Публикации метод.работ
учебно-методический материал на тему

В статье рассматриваются вопросы мониторинга сформированности общих компетенций студентами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsii.docx48.86 КБ

Предварительный просмотр:

         Оценочные средства, ориентированные

 на проверку образовательных достижений обучающихся

по специальности «Сварочное производство»

 Создание системы формирования общих компетенций у студентов, а также системы мониторинга их сформированности и оценки является одной из актуальных проблем, стоящих перед образовательной организацией среднего профессионального образования.

          В федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования общие компетенции присутствуют во всех учебных дисциплинах и профессиональных модулях, соответственно они должны развиваться в течение всего процесса обучения.

         С одной стороны, закладка и формирование общих компетенций начинается в раннем детстве, когда этим занимается семья, родственники, друзья и продолжается в школе. В учебное заведение профессионального образования студент приходит с уже сформированными чертами характера, привычками, понятиями о нормах социального поведения. С другой стороны, невозможно представить себе процесс подготовки профессионала без развития таких качеств как мобильность, готовность к профессиональному и личностному саморазвитию, стремление к творческому самовыражению, осознание социальной значимости будущей профессии, без развития таких способностей как организация собственной деятельности, способности принимать решения и нести за них ответственность, работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за работу членов команды.

          В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно  не только то, что  студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить  на практике.

         Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества  в  конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.

         Основная задача педагогического коллектива  - организация  условий, инициирующих освоение студентами компетенций, обеспечивающих  соответствующую квалификацию и уровень образования. Важно не просто сформировать общие компетенции, но и измерить уровень их сформированности. В связи с этим возникает другая задача – как зафиксировать те результаты, по которым можно определить, сформированы у студента общие компетенции или нет.                                                      

Как  определить степень освоения компетенций студентами? –  разработать оценочные средства, ориентированные на проверку образовательных достижений, разработка  которых    сложна и ответственна.

        Освоение общих компетенций отслеживается в ходе проведения учебных занятий и внеурочных мероприятий, в процессе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, косвенно оценивается в ходе промежуточной аттестации (экзаменов и зачетов), непосредственно – в ходе практики, а итоговая оценка происходит на защите выпускной квалификационной работы.      

В качестве  оценочных средств освоения общих компетенций в техникуме используется:

- портфолио;

- метод проектов:

- деловая игра;

- кейс-технологии;

-практико-ориентированные, имитационные  задания   «ситуация»+»роль».

                       

                                 

          Портфолио позволяет вовлечь студентов в процесс оценивания собственных образовательных достижений и разделить ответственность с педагогами  за достижение результатов обучения. Помимо соблюдения нормативного требования федерального государственного образовательного стандарта  портфолио  может послужить студентам основой для разработки хорошего резюме, а педагогам – основой для составления характеристик, рекомендательных писем, выдвижения студентов техникума для участия в различных конкурсах, назначения специальных и именных стипендий.

        В макет портфолио достижений студента техникума заложен принципиально иной подход: портфолио  отражает сформированность конкретных компетенций. Поэтому основными категориями, заложенными в основу портфолио, являются общие компетенции.

         Работа с портфолио помогает студенту критически оценить результаты своей учебно-профессиональной деятельности. Подборка и формирование портфолио обязательно осуществляется с участием самого обучаемого.

        Помимо накопительной функции, портфолио выполняет модельную функцию.

        Портфолио  формируется  на протяжении всего периода обучения.

