современные концепции начального образовния
презентация к уроку по теме

этот материал поможет учителю ознакомиться с УМК "Перспектива".

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 1.

В последние годы изменения в начальном образовании проявились в со вершенствовании и обновлении содержания начального образования, а также в появлении альтернативных учебно-методических комплектов.

Целостные модели начального обучения, обеспеченные комплектами учебников по всем предметам с первого по четвертый класс, позволяют учителю выбрать траекторию учебно-воспитательного процесса, соответ ствующую возможностям и потребностям учеников, педагога, традициям общеобразовательного учреждения. Каждый учебно-методический ком плект (УМК) имеет концепцию. Содержание обучения учебных дисцип лин, методический аппарат, средства ориентировки для учителя и учени ков в пособиях выстраиваются в четком соответствии с концептуальными положениями и особенностями УМК.

Слайд 2.

Для учителя современной начальной школы при выборе УМК важно получить ответы на следующие вопросы:

1. Каковы концептуальные положения комплекта?

2. В чем состоят принципиальные особенности УМК, отличающие его от других комплектов?

3. Каковы особенности методики преподавания русского языка, ли тературного чтения, окружающего мира, математики?

          4.        Какова роль УМК в формировании у младшего школьника умения учиться?

5.        Каковы отличительные особенности характеристики выпускника начальной школы?

Ответы на эти вопросы были положены в основу характеристики  ведущих учебно-методических комплектов, участвовавших в экс перименте по совершенствованию структуры и содержания начального общего образования. В нашем районе работают по трем из этих УМК:

Слайд 3.

  1. «Школа 2000...» - «Школа 2100» (научный руководитель -
    Л.Г. Петерсон).
  2. «Перспективная начальная школа» (научный руководитель -Н.А. Чуракова).
  3. «Перспектива» (научный руководитель - Л.Ф. Климанова)

Слайд 4.

Учебный комплект «Школа 2000...» - «Школа 2100»

(научный руководитель - Л.Г. Петерсон)

Учебно-методический комплект разработан на основе сле дующих групп принципов:

 личностно-ориентированные (адаптивность, развитие психоло гической комфортности);

 культурноориентированные (картины мира, целостности содер жания, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, опоры на культуру как мировоззрение и культурный стереотип);

 деятельностноориентированные (обучения деятельности, управ ляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, перехода от совместной учебно-познавательной дея тельности к самостоятельной деятельности ученика - зоны ближайшего развития, опоры на предшествующее спонтанное развитие, формирования потребности в творчестве и умений творчества).

Помимо принципов, УМК создан с учетом следующих положений:

 школа как часть образовательной среды;

 готовность к дальнейшему развитию;

 принцип минимакса: максимум оценок - минимум отметок;

 щадящая система домашних заданий.

В процессе обучения по УМК «Школа 2000...» - «Школа 2100» в со ответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы.

Авторы отмечают, что ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличают способность принимать решения и отвечать за них; участвовать в творческом поиске, быть толерантным миру.

Слайд 5.

«Перспективная начальная школа»

(научный руководитель -Н.А. Чуракова).

 Концепция учебно-методического комплекта основана на гуманистическом убеждении, что все дети способны успешно учиться в начальной школе, если для них созданы необходимые условия. Учет воз раста адресата учебников делает процесс обучения успешным. Авторы комплекта ориентируются на то, что опыт ребенка - это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укоренен ностью в природно-предметной среде. Опыт ребенка - это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой и разнообразными источни ками информации, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом. Сюжетные линии учебных пособий, в отличие от других УМК, не носят ярко выраженный урбанистический характер. Еще одна особенность УМК состоит в том, что все учебники комплекта предоставляют педагогам возможности для реализации регионального компонента.

Слайд 6.

                                               «Перспектива» будущих поколений

     

       Основной целью УМК «Перспектива» является  всестороннее гармоничное развитие личности младшего школьника.

       Основные характеристики учебно-методического комплекта для начальной школы «Перспектива»  :

Слайд 7.

      - Комплект включает учебники для начальной школы по основным предметам, соответствующим базисному учебному плану.

      - Комплект обеспечен учебными, методическими, дидактическими пособиями, дополнен средствами методической поддержки учителей через Интернет, пособиями для учителей для формирования надпредметных умений.

