Доклад на МО учителей начальной школы
статья

Ольга Викторовна Сулимова

Доклад на МО учителей начальной школы

«Организация работы с детьми с

ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад34.52 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на МО учителей начальной школы

«Организация работы с детьми с

ОВЗ в условиях реализации ФГОС»    

Работу выполнила: Сулимова О. В.

Срок обучения: 15.12.16 по 29.12.16 г.г

Задание 1.

Педагогическое представление

 на учащегося с ограниченными возможностями здоровья

Фамилия, имя ребенка     Федоров      Эдуард

Возраст        8 лет    09.09.2008г.

Школа          МБОУ СОШ № 16              Класс       2 класс «Б»

Общее развитие ребенка:

- осведомленность о себе и своей семье: путает полные имена и отчества своих родителей, бабушки и дедушки, путается в описании о событиях своей жизни, до сих пор не может запомнить домашний адрес.

- знания и представления об окружающем мире: пространственно-временные представления сформированы частично. Эдик знает времена года, но затрудняется соотнести названия месяцев с определенным временем года. Называет время суток, перечисляет дни недели с помощью взрослого. При ориентации в пространстве выделяет понятия  «впереди», «сзади», «вверху», «внизу», допускает ошибки при определении - «справа», «слева», представления о знакомых предметах и явлениях неполные и недифференцированные, ограничены лишь отдельно воспринятыми признаками

- моторное развитие: у мальчика низкий уровень развития моторики, движения недостаточно скоординированы, преобладает торможение.

- отношение к школе и учебной деятельности: работоспособность и продуктивность деятельности снижены. Выражены трудности понимания инструкции, вхождения в деятельность и переключения на новые способы работы. При незнании ответа на поставленный вопрос мальчик становится суетлив, наблюдаются эхолалии.

В учении преобладает внешний мотив.

Сформированность учебных навыков:

- по математике: сформированы зрительные образы цифр, количественный и порядковый счет, соотнесение цифры, числа и количества предметов в пределах 10. С направляющей помощью взрослого определяет большее и меньшее число. Знаки «больше», «меньше» не дифференцирует, самостоятельно записать выражение не может. Складывает и вычитает в пределах 10 с организующей помощью взрослого на наглядном материале. Графические образы цифр не сформированы.

- по чтению: Учащийся читает слоги и слова с изученными буквами. Понимает прочитанное. Дифференцирует гласные и согласные звуки, соотносит печатные и прописные  буквы

- по письму: Моторика рук развита слабо. Эдик пишет элементы букв и строчные прописные буквы в широкой строке по обводке.

Сформированность школьно-значимых умений:

- умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать: Не умеет правильно распределить свою работу по времени. Не ориентирован на познавательную активность. Отмечаются нарушения внимания, низкий уровень концентрации, распределения. На уроках отвлекается на внешние раздражители.

- способность понять и принять инструкцию: с трудом понимает требования учителя, но старается их выполнять. Способен хорошо работать лишь при наличии пошаговой инструкции.         При выполнении учебных заданий с трудом переключаться с одного вида деятельности на другой, не может спланировать свою деятельность, исправить ошибку, если на неё не указано. Требуется время на врабатываемость.

Отношение к неудаче:  любые неудачи выбивают ученика из колеи, особенно это проявляется в отношении учебной деятельности. Если какой-то предмет ему не удается, то впоследствии он обесценивает его значение в своей жизни и прилагает минимум усилий для достижения успехов в этой области.

Предпочитает игровую деятельность, эмоционально незрел.

Темп работы:  снижен: в течение Урока не способен работать в одном темпе. Темп работы резко падает к концу занятия, требуется длительный перерыв или смена вида деятельности на более доступный и интересный для восстановления работоспособности.

Заключение и рекомендации по обучению: 

В процессе обучения учителю следует: использовать четкие указания; поэтапно разъяснять задания; учить последовательно выполнять задания; повторять инструкции к выполнению задания; демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача);

 В учебном процессе использовать различные виды деятельности: чередовать занятий и физкультурные паузы; предоставлять дополнительное время для завершения задания; предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания; использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения; использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями; обеспечивать школьника копией конспекта.

