Главные вкладки

    « Интерактивное обучение как основа повышения качества образования ».
    статья на тему

    Большиченко Елена Александровна

    Статья рассказывает об опыте применения интерактивных технологий при проведении занятий по специальным предметам в Курском монтажном техникуме

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx26.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Большиченко Е.А.. преподаватель специальных строительных дисциплин

     ОБПОУ «Курский монтажный техникум».

    « Интерактивное обучение  как основа повышения качества образования ».

    Внедрение интерактивных форм обучения – одно из существенных направлений улучшения  подготовки обучающихся в современном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения, студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс;  условиями обучения, при которых студент  чувствует свою интеллектуальную состоятельность , свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

    Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.

    Существуют разнообразные методы обучения, которые относят к интерактивным – это деловые и ролевые игры, case study, дискуссии, эвристические методы и др. Рассмотрим  те из них, которые  успешно применялись и применяются на уроках в Курском монтажном техникуме.

    Игровые методы.

     Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается, совершенствуется самоуправление поведением.

    Игра стимулирует творческий поиск обучающихся в обосновании проблемы, в аргументации путей, предлагаемых для её разрешения, в реализации найденных решений на практике. Игра позволяет создать учебно-игровое взаимодействие участников. Его ценность – в коллективном характере, индивидуальном поиске решения проблемы и ответственности каждого участника игры за получаемые результаты;

    Она формирует игровую атмосферу, которая требует от «потенциально пассивных» её участников проявления вынужденной активности, и способствует её поддержанию на протяжении всего игрового времени;

    Обеспечивает получение альтернативных результатов. Их анализ дает возможность выявить условия системного подхода к решению проблемы, позволяет приобрести определенный практический опыт поиска и обоснования принимаемых альтернативных решений.

    Для проведения любой игры требуется очень большая подготовительная работа, в которой очень важной является помощь со стороны обучающихся.

    Одним из главных условий является готовность учащихся к искреннему общению, диалогу.

    Очень большую роль в успешном проведении игры несет  оснащение кабинета и его эстетическое оформление в соответствии с темой игры.

    Наиболее популярными сейчас являются интеллектуальные игры. Разработка интеллектуальных игр – это продукт деятельности творческой лаборатории «педагог – студент». Использование интеллектуальных игр способствует развитию у обучающихся творчества, самостоятельного мышления и действия, умения логически мыслить, решать проблемы, получать и использовать информацию, приобретать навыки, способствующие получению новых знаний.

    Более всего в этом помогает использование на уроках интеллектуальных игр по типу популярных телепередач, таких как «Своя игра», «Счастливый случай», «Звездный час», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы».

    Например, урок – интеллектуальная игра «Своя игра», урок-игра «Умники и умницы», проведенные на занятиях в Курском монтажном техникуме, ставили своей целью не только  обобщить и систематизировать знания по пройденным темам, но и, заинтересовав  студентов темой игры, заставить их   работать с дополнительным материалом, получая при этом новые  знания, развивая  профессиональные и общие компетенции.

    Проведению  данных уроков предшествовала подготовка, как преподавателя – необходимо было  формат телевизионной  игры перевести в формат учебного заведения, так и самих обучающихся. Для проведения урока «Своя игра» преподавателем была проведена разработка ресурса игры  в виде прикладной программы MS Power Point., которая давала возможность  проверять правильность ответов на задаваемые вопросы используя особенности интерактивного оборудования.

     Конечно, такие уроки особенно требуют наличия  оборудования. Проведение «Своей игры» стало возможным благодаря  оснащению кабинета интерактивной доской, проведение  игры «Умники и умницы» было бы невозможным без компьютера и телевизионной панели.

    Интеллектуальные игры используются  и во внеклассной работе при кабинете с целью развития интереса к выбранной специальности и изучаемой дисциплине.

    Самое важное при проведении урока-игры  –научить обучающегося самостоятельно работать и приобретать те знания, которые от него может потребовать жизнь.

    Если студентам интересно на уроке, они своим поведением как бы стимулируют преподавателя, что способствует реализации учебно-воспитательных целей и задач урока.

    В конце уроков студентам были заданы вопросы о  впечатлениях, полученных во время  занятий, о необходимости их проведения.

    Отзывы студентов о данных  уроках сведены в таблицу 1, они   исключительно положительные.                                                                                                        

                                                                                                            Таблица 1

    Вопрос

    Ответ

    Что вы сегодня узнали нового?

    - Сегодня я узнал, что уроки могут быть не скучными и интересными.

    -  Я  узнал много о строительном производстве.

    - Я узнал много полезной информации, которая мне наверняка пригодиться в жизни.

    Что вы поняли на уроке?

    - Я понял, что работа в команде это большое удовольствие и иногда стоит  поступаться  своими  взглядами, поскольку они не всегда верны.

    - Я понял, что надо развиваться.

    - Я понял, что у нас очень  умные ребята и теперь я могу гордиться своей группой!

    Что было трудно?

    - Ничего не было трудно.

    - Ответить на трудные вопросы.

    Что у вас получилось?

    - У меня получилось пройти в финал!

    Что вам понравилось?

    - Мне очень понравилась моя оценка 5!

    - Сегодня я устал! Но было интересно!

    Чему вы научились?

    - Я научился по- другому смотреть на вещи.

    Что было интересно?

    - Было интересно отвечать на вопросы!  

    Дискуссия.

    Не менее целесообразно применение на уроках учебных заведений среднего профессионального образования следующего  интерактивного  метода - дискуссии.  Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании. Дискуссия обеспечивает активное включение обучающихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой урока-дискуссии. Главная ценность этого урока состоит в том, что в нем формируется диалектическое мышление студентов.

