Методическое сообщение
статья на тему

Реализация дефференцированного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

Реализация системы дифференцированного обучения

Подготовила: Кузнецова Т.Н.

                                                            Мастер производственного

обучения ГОУ НПО ПУ № 18

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.

   В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. На протяжении нескольких лет проблему прочности знаний мы решаем через технологию уровней дифференциации.

   Основной индивидуально ориентированной системы обучения является дифференцированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

   Определена последовательность действий дифференцированного обучения:

  • определение содержания учебного материала;
  • разработка технологических карт для учащихся;
  • блочное изучение материала;
  • создание: методического инструментария (задание разно уровневого характера ) для подготовки к зачету;
  • практический зачет по теме;
  • анализ результатов.

     В целях реализации технологии уровневой дифференциации мы проводим контроль и учет знаний каждого учащегося. Такой учет легко осуществлять, имея на каждом уроке и консультации заранее приготовленную таблицу.

Контроль практических  знаний учащегося _____ группы

По теме: ___________________________________________

№ п/п

Ф.И. учащегося

Вид работ

Результаты контроля

Индивидуальные рекомендации

     

    Результаты заполнения таблицы позволяют оценить степень усвоения практического материала каждым учащимся.

      Предлагая учащимся задания различного уровня сложности, мастер п/о изменяет содержание практических работ, однако цели, формы, методы обучения остаются одинаковыми.

     Организация учебного процесса может проявляться в форме обучения одаренных детей (классы повышенного уровня) и в форме специальных групповых занятий по развитию мысленной, эмоциональной, волевой сфер личности детей. В условиях дифференциации.

 Ученик определяет направления собственной реализации на основании имеющихся способностей, склонностей, интересов и выбирает ту образовательную траекторию, которая ему наиболее близка.

   Формы дифференцированного обучения:

  • модель полного усвоения знаний;
  • уровневая дифференциация;
  • организация факультативов, кружков и т.д.

    Дифференциация по интересам на микро уровне предполагает выполнение учащимися на уроках и во внеурочной деятельности творческих исследовательских заданий. это может быть групповая работа над исследовательскими проектами, изготовление моделей, макетов, постановка опытов, экспериментов.

   Анализируя дифференциацию. Ученые описывают ее в различных моделях школы:

  1. Модель потоков (выделяются различные потоки: продвинутый, средний, низкий).
  2. Модель гибкого состава группы (по ряду предметов учащиеся занимаются в разнородных группах,  например, изучают общественные науки. По другим – ключевым предметам – в однородных). Отнесение ученика к группе определенного уровня основывается на результатах тестов по практическим занятиям.
  3. Модель разнородных классов (ученик по всем предметам учится в

     одном и том же разнородном классе). По некоторым предметам

    ( математике, иностранным языкам, естественным наукам) материал                

     сгруппирован в разделы, на каждый раздел отводится определенное                    

     количество времени ( приблизительно 5 недель). По окончании изучения

     раздела проводится диагностические тесты, чтобы определить уровень

     усвоения материала. На основе результатов тестирования одним  

     ученикам  предлагаются коррекционные задания и материалы, другим –  

     дополнительный, более обширный материал.

  1. Интерактивная модель.

   Также создаются разнородные группы. Основное внимание уделяется развитию индивидуальности, самостоятельности в обучении.

    В обучении одаренных детей некоторые учителя используют три стратегии:

  1. Стратегия ускорения – изменение темпа обучения без изменения содержания, то есть изучение учебного материала за более короткий период времени или прохождение его в более раннем, чем обычно возрасте.
  2. Стратегия обогащения – охват большего круга проблем и более глубокого их изучения.
  3. Стратегия группирования – гомогенная группировка одаренных детей для обучения по различным планам и программам.

   Внутригрупповая дифференциация  является выполнение учащимися заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда учащимся необходимо установить близкие или далекие связи между различными фрагментами содержания. Усложнение заданий может происходить и за счет усложнение видов работы, усиление уровня творческой деятельности, необходимой при выполнении задания. Например, на самом простом уровне предлагается повторить приемы, показанные мастером п/о, выделив последовательность работ;  на более сложном уровне – повторить приемы, показанные мастером п/о, выделив последовательность работ, проверить качество выполненных работ; на самом сложном уровне – повторить приемы, показанные мастером п/о, выделив последовательность работ, проверить качество выполненных работ, исправить их, проанализировать свои ошибки.

