Изменение функций современного учителя начальной школы
методическая разработка на тему

Кузнецова Ирина Николаевна

Эта работа - попытка осмысления изменений в работе учителя с введением ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon izmenenie_funkciy_sovremennogo_uchitelya.zip720.44 КБ

Предварительный просмотр:

Изменение   функций

 современного  учителя начальной школы

План

  1. Объективная  необходимость введения ФГОС второго поколения.
  2. Изменение функций учителя в условиях системно-деятельностного  урока.
  3. Мотивирование – как один из самых действенных приёмов обучения.
  4. Воспитывающий характер обучения.
  5. Заключение.

 Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые, в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.   Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были основными источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной. Соответственно, возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего поколения первоклассников.

Наряду с возрастающей категорией одаренных и способных детей все больше становится ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», с трудностями в обучении, и просто проблемных детей. Поэтому успешная реализация новой образовательной программы начального общего образования невозможна без организации развивающей образовательной среды, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.                                                                          

СМОТРИ слайд 2     Утверждение в РФ нового стандарта, основанного на системно-деятельностном подходе к организации обучения, направленного на образовательные результаты в начальной школе как на систему трех типов компетенций: личностных, метапредметных и предметных — создает принципиально новую ситуацию в отечественном образовании. Такой стандарт предполагает  переход  российской системы образования в начальной школе от традиционной модели обучения к обучению, построенному по типу учебной деятельности обучающихся.

СМОТРИ слайд 3 - 6   (ДАЮ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ СЛАЙДОВ – краткое ознакомление со структурой системно-деятельностного подхода)

СМОТРИ слайд 7 (ДАЮ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ СЛАЙДА – сравнение методических приёмов при разном  характере обучения)

 К современному уроку в начальной школе предъявляются многочисленные требования. Он должен быть обучающим, в максимальной степени развивающим, воспитывающим, личностно-ориентированным. Опыт работы показывает, что одним из вариантов реализации многоцелевой направленности урока является личностно-ориентированный подход совместно с информационно-коммуникативными технологиями.

СМОТРИ слайд 8      (ДАЮ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ СЛАЙДА – очень коротко)

Направленность процесса обучения на поисковую, творческую деятельность детей — это то новое, что пришло в школу вместе с новыми технологиями.

СМОТРИ слайд 9       (ДАЮ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ СЛАЙДА – очень коротко)

Личностно-ориентированная развивающая модель обучения дает высокий результат, но она рассчитана на учителя творческого, не жалеющего сил и времени для ее реализации. У такого учителя учащиеся нестандартно и четко мыслят, с удовольствием, обоснованно, аргументированно строят свою речь. Не надо менять программы и учебно-методические комплекты, не надо менять типы и структурные этапы урока. Изменяются функции ученика и учителя  и статус каждого из них  в учебном процессе. Школьник становится не только объектом, но и субъектом обучения. А учитель принимает на себя более «пассивную»  на первый взгляд  роль: организатора, координатора, советчика.  Если  раньше одной из важнейших задач учителя было сообщать новый, неизвестный, порой отсутствующий в учебнике материал, то теперь главной задачей  становится – учить, подсказать,  где его взять; как  к  нему  относиться, как с ним работать; какой материал хорош, а  какой требует размышлений и критического осмысления;  как  кратчайшим путём решить познавательную  задачу.

СМОТРИ слайд 10 -11        (ДАЮ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ СЛАЙДА – очень коротко)

Как видим, при личностно-ориентированном  деятельностном обучении роль учителя остается очень существенной: он ведет дискуссию, задает наводящие вопросы, подсказывает, но для учащихся он в данном случае – равноправный партнер по учебному общению. Ученики получают роль  исследователей,  под скрытым руководством учителя они открывают для себя новые знания.

Обучение в «старой»  школе построено на заучивании знаний, на вдалбливании, вталкивании их в сознание детей, а вовсе не на собственном познании и исследовании. Учитывая, что обязательный  набор школьных знаний вырос за последние десятилетия неимоверно и что, в  то же  время, проблеме  мотивации  учения ни в школах, ни  в педагогических  вузах  традиционно  не уделяется  должного внимания,  не  приходится удивляться,  что  многие  школьники стараются избежать напряжённой  познавательной  деятельности,  а  то  и  сопротивляются   учению!

СМОТРИ слайд 12

В связи с этим одной из функций учителя  является создание  условий для  того, чтобы обучение, всегда сочетающееся с напряженной мыслительной деятельностью, поиском, творческой работой, привлекало самого ученика к процессу учения.

Учитель, если он хочет быть конкурентно-способным,  должен  постоянно пополнять копилку  мотивационных приёмов, использовать  мотивирование на каждом этапе урока, в каждом виде деятельности  всего  класса  и для каждого своего  ученика в отдельности. Использование приёмов  мотивации и  совершенствование их сообразно  действительности  я считаю «высшим пилотажем» в  педагогической практике, поскольку это может стать ключиком к  желанию или нежеланию ребёнка учиться.

СМОТРИ слайд 14      (молчаливый просмотр слушателей без моих комментариев) 

При изучении конкретного предмета в рамках урока учитель должен ставить перед собой задачу научить не только предмету, но, используя его содержание, сформировать учебную деятельность учащегося, мотивировать его интерес к продолжению обучения, к получению знаний вообще, а не только по конкретному предмету. Каждая разработанная для изучения предмета методика, система заданий, организация деятельности ученика на уроке должна формировать учебную деятельность, то есть умение учиться.   Формирование у младшего школьника умения учиться поможет ему находить разные способы решения учебной задачи и определять наиболее целесообразные и оптимальные из них.

Третья группа функций современного учителя «в эпоху прагматического отношения к образованию выступает скорее  как заклинание, как обуза.  О ней, как о недостижимых мирах, принято больше говорить, чем делать…  Но она-то, и, являясь единственно верной (поскольку может противостоять и коррупции, и преступности, и терроризму, и невежеству, и эгоизму,… и пошлости бытия, и безверию, и ответственности перед вчера-сегодня-завтра, и высокому служению, и толерантности, и эмпатии – всему тому, что есть культура, нравственность, интеллигентность) – может на минуточку спасти не только школу, но и  общество,  страну, мир!»   Речь идёт о педагогике, когда предметное или познавательное обучение выступает как повод, смысл, основное содержание для воспитания подрастающего поколения.  Т.е. функция учителя - быть воспитателем. Обратите внимание – не «классный руководитель – воспитатель», а  «учитель предметник - воспитатель»!    СМОТРИ слайд 13     Изучение предметов не имеет никакого смысла, если оно не соувязано с воспитанием ребёнка, где под воспитанием понимается  создание условий и ограничений в развитии личности ученика. Предмет значим только тогда, когда «личность учителя значит всё в деле воспитания», а учебный процесс организован так, что и сам учитель, и то, как и что он делает, чрезвычайно привлекательны для ребёнка.

СМОТРИ слайд 15   Учитель – профессия полифоническая, несущая  в  себе и божественное, и дьявольское; он бог и царь, и воинский начальник, и от него зависит  в будущей и настоящей жизни детей весьма многое.  Вот  почему учителю можно всё, кроме нетерпимости и злобы, недобросовестности  и  безразличия.

Будем надеяться, что новый стандарт поможет максимально раскрыть потенциал каждого ученика и даст ему возможность не только определять наиболее целесообразные и оптимальные решения для образовательных задач, но и уверенно ориентироваться в окружающем его мире.

Список  используемой литературы:

  1. Гликман И.З. Новая школа вырастает из старой. Научно-практический журнал «Управление современной школой. Завуч» №4  2011г стр.94-104.
  2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  3. Лизинский В.М.  Курс лекций. Лекция 4. Изменение функций современного учителя. Научно-практический журнал «Управление современной школой. Завуч» №5 2011г стр.114-128.
  4.  Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
  5.  Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
  6.  Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/ 
  7. Щуркова Н.Е. Педагогический  ключ успешного  обучения. Научно-практический журнал «Управление современной школой. Завуч» №5 2011г стр.83-109.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИТ-28. Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 1. Современные подходы и разработки уроков информатики в условиях введения ФГОС ООО

ИТ-28. Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 1. Современные подходы и разработки уроков информатики в условиях введения ФГОС ООО...

Передовой опыт учителей начальной школы – студентам педколледжа в период практики “Первые дни ребенка в школе”

За годы существования в педагогическом колледже изменилось многое. Но в одном колледж остался верным своему первоначальному назначению: он готовит учителей. Учителей, готовых к тяжёлой работе, не теря...

Презентация "Интерактивные методы и формы работы учителя начальной школы"

Презентация "Интерактивные методы и формы работы учителя начальной школы"...

Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях ФГОС ООО

Переход учащихся из начальной школы в основную, считается одной из наиболее сложных и значимых педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из трудных периодов процесса обучения...

Доклад на МО учителей начальной школы

Доклад на МО учителей начальной школы«Организация работы с детьми сОВЗ в условиях реализации ФГОС»...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы учителя)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ(из опыта работы учителя)...