Способы оценки достижений и знаний учащихся: использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями; ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

- оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми

заданиями; акцентировать внимание на хороших оценках; разрешать переделать задание, с которым ученик не справился; проводить оценку переделанных работ;  использовать систему оценок достижений учащихся.

В организации учебного процесса необходимо: использовать вербальные поощрения; свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное; составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника; предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства; разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент. Игнорировать незначительные поведенческие нарушения; разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным; осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

Дата обследования    21.12.2016 г.       Подпись педагога      Сулимова О.В.

Задание 2.

Тестовые задания.

  1. Инклюзивное образование -  это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

  1. Принципы инклюзивного образования:
  2. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  3. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  4. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  5. Все люди нуждаются друг в друге;
  6. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  7. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  8. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  9. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

  1. Составляющие психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования:

- системность развития инклюзивного образования в регионе – наличие образовательных учреждений разных ступеней образования (инклюзивная

образовательная вертикаль: система ранней помощи – вариативность форм

включения ребенка с ОВЗ в ДОУ; организация инклюзивной вертикали в

средней общеобразовательной школе – в ее начальном и среднем звене, а также

аналогичные «звенья» в специальной (коррекционной) школе);

- преемственность и взаимодействие между отдельными звеньями этой

вертикали;

- наличие в регионе структур, оказывающих эффективную методическую,

организационную поддержку и сопровождение инклюзивных ОУ (в ПМСС-

центрах);

- взаимодействие с социальными партнерами.

- сотрудничество с ПМСС центром и, созданными в них, психолого-

медико-педагогическими комиссиями (ПМПК);

- взаимодействие с другими инклюзивными и специальными

учреждениями, вертикали или сети (детский сад, школа, и т.п.), в том числе

взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами;

- наличие подготовленных специалистов для реализации задач

инклюзивного образования кадров;

- разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной

компетентности специалистов;

- наличие команды специалистов сопровождения: координатор (завуч) по

инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед, социальный педагог,

помощник учителя (тьютор), дефектолог и др.;

- организация деятельности этих специалистов в составе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения с соответствующими выделенными задачами;

- архитектурные преобразования, включая создание безбарьерной среды;

- наличие специального оборудования и средств, моделирующих образовательное пространство класса.

  1. Организационная структура образовательной организации, регулирующая процессы инклюзивного образования:

индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ — по развитию академических знаний и жизненных компетенций;

- социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;

- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

- психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

- индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

- портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;

- компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

- повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;

- рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

- тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

- адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);

- адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);

- адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;

- сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

- ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

  1. Нормативный документ, регламентирующий развитие инклюзивного образования региона – "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года.

Социальная адаптация – это процесс активного приспособления индивида (группы индивидов) к социальной среде, проявляющийся в обеспечении условий, способствующих реализации его потребностей, интересов, жизненных целей. Социальная адаптация включает в себя приспособление прежде всего к условиям и характеру труда (учебы), а также к характеру межличностных отношений, экологической и культурной среде, условиям проведения досуга, быту. Процесс социальной адаптации тесно связан с процессом социализации индивида, интериоризации общественных и групповых норм. Социальная адаптация предполагает как приспособление индивида к условиям жизнедеятельности (пассивная адаптация), так и активное целенаправленное их изменение (активная адаптация). Эмпирически установлено, что доминирование у индивида активной адаптации обусловливает более успешное протекание социальной адаптации. Выявлена также зависимость между характером ценностных ориентаций личности и типом адаптационного поведения. Так, у людей, ориентированных на проявление и совершенствование своих способностей, доминирует установка на активно-преобразовательное взаимодействие с социальной средой, у ориентированных на материальное благополучие - избирательность, целевая ограниченность социальной активности, у ориентированных на комфорт - приспособительное поведение. Ценностные ориентации определяют также требования индивида к характеру и условиям труда, быта, досуга, характеру межличностного общения. Например, монотонный труд на конвейере, как правило, угнетающе воздействует на людей с высоким образовательным уровнем, но удовлетворяет работников с низким уровнем образования и квалификации.

 Виды  реабилитации включают:

Социальная реабилитация - социально-реабилитационный процесс: во-первых, проведение диагностического обследования ребенка, с учетом результатов которого и строится реабилитационный процесс, во-вторых, осуществляется он в неразрывном единстве с проведением медицинских мероприятий (медицинская реабилитация), психической и педагогической реабилитациями и социальной адаптацией.

Задание 3

Конспект урока по математике  - 2 класс

Тема: Закрепление изученного по теме устные приёмы вычислений.

Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.

Цель урока: развивать умение применять полученные знания при выполнении устных вычислений.

Задачи урока:

  1. закреплять навыки применения приемов сложения и вычитания изученных видов,
  2. умения сравнивать выражения,
  3. решать задачи изученных видов 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: 

  1. решать задачи и выражения изученных видов;
  2. знать отличительные особенности задачи; геометрические фигуры;

Личностные:

  1. принимать и осваивать социальную роль обучающегося; стремиться развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;
  2. проявлять самостоятельность, личную ответственность.

. Универсальные учебные действия:

регулятивные:

  1.  определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2. контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу;

 познавательные: 

  1. выделяют необходимую информацию, структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме;
  2.  устанавливают причинно-следственные связи;
  3.  коммуникативные: 
  4. слушать и понимать речь других;
  5. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с соседом по парте.
  6. при необходимости задают вопросы уточняющего характера;

Тема АОП: Состав чисел 2-10. Знаки отношений больше, меньше, равно.

Тип урока: урок повторения и закрепления знаний

Цель урока:  закрепления состава изученных чисел и виды отношений между ними.

Задачи урока:

  1. формировать умение сравнивать числа и число с числовым выражением;
  2.  развивать навыки устного счёта.

Планируемые результаты:

предметные:

  1. уметь выполнять порядковый счёт;
  2. сравнивать числа и число с числовым выражением,
  3. уметь моделировать действия вычитания и сложения, записывать числовые равенства и неравенства

личностные:

  1. формировать потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
  2. развивать готовность к сотрудничеству и дружбе.
  3.  формировать установку на здоровый образ жизни.

Универсальные учебные действия:

регулятивные

  1. определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2. различать допустимые и недопустимых формы поведения.
  3. уметь адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.
  4. осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

познавательные

  1. проводить сравнение, классификацию, выбирая верное решение с помощью учителя
  2. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

коммуникативные

  1. слушать и понимать речь других;
  2. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с соседом по парте.
  3. уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учащегося с овз

Формируемые ууд

1

Мотивация к учебной деятельности

Прежде, чем за парту сесть,

Посмотрите все ли есть .

Пожелаем всем удачи,

За работу, в добрый час!

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

-давайте подготовим наши тетради к уроку

-какое число?

-какой месяц?

Какой год?

А следующий год?

Настраиваются на активную работу на уроке.

-ответы детей

Оформляют тетради по образцу

Настраивается на активную работу на уроке.

Оформляет тетрадь по образцу

Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности

Коммуникативные 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Актуализация знаний/ Целеполагание

Любая работа требует внимания, собранности определённых знаний. Хотите узнать насколько  хороши  ваши знания?

Начнем наш урок с устного счёта.

(Презентация)

Ребята, а благодаря чему мы смогли выполнить все эти задания?

Чем будем заниматься на уроке?

Ответы детей

Находить значения выражений. Решать задачи

Ответы детей

работа в тетрадях над заданием.

(карточка)

Регулятивные :

 целеполагание; планирование;

личностные 

установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом

Организация познавательной деятельности

Сегодня на уроке мы продолжим повторять изученный материал.

 Откройте учебники выполним №1 на с.72

По вариантам:

1-2-1 вар.

3-4-2 вар.

Каким свойством сложения надо воспользоваться?

2 человека у доски.

Остальные самостоятельно в тетрадях

переместительным

сверяют свои ответы с ответами на доске, вносят исправления, оценивают свою работу.

