Доклад к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования".
методическая разработка

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Троицкий технологический техникум»


Доклад к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования".

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Троицкий технологический техникум»

ДОКЛАД

Тема: Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования.

     Преподаватель проф.дисциплин:

Мумбаева Светлана Юрьевна

2021 г.

                                                                                               «Скажите мне – я забуду,
                                                                                    Покажите мне – я запомню,
                                                                                   Вовлеките меня – я пойму»

                                                                                          Китайская пословица.

         Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений  и опыта поведения. 
        Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую  деятельность.
      Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.

    Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. ( слайд 5 ) 

         В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателя и студентов, которые для наглядности представим схемами.

1. Пассивные методы

2. Активные методы

3. Интерактивные методы

Каждый из них имеет свои особенности.

Пассивный метод ( слайд 6 )

          Пассивный метод  – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод малоэффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

Активный метод (слайд 7)

           Активный метод  – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Интерактивный метод (слайд 8)

          Интерактивный метод  Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

        Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

        Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются: (слайд 9)

● пробуждение у обучающихся интереса;

● эффективное усвоение учебного материала;

● самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

● установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

● формирование у обучающихся мнения и отношения;

● формирование жизненных и профессиональных навыков;

● выход на уровень осознанной компетентности студента.

           

          При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

         Интерактивных методов обучения очень много, я бы хотела остановится на некоторых из них – это «Мозговой штурм», «Лекция с заранее объявленными ошибками» и «Кейс-метод». ( слайды 10-13 )

«Мозговой штурм», «Мозговая атака» (слайд 14 )

       

        «Мозговая  атака»,  «мозговой  штурм»  –  это  метод,  при  котором

принимается  любой  ответ  обучающегося  на  заданный  вопрос.  Важно  не  давать оценку  высказываемым  точкам  зрения  сразу,  а  принимать  все  и  записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется  обоснований или объяснений ответов.

       «Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:

обсуждения    спорных  вопросов,  стимулирования  неуверенных  обучаемых

для принятия участия в обсуждении, сбора большого количества идей в течение короткого  периода  времени,  выяснения  информированности  или

подготовленности аудитории. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.

        «Мозговой  штурм»  –  это  простой  способ  генерирования  идей  для

разрешения  проблемы.  Во  время  мозгового  штурма  участники  свободно

обмениваются  идеями  по  мере  их  возникновения,  таким  образом,  что  каждый может развивать чужие идеи.

Методика проведения: (слайд 15 )

1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.

2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.  

3.  Записывать  все  прозвучавшие  высказывания  (принимать  их  все  без

возражений).  Допускаются  уточнения  высказываний,  если  они  кажутся  вам неясными  (в  любом  случае  записывайте  идею  так,  как  она  прозвучала  из  уст участника).

4. Когда  все идеи и  суждения  высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.

5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать  из  получившихся  результатов .

         После  завершения  «мозговой  атаки»  (которая  не  должна  занимать  много времени,  в  среднем  4-5  минут),  необходимо  обсудить  все  варианты  ответов, выбрать главные и второстепенные. Пример (слайд 16,17)

Лекция с заранее объявленными ошибками ( слайд 18 )

          Лекция  с  заранее  запланированными  ошибками  позволяет  развить  у  обучаемых умение оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов,  оппонентов,  рецензентов,  выделять  неверную  и  неточную информацию.

         Целью таких занятий является  активизация  внимания  слушателей  и  вовлечение  их  в  процесс  усвоения знаний

          Задачи: заинтересовать слушателей для процесса усвоения знаний,

вовлечь слушателей в процесс обсуждения получаемых знаний для поиска

объявленных ошибок, развитие коммуникативных навыков (навыков общения); снятие психологической и физической нагрузки на занятии.

( слайд 19)

           После объявления темы лекции неожиданно для слушателей преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа. При этом преподаватель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции. Только в этом случае обеспечивается полное доверие аудитории к преподавателю. Лекцию-провокацию лучше всего проводить в аудитории с одинаковым уровнем подготовки студентов по изучаемой теме. Среднее количество ошибок на 1,5 часа лекции - 7-9. Слушатели в конце лекции должны назвать ошибки, вместе с преподавателем или самостоятельно дать правильные версии решения проблем. Для этого преподаватель оставляет 10-15 минут (время зависит от общей продолжительности лекции и сложности темы). Исходная ситуация создает условия, как бы вынуждающие слушателей к активности: надо не просто воспринимать информацию, чтобы запомнить, а воспринимать, чтобы проанализировать и оценить. Немаловажен и личностный момент: интересно найти у преподавателя ошибку и одновременно проверить себя: могу ли я это сделать? Все это создает мотив, активизирующий психическую деятельность слушателя. Поведение слушателей характеризуется двуплановостью: с одной стороны, восприятие и осмысление учебной информации, а с другой - своеобразная “игра” с преподавателем.