       Завершающим этапом по формированию портфолио является его презентация на государственной итоговой аттестации, где также организуется работа с портфолио: студенты приобретают навыки формирования резюме на основании собственных портфолио.                                                                                                                               Таким образом, процесс создания портфолио не только демонстрирует усилия студента и его прогресс или достижения в процессе освоения ФГОС, но и помогает будущему специалисту в развитии способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать свои умения.                                                                                                                                                                                                                 

         Проектное обучение – это полезная альтернатива обычной аудиторной работе. Проект следует использовать как дополнение к другим видам обучения. И в этом случае преподаватель разнообразит не только учебную, но и внеурочную самостоятельную работу, превратив образовательный процесс в результативную творческую  деятельность.                                                                                        

       Цель проектного обучения — создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.  Использование метода проектов на занятиях позволяет студентам ощутить всю важность данного вида работы, почувствовать, что они способны заниматься научной деятельностью.                                                                                                         Особенностью использования в учебном процессе метода проектов является то, что центром деятельности становится самостоятельная работа студента, а преподаватель выступает в роли помощника, консультанта, стимулирующего активность, инициативу, в известной мере творчество.                                                                                              

Деловая игра - это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Деловая игра содействует развитию теоретического и практического мышления будущего специалиста, воспитанию у студентов таких необходимых «производственных» качеств как способность принимать решения, умение конструктивного подчинения, формированию и развитию умений и навыков, способствующих более успешной социализации выпускников.                                   Основными целями деловой игры являются формирование умения применять теоретические знания в практических ситуациях и формирование общих и профессиональных компетенций студентов.                                                                                                                            

Характерными признаками деловой игры являются:

- распределение ролей между участниками игры;

- взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

- наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива;

- наличие управляемого эмоционального напряжения;

- наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

        Участвуя в деловой игре, студенты имеют возможность проявить свои профессионально важные личные особенности и качества. Знания, умения и навыки студентов, полученные в процессе обучения, а так же профессионально важные качества являются основой для формирования общих и профессиональных компетенций. Но необходим еще опыт «производственной» деятельности. Деловая игра ценна именно тем, что дает опыт профессиональной деятельности еще до прохождения практики и этим создает условия для реализации знаний в профессиональной деятельности и, следовательно, для формирования общих и профессиональных компетенций.

В процессе проведения деловой игры:

- отрабатываются различные профессиональные действия студентов;

- значительно активизируются  междисциплинарные связи;

- реализуется  творческий потенциал студента;

- происходит переход от репродуктивного уровня усвоения учебного материала к продуктивному;

- преобладает доля групповой и парной деятельности студентов;

- формируется умение студентов работать в команде;

- студенты учатся самостоятельно организовывать свою деятельность;

- повышается  мотивация студентов к освоению будущей профессии;

- растет самооценка студентов;

- занятие проходит в обстановке состязательности.

         В конце игры оценили степень формирования ряда компетенций, предусмотренных ФГОС СПО, то есть способность студентов специальности «Сварочное производство»:

- организовывать собственную деятельность;

- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

- анализировать и оценивать информацию с помощью ИКТ;

- работать в коллективе и команде;

- брать на себя ответственность за работу членов команды и результат выполнения заданий.

         Подготовка такого занятия трудоемка и требует от преподавателя определенных навыков, в том числе умения конструировать игровую ситуацию в зависимости от содержания учебного материала и его направленности на формирование общих компетенций. Деловую игру трудно провести в большой аудитории, ее применение требует высокого уровня подготовленности аудитории. Но студенты ждут такие занятия, откликаются на все просьбы преподавателя о помощи в их подготовке, с удовольствием участвуют в них, а затем обсуждают и с юмором вспоминают о своих ошибках.

        Деловая игра играет значительную роль при реализации компетентностного подхода в обучении и, следовательно, способствует повышению качества профессиональной подготовки выпускников.

        Кейс- технология-  технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций.

Название технологии  произошло от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай.

Данная технология соответствует  современной государственной образовательной политике, нацелена на личностно-ориентированное деятельностное   обучение, способствует реализации компетентностного подхода.

 В кейс – методе студентам предлагается:

1.  Случай (реальный, вымышленный) –   он должен быть проблемным,  имеющий прецеденты,   должен допускать  альтернативные варианты решения,  кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки, карикатуры, сценарии ролевых и деловых игр и т.д.

2. Отбор информации из кейса, самостоятельный поиск информации - студенты учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать (учебно-информационные компетентности).

3. Выявляется позиция студента  по сути ситуации  (формируется альтернативное мышление).

4. Коллективное обсуждение вариантов  решения (сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы).

Кейс – технология  эффективно сочетается с различными методами обучения, дополняет многие известные педагогические технологии (личностно - ориентированного образования, проблемную технологию, интерактивную технологию и другие).

Использование данной технологии развивает и активизирует студентов. На уроках они не просто «изучают» факты и явления, как нечто  не связанное с ними и с современной жизнью, а становятся полноправными участниками ситуации. Кейс- технология создает условия для того, чтобы студенты могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают студентов доступными для них способами воссоздания действительности.

  В федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования предусмотрен экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю. В техникуме по отдельным ПМ экзамен (квалификационный) проводится в форме выполнения практико-ориентированных, имитационных заданий «Ситуация»+«Роль», которые  предполагают  выполнение комплексного задания  по одному из билетов подгруппой студентов в количестве 3-х человек.  В течение 1 часа студенты  продумывают решение ситуации,  оптимальный вариант представляют в ролевой игре. Анализ, самоанализ  подготовки к экзамену, его результаты  показали, что все  студенты высоко оценили форму сдачи экзамена, отметили преимущества, эффективность по сравнению с традиционной – сдача экзамена по билетам.                                                                                                                                    Таким образом, использование в качестве средств оценки   кейс-метода, портфолио, практико-ориентированных, имитационных заданий типа «ситуация»+ «роль» и других позволяет объективно  определить сформированность ОК и ПК, но это возможно при  обоснованном определении показателей оценки результата сформированности ОК и ПК.

Результаты оценки ОК фиксируются в оценочном листе экзамена (квалификационного) по модулю. Общие выводы фиксируются экзаменационной комиссией в сводной ведомости. Сводная ведомость прикрепляется к протоколу экзамена.

Так как формирование ОК происходит в течение всего периода обучения, то оценка общей компетенции на каждом этапе обучения представляет собой решение: компетенция сформирована, частично сформирована и не сформирована.

На этапе государственной итоговой аттестации дается экспертная оценка сформированности общих компетенций.

Под экспертной оценкой результатов освоения общих компетенций и учета индивидуальных образовательных достижений понимается процесс сбора свидетельств (доказательств) деятельности студента и вынесения суждения относительно этих свидетельств на основе заранее определенных критериев (критериально-ориентированная экспертная оценка). В качестве экспертов выступают члены экзаменационной комиссии.

   

       Список литературы

  1. Борисов П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 1, с.58-61.
  2. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.

      3.  Никитина И.В. Диагностическая и методическая работа в ОУ. – Волгоград:                                                              Учитель, 2007. – 142с.

       4.  Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М.: АРКТИ, 2009. – 132с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дискуссия как метод работы по формированию общих и профессиональных компетенций

Презентация, подготовленная для выступления на семинаре-практикуме...

Современные методы работы над произведениями репертуара оркестра русских народных инструментов.

Методическая работа на тему: Современные методы работы над произведениями репертуара оркестра русских народных инструментов....

Формы и методы работы с обучающимися, имеющими различные расстройства, нарушения.

Формы и методы работы с обучающимися, имеющими различные расстройства, нарушения....

Формы и методы работы с обучающимися по организации личностно-ориентированного обучения.

  Личностно-ориентированное обучение - одно из компетентностей новых стандартов ФГОСА ООО....

Координация слуха и голоса в процессе обучения с «гудошниками». Методы работы

Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успех...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧAЩИХСЯ

Статья на тему:ТЕМА«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕУСПЕ­ВАЕМОСТИ УЧAЩИХСЯ»...

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) КЛАССЕ IV ВИДА НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ТРИ КИТА» В МУЗЫКЕ»

1. Искусство в жизни и деятельности лиц с нарушением зрения2. Методы обучения незрячих музыкантов - исполнителей в России3. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих и слепых детей4.Система...