральной и региональной частей в следующих размерах (по действующему законодательству):
  1. 2% и 18%;
  2. 2,5% и 17,5%;
  3. 3% и 17%;
  1. Как определяется прибыль организации за текущий год до вычета убытков прошлых лет:
  1.  Налогооблагаемые доходы организации за текущий год минус

вычитаемые расходы организации за текущий год

  1.  прибыль организации за текущий год до вычета убытков прошлых лет минус убытки прошлых лет
  2.  Налогооблагаемые доходы организации за текущий год минус убытки прошлых лет
  1. В региональный бюджет зачисляется налог на прибыль организации по ставке:
  1. 3%
  2. 17%
  3. 20%
  1. К расходам относят:
  1. Расходы, связанные с производством и реализацией;
  2. Внереализационные расходы;
  3. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения;
  4. Убытки прошлых лет.
  1. Сроки уплаты налога:
  1. За отчетный период – не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода;
  2. За налоговый период – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
  3. За отчетный период – не позднее 10 дней со дня окончания отчетного периода;
  4. За налоговый период – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;

Ключ к тестам:

1 вариант.                                       2 вариант.

  1. 3                                                     1. 1,2
  2. 2,3                                                  2. 1,2,3
  3. 1                                                     3. 2
  4. 1                                                     4. 2
  5. 3                                                     5.1
  6. 1                                                     6. 2
  7. 1,2                                                  7. 1,2,3
  8. 1                                                     8. 1,2

Критерии оценки:

  1. 50% - 70% - «3»;
  2. 70% - 90% - «4»;
  3. 90% - 100% - «5».

- Время вышло, положите свои ответы на край стола.

  1. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя:

Решение задач по определению налоговой базы по налогу на прибыль.

 - Сегодня на занятии вы будете определять налоговую базу по налогу на прибыль. На партах у вас лежит базовая схема расчета налоговой базы по налогу на прибыль. Давайте её проработаем.

Налогооблагаемые доходы организации за текущий год

вычитаемые расходы организации за текущий год

=

прибыль организации за текущий год до вычета убытков прошлых лет

-

Убытки прошлых лет

=

Налогооблагаемая прибыль организации за текущий год

 - Дежурные раздайте тетради и соберите ответы по тесту.

- Работу выполняем по вариантам. Номера вариантов написаны на карточках, с обратной стороны. На  выполнение задания отводится 30 минут. По окончании этого времени мы проверим выполненную работу и выставим оценки. Открываем тетради, пишем на полях число и тему практической работы, которую вы видите на доске. Условия задач переносить в тетрадь не надо.

- Вопросы есть? Желаю удачи!

Студенты начинают выполнять практическое задание.

1 вариант.

Задача 1.

ПАО «Алтайский мед» занимается продажей меда. Выручка от продажи меда в текущем году составила 1000 000 руб. Себестоимость проданного меда – 500 000 руб. Расходы ПАО за текущий период составили:

  • Заработная плата персонала и единый социальный страховой сбор – 100 000 руб.;
  • Плата за аренду торговых помещений – 200 000 руб.

В прошлом отчетном периоде ПАО получило налоговый убыток в сумме 40 000 руб.

Рассчитайте налогооблагаемую прибыль.

Решение:

  1. Доходы от продажи

1000 000

  1. Расходы:

Себестоимость меда

Заработная плата персонала и единый социальный страховой сбор

Аренда помещений

500 000

100 000

200 000

  1. Итого расходы:

800 000

  1. Итого прибыль (1-3)

200 000

  1. Убыток прошлых лет

(40 000)

  1. Налогооблагаемая прибыль с учетом убытка(4-5)

160 000

Задача 2.

Выручка АО «Алтай» за прошлый год (без НДС) составила 3900 000 руб., в том числе:

В I квартале – 500 000 руб.; во II квартале – 1200 000 руб.; в III квартале – 1100 000 руб.; в IV квартале – 1100 000 руб.

За первое полугодие текущего года АО получило выручку в сумме 1900 000 руб., в том числе: в I квартале – 600 000 руб.; во II квартале – 1300 000 руб.

Определить сможет ли фирма применить кассовый метод признания доходов.

Решение:

  1. Чтобы определить, может ли АО в I квартале текущего года применить кассовый метод, нужно выручку, полученную в прошлом году, разделить на 4.