            Лекция с запланированными ошибками требует большого лекторского мастерства и чувства ответственности, тщательного отбора материала для ошибок и их маскировки в ткани изложения. Для преподавателя конструирование такой лекции - своеобразная проверка на компетентность. Ведь с точки зрения методики необходимо в позитивном материале выделить наиболее сложные, узловые моменты и представить их в форме ошибки, при этом изложение материла должно быть естественным.

           Подобная лекция выполняет не только стимулирующие, но и контрольные функции, поскольку позволяет преподавателю оценить качество освоения предшествующего материала, а слушателям - проверить себя и продемонстрировать свое знание дисциплины, умение ориентироваться в содержании. Такую лекцию целесообразно проводить как итоговое занятие по теме или разделу после формирования у слушателей базовых знаний и умений. Если они не сумели найти все запланированные ошибки или предположить правильные варианты ответов, это должно послужить тревожным сигналом для преподавателя, так как говорит о том, что он не смог достичь дидактических целей, а у студентов не сформированы критическое мышление и практические умения.

     Пример лекции с заранее запланированными ошибками.(слайд 20-21 )

Кейс-метод ( слайд 22 )

          Основу технологии составляет набор кейсов, содержащий информацию о конкретной задаче или проблеме, на базе которой путем теоретического анализа на основе полученных и имеющихся знаний делается вывод о дальнейшем практическом решении и применении полученных результатов.

          Кейс (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что студентам предлагают осмыслить и проанализировать реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

         Кейс-метод выступает специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса. В нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения. Наконец по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.

     В чем заключаются особенности данного метода? (слайд 23)

          Во-первых, метод предназначен для получения знания не по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична, т. е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию их в проблемном поле.

        Во-вторых, акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционных методик.

        В-третьих, результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

        В-четвертых, технология метода довольно проста (слайд 24). По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Эта модель представляет собой текст  который и называют "кейсом" (слайд 25). Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

        В-пятых, несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок.

       В-шестых, преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, малой эмоциональностью изложения материала. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в кейс – методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

         Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения. В этой связи возрастает нагрузка на преподавателя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, и самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав студента.

         Познакомившись с методом обучения, который называется КЕЙС-метод, я решила попробовать применить элементы этого метода на своих уроках теоретического обучения. Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает какую либо практическую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний, связанный с профессией. Затем следует анализ ситуаций.

         Анализ ситуаций может применяться на всех этапах урока.  Этот метод можно применять при опросе, при объяснении нового материала, при закреплении, при контроле.

Я решила применить этот метод при опросе определенной темы.

          Обучающимся предлагается такая ситуация. Они разъехались на каникулы, решили написать друг другу письма и поделиться своими проблемами, связанными с избранной профессией. В письме, как бы между прочим, они задают вопросы, связанные с их проблемой. Получив письмо с ответом, анализируют ситуацию, предложенную подругой.

        Применение такого метода стимулирует умственное развитие обучающихся, обусловленное самостоятельной поисковой деятельностью, и способствует дальнейшему формированию творческого профессионального мышления.

       Для опроса обучающихся по заданной теме существует много способов и методов выявления знаний. Для того чтобы способствовать расширению знаний обучающихся, добиваться от них осмысленного понимания изучаемого материала, педагоги на своих уроках применяют новые формы и методы обучения для овладения профессий.

       Я хочу поделиться своим опытом выявления знаний на данном этапе обучения. Чтобы этот процесс не был долгим и нудным, я это делаю в виде игры. Она называется (Письмо подруге). Для этого нужно взять определенную тему изучаемого материала. Условие игры заключается в том, что обучающиеся пишут друг другу письма и задают вопросы, касающиеся изучаемой темы. Например, тема: “ Оштукатуривание кирпичной поверхности”. Девочки представляют, что они уехали на каникулы и решили написать друг другу письма, но при этом, одна другой задает пять вопросов.

Аня пишет Тане:

       “Здравствуй Таня! Мы давно с тобой не виделись, и мне захотелось написать тебе письмо, узнать, как ты отдыхаешь? Я отдыхаю дома. Вот решила помочь маме сделать ремонт, но немного забыла, как это делается. Я хочу, чтобы ты мне подсказала.

1. Как приготовить цементный раствор?

2. Какие инструменты взять для оштукатуривания?

3. Как подготовить кирпичную поверхность под оштукатуривание?

4. Какая должна быть толщина штукатурки?

5. Какими способами нанести штукатурку на поверхность?

Буду тебе очень признательна, если ты мне подскажешь ответы на эти вопросы.

С нетерпением жду ответ ответа.

Твоя подруга Аня”.

          Письмо вкладывается в конверт, на котором карандашом (чтобы потом можно стереть и использовать несколько раз) пишется адрес подруги. И девочки обмениваются письмами. Получив письмо, каждая из них пишет ответ:

“Здравствуй Аня! Получила твое письмо, обрадовалась, что ты меня не забыла. И очень меня радует, что в летние каникулы не забываешь свою профессию, решив помочь маме. Я с большим удовольствием помогу тебе.

Отвечу на твои вопросы.

1. Цементный раствор готовят состава 1:3 (1 част цемента и 3 части песка).

2. Очистить от пыли, старого раствора и обязательно смочить.

3. Кисть – для смачивания поверхности, мастерок – для набрасывания раствора, полутёрок – для разравнивания раствора, тёрка – для затирки штукатурки.

4. Высококачественная – 20 мм, улучшенная – 15 мм, простая – 12 мм.

5. Можно набросать (мастерком), а можно намазать (полутёрком).

Буду очень рада, если мои ответы тебе помогут . Очень хочется чтобы у тебя всё получилось. С нетерпением жду встречи.

Твоя подруга Таня.

          Таким образом, получив ответы на заданные вопросы, девочки сами проверяют, правильно ли на них ответила подруга. Если правильно то ставят знак (+), если не правильно то - (-). Но прежде, чем задавать вопросы, они должны сами знать ответы. После этого, письма сдают преподавателю. Мне очень легко выявить знания по изучаемой теме и отследить пробелы в том или ином вопросе. По времени эта переписка занимает 10-12 минут. В это время я наблюдаю за самостоятельной деятельностью обучающихся при письменном ответе. Смотрю, уверенно ли они отвечают на письмо. А, когда я подвожу итог игры, многое для меня открывается. Например, может раскрыться творческая натура человека или романтическая. И это в дальнейшем помогает мне в работе.

Что даёт мне как педагогу эта переписка?

1. Быстрый опрос по теме.

3. Обучающиеся сами проверяют ответы, что даёт возможность учиться оценивать свои знания.

4. Некоторые обучающиеся не умеют выразить свою мысль словами. Здесь им предоставляется возможность выразить мысль на бумаге. Что гораздо легче.

5. Заданные вопросы воспитывают ответственность при получении знаний по теме, т.к. прежде чем задать вопрос, надо знать на него ответ.

6. Такая форма опроса создаёт атмосферу активного и коллективного изучения темы урока.

7. Вырабатывается творческое отношение к приобретению знаний и т.д.

Заключение.

      Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.         Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
       Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучаемыми. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

В статье рассмотрены активные методы обучения, как средства повышения качества образовательного процесса в медицинском колледже, так как  умелое владение преподавателями современными образователь...

Мастер-класс для молодых педагогов по теме «Инновационные педагогические технологии, как условие повышения качества образования»

. Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога. Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический ана...

Оптимизация методик и технологий обучения как условие повышения качества образования в колледже

Оптимизация методик и технологий обучения как условие повышения качества образования в колледже...

Обеспечение и контроль за самостоятельной работой студентов как условие повышение качества образования

Обеспечение и контроль за самостоятельной работой студентов как условие повышение качества образования...

презентация к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования" разработала преподаватель спец.дисциплин ГБПОУ "Троицкий технологический техникум" Мумбаева С.Ю.

презентация к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования", разработала преподаватель спец.дисциплин Мумбаева С.Ю....

Материалы для проведения объединенного заседания ЦМК по теме : Активные методы обучения как средство повышения качества образовательного процесса

Материал доклада дает понятие  активных методов обучения., а так же раскрывает  особенности его применения на занятиях по ПМ04. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская...