Развитие творческих способностей детей. «С чего начать?», «К чему прийти?» по предмету специального фортепиано ДМШ и ДШИ.
методическая разработка по теме

Данная тема и проблема всегда была мне интересна. Но в последние годы все больше детей поступают в музыкальную школу, не предполагая сделать музыку своей профессией, а для общего эстетического развития. Вот и встает вопрос, как сделать, чтобы обучение «захватило» ученика, а учеба не стала чем-то сухим и скучным. В своей педагогической практике я стараюсь научить малышей восприятию музыки и способности оперировать музыкальным материалом, на основе развития слуха и творческой фантазии. Основными направлениями развития творческих способностей ребенка являются подбор по слуху мелодии и аккомпанемента, чтение нот с листа ,транспонирование, сочинение, импровизация, обучение которым проводится на уроках сольфеджио, на уроках композиции(если таковые имеются в школе) и на занятиях по специальному инструменту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metadicheskaya_rabota.docx30.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей. «С чего начать?», «К чему прийти?» по предмету специального фортепиано ДМШ и ДШИ.

                     Корецкая Н.И.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств №5 поселка Рощинский муниципального района Волжский Самарской области

«Музыкальное творчество детей-самый действенный способ их развития» (Б.В.Асафьев)

Данная тема и проблема всегда была мне интересна. Но в последние годы все больше детей поступают в музыкальную школу, не предполагая сделать музыку своей профессией, а для общего эстетического развития. Вот и встает вопрос, как сделать, чтобы обучение «захватило» ученика, а учеба не стала чем-то сухим и скучным. В своей педагогической практике я стараюсь научить малышей восприятию музыки и способности оперировать музыкальным материалом, на основе развития слуха и творческой фантазии. Очень большое значение уделяю смене новых музыкальных впечатлений (сколько читаем- столько знаем, говорят филологи, ну, а мы говорим, чем больше играем, тем больше хочется играть).

У каждого ребенка  есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.

Основными направлениями развития творческих способностей ребенка являются подбор по слуху мелодии и аккомпанемента, чтение нот с листа ,транспонирование, сочинение, импровизация, обучение которым проводится на уроках сольфеджио, на уроках композиции(если таковые имеются в школе) и на занятиях по специальному инструменту. Поскольку я работаю в музыкальной школе преподавателем по классу фортепиано, мне хочется поделиться своим опытом работы в данной области. Эта совокупность нескольких методик, апробированных мною и адоптированных в процессе работы (Т.И.Смирнова,Т.Камаева,Т.Б.Юдовина –Гальперина,Я.Достал,С.Ляховицкая).

Обучение подбиранию мелодии и аккомпанемента        

Одной из главных задач  при  обучении навыкам игры по слуху является  формирование слуховых представлений – внутреннего слуха.  Для осуществления этой важной задачи я стараюсь  создавать условия, в которых ученик будет вынужден использовать свои слуховые возможности. Наиболее полезной формой развития активного слуха является подбор по слуху.

Процесс развития навыка игры по слуху можно разделить на  три этапа. Первый этап заключается в освоении клавиатуры без нот. Второй  этап построен на транспонировании мелодии и фактуры. Третий этап является собственно подбором музыкального текста. Содержанием работы по освоению навыков подбора является  применение  звукового материала по  слуховым представлениям.

Первый этап развития слуховых представлений обычно занимает несколько месяцев в самом начале обучения ребенка (донотный период). За это время , связь слуха и моторики появляется далеко не у всех детей, хотя именно эта связь является основой успешного дальнейшего музыкального развития. Особенности конструкции фортепиано (готовый строй, наличие черных и белых клавиш) позволяют легко играть по зрительным ориентирам. Поэтому слух учеников-пианистов может отставать в развитии по сравнению со слухом  скрипача или баяниста, которые не могут контролировать зрением правильность звука. Общеизвестно, что многие музыканты-самоучки хорошо играют, не зная нот. В настоящее время вновь усилилось внимание к обучению без нот по слуху и «с рук».  На этих методах построен донотный период по методике Т. Смирновой.

При обучении нотной грамоте необходимо, чтобы  нота была не обозначением клавиши, а обозначением звука. Без этого не будут развиты настоящие слухо-моторные связи.  Идеальной последовательностью  действий при игре  является «слышу – играю», что было названо К.А. Мартинсеном комплексом «вундеркинда».  Процесс освоения нотного письма должен проходить так медленно, чтобы ученик успел запечатлеть в памяти связь между звуком, клавишей и записанной нотой.

