КОЛЛАЖ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕР-ОТДЕЛОЧНИК
статья на тему

Остролуцкая Ольга Александровна

Статья для научно-практической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья для сборника59.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОЛЛАЖ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕР-ОТДЕЛОЧНИК.

О.А.Остролуцкая

ГБПОУ Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж

Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения является художественно-творческая деятельность, в том числе с использованием нетрадиционных техник, способов и форм её организации.

Метод коллажа позволяет снять шаблонное восприятие, расширить диапазон поиска гармонии и контрастов в окружающем мире и художественном творчестве. Метод коллажа направлен на снятие ограничений восприятия, касающихся цвета, формы, фактуры и текстуры предметов. Когда функция зрительного восприятия расширена, мозг демонстрирует более эффективную способность к восприятию и переработке визуальных форм и образов окружающей среды, что является профессиональным качеством дизайнера.

Структура метода коллажа и его функции находятся в прямой зависимости. Метод коллажа выполняет такие функции как приращение новых знаний в процессе приобретения опыта творческой деятельности, регуляция познавательных и творческих процессов, установление последовательности, характера учебно-творческих действий. Данные функции метода коллажа – познавательная, нормативная и инструментальная – определяют и его структурные компоненты.

Коллаж, как показывает история искусств, активно используется профессиональными художниками во многих видах живописи: как технический приём создания декоративных художественных произведений, профессиональный быстрый метод быстрого эскизирования, способ оформления интерьера, метод создания театральных декораций, проектирования костюма и многое другое.

Коллаж как вспомогательное художественное средство обладает специфическими выразительными свойствами, а процесс его создания многими художественно-развивающими, образовательными и воспитательными функциями, особенно в работе со студентами.

Занятия коллажем развивают не только умения и навыки обучающихся, но и формируют образное мышление и восприятие, заставляют обучающегося по новому взглянуть на привычные предметы и материалы и на их основе создавать свой собственный образ, развивать творческие способности и коммуникативные навыки

Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования и повышения качества образования в области дизайна. Требования, предъявляемые к будущим дизайнерам - повышение творческой активности, воспитание готовности к решению неординарных задач, развитие композиционного и образно-пластического мышления - приобретают большую значимость в связи с введением третьего федерального государственного образовательного стандарта. Работа преподавателя требует постоянного поиска новых форм творческого взаимодействия с учениками.

 Исследование проблем в области теории и методики художественной подготовки, эстетического воспитания и художественного образования осуществляли А.В. Бакушинский, В.В.Бабияк, Г.В.Беда, Э.М. Белютин, И. Иттен, В.С Кузин, Н.М. Молева, A.M. Родченко, С.О. Хан-Магомедов и др. В их работах проведён анализ методик и способов художественного образования классической академической школы рисования и «новой школы» - ВХУТЕМАСа и Баухауза, а также рассмотрены современные проблемы профессиональной подготовки художников и дизайнеров.

В ходе исследования, важными для изучения теоретической базы явились следующие издания: «Коллаж в России» (2003), «Коллаж в России XX век» (2005), сборник научных статей «Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа»
(2005). В них представлен большой иллюстративный материал по творчеству
разных художников, создающих коллажи как произведения искусства, и описан опыт современного искусствознания в области коллажа.

Коллаж (от фр.  coller  — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

В искусство коллаж был введён, как формальный эксперимент кубистами, футуристами и дадаистами. На том этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т. п.

Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах. Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс.

В ходе проведённого исследования нами были выделены четыре основных стиля коллажей:

  • Графический коллаж – самый сложный для создания, восприятие от него может очень глубоко затронуть сознание. Создание такой композиции подчиняется глубоким и сложным законам архитектуры и графики, автором такой работы может быть только мастер профессионал.
  • Абстрактный коллаж не подчиняется никаким геометрическим законам, состоит из ярких необычных форм и рисунков, сочетания несочетаемого.
  •  В коллажах в вегетативном стиле используются природные материалы, художник должен тонко чувствовать подачу такой картины, создает ощущение нежности и природной красоты, обаяния и прелести пространства.
  • И последний - декоративный стиль коллажей, главной целью его становиться яркое выражение эмоций и характера автора, высказывание его мыслей в виде необычного сочетания любых материалов в разных формах и видах.