    Мастера производственного обучения используют разнообразные способы включения  дифференцированных заданий в учебный процесс. Их можно объединить в две группы: первая – мастер производственного обучения может дать задание каждому учащемуся; вторая – учащиеся могут взять ( выбрать) сами задание. К самостоятельному выбору заданий учащихся надо готовить. На первом этапе мастер производственного обучения рассказывает о сложности каждого задания, советует какое задание выбрать; на втором этапе – рассказывает о сложности задания, но выбирают сами учащиеся.    Мастер производственного обучения корректирует их выбор. На заключительном этапе учащиеся сами определяют сложность задания, и сами осуществляют выбор.

   Уровневая  дифференциация предлагает перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. Необходимым является четкое определение минимума, без которого учащийся не сможет двигаться дальше в изучении данной профессии. Это – минимальный уровень, уровень общих требований, который задается в виде перечня понятий, законов, закономерностей. В виде работ,  которые учащийся должен уметь выполнить, которые должен уметь выполнить каждый рабочий по своей специальности. Определяется также содержание, которое необходимо уметь учащемуся и на повышенных уровнях.

     Такая работа способствует формированию адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний учащихся.

   Среди дифференцированных заданий широко распространены задания различной направленности: устраняющие пробелы в знаниях, и задания, учитывающие имеющиеся у учащихся предварительные знания по теме.

       Формой внутри групповой  дифференциации является дозирование помощи мастер производственного обучения учащимся, которое включает временное облегчение заданий (разбивка выполнения работ на самостоятельные части – порции) , задания с письменной инструкцией

 ( например, с указанием последовательности выполнения операций), работы с предварительной подготовкой ( каждое подготовительная операция представляет собой этап выполнения основной), работы с наглядным подкреплением рисунком, чертежом.

     Выполняя задание с дозированной помощью, учащийся получает конверт с необходимыми инструктивными материалами, к которым он может обратиться в процессе выполнения задания. В данном случае объем дозированной помощи определяет сам учащийся.

    Добросовестный учащийся был ориентирован на максимум знаний и изо всех сил старался его усвоить. Это вызвало перегрузку учащегося, так как он ставил себе цель усвоить максимум знаний по всем предметам.

   Каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки.

     Мастер производственного обучения объясняет материал на уровне более высоком, чем минимальный, четко выделяет содержание учебного материала. Который учащиеся должны усвоить, занимаясь на том или ином уровне, и перед началом изучения очередной темы знакомит учащихся с результатами, которых они должны достичь.

     Если учащийся желает изучать определенный предмет на уровне обязательных требований, а другой – на повышенном уровне ( причем не только желает, но и способен это делать ), то такую возможность он должен получить. Таким, образом, уровень дифференциацией учитываются не только интеллектуальные особенности учащегося, но и его интересы.

    При введении уровневой дифференциации, а практику обучения выявилось, что некоторые учащиеся, имеющие способности к изучению определенного предмета, не хотели выбирать уровень выше обязательного. Учебные успехи данных учеников были значительно выше. Потребовалась корректировка вводимой формы дифференциации. Учителя поставили дополнительную задачу -  начиная с 1-го  класса, формировать у детей стремление к состязательности, здоровому соперничеству, чтобы ученикам было стыдно получать знания на низком уровне, чтобы они стремились реализоваться полностью.

     Формой внутренней дифференциации является групповая работа учащихся по модели полного усвоения знаний, которая предполагает четкую постановку целей в образовательной деятельности: что ученики  должны знать, что уметь, какие ценности должны у них формироваться в ходе учения. Достижение целей должно быть проверяемым, то есть должен существовать инструментарий проверки.

    Организуя дифференцированное обучение, учитываются интеллектуальные способности, специальные способности, интересы и будущая профессия подростков: учащиеся готовят доклады, рефераты по темам, интересующим их, изготавливают модели, макеты, проводят микроисследования.

  В связи с тем, что в учебных заведениях все больше детей разных национальностей, необходимо учитывать национальные, этнокультурные особенности учащихся в процессе обучения. Это одна из важных проблем, которая еще недостаточно изучена.