Среднеквартальная выручка составит: 3900 000 / 4 = 975 000 руб.

Эта сумма не превышает 1000 000 руб., поэтому в I квартале текущего года АО может использовать кассовый метод;

  1. Чтобы определить, может ли фирма применить кассовый метод во II квартале текущего года, надо рассчитать среднеквартальную выручку за II, III, IV кварталы прошлого года и за I квартал текущего года.

Среднеквартальная выручка составит: (1200 000 руб. + 1100 000 руб. + 1100 000 руб. + 600 000 руб.) / 4 = 1000 000 руб.

Эта сумма равна, но не превышает 1000 000 руб. Поэтому во II квартале текущего года фирма также может использовать кассовый метод.

  1. Чтобы определить, может ли фирма применить кассовый метод в III квартале текущего года, надо рассчитать среднеквартальную выручку за III, IV кварталы прошлого года, а также за I и II кварталы текущего года.

Среднеквартальная выручка составит: (1100 000 руб. + 1100 000 руб. + 600 000 руб. + 1300 000 руб.) / 4 = 1025 000 руб.

Так как среднеквартальная выручка превысила 1000 000 руб., фирма утратила право на применение кассового метода. Бухгалтеру АО придется пересчитать все доходы и расходы за прошлый год по методу начисления  и сдать уточненные декларации по налогу на прибыль за I квартал и полугодие прошлого года.

 2 вариант.

Задача 1.

АО «Вкуснотеево» занимается изготовлением  и продажей пончиков. Выручка от реализации составила 1000 000 руб. На производство этих пончиков было израсходовано сырья и материалов на сумму 200 000 руб. АО дополнительно пришлось заплатить своим поставщикам штраф в размере 10 000 руб. за несвоевременную оплату приобретенных материалов.  Работникам предприятия была начислена заработанная плата – 300 000 руб. Единый социальный страховой сбор – 78 000 руб. Амортизация оборудования по производству пончиков составила – 122000 руб. Расходы по аренде производственного помещения – 130 000 руб. Также было получено 50 000 руб. в виде банковских процентов от размещения свободных средств на банковском депозите.

В прошлом отчетном периоде АО получило 100 000 руб. убытка по данным налоговой декларации.

Определить  налогооблагаемую прибыль организации за текущий год.

Решение:

  1. Доходы от реализации

1000 000

  1. Расходы, связанные с реализацией:

Стоимость материалов

Заработанная плата работникам

Единый социальный страховой сбор

Амортизация оборудования

Аренда помещения

Итого расходы:

200 000

300 000

78 000

122 000

130 000

830 000

  1. Итого прибыль от реализации (1 – 2)

170 000

  1. Доходы, не связанные с реализацией:

Проценты по депозиту  

50 000

  1. Расходы, не связанные с реализацией пончиков (Внереализационные расходы):

Штраф поставщикам

(10 000)

  1.    6. Итого прибыль от внереализационных операций (4 – 5)

40 000

  1. Прибыль текущего года (3 + 6)

210 000

  1. Убыток прошлых лет

(100 000)

  1. Налогооблагаемая прибыль с учетом убытка (7 – 8)

110 000

 

Задача 2.

     Определить выручку для целей налогового учета методом начисления, пропорционально произведенным расходам.

      По договору на оказание услуг АО «Инженер - проект» (исполнитель) создает проектную документацию для ООО «Пассив» (заказчик). Стоимость услуг «Инженер - проекта» – 300 000 руб. (без НДС). Результаты работ передаются заказчику по мере их выполнения.

      Согласно смете, расходы «Инженер - проекта», связанные с выполнением договора, составят 210 000 руб.:

  • в первом полугодии отчетного года – 40 000 руб.;
  • во втором полугодии отчетного года – 60 000 руб.;
  • в первом полугодии следующего года – 80 000 руб.;
  • во втором полугодии следующего года – 30 000 руб.

Решение:

       Бухгалтер «Инженер - проекта» должен отразить выручку от реализации так:

в первом полугодии отчетного года – в сумме 57 143 руб. (40 000: 210 000 × 300 000);

во втором полугодии отчетного года – в сумме 85 714 руб. (60 000: 210 000 × 300 000);

в первом полугодии следующего года – в сумме 114 286 руб. (80 000: 210 000 × 300 000);

во втором полугодии следующего года – в сумме 42 857 руб. (30 000: 210 000 × 300 000).

  1. Контроль качества ЗУН по теме занятий.

Оценка выполнения теста (осуществляется преподавателем во время решения задач);

Оценка решения практических задач по НПО (осуществляется в процессе самоконтроля студентов с разбором задач на доске).

- Итак, заканчивайте работу. Проверяем выполнение работы по вариантам на доске. Разбираем возникшие трудности при выполнении практического задания.

- К доске вызываются: (по журналу). Пока студенты пишут решение на доске, поменяйтесь в парах тетрадями. Исправление ошибок и недочетов делаем только карандашом.

Студенты самостоятельно проверяют работы и выставляют оценки.

  1. Заключительная часть занятия (5 мин.):
  1. Подведение итогов занятия – педагог делает обобщение результативности деятельности студентов на уроке (выделяя достижения и проблемы);
  2. Выставление оценок производится с учетом оценки теоретических знаний и практических навыков студентов;
  3. Выдача домашнего задания согласно программы КТП;

Домашнее задание:

Изучение порядка заполнения налоговой декларации.

Литература:

Основные источники:

1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016 N 242-ФЗ,) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс»

2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016 N 249-ФЗ), // Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс»

3. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /О.В. Скворцов. – 12-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.

4.  Скворцов О.В. Налоги и налогообложение. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования /О.В. Скворцов. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Дополнительные источники:

1. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Уч. пос. / Погорелова М.Я. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 205 с. (Высшее образование: Бакалавриат) /Электронно-библиотечная система Znanium.com. URL:  http://znanium.com

2. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/Аронов А. В., Кашин В. А., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 576 с/Электронно-библиотечная система Znanium.com. URL:  http://znanium.com

Интернет – ресурсы:

1. Консультант плюс онлайн http://www.consultant.ru/online/

2. Гарант плюс онлайн http://www.garant.ru/

     3. Журнал «Налоговый вестник» http://www.nalvest.com/izdanija/nv-journal/

  4. http://www.knigafund.ru/books/172361

   5.  http://www.knigafund.ru/books/173682/read 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по МДК Тепловые двигатели ПМ «Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» по теме: «Расчет тепловой схемы газотурбинной установки»

Открытый урок по теме: «Расчет тепловой схемы газотурбинной установки» проходит в форме ОДИ (организационно-деловой игры) с применением современных информационно-компьютерных   технологий. Э...

Методическая разработка открытого урока по МДК «Эксплуатация, расчет и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» тема «Требование Правил Госгортехнадзора к устройству и эксплуатации котлов. Приборы безопасности и арматура»

Открытый урок по теме: «Требование Правил Госгортехнадзора к устройству и эксплуатации котлов. Приборы безопасности и арматура» проводится с применением современных информационно-компьютерных...

Методическая разработка открытого урока тема: " Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя"

Методическая разработка открытого урока . тема "Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя" по дисциплине: "Основы экономиеской теории"...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине МДК 03.01. Эксплуатация контрольно-кассовой техники по теме «Режимы работы на контрольно – кассовой технике. Правила расчетов с покупателем.»

Изложена методика проведения современного урока получения новых знаний с использованием элементов интерактивных технологий обучения....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по ОДП.п.13 Информатика на тему: «Создание и управление базой данных с СУБД Access 2010» с применением элементов здоровье сберегающей технологии

Методическая разработка представляет интерес для преподавателей информационных дисциплин. Она поможет в организации открытого урока по теме: «Создание и управление базой данных с СУБД Access 201...

Методическая разработка открытого урока «Система налогов и сборов РФ: понятие, функции налогов и их виды»

СОГБПОУ  СПО «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня      Методическая разработкаоткрытого занятия по дисциплинеОП.07 Налоги и налог...

Методическая разработка открытого урока по ПМ 01 МДК 01.01.03 строительные конструкции «Расчет кирпичных (каменных) колонн и стен»

Каменная кладка работает упругопластично. При этом кирпич в кладке испытывает сложное напряжённое состояние – сжатие, изгиб и растяжение, что приводит к более раннему разрушению его в кладке, че...