Статья на тему: "Теневой театр как средство развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования".
статья по теме

Куртова Кристина Константиновна

Всякий театр - тайна, а теневой, самый древний и поэтичный. В этой статье можно узнать об особенностях создания теневого театра для детей в доп. образовании. А также чем полезен теневой театр для ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Теневой театр в доп. образовании320.67 КБ

Предварительный просмотр:

Теневой театр как средство развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования.

Благодаря знакомству с различными видами, жанрами и формами театра, ребенок расширяет свой кругозор, приобретает новые навыки и знания. Одним из видов театра, о котором пойдет речь, является - теневой.

Всякий театр - тайна, а теневой, самый древний и поэтичный. Театр Теней зародился в Азии свыше 1500 лет назад. Театр теней распространён главным образом в Азии и странах Ближнего Востока. Для такого театра характерно обращение к эпосу, фольклору, традиционное сохранение сюжетов. Театры теней есть в Греции, Чехословакии, США. В России театр теней используется как дополнение к постановке, для создания визуального эффекта.

Он основан на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него. Один из старейших теневых театров является индонезийский. Представление ведёт один человек, рассказывающий в сопровождении оркестра о событиях, развёртывающихся на экране.

Куклы обычно делаются из картона, тонкой кожи, специальной цветной пленки или пластмассы. Также актерами теневого театра могут быть руки и сами актеры-люди, которые с помощью ладоней и тел изображают  различных животных. В традиционном варианте куклы театра теней плоские и изображены в профиль, так как профиль более выразителен. Но зачастую используется и анфас.

 

Устройство театра теней. Используется большой полупрозрачный экран, в котором сюжет раскрывается с помощью динамических кадров-картин, спроецированных на экран. Куклы освещаются сзади, контражуром — на экране появляется черно-белое или цветное изображение. Кукловод должен находиться между экраном и источником света, чтобы зрители смогли увидеть темные силуэты кукол-персонажей. Можно легко менять величину предметов с помощью источника света. Чем дальше человек или предмет находятся от экрана, тем тень будет больше, но выглядеть она будет менее отчетливо. Если же предмет приблизить к экрану, то он уменьшится в размерах и станет более отчетливым. Используя эту закономерность можно создать изображение карлика и великана.

Особенности работы:

  1. Сначала ребенок должен привыкнуть к тени: во-первых, увидеть ее, во-вторых, следить за изменением тени в процессе выполнения каких-либо движений.
  2. Минимум реквизита и декораций.
  3. Важный момент декорации необходимо держать близко к прожектору, и работают с ними актеры, незадействованные непосредственно в спектакле.
  4. Костюм актера должен быть удобен и практичен. Как правило, это черная форма одежды.
  5. Та кукла, которая говорит, обязательно двигается. А та, которая молчит – стоит и не шевелится. Иначе будет непонятно, кто говорит.
  6. Для начала нужно брать самые простые сюжеты, а затем двигаться от простого к более сложному.
  7. Репертуар подбирать, исходя из особенностей теневого театра. Это басни, сказки, рассказы, где есть множество разнообразных героев таких как: люди, звери, птицы.

Сегодня теневой театр в виде инсценировок сказок и стихотворений, повестей и рассказов служит прекрасным средством развития творческих способностей воспитанников дополнительного образования. Практически в любом учреждении дополнительного образования можно создать такой театр. Бесспорный плюс теневого театра – минимальные материальные затраты.

Благодаря театрализации различных произведений, история становится запоминающейся, образной и яркой. Театр оказывает мощное позитивное воздействие на детей, благодаря целому спектру различных средств. Художественные образы, оригинальное оформление, текстовое и музыкальное сопровождение – все эти компоненты развивают творческие способности и эстетические чувства детей. Необходимо построить спектакль так, чтобы зрители выступали и в качестве участников, вступали в живые диалоги, сопереживали, делились своими впечатлениями с родителями и т.п. Так развиваются коммуникативные навыки, умение поддерживать беседу в форме диалога, рассказывать о своих впечатлениях.

Играть со своей тенью – занятие чрезвычайно интересное и увлекательное. Дети открывают для себя новые грани, возможность фантазировать и видеть это наяву. Это развивает внимательность, способность подмечать мелкие детали и в обычной жизни ребенка.

Для детей представление теневого театра – праздничное событие, полное эмоций и впечатлений. Как показывает практика, детям под руководством педагогов вполне по силам постановка таких сказок как «Красная шапочка», «Курочка Ряба», «Репка» и пр. Важные, но трудные для теневого театра моменты, можно просто прочесть без силуэтного сопровождения.

 

Вообще же теневой театр – это плод совместного творчества детей и педагогов. Поэтому педагог должен прежде всего наладить полное взаимопонимание со своими подопечными, найти общий язык со всеми участниками спектакля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей. «С чего начать?», «К чему прийти?» по предмету специального фортепиано ДМШ и ДШИ.

Данная тема и проблема всегда была мне интересна. Но в последние годы все больше детей поступают в музыкальную школу, не предполагая сделать музыку своей профессией, а для общего эстетического развити...

Обобщение педагогического опыта на тему " Развитие творческих способностей детей на занятиях технологии"

Данная программа рассматривается как система мероприятий воспитательного, социально-психологического и обучающего характера....

Педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника в дополнительном образовании

Проанализировав сущностные характеристики способностей, их теоретические аспекты, педагогическое руководство процессом развития творческих способностей в условиях дополнительного образования следует с...

Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом  обучения и воспитания,  центральным  звеном  которой  является демонстрация  оригинальных...

Проект: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей студентов, участников Творческого клуба «Вдохновение»

Данный проект ориентирован на организацию досуговогой занятости. Творческиий клуб "Вдохновение " организован на базе "Камского строительного колледжа" с целью привлечения талантлив...

«Особенности развития творческих способностей детей в дополнительном образовании»

В современном обществе высшей ценностью является человек. Воспитание человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование его личных качеств являются одними из важнейших пробле...

Мастер-класс как эффективная форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Главной и основной целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравст...