Главные вкладки

    Моя концепция
    материал на тему

    Лагунова Марина Леонидовна

    Концептуальное изложение профессионального опыта мастера производственного обучения  по направлению

    «Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской области».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Концептуальное изложение профессионального опыта мастера производственного обучения ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»

    Лагуновой Марины Леонидовны по направлению

    «Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской области»

    «В наши дни невозможно без знаний достичь почёта,

    Ибо люди прозрели, им стало видней богатство».

    Агахи

    «Система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий…», – говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

    Поэтому цель моей педагогической деятельности - воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.

    Отсюда вытекают задачи:

    • реализовывать идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры студента в процессе практического обучения;
    • развивать творческую инициативу студента;
    • воспитывать в студенте уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.

    Поставленные задачи решаю через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; активизация образовательного процесса с использованием технологии работы в малых группах с применением элементов компетентностного подхода в процессе индивидуального обучения, что помогает формировать  следующие компетенции:

    • информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);
    • коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);
    • социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);
    • предметную (способность применять полученные знания на практике).

    Современные учреждения профессионального образования,   в том числе и ГБОУ СПО «Ялуторовский аграрный колледж», призваны готовить квалифицированных специалистов, обладающих профессиональными знаниями  и практическим опытом в производственной деятельности, способных трудиться в коллективах и быстро адаптироваться на предприятиях в процессе производства. В решении этих задач ведущее место принадлежит мастеру производственного обучения,  который должен не только передавать свои знания и опыт, но и воспитывать активную жизненную позицию, формировать личность, привить высокие морально-этические качества у студентов, в том числе чувство коллективизма.

    В современной психолого-педагогической литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое - под «коллективом» понимается любая организация, группа людей; второе - под «коллективом» понимается высокий уровень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве.

    Термин «коллектив» закреплен в латинском языке как «сборный». Коллектив – это группа людей, которых объединяют общие цели, имеющие целый смысл, и совместная деятельность, в процессе которой ее участники вступают в определенные отношения, характеризующиеся правильным разделением между ними функций ответственности и зависимости, при постоянной взаимной поддержке и товарищеской взаимопомощи. Само понятие «коллектив обучающихся» является в какой-то мере условным, т.к. в деятельности любого студенческого  коллектива всегда принимают участие взрослые.

    Студенческий  коллектив является своеобразной формой общности подростков, юношей и девушек. От других объединений он отличается целым рядом признаков. Прежде всего, это объединение студентов, устремленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе. Отношение их к учебной деятельности может складываться по-разному, в зависимости от успеха, способностей к тому или иному виду учебного труда, сложившегося опыта учебной деятельности, а также и от некоторых объективных условий: педагогического мастерства мастера, характера взаимоотношений с ним. Вот почему первый признак — совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основной для студентов) — предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива.

    Вторым признаком ученического коллектива является совместная деятельность его членов, направленная на достижение поставленных целей. Учебная деятельность — основная для студентов.

    Третий признак коллектива — наличие в нем отношений ответственной зависимости — в коллективах учебного заведения имеет своеобразие, заключающееся в том, что ответственная зависимость студентов в коллективе устанавливается при постоянном направляющем воздействии мастера.

    Исследователи коллектива (Л.И. Новикова, А.Т. Куракин и другие) показали, что ученический коллектив как социальную общность характеризует не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений подростков.

    Без целенаправленного руководства со стороны взрослых, в частности мастера производственного обучения,студенческий коллектив функционировать не может.

    Необходимость руководства со стороны мастера обусловлена тем, что остальные члены коллектива, находящиеся в стадии развития и становления личности, не имеют достаточного жизненного опыта, не научились еще самоорганизации и поэтому не могут самостоятельно осуществлять основные функции коллектива – учебную и воспитательную деятельность. Эта необходимость обусловлена и самой природой обучения и воспитания, они не сводимы к самообучению и самовоспитанию, обучение и воспитание невозможны вне системы «мастер – студент».

    Отношения в сплоченном ученическом коллективе характеризуются единством интересов и взаимопомощью, взаимной ответственностью, заботой друг о друге, уважением достоинства товарищей, умением подчинения членов коллектива уполномоченным, ответственным за определенные участки работы, установлением деловых контактов обучающихся с производственными коллективами. Все это способствует всестороннему развитию личности в коллективе студентов.

    Взаимоотношение личности и коллектива многообразны. Можно выделить два основных аспекта: влияние коллектива на личность и влияние личности на коллектив.

    По отношению к личности коллектив выполняет ряд функций: во-первых, приобщает ее к идейным, моральным, эстетическим и иным ценностям. Эту функцию он выполняет постольку, поскольку является открытой социальной системой и свои цели, задачи привносит из общества (он может вырабатывать их и внутри и соотносить с общественными).

    Во-вторых, влияние коллектива на личность оказывается в воспитательной и корректирующей функции. Коллективное влияние, мнение, убеждение, разъяснение, критика, соревнование – вот далеко не полный перечень мер, находящихся в распоряжении коллектива.

    Мастер производственного обучения несет ответственность за учебу, моральный климат в коллективе. Вместе с тем, нельзя не согласиться, что личные взаимоотношения – очень важный момент жизни коллектива: они оказывают достаточно сильное влияние на результаты его работы. Психологический климат, в характеристику которого входят личные взаимоотношения членов коллектива и связанные с ними нормы и ценностные ориентации, регулируется мною как в общих интересах, так и в интересах каждого студента.

    В 2011-2012 учебном  году по результатам социального опроса, проводимого психологом колледжа, была составлена социометрия группы.

    Группа неоднородна по качеству знаний и отношению к занятиям. Часть студентов имеет хорошие знания и проявляет заинтересованность, другая часть находится на слабом и общем уровне обученности. В целом отношения в группе  можно охарактеризовать как деловые и доброжелательные.

    В группе по результатам  диагностики были выявлены следующие типы темпераментов: сангвиники – 7 человек, сангвиник-меланхолик – 2 человека, флегматик – 4, холерик-сангвиник  - 1.  

    Формирование малых групп и звеньев при проведении производственной  практики проводится с учетом полученных результатов диагностики и особенностей каждого обучающего, что положительно сказывается на качестве обучения и формирования компетенций.

    Мастер производственного обучения — центральная фигура в обучении и воспитании студентов. Во время уроков производственного обучения я сообщаю технические сведения, формирую у студентовпрофессиональные знания и практический опыт, навыки культуры труда. Одновременно забочусь о формировании нравственных качеств, оказываю влияние на воспитанников посредством личного примера, индивидуальных и групповых бесед, экскурсий на предприятия, организацией общения с рабочими.

    Я стремлюсь к тому, чтобы моя речь была убедительной, выразительной и доходчивой. Витиеватая, напыщенная речь, как правило, не убеждает. Более того, студенты не понимают ее. Не лучше и другой недостаток — сухость и невыразительность объяснений. Важным фактором культуры речи является тон. Спокойный, ровный тон, несомненно, помогает доказать любую мысль, а раздражительность, нервозность вызывают ответную реакцию.

    Педагогический такт — важнейшее средство воздействия мастера на обучающихся при решении самых различных вопросов, один из признаков педагогического мастерства мастера. От такта зависит не только качество учебного процесса, но и взаимоотношения педагога со студентами, его авторитет. Педагогический такт — это, во-первых, уважение к личности обучающихся и требовательность к ним; во-вторых, чуткость, внимательность к студентам; в-третьих, доверие к ним и одновременно систематический контроль за их деятельностью. Педагогический такт несовместим с торопливостью в оценочных суждениях мастера и его выводах и решениях по поводу успеваемости и поведения студентов.

    Формирование коллективной работы в учебной группе имеет свою специфику: в его основе лежит овладение конкретной профессией, путем организации совместного производственного труда.

    Одной из главных задач моей педагогической деятельности является планирование и осуществление контроля за  качеством знаний, умений, навыков и компетентностей, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности студентов на уроках производственного обучения.

    Мониторинг качества результативности профессиональной деятельности показывает, что  наблюдается динамика роста уровня успеваемости в результате учета психологических особенностей и применяемой педагогической технологии. Так, в 2008-2009 учебном году качественная успеваемость составляла 93,7%, в 2009 – 2010 г. – 98,5%, а уже в 2010 - 2011г. - 99,2%.

    Изменения в системе трудовых отношений, технологиях адекватных требованиям инновационного характера развития современной экономики Тюменской области, кадрового обеспечения, коренных изменений в материальной базе производства определяют постоянный рост профессионально-квалификационных и других требований со стороны работодателей к выпускникам системы профессионального образования.

    Формирование рабочей силы в новых условиях не ограничивается подготовкой квалифицированных кадров, хорошо знающих технику и технологию, методы управления. Имея требуемый производством уровень профессиональных компетенций  необходимо чтобы специалист, работник  обладал «инновационными способностями», т.е. умением вырабатывать инновации самостоятельно в процессе трудовой деятельности, умением находить новое во внешней среде, в опыте других организаций, изобретениях и открытиях, своевременно использовать их в работе своей организации.

    Полагаю, что целью развития системы профессионального образования в Тюменской области должно стать переориентация системы на наиболее полное удовлетворение потребностей экономики региона в квалифицированных рабочих кадрах, создание механизма согласования указанных потребностей с участием ключевых потребителей профессионального образования.

    Практика взаимодействия учреждений профессионального образования с базовым предприятием, основанная на принципах централизованного управления экономикой, прекратила свое существование. Ныне выстраивается иное взаимодействие предприятия и образовательного учреждения, основанное на договоре по подготовке трудовых ресурсов для работодателей. Но, надо признать, что заключение договоров о социальном партнерстве в настоящее время часто носит во многом формальный характер и не предусматривает жестких обязательств сторон, по поводу совместной деятельности и ее результатов, взаимоотношения с большинством работодателей ограничивается только трудоустройством выпускников.

    Сегодня необходимо стремиться к тому, чтобы это партнерство могло реализоваться через такие формы, как:

    -организация производственной практики студентов на предприятиях, на будущих рабочих местах;

    - стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения на реальных рабочих местах с целью повышения их компетентности;

    - проведение теоретических и практических занятий со студентами специалистами предприятий;

    - совместная разработка учебно-программной документации, методик организации учебного процесса;

    - анализ и оценка качества подготовки специалистов.

    В нашем учебном заведении, т. е. Ялуторовском аграрном колледже, есть положительные примеры участия работодателей в обеспечении деятельности учреждения и взаимодействия с ним по подготовке квалифицированных рабочих кадров. Например,ЗАО КСМ «Поревит», ООО «Сибстройгаз», МУ «Стройзаказчик», ООО «Стройсервис», ООО «Благоустройство», ООО «Сибстрой», ООО «Жилсервис» и др. Эти предприятия предоставляют места нашим студентам на время производственной практики и предлагают более компетентным студентам дальнейшее сотрудничество в виде предоставления рабочего места по окончанию обучения.

    Система СПО перешла с 1 сентября 2011 года на ФГОС нового поколения, чему способствует внедрение  модульной системы  обучения, основанной на компетенциях, что позволяет интегрировать сочетание знаний, умений и компетенций, выполнять профессиональную деятельность в современной трудовой среде и адаптироваться в изменившейся ситуации. Работодателю не важно - сколько часов изучал специалист тот или иной предмет. Важно, что он знает и умеет,  на что способен. В контексте сказанного выше, одной из самых важных предпосылок, основанной на компетенциях, является тесная связь рынка образовательных услуг  с рынком труда.

    Таким образом, мы делаем вывод, что работа в малых группах с применением элементов компетентностного подхода способствует повышению качества образования, достижению определенных уровней результатов работы, формированию профессиональных компетенций и востребованности на рынке труда выпускников колледжа.

    Используемая литература:

    1. Коваленко М. В. Проведение мониторинговых исследований качества образования/ М. В. Коваленко// Завуч.–2011.-№7.–с.25 – 34.
    2. Курманов А. В. Модель профессиональной компетентности специалиста/А. В. Курманов// СПО.-2011.-№12.-с.22 -39 (приложение).
    3. Лобашев В. Д. Формирование профессиональных компетенций// СПО. – 2009.-№10.-с. 29-35.
    4. Плюхина С. В. Содержание социально-профессиональной компетентности как целостное качество выпускника и результат образования/ С. В. Плюхина// СПО.-2011.-№11.-с. 26-28.
    5. Седова Н. Е. Обновление содержания обучения на основе компетентностного подхода/ Н. Е. Седова// СПО.-2009.-№ 12.-с. 4-8.
    6. Филиппова Г. Л. Теоретические основы разработки модели профессионального компетентного специалиста/ Г. Л. Филиппова// СПО (приложение).-2010.-№2.-с.35-43.
    7. Шарипов Ф. В. Профессиональная компетентность преподавателя как условие обеспечения качества подготовки специалистов/ Ф. В. Шарипов// СПО.-2009.-№11.-с.27-31.
    8. Шуберт Ю. Ф. Формирование у студентов профессиональных компетенций/ Ю. Ф. Шуберт// СПО.-2009.-№12.-с.30-32.

    Мастер производственного обучения

    ГБОУ СПО  ТО «Ялуторовский аграрный колледж»                                       Лагунова М.Л.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование «Я-концепции» у обучающихся ГБОУ НПО ПЛ № 20 г. Нелидово Тверской области

    Для того чтобы успешно управлять любой деятельностью, необходимо владеть принципами организации данного процесса. Под принципами я  понимаю основные, исходные положения какой-либо теории, о...

    Концепция воспитательной и социально-психологической работы со студентами «группы риска».

    Концепция работы со студентами "группы риска" в Новороссийском колледже строрительства и экономики. Материал был представлен и обсуждался на методическом объединении классных руководителей. В нашем ко...

    современные концепции начального образовния

    этот материал поможет учителю ознакомиться с УМК "Перспектива"....

    Концепция демографической политики РФ до 2025 года

    Данная концепция изучается в рамках специальности 040401 " социальная работа" СПО на основе ФГОС СПО...

    Реализация концепции духовно-нравственного развития гражданина России в условиях введения ФГОС

    Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации....

    Презентация на тему "Концепция менеджмента"

    Презентация на тему "Концепция менеджмента"...

    Презентация "Концепции менеджмента"

    Практическая работа по менеджменту...