    Возникает ряд задач:

  • учет национальных особенностей учащихся,
  • формирование гуманистических отношений между детьми, недопущение национальной розни;
  • использование имеющие у детей знаний по этнокультурной специфике своей национальности в учебном процессе;
  • воспитание интереса к истории и культуре своего народа, изучение родного языка, знакомство с национальной литературой и искусством.  

Методическое сообщение

 Воспитание навыков  самоконтроля и самостоятельности учащихся на уроках производственного обучения

Подготовила: Кузнецова Т.Н.

Мастер производственного

обучения ГОУ НПО ПУ № 18

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ

 САМОКОНТРОЛЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.

   

     Человек наделен уникальной способностью, управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролировать их. Посредствам собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека формируется внутренний механизм – самоконтроля, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с правилами поведения. Задача современного образования состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное развитие подростка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самостоятельности (развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации).

Существуют две формы самоконтроля:

  1. Внешняя (осознаваемая) произвольная;
  2. Внутренняя (автоматическая) непроизвольная.

 

   Если учащийся корректно осуществляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти знания, которые требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля. Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля. Однако самоконтроль меняет свою форму с непроизвольной на произвольную после совершения действия, то есть механизм  самоконтроля не доведен до совершенства. Если учащийся совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит,  не сформирован механизм самоконтроля. В этом случае нужна помощь из вне – от мастера или учащихся. Конечно механизм самоконтроля до определенной степени может формироваться стихийно.  Однако стихийное становление этой способности человека требует от него больших затрат и усилий. Психологически более оправдано сделать этот процесс управляемым и целенаправленным.

   

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

 

 1–й этап  Учащийся должен научиться понимать и              

                   принимать контроль мастера.

              Для этого мастер должен:

  • показать учащимся. Что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, то есть контроль результатов обучения. Что только проявление приемлемого уровня обученности учащегося по пройденному материалу допускает переход к последующему этапу обучения, и только при этом условии можно рассчитывать эффективность обучения. Без чего целесообразность процесса обучения и затраты на него выглядят сомнительными;
  • ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний,  умений и навыков;
  • сообщить учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
  • выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;
  • просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку;
  • просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные мастером  критерии;
  • научить учащегося пользоваться различными видами проверки.

 2-й этап  Учащийся должен научиться наблюдать и        

                   анализировать учебную деятельность            

                   своих товарищей.

  Для этого мастеру следует практиковать взаимопроверку обучающих самостоятельных упражнений, домашних работ. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу. После того, как взаимопроверка окончена, на доске следует записать верные ответы и типичные ошибки, а учащимся еще раз сверить ответы и определить причину типичных ошибок. При взаимопроверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а  в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема, может ли учащийся самостоятельно найти ошибки в выполненной работе и установить их причину, может ли проанализировать чужую работу. Необходимо практиковать выполнение одного трудового приема  несколькими учащимися. Остальные учащиеся в это время наблюдают за работой своих товарищей. После окончании работы качество выполнения   обсуждается всей группой, каждая работа оценивается, его выбор обосновывается.

     Необходимо:

  • предлагать учащимся оценить работу товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата, а также попытаться предложить другой вариант ответа или решения;
  • приучать учащихся контролировать деятельность мастера, стимулировать постановку вопросов мастеру;
  • демонстрировать учащимся типичные ошибки. Такую демонстрацию можно провести в явном виде, но можно предложить учащимся рассказать с сознательным нарушением логических связей, которое учащиеся должны обнаружить.

   Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля – ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля учащийся переносит на свою деятельность (самоконтроль).

 

3-й этап  Учащийся научиться осуществлять      

                наблюдение за своей производственной  

              деятельностью, ее  самоанализ, самооценку

              и  самокоррекцию.

  От способности учащегося к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебно-производственной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности мастером.

   Самоанализ и самооценка предполагают определение отношения к себе и своей учебно-производственной деятельности, умение исследовать свою деятельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и возможности для перестройки и улучшения своей учебно-производственной деятельности. Самокоррекция является необходимым этапом учебно-производственной деятельности учащегося для успешного продолжения образования. Учащийся, осуществляя самокоррекцию, регулируя производимые им действия, создает внутренний образец, эталон знаний, действия, который в случае необходимости мгновенно извлекает из памяти для сличения с внешней действительностью. Для формирования у учащихся навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализа и самокоррекцию своей деятельности мастер должен:

  • приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень усвоения материала путем составления плана прочитанного и пересказа главных мыслей, отвечать на контрольные вопросы учебника, составлять дополнительные контрольные вопросы к тесту, уметь находить ответы на вопросы в учебнике, составлять новую информацию с ранее изученной;
  • вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого учебного предмета приемы;
  • не торопиться с выставлением оценки. Если учащийся дал неверный ответ, решение с ошибкой, а по возможности дать учащемуся найти свою ошибку. Ели ошибка найдена. То оценку можно не снижать;
  • не спешить с упрекам. Не обвинять учащегося в стремлении завысить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке. Рекомендовать учащимся делать карточки, предназначенные для активной тренировки и самоконтроля. На одной стороне карточки пишется вопрос, а на другой стороне – правильный ответ.
  • Приучать учащихся контролировать свою деятельность по результату. С целью в классе вывешивается таблица всех письменных, зачетных работ с указанием полученных результатов.

  Путей предупреждения и ликвидации пробелов предлагается несколько:

  а) прийти на групповое занятие-консультацию по теме (указывает мастер);

   б) прийти на консультацию с заранее подготовленными вопросами по теме;

    в) взять у мастера дополнительное задание для отработки неустойчивого навыка;

    г) использовать имеющиеся у мастера контрольные материалы для самопроверки (тесты, контрольные карточки с ответами и рекомендации);

    д)  самостоятельно подкорректировть свои знания, умения используя конспекты, учебник. Приучать учащихся постоянно спрашивать себя: «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Как это делали на уроке?»,  «Какие есть рекомендации по этому вопросу?».

  • формировать у учащихся умение контролировать свою деятельность непосредственно в ходе занятия, выполнения упражнения. Для этого надо предлагать учащимся специальные задания, в которых надо найти допущенные ошибки и неточности; предлагать задания разной сложности. Предварительно сообщить критерии оценки и требования к выполнению заданий.

При формировании у учащихся навыков самоанализа и самооценки мастеру важно руководствоваться принципом посильности и доступности, вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов деятельности, зачем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспектов и направить контроль учащегося на содержание конечного продукта его деятельности. Результаты самоконтроля по отдельным темам можно вносить в журнал. Это содействует формированию таких качеств,  как точность, четкость, объективность.

     Мастерам  не следует забывать, что деятельность учащихся, связанная с самоконтролем, является неотъемлемой частью обучения, совершенствования учащихся и требует внимания со стороны мастера, как и любая другая учебная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение «Творческая мастерская» педагога ДМШ в условиях новых аттестационных требований.

В системе дополнительного образования  сегодня происходят существенные изменения в содержании, формах, методах обучения и воспитания детей. Детские музыкальные школы являются типовым образователь...

Методическое сообщение "Соломка".

  1. Общее представление о соломке и способах ее обработки.2. Заготовка и  обработка соломы.3. Техника инкрустации.ббб ОбщеооООООооОоОО...

Методическое сообщение "Некоторые приёмы правильного разбора музыкального произведения"

Как среди обилия решаемых задач сохранить любовь к музыке и интерес к музыкальным занятиям?...

Методическое сообщение - Некоторые аспекты работы с подготовительным хором

В моей хоровой практике работе с начинающими хористами уделяется особое внимание. В первый год обучения у них формируются базовые знания об исполнительском искусстве и закладываются практические навык...

Методическое сообщение на тему: "Драматизм в графических работах Пабло Пикассо. От Арлекина к Минотавру"

При упоминании имени Пабло Руиса Пикассо в памяти возникают всем известные полотна: «Герника», «Авиньонские девушки». «Плачущая женщина», «Три музыканта»…     Пикасс...

Методическое сообщение «Значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано».

При обучении игре на фортепиано, большое значение имеет правильная аппликатура, которая помогает развивать ученика как в техническом , так и в художественном отношении .«Наилучшая аппликатура та , кот...

Методическое сообщение "О методах воспитания техники у музыканта-исполнителя"

Методическое сообщение«О методе воспитания техники у музыканта – исполнителя»...