В своем труде профессор Савшинский пишет: «Приходится сожалеть о том, что дело (обучение игре по слуху) сводится лишь к кратковременным и несистематизированным занятиям». И еще: «Если игра по слуху является одним из постоянных методов занятий и доведена до умения «подбирать не только песенки, но и относительно сложные музыкальные произведения или хотя бы отрывки из них…то этим систематически воспитываются способности и умение, необходимые для уверенной игры наизусть сложных произведений»[4,31].На своих уроках я использую простейшие, элементарные задания, которые в форме увлекательной игры могут быть использованы с менее одаренными детьми в обучении без нот.  Сначала ученик повторяет  голосом один звук с расширением диапазона.  Для развития  элементарных мелодических представлений полезно искать заданный  звук, отгадывать  слуховые «загадки», определять ошибки в мелодии, сыгранной преподавателем.    Мелодическое «эхо» (устные  «слуховые» диктанты) представляет собой повторение коротких попевок или мелодий. Это упражнение может весьма продуктивно  использоваться  на уроке фортепиано в процессе обучения навыкам подбора мелодии и освоения  техники. Порядок действий может иметь следующий вид. Лучше всего играть на двух инструментах. При работе на одном инструменте  нужно разделить клавиатуру «стенкой» по клавише «до» первой октавы. Первые задания могут быть самыми элементарными, особенно в том случае, если ученик не проявляет явных слуховых данных, например, не может петь или поет на одном звуке. Оговаривается диапазон «поиска» - например, первая октава и первый звук, от которого ученик будет двигаться. Затем  нужно двигаться по ступеням вверх и вниз, возвращаясь на исходный тон. Ученик должен повторять эти передвижения. Постепенно можно расширить диапазон звукового движения, использовать интервалы. Следующая ступень -   небольшие попевки и мелодические блоки. (Методика Я.Достал).

Все занятия по подбору приближаются к  сочинению, что  придает этой работе творческий характер.  Одним из условий подготовки слуха к полноценному подбиранию музыки является своевременное освоение гармонии.  Этой проблеме посвящен ряд  методических работ, как по теоретическим дисциплинам, так и по фортепиано, например, работа А.Шатковской «Развитие творческого музицирования с учащимися-пианистами» М.,Музыка, 2001год, статья С. Мальцева, о методах обучения гармонии в музыкальной школе, методическое пособие «Учусь импровизировать и сочинять» О. Булаевой и О. Геталовой.   В пособии «Азартное сольфеджио» большой раздел посвящен освоению типичных гармонических формул, необходимых для подбора  популярных мелодий.  Ученик должен освоить  простые обороты  T – D – T,  (T) – S – (T) – D – T,  S (II7) – K 6/4 – D – T , T – D – VI и ряд более сложных  гармонических последовательностей, включающих отклонения в  тональности первой степени  родства.

Задания, которые я использую для развития навыка подбора по слуху с использованием карточек-заготовок:

-подбор (досочинение) окончания предложенной мелодии;

-подбор второго голоса (параллельно) терции, сексты;

-подбор басов;

-подбор мелодий в различных жанрах;

-подбор сопровождения к знакомым мелодиям в виде аккордов (трезвучий с обращениями);

-расставить аппликатуру на заданном музыкальном фрагменте соблюдая основные «законы» аппликатуры;

   Чтение нот с листа

    Эту форму работы я стараюсь проводить не от случая к случаю, а  постоянно т.к. 70% успешного и быстрого разбора произведений зависит от того, насколько грамотно и быстро ученик может читать нотный текст. Здесь на помощь приходят методические рекомендации С. Смирновой, Ф.Брянской.,Т.Камаевой.,Юдовиной-

Гальпериной Т.Б.

      Разделить этапы обучения на практике очень сложно. Они тесно связаны между собой. И переход от одного к другому зависит от индивидуального восприятия каждого учащегося, от его « внутреннего темпа», от особенностей зрения, слуха, моторики, врожденного чувства ритма и пр. Однако главное заключается в том, чтобы все эти этапы дети осваивали не механически. Мы призваны открыть им, что изображенные на странице точки означают не просто звуки, а целый мир волшебных сказок, историй, рассказов, баллад[5,186].

