Исследовательское обучение как средство развития творческих способностей. Модель «студент-наставник»
статья

Патрикова Анастасия Юрьевна

Исследовательское обучение как средство развития творческих способностей.

Модель «студент-наставник»

Цель: познакомить педагогов с практикой исследовательского обучения в современном среднем профессиональном образовании, при котором сам студент становится активным субъектом образования выстраивая модель «студент- наставник».

Задачи:

Разъяснить педагогам особенности исследовательского обучения в образовательном процессе.

Обозначить условия для раскрытия интеллектуальных и творческих способностей студентов.

Рассказать о работе модели «студент –наставник» на примере Технических игр по компетенциям опережающей подготовки «ProИгры», посвященных Дню российской науки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskoe_obuchenie_pedsovet.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: Исследовательское обучение как средство развития творческих способностей.

Модель «студент-наставник»

План доклада:

1. Введение

#1050;онцепция исследовательского обучения;

#1057;оздание условий для эффективного развития научно-исследовательских и творческих способностей студентов;

#1052;одель «студент-наставник» на примере Технических игр по компетенциям опережающей подготовки «ProИгры», посвященных Дню российской науки.

Докладчик: Патрикова А.Ю. –методист, зав. кафедрой Инновационных систем и технологий в ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. Демидова

Содокладчик: Кашмин А.О.- преподаватель, зав. кафедрой Научного студенческого общества в ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. Демидова

2023г.

Цель: познакомить педагогов с практикой исследовательского обучения в современном среднем профессиональном образовании, при котором сам студент становится активным субъектом образования выстраивая модель «студент- наставник».

Задачи:

Разъяснить педагогам особенности исследовательского обучения в образовательном процессе.

Обозначить условия для раскрытия интеллектуальных и творческих способностей студентов.

Рассказать о работе модели «студент –наставник» на примере Технических игр по компетенциям опережающей подготовки «ProИгры», посвященных Дню российской науки.

  1. Введение

В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение студентов умениям и навыкам исследовательского поиска.

Главное качественное отличие человеческого исследовательского поведения в том, что потребность в поиске, исследовательская активность у него проявляется не в творчестве. Исследовательский, творческий поиск важен для человека: с точки зрения получения какого-то нового продукта и с точки зрения значимости самого процесса поиска. В социальном, психологическом и образовательном планах особенно ценно то, что студент испытывает истинное удовольствие не только от результатов творчества, но и от самого процесса творческого, исследовательского поиска.

#1050;онцепция исследовательского обучения.

Главная концепция исследовательского обучения, особенно важно для студентов системы СПО - это активизировать учебный процесс, придав ему исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать обучающимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Самостоятельная исследовательская практика студентов традиционно рассматривается как важнейший фактор развития и совершенствования творческих способностей. На данном этапе, современное понимание исследовательского обучения проецируется в механизме исследовательского метода исканий, где за основу берется не знание, преподносимое студентам в готовом виде, а организованные искания в окружающей материале. Знание не дается как готовое, а получается в результате работы самих студентов над той или иной задачей.

Научно-исследовательская деятельность является основополагающей для совершенствования образовательного процесса, повышения качества выпускаемых специалистов, научного потенциала образовательного учреждения СПО. Исследовательское обучение способствует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в учебном заведении знаний, умений, навыков, помогая овладеть исследовательским опытом. В современных условиях конкуренции труда усиливается роль творческой деятельности специалистов. Отсюда возникает задача выявления творчески одаренных студентов, создания условий для развития творческого потенциала каждого студента. Современная система образования призвана учитывать эти тенденции, своевременно вносить инновационные изменения в содержание и технологию обучения.

В современной теории исследовательского обучения выделяются три уровня его практической реализации:

-преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти студенту;

-преподаватель ставит проблему, но уже метод ее решения студент ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

-на третьем - высшем уровне - постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются студентами самостоятельно.

#1057;оздание условий для эффективного развития научно-исследовательских и творческих способностей студентов;

Решение образовательных задач исследовательского подхода к обучению, преимущественно должно осуществляться путем создания специальной развивающей среды, в которой студент находил бы стимулы для самообучения и развития. Отсюда и основные требования, выступавшие в качестве ориентиров:

- опираться на собственный опыт студента;

- обучать студентов в процессе их учебно-познавательной деятельности, включая и исследования;

- побуждать их к наблюдению и экспериментированию;

Преподаватель, ориентированный на решение задач исследовательского обучения, должен обладать особыми качествами и навыками, ему необходимо овладеть набором специфических умений. Основные из них те, что должны быть свойственны успешному исследователю; кроме того, требуются особые способности и специфически педагогические умения.

Перечислим наиболее важные из них:

  • Способность видеть «удивительное в обыденном», сверхчувствительность к «проблемам», умение находить и ставить перед студентами реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для них форме.
  • Умение увлекать обучающихся дидактически ценной проблемой, сделав ее значимой для них.
  • Способность к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске.
  • Терпимость к ошибкам, допускаемым студентами в попытках найти собственное решение, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации следует только в тех случаях, когда студент начинает чувствовать безнадежность своего поиска.
  • Навыки организации и проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «полевых» исследований.
  • Умение находить возможности для регулярных отчетов рабочих групп и обмена мнениями в ходе открытых общих обсуждений (собрание лаборантов)
  • Желание и умение поощрять и всячески развивать у студентов критическое отношение к исследовательским процедурам.
  • Способность ненавязчиво стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования.
  • Внимательный контроль за динамикой интересов к изучаемой проблеме.
  • Гибкость во взаимодействии и при сохранении высокой мотивации в разрешении отдельным студентом продолжать работать над проблемой на добровольных началах, когда другие уже обращены к поискам новой цели.