        Дизайнеры очень часто прибегают к применению коллажей в интерьере, так как смотрится он свежо, модно, стильно, необычно и ярко, чего непосредственно и нужно достичь любому автору при оформлении помещения.

Современные художники и дизайнеры постоянно разрабатывают новые техники изобразительного искусства, все шире возможности для людей, не желающих брать в руки кисти, создать картину собственными руками. Для этого нужно лишь знать о существующих материалах, способах работы с ними и какие есть новые техники и способы создания коллажей.

 Картинки, картон, ножницы и клей – из этого можно сделать остроумный коллаж. Материалом для коллажа  могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, использованные билеты, чеки, газеты, старые письма, ноты, карты. Можно добавить в коллаж бисер, пуговицы, кружева, бусины, сухие цветы и листья, старинные фото, стразы. Сделают коллаж объёмным монеты, гвозди, мелкие детали различных механизмов, верёвки, салфетки, цветная и гофрированная бумага, картон.

      Работа над коллажем может быть как индивидуальной, когда каждый участник делает свой коллаж, так и групповой, когда группа из 2-4-6 человек делает единый коллаж на определённую тему.

    В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму.

 Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность (хотя это может быть диагностическим критерием), а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и своё понимание темы. Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие.    

       Целями составления коллажей являются:

  • получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность;
  • выразить своё отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляд, своё понимание темы;
  • развить художественные способности и повысить самооценку; чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, расширения творческих возможностей;
  • проявить оригинальность и уникальность личности участника группы;
  • в групповом коллаже осознание своих партнёров по поведению в группе, социальных ролей, установок.

 При изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат.    Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

При изучении дисциплины «История дизайна» обучающие по специальности дизайнер-отделочник выполняют ряд творческих работ, составляющих своеобразное итоговое «Портфолио».

Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует обучающихся.

На занятиях по Истории дизайна  в качестве задания при изучении и закреплении нового материала, а также для контроля знаний применяются задания, выполнение которых предполагается в технике коллажа.

Одно из первых заданий для самостоятельной работы обучающихся по теме «Виды дизайна»- это творческое задание: выполнить пиктографическую схему «Виды дизайна» на формате А3, используя техники коллажа, рисунка или компьютерной графики. Необходимо подобрать иллюстрации или объёмные элементы, соответствующие каждому виду дизайна и скомпоновать их на листе.

При изучении темы «Поп-арт и хай-тек» студенты на аудиторном занятии индивидуально выполняют коллаж в технике Дада, делая акцент на стилистику 60-хх годов XX века.

При изучении раздела «Стили в дизайне» на этапе закрепления изученного материала обучающиеся выполняют коллажи по отдельным историческим стилям, что заставляет более углубленно изучить тот стиль, который выдан им в соответствии с индивидуальным заданием.

На этапе контроля знаний по разделу «Стили в дизайне» студенты в микрогруппах из 2-3-4-х человек на учебном занятии выполняют коллаж по историческому или этническому стилям, которые определяются методом жеребьёвки. Иногда студенты приносят заранее подобранные или оставшиеся графические и объёмные материалы, подобранные для предыдущих творческих работ и тогда происходит обмен заготовками между микрогруппами, что повышает интерактивность занятия, делает общение более демократичным и свободным.

Таким образом, при выполнении творческих заданий в технике коллажа для студентов наиболее значимым являются следующие преимущества:

  • отсутствие напряжения, связанного с отсутствием художественных навыков;
  • возможность проявить креативность, свободу при выполнении работы;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • возможность попробовать что-то новое: новые приёмы, необычные материалы;
  • самовыражение через творческую деятельность;
  • запоминание учебного  материала через собственную  деятельность;

Техника коллажа позволяет каждому получить успешный результат, о чём свидетельствуют оценки, полученные обучающимися за творческие работы.  

Работа в этой технике не только благоприятно влияет на внутренний мир человека и отвлекает от проблем, но и помогает справиться с ними. Работая с предметами из своего окружения, взяв их форму, цвет и фактуру, мы наделяем их новым содержанием, смыслом, настроением, эмоциями, т.е. создаем новую счастливую реальность. А значит, учимся мыслить нестандартно, креативно, иначе решать стоящие перед нами задачи, которые подкидывает нам жизнь

.  Таким образом, при изучении техники коллажа, появилась идея создать коллажи для оформления учебных аудиторий и мастерских, которые создадут яркие запоминающиеся элементы интерьера, а так же, возможно, послужат наглядными пособиями.

Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов и др. (по плану работы учебного кабинета) допускает использование ярких отдельных элементов оборудования и архитектурно-строительные конструкции (колонны, сиденья, стенды) можно окрашивать в более яркие и контрастные цвета, что зачастую весьма характерно для коллажей.

Современные технологии и приёмы создания коллажа весьма разнообразны, но для оформления интерьера учебных аудиторий нами были выделены следующие техники, которые, с нашей точки зрения, более всего подходят для этих целей:

  • Текстильный коллаж. Этот увлекательный и захватывающий процесс предполагает интуитивный разговор с тканями и воплощает гармонию разнообразия. Используя эту технику, можно создавать уникальный декор самых разных предметов интерьера. В изготовлении таких коллажей могут использоваться любые мягкие материалы, но чаще всего они изготавливаются из шерсти с применением и без применения техник валяния.  Эта техника, с нашей точки зрения, более всего подходит для оформления кабинетов швейного отделения ВГППК.
  • Ассамбляж, в котором используются разнообразные   предметы и их фрагменты, собранные и скомпонованные на одной плоскости, получаемая композиция имеет объем и глубину, это искусство сродни инсталляции. Получившееся произведение имеет объемную, многослойную структуру. Ассамбляж идеален для оформления кабинетов спецдисциплин, таких как кабинеты информационных технологий, материаловедения, архитетуры, учебных мастерских строительного отделения, так как допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом и другими структурами.  
  • Mixed Media – Микс. Здесь смешиваются техники и материалы, приклеиваются кусочки газет, вырезки из журналов, композиция может быть крайне затейливой и даже напоминать архитектуру. Журналинг часто не пишется, а подбирается из строчек газет или подходящих заголовков, получается текст-намек, текст-загадка, которую не всегда получится разгадать. Именно Mixed Media прекрасно впишется в учебные аудитории гуманитарных дисциплин: литературы, истории, иностранных языков.
  • Фотоколлаж – это соединение нескольких фотоэлементов в одной плоскости, проще говоря, в одной картинке. Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены. Фотоколлаж – один из лучших вариантов оформления уголков группы.

   Для оформления учебной аудитории архитектуры и проектирования нами были разработаны несколько эскизов коллажа в техниках ассамбляж и Mixed Media.

Самое замечательное, что коллаж позволяет начать творить даже тем людям, кто очень глубоко убежден в своей неспособности творить, рисовать и мастерить руками! И от сомнений вы придете к полной уверенности, что вам по силам реализовать свои самые фантастические идеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор...

Метод проектов как средство развития творческих способностей студентов

В данной статье рассматривается практическое применение метода проектов в междисциплинарном курсе  МДК 02.02. Технология разработки и защиты баз данных профессионального модуля 02....

Статья "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА"

XII (XXVIII) Всероссийская научно-методическая конференция «Совершенствование качества образования» 3  -  5 марта   2015 г., Братск...

Методическая разработка на тему: «Система упражнений для развития творческих способностей учащихся, обучающихся французскому языку как второму иностранному."

Целью данной работы является становление личности, усвоившей коммуникативные приёмы и ценности толерантного сознания, умеющей реализовывать их в деятельности. Изучение предмета с точки зрения коммуник...

Проект: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей студентов, участников Творческого клуба «Вдохновение»

Данный проект ориентирован на организацию досуговогой занятости. Творческиий клуб "Вдохновение " организован на базе "Камского строительного колледжа" с целью привлечения талантлив...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ ЭКОЛОГИИ

Для людей с ограниченными возможностями здоровья получение образования и преобретение профессии - это эффективное средство социализации, социокультурной и экономической мобильности...

Исследовательское обучение как средство развития творческих способностей. Модель «студент-наставник»

Исследовательское обучение как средство развития творческих способностей. Модель «студент-наставник»Цель: познакомить педагогов с практикой исследовательского обучения в современном средне...


 

Комментарии

Тимашова Елена Анатольевна

Очень интересная и познавательная статья.