       - Комплект предполагает дифференцированные задания для учеников с разным уровнем подготовки.

       - Комплект учитывает современные требования к обеспечению физического и психологического здоровья детей, к формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.

        В комплекте реализована новая технология конструирования учебников комплекта, которая:

1) улучшает и облегчает преподавание и усвоение предметного материала (единые методология, дизайн и система навигации);

2) позволяет родителям стать активными участниками образовательного процесса.

         Ориентацию комплекта на достижение в процессе обучения личностного результата можно обозначить четырьмя тезисами, которые отражают идеологию учебников «Перспективы»:

Слайд 8.

       - «Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа  «Я», который включает в себя самоотношение и самооценку, формирование идентичности личности и социальной роли, правил взаимодействия с окружающим миром.

       - «Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем, наша задача сохранить этот интерес, но при этом научить его самостоятельно искать ответы, планировать свою деятельность, доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки.  

        - «Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Нам кажется важным учить ребенка свободно вести  конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру — учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, находить необходимые источники знаний и, конечно, работать с книгой.

        - «В здоровом теле здоровый дух!»: важно не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и научить детей заботиться о нем.  Конечно, в понятие здоровье мы включаем не только правила гигиены, но и правила поведения, ценностные установки, умение сопереживать, заботиться  о себе, об окружающих  людях, о природе.

         Заявленные тезисы авторы комплекта «Перспектива» раскрывают через следующие тематические направления

Слайд 9.

  1. «Моя семья — мой мир»,
  2. «Моя страна — мое Отечество»,
  3. «Моя планета — Земля»,

что позволяет при помощи учебников сформировать у ребенка целостную картину мира.

          Помимо обучения в комплект «Перспектива» заложена возможность формирования универсальных учебных действий, то есть совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению знаний и умений и организацию этого процесса.

        Методологической основой нового комплекта является системно-деятельностный подход и принципы системно-деятельностного подхода:

Слайд 10.

  1. Принцип деятельности
  2.  Принцип непрерывности
  3.  Принцип целостного представления о мире
  4.  Принцип минимакса.
  5.  Принцип психологической  комфортности
  6.  Принцип вариативности
  7.  Принцип творчества

Слайд 11.

        Над комплектом работают известные авторы — Л.Ф. Климанова, А.А. Плешаков, Л.Г. Петерсон, М.Ю. Новицкая, Т.Н Миракова, Н.И. Роговцева и др., а также коллектив ученых и педагогов Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования.

Слайд 12.

       В комплект «Перспектива» входят учебники, рабочие тетради и методические пособия по следующим предметам: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология. В будущем они будут дополнены дидактическими материалами, проверочными тетрадями, поурочными планами и другими изданиями, которые помогут учителям, родителям  реализовать творческий потенциал детей.

          Большое внимание уделяется художественному оформлению учебников и учебных пособий. Кроме того, во всех изданиях «Перспективы» использована интуитивно понятная навигационная система, которая помогает ребенку ориентироваться  в учебном материале и создает условия для включения родителей в процесс обучения.

Слайд 13.

         Русский — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, который объединяет народы России.  Именно поэтому в системе общего образования учебный предмет «Русский язык» занимает очень важное место. Один из возможных вариантов сбалансированного изучения русского языка предлагает хорошо известный начальной школе автор Л.Ф. Климанова в своем учебнике «Русский язык» для 1 класса, который издательство «Просвещение» выпустило в рамках нового комплекта для начальной школы «Перспектива». Своей целью автор считает развитие коммуникативно-речевых и интеллектуальных способностей учащихся, умений свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях, возникающих при общении; воспитание любви к родному языку и формирование интереса к его изучению; духовно-нравственное развитие учащихся. Качественно новый подход к изучению языка заключается в том, что уже с первого класса дети на доступном для них уровне познают его суть и специфику.

Слайд 14.

     Основная задача учебника «Литературное чтение» — формирование личности младшего школьника через восприятие и осознание культурно-исторического наследия. Для этого в учебнике используются тексты классической и современной литературы, фольклорные произведения разных народов. Система вопросов и заданий способствует формированию культуры речевого общения, развитию творческих способностей учащихся, приобщает их к духовно-нравственным ценностям, знакомит с этическими и эстетическими нормами. Обучение детей строится на коммуникативно-познавательной основе. Материал учебника позволяет воспитывать правила взаимодействия и общения, развивать литературно-творческие способности и образно-логическое мышление учащихся; формирует у младших школьников интерес к книге и художественному произведению как искусству слова.

Слайд 15.

      Математика как учебный предмет играет важную роль в образовании и воспитании младших школьников. С помощью математики ребенок учится рассуждать, логически мыслить, познавать окружающий мир и решать жизненно важные проблемы. УМК «Перспектива» предлагает у детей младшего школьного возраста развивать эмоциональный и образный компонент мышления и формирует математические знания и умения на основе использования широкой интеграции математики с другими областями знаний. Одной из главных задач автор ставит – формирование прочных вычислительных навыков на основе освоения рациональных способов действий и повышения интеллектуальной емкости арифметического материала. В своем учебнике автор постепенно ведет ученика от незнания к понятиям все новым и новым, используя иллюстрации. Учат сравнивать, обобщать, делать выводы.

        Слайд 16.

  Особенность подхода УМК «Окружающий мир», предложенного А.А. Плешаковым и М.Ю. Новицкой, состоит в гармоничном соединения естественно-научных сведений и опыта гуманитарных наук. Содержание курса охватывает широкий круг вопросов, при этом природа, человек и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, создает условия для присвоения новых знаний, формирования и осознания правил, обязанностей и норм взаимодействия человека и природы, человека и общества. Важно отметить, что авторы создают систему восприятия окружающего мира, отправной точкой, центром которого является сам ребенок. Этот прием позволяет активизировать деятельность ученика на уроке. Познание окружающего мира осуществляется через призму личностного восприятия каждым ребенком образов, красок и звуков природы и культуры.

Слайд 17.

      Основной задачей предмета «Технология» является создание условий для овладения учащимися опытом проектной деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества — от замысла до презентации поделки. Дети обучаются приемам работы с бумагой, пластилином и природным материалом, конструктором, изучают свойства различных материалов и правила работы с ними. В учебниках комплекта используется единая система навигации для учителей, учеников и родителей, которая помогает работать с информацией, организовывать и структурировать учебный материал, планировать деятельность ученика на уроке, организовывать выполнение домашнего задания, формирует навык самостоятельной работы. В учебник «Технология» введена знаковая система оценивания качества и сложности выполнения поделки, что позволяет формировать мотивацию успеха и самооценку ученика. Учебник дополнен рабочей тетрадью и методическим пособием для учителя.

         Слайд 18.

           Перед  учителем, который «берет» 1 класс, стоит непростая задача: что выбрать для работы — отдельные учебники или комплект учебников?  

      Нужен ли комплект учителю начальной школы или он может выбрать учебник русского языка из одного комплекта, математики — из другого, окружающего мира — из третьего?

      Однако результат обучения — не просто сумма знаний, умений и навыков, а еще развитие и воспитание ребенка, а для реализации этих педагогических задач необходима целостная система, объединенная единой методикой подачи материала, единым языком авторов, единой системой обозначений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль начально профессионального образования в современном обществе

К мастеру производственного обучения, как к воспитателю квалифицированных рабочих кадров предъявляются особенно высокие требования: « Он должен быть примером для учащихся в поведении на работе и...

Изменение функций современного учителя начальной школы

Эта работа - попытка осмысления изменений в работе учителя с введением ФГОС второго поколения....

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Методические рекомендации посвящены специфике современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Современные подходы и концепции воспитания Понафидина Н. Н., Торопова М.М.

Современные подходы и концепции воспитания (Понафидина Н. Н., Торопова М.М....

Программа курсов повышения квалификации "Современные методики и технологии начального общего образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

Программа курса «Современные методики и технологии начального общего образования» (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) разработа...

Концепции развития современного естествознания

___________Концепции современного естествознания________________ 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовате...

Статья "Формирование социологической концепции правопонимания на современном этапе (в эпоху постмодерна)"

Статья посвящена краткому обзору современных подходов к правопониманию, и формированию социологической концепции правопонимания.Изучение проблем правопонимания важно не только с теоретической точки зр...