    Данный метод так же применялся на уроках в Курском монтажном техникуме . В этом случае большая часть подготовки к уроку была проведена самими обучающимися. Готовясь спорить, дискутировать, студенты не только повторяли пройденный материал, но пересматривали дополнительные источники по заданной теме, подготавливали слайды и изучали правила проведения спора, дискуссии. В результате  проведения урока были достигнуты поставленные цели: студенты  показали умение формулировать свою мысль, доказывать собственную точку зрения, обнаруживать различное понимание вопросов; умение слушать и слышать своего оппонента, уважать его точку зрения, избегать конфликтных ситуаций, что в результате привело к возможности  установить истину или общее мнение выступающих. А это значит, что такие компетенции, как учебно-познавательная,  информационная, коммуникативная,  социально - трудовая   и  компетенция личностного самосовершенствования усилили свое содержание и как следствие интеллектуальный  потенциал студентов. При проведении этого урока так же было проведено исследование о   впечатлениях, приобретенных во время проведения занятия – таблица 2. И вот какой результат получен в данном случае:

                                                                                                      Таблица 2

    Вопрос

    Ответ

    Что вам особенно понравилось на уроке?

    - Организация и ход урока.

    - Работа коллектива.

    - Было много интересной и полезной информации.

    - Живая, интересная дискуссия.

    В чем полезность урока?

    - Нестандартный, новый вид проведения занятий.

    - Помогает научиться формулировать и выражать свои мысли.

    -Этот урок доказал, что основы строительного производства занимают большое место в моей жизни!

    С какими трудностями вы столкнулись?

    - Трудностей не было.

    - Волновался.

    - Было трудно составить доказательные тезисы.

    Что не понравилось на уроке?

    - Все понравилось.

           

    Интерактивное практическое занятие.

    Такое занятие проводится  в Курском монтажном техникуме при изучении междисциплинарного  курса  02.05  Безопасность процессов в дорожном строительстве. Студентам,  в соответствии с выданным заданием, необходимо  составить схему организации движения и ограждения места производства дорожных работ используя карту  дорожных развязок и  макеты дорожных знаков. Такая организация урока дает возможность  

    многократно воспроизводить  практически любую ситуацию организации безопасности дорожных процессов, что позволяет  эффективно  моделировать  направления   проезда  машин, расстановки защитных приспособлений и знаков.

    Интерес студентов к занятию обуславливается  ощущением  непосредственного присутствия на дороге, возможности визуального контроля и дальнейшей проверки собственного ответа  по схемам ГИБДД.

    Задание может быть выдано как отдельному студенту (тогда обучающийся ведет поиск вариантов решения поставленной задачи самостоятельно), так и  команде, что позволяет студентам взаимодействовать между собой,   выдвигая собственные версии решения, оценивая и анализируя варианты товарищей, выявляя при этом истинный ответ.

    Выполнение задания практической работы  требует от студентов  умения ориентироваться  в правилах  дорожного движения при выполнении ремонтно-строительных дорожных работ, знаний по эксплуатации дорожных ремонтных машин, техники безопасности при производстве  работ.

    Деятельность преподавателя на данном занятии сводится к технической  организации, контролю за ходом урока,  консультации и  наблюдением за процессом самостоятельной оценки ответа. Т.е. студенты имеют возможность  не только проверить свои знания, но и выставить  оценку самостоятельно. Схема ГИБДД  сравнивается  студентами с ситуацией сложившейся  на  карте   их задания и от отметки 5 отнимаются 0,25 баллов за каждый неправильный  момент. Преподаватель корректирует отметку в ту или иную сторону, объясняя при этом  применяемые критерии.

    В результате анализа описанных выше занятий   делаем вывод, что  основными условиями существования интерактива является  наличие цели, для достижения которой создаются  диалог, обмен информацией между преподавателем и студентами, определенная степень равноправия при распределении функций, выполняемых в процессе решения проблемы,  применение  высокого  уровня  знаний и взаимопонимания обучающихся.

          При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Абышов Н. А. Из опыта интерактивного обучения с использованием компьютера // Химия в школе. - 2011. - N 2. - С. 22-25.
    2. Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. - 2010. - N 12. - С. 53-63.
    3. Вислобоков Н. Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения // Информатика и образование. - 2011. - N 6. - С. 111-114.
    4. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании : интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д : Феникс , 2010. - 315 с.
    5. Герасимова Н. И. Деловая игра как интерактивный метод обучения речевой деятельности // Среднее профессиональное образование. - 2011. - N 1. - С. 24-25.
    6. Ефимова Е. А. Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста // Среднее профессиональное образование. - 2011. - N 10. - С. 23-24.
    7. Запорожец Е. А. Интерактивные методы профессиональной подготовки студентов - будущих государственных служащих //Высшее образование сегодня. - 2010. - N 4. - С. 76-79.

    8.Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе. - 2010. - N 4. - С. 14-16.

    9. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/R_1_3.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Повышение качества образования инвалидов и лиц с ОВЗ на основе внедрения инновационных здоровьесбересберегающих технологий обучения с использованием нетрадиционных методов и приёмов

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ обучения для Повышение качества профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ...

    3.10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования.

    Блок 3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образованияПоказатель 10. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования...

    2.6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

    2.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования 6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельст...

    3. 10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

    3.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующи...

    3.14 Награды, поощрение органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

    Благодарность Министрества образования и науки Республики Тыва за реализацию государственной политики в области добровольчества среди обучающихся и студентов учреждений среднего профессионального обра...

    2.6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

    6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования (муниципального и регионального уровня ...