Примечательно, что в условиях исследовательского обучения преподаватель не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить любые ответы и уметь научить этому студентов. Организация исследовательского обучения оказывается очень эффективной в условиях, когда решение образовательных задач осуществляется преимущественно путем создания специальной развивающей среды, в которой студент находит стимулы для самообучения и развития, в частности речь идет о классах-лабораториях. Основным ориентиром для исследовательской работы остается возможность наблюдать, экспериментировать коллективно, отсюда актуальна необходимость студенческого научного общества, целью деятельности которого является совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Для реализации поставленной цели на базе образовательных учреждений необходимо выполнение следующих задач:

  • Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, физического и профессионального развития личности студента;
  • Оказание материально-технической поддержки при проведении профессиональных конкурсов и мероприятий, связанных с повышением уровня качества знаний и навыков студентов;
  • Формирование и развитие ответственного и сознательного отношения к трудовой деятельности;
  • Оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений обучающихся;
  • Оказание помощи в адаптации обучающихся к условиям осуществления трудовой деятельности;
  • Организация совместных исследований и проектно-исследовательских работ студентов в различных областях на внутриколледжном, региональном, межрегиональном и международном уровнях;
  • Развитие студенческих научных, технических, творческих коммуникаций;
  • Диагностика и развитие студенческого потенциала;
  • Формирование мотивации у студентов к более углубленному и творческому освоению учебного материала посредством практической части деятельности;
  • Воспитание творческого отношения студентов к своей специальности через трудовую деятельность, развитие личностных и профессиональных качеств будущих специалистов;
  • Содействие повешению имиджа образовательного учреждения.

4. Модель «студент-наставник» на примере Технических игр по компетенциям опережающей подготовки «ProИгры», посвященных Дню российской науки

Формируя такую модель наставничества как «студент-наставник» необходимо разобраться в задачах и функциях наставников, а именно:

1. Установление контакта с наставляемыми, работа в парах, группах.

2. Создание благоприятных условий реализации образовательных и коммуникативных потребностей, разрешения возможных конфликтов;

3. Организационно-педагогическая деятельность (разработка и проведение учебных занятий, игр, мероприятий, мастер-классов).

Рассматривая модель «студент-наставник» на примере Технических игр по компетенциям опережающей подготовки «ProИгры», посвященных Дню российской науки, наставниками выступили лаборанты колледжа. В их задачу входило обеспечить адаптацию участников мероприятия, являться наставником на период прохождение всех испытаний, оказывать поддержку и помощь в спорных ситуациях, сопровождать и фиксировать способы применяемых средств для исследования поставленных перед участниками целей.

Работа проводилась по структуре:

«студент-наставник» - интересы участников - «наставляемые»

(лаборант) (участники)

Предметность Способ

Профессиональная территория Технологии

Лидерство и команда Навыки и Знания

Факторы, которые влияли на результативность работы «студента-наставника»:

- качество предоставляемых материалов;

- инструкции, алгоритмы, выдаваемые на изучение наставляемому, должны были быть максимально удобны в изучении и ориентированы на практику;

- мотивация наставляемого, понимание необходимости освоения новых знаний по профессии;

- профессионализм студента-наставника, базисом которого являются его компетенции.

Основные компетенции «студента-наставника», которые были использованы:

1) Профессиональные (касаются непосредственно основной профессиональной деятельности наставника, наличие высокого уровня владения профессиональными навыками; - наличие необходимых знаний и опыта.

2) Коммуникабельность

3) Изобретательность

4) Знание практики управления

5) Доступность

Итогом совместной деятельности стали высокие положительные результаты как участников, так и самих «студентов-наставников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство развития творческих способностей студентов

В данной статье рассматривается практическое применение метода проектов в междисциплинарном курсе  МДК 02.02. Технология разработки и защиты баз данных профессионального модуля 02....

Статья на тему: "Теневой театр как средство развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования".

Всякий театр - тайна, а теневой, самый древний и поэтичный. В этой статье можно узнать об особенностях создания теневого театра для детей в доп. образовании. А также чем полезен теневой театр для ребе...

Шиляева Лидия Николаевна «Формирование исследовательской деятельности как средство развития познавательного интереса учащихся»

Экологическое образование и воспитание через учебно-исследовательскую деятельность — взаимообусловленный процесс. С одной стороны, сама исследовательская деятельность базируется на компонентах экологи...

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В КУРСЕ «ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА»

Тезисы для научно практической конференции на тему "Методы и средства развития творческого мышления в курсе "История дизайна"...

Экологическое воспитание как средства развития творческих способностей учащихся на занятиях по английскому языку.

Воспитание экологического образа жизни должно рассматриваться как одна из важнейших воспитательных задач на занятии. Воспитание на занятиях английского языка целенаправленно подводит учащихся к осозна...

Проект: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей студентов, участников Творческого клуба «Вдохновение»

Данный проект ориентирован на организацию досуговогой занятости. Творческиий клуб "Вдохновение " организован на базе "Камского строительного колледжа" с целью привлечения талантлив...