План чтения с листа (памятка)

1.Определи тональность.

2.Смотри на тактовый размер. Определи темп и характер произведения.

3.Определи, где мелодия, где аккомпанемент, есть ли элементы полифонии.

4.Смотри на склад фактуры. Старайся увидеть знакомые гармонические обороты.

5.Определи направление и характер движения мелодии (постепенно, по звукам аккордов, скачками), представляя себе аппликатуру.

6.Задай пульс в нужном темпе и прочитай про себя ритм первых тактов.

7.Играй, не останавливаясь, все время, глядя вперед. Не теряй ощущение пульса. Точно выполняй штрихи и фразировку[3,36].

     Приступая, к прочтению произведений изложенных для исполнения двумя руками я стараюсь соблюдать  логическую последовательность в выборе пьес:

а) Разучивать пьесы, изложенные для исполнения двумя руками попеременно;

б) Двумя руками в зеркальном движении;

в) Партия одной из рук представляет собой выдержанные ноты;

г) Пьесы с меняющимися гармониями с начала в аккордовом изложении, затем разложенными аккордами.

     Для развития у учащихся навыка опережающего чтения нотного текста  рекомендуется  использовать бегунок[3, 5].

Задания, которые я использую для развития навыка чтения с листа с использованием карточек-заготовок:

-игра «бус» (упражнение Следопыт);

-игра фактурных упражнений, с запоминаем аппликатурных принципов-терции, трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды;

-учимся читать ритм(примеры ритмослогов ).

     Навык свободного чтения с листа фортепианной литературы различных стилей возникает, как правило, лишь при помощи направленного педагогического воздействия, на основе тщательно разработанной методики[1, 62].

Транспонирование

     Вторым этапом формирования навыка подбора по слуху может быть  транспонирование мелодии, басов и  целостной фактуры. Я считаю, что для реализации этого метода необходимо выполнять некоторые условия. Уже в процессе игры в мелодическое эхо можно начинать транспонировать те мелодии, которые ученик повторяет. Желательно начать эту работу как можно раньше и  вести её интенсивно, на доступном материале.  

        В учебном пособии «Пианист-фантазер»  раздел  «Подбирай мелодии (пьесы)» наиболее полно проработан и является отличным методическим материалом для развития слухо-моторных связей.  

Транспонирование_ это перемещение заданной мелодии (музыкального произведения) в другую тональность. Этот вид деятельности требует определенной подготовки. Существует два вида транспонирования: по слуху и по нотам.

Успешнее осваивается транспонирование по слуху (подбор), т.к. если ребенок сумел подобрать мелодию в одной тональности, то обязательно сумеет подобрать ее в другой.

Как правило, первые музыкальные произведения, осваиваемые ребенком – песенки  «Петушок», «Василек», «Как под горкой», «Ах, вы сени» и т.п. На примере этих песенок я сразу даю понятие тоники и интервала квинты для подбора аккомпанемента. Предлагаю ученику взять левой рукой квинту, правой играть мелодию. Услышав одновременное звучание мелодии и баса, дети, как правило, приходят в неописуемый восторг. Тут же надо, опираясь на важность баса – аккомпанемента, дать задание, подобрать данную мелодию с аккомпанементом (квинтой) от любой клавиши. На начальном этапе можно играть левой рукой только один звук (бас). Далее можно объяснить, что выбор тональности и лада у композитора – то же, что выбор краски у художника. Прошу ученика «раскрасить» тональности (дается творческое задание на дом, с помощью красок, цветных карандашей  нарисовать музыкальный образ, заранее оговариваем в  какой  цвет будет окрашена та или другая тональность, интересно, что до мажор дети рисуют в голубом цвете).

Достигнув на начальном этапе транспонирования по слуху устойчивых слуходвигательных представлений, можно приступить ко второй фазе обучения - транспонированию по нотам.

     Транспонирование по нотам требует от ребенка прочных теоретических и практических знаний тональностей и их аппликатурных позиций. Поэтому следует прочно усвоить некоторые правила транспонирования:

- при транспонировании меняется тональность, а в каждой из них – свои ключевые знаки;

- при  транспонировании лад не меняется, а меняется только его высотное положение;

- в случае транспонирования на полутон, например из фа мажора в фа # мажор, нотные знаки остаются неизменными. Мы только мысленно представляем ключевые знаки, и по ходу исполнения  заменяем случайные знаки альтерации  .Начинать транспонирование по нотам лучше всего на основе использования уже знакомого музыкального материала.

    Далее можно переходить к незнакомому материалу, но примерно равному по степени трудности в тональном, фактурном, интонационном, ритмическом и других отношениях.

     Всякому транспонированию должен предшествовать детальный анализ текста с мысленной проекцией его в новую тональность. Умение вызывать музыкально - слуховые представления без поддержки инструмента, активнее других методов развивает способность работать внутренним слухом. Первые навыки транспонирования я начиная очень рано, буквально с подготовительного класса (исполнение одноголосных  мелодий от разных звуков). Навыки                         транспонирования в средних и старших классах легче приобретать на примере этюдов, основанных на позиционных мелодических построениях, написанных целиком в одной тональности.[2,4].

         Задания, которые я использую для развития навыка транспонирования с использованием карточек-заготовок:

-транспонирование знакомых песен двумя руками на м2 по слуху;

-транспонирование выученных мелодий от различных звуков без изменения лада;

-транспонирование этюдов, пьес;

     На третьем  итоговом  этапе  обучения навыкам подбирания ученик должен уметь действительно подбирать мелодию и сопровождение по слуху. Все предшествующие формы работы были направлены на подготовку необходимых навыков. Для выполнения  этого  задания нужно  иметь достаточно развитый интервальный слух и высокую грамотность. Обычно значительные трудности возникают при  выборе  фактуры, так как для этого нужна ориентировка в гармонии.  

     В процессе занятий в классе  фортепиано педагог обычно не имеет возможности обучать настоящей импровизации. Для этого нужно специальное время, специальные знания и навыки. Однако, не стоит отказываться от такой интересной работы. Я же рассматриваю импровизацию, как   вариантные упражнения – ритмические видоизменения, смещения акцентов, варианты артикуляции, динамики. Цель такой работы – развить способность к разнообразию трактовок. Варьирование становится методом  освоения навыков видоизменения, дополнения и обогащения фактуры.            

 Завершая  изложение некоторых методов творческого развития, хочется ещё раз обратить внимание на изменившиеся условия деятельности педагога-пианиста (добавим – любого педагога-музыканта) в системе детского музыкального образования. Появление в музыкальных школах подготовительных классов, где обучаются дети с 5-6 лет, ставит перед педагогом особенно сложные задачи. Содержанием занятий в  подготовительном классе  становится не столько игра на фортепиано, сколько   общее музыкальное  развитие.  Пианисты  должны  осуществлять комплексное обучение:  развивать слух и  творческие задатки, уметь объяснять элементы теории музыки, интересно проводить уроки.  В настоящее время педагог-пианист должен обладать разносторонними знаниями в области современных  педагогических технологий. Но главное педагог должен помнить, что ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.

Список использованной литературы:

1.Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения, М.,2008.

2.Беленькая М.,Ильинская С.Первые шаги к мастерству.Пособие по развитию навыков транспонирования,Санкт-Петербург,2001.

3.Камаева Т.,Камаева А.,Чтение с листа на уроках фортепиано игровой курс классика XXI, М., 2007.

4.Савшинский С.Пианист и его работа. Л., «Советский композитор», 1961.

5.Юдовина – Гальперина Т.Б. Мир музыки в звуках,Санкт-Петербург,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему " Развитие творческих способностей детей на занятиях технологии"

Данная программа рассматривается как система мероприятий воспитательного, социально-психологического и обучающего характера....

Статья на тему: "Теневой театр как средство развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования".

Всякий театр - тайна, а теневой, самый древний и поэтичный. В этой статье можно узнать об особенностях создания теневого театра для детей в доп. образовании. А также чем полезен теневой театр для ребе...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения

Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из услови...

Проект: Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Проект – это одна из самых успешных форм для развития творческих способностей ребенка. Проектная деятельность помогает наладить общение и взаимодействие детей и взрослых. Именно в проектной деят...

«Особенности развития творческих способностей детей в дополнительном образовании»

В современном обществе высшей ценностью является человек. Воспитание человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование его личных качеств являются одними из важнейших пробле...

«Развитие творческих способностей детей в рамках реализации ФГОС НОО»

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Она должна обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельност...

Самообразование Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС».

МБДОУ «Детский сад №8»СамообразованиеТема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС».Вос...