Проверка в парах.

Работа по карточке

Засели домики состав чисел использование счетных палочек.

Проверка и разбор задания

регулятивные 

целеполагание, планирование;

логические  (анализ, обобщение);

Познавательные 

поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений;

физминутка

Решение практических задач

Немного размялись, а теперь задание посложнее.

На с.72 найдите № 6

Выполним 1-2 столбики. Надо не просто решить но и объяснить ход своего решения.

Для следующего задания понадобится внимание и зоркость (Работа в парах)

Геометрический материал.

Посчитайте, запишите на карточке: сколько всего  прямоугольников изображено на чертеже?

Ну и в финале нашего урока БЛИЦ-ТУРНИР

Работа в группах

Получает смайлик та группа ,которая даст правильный ответ.

У доски по цепочке 6 человек с объяснением, остальные осуществляют контроль, вносят исправления, самооценка.

Выполняют работу в парах.

Оценивание достижений

Проверка на доске ответов детей.

9 четырёхугольников

Объединяются в три группы.

Выполняют работу в парах.

Оценивание достижений

регулятивные 

(волевая саморегуляция);

познавательные 

анализ;

построение логической цепи рассуждений;

коммуникативные 

(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);

Подведение итогов /рефлексия

-  что закрепляли на уроке?

Посмотрите в тетради, вспомните,

 как работали на уроке. Оцените свои достижения по светофорчику.

Парные согласные – самые опасные!

 Ты их проверяй –

Рядом гласный подставляй!

Д з

В учебнике с 72 № 6 (3-4), №5

карточка

Задание 4.

Рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в классе.

Виды работы

Методические

особенности

1.

Планирование работы в классе

Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ.

Уменьшать объем выполняемой учеником работы.

Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи.

Обязательное использование наглядных средств. Заменять письменные задания альтернативными. Например, ребенок диктует ответы на магнитофон.

Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом. Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находится в состоянии стресса. Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения.

Предлагать четкие алгоритмы для работы. Научить пользоваться калькулятором и использовать его на уроках математики. Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.

Предусмотреть работу в парах, в группах. Изменять правила, которые ущемляют права ребенка.

Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий.

В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы. Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы.

Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка. Избегать давать задание на переписывание.

2.

Формулировка заданий

Задание можно формулировать в несколько этапов.

Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде. Задание должно быть кратким, конкретным, с одним глаголом. При формулировании предлагать показать конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…).

Формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком. Давать ребенку возможность закончить начатое задание.

 Побуждение ребенка к повторению задания.

3.

Работа с текстом

Обеспечить альтернативными учебниками, похожими по содержанию, но более легкими для прочтения (для коррекционных школ). Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка. Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием.

Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем.

Тексты для чтения не должны содержать непонятных слов и словосочетаний, метафор. Обеспечить по возможности аудиозапись текста учебника, чтобы ребенок мог слушать пленку и следить за текстом.

Желателен текст с иллюстрациями.

Перед чтением текста необходимо познакомить ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять.

Разделять текст на небольшие смысловые части. Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, направленными на понимание фактической информации

 В тесте должна быть зафиксирована только основная мысль.

При выполнении заданий по тексту ученик должен иметь возможность пользоваться содержанием.

4.

Оценка

Использовать «особые» слова, после произнесения, которых ребенок поймет, что поступает не должным образом.

Необходимо отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

Не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины. Быть готовыми к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.

Использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.


Задание к теме 5.

 Упражнения для ребенка с ОВЗ на основе педагогического представления и индивидуального плана обучения:

Игры и упражнения по развитию восприятии:

Упражнение 1. «Перечисли предметы».

Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из класса на 2 минуты. В это время на стол кладутся 7 предметов, относящихся к теме урока или к той или иной учебной ситуации, может быть жизненной ситуации.

Приглашается водящий, ему рассказывается ситуация и разрешается в течение 1-2 минут осмотреть стол. Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе детей и начинает перечислять вещи на столе. После каждого правильного ответа группа говорит «Правильно!», после неправильного – «Неправильно!». Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл.

Можно использовать игрушки.

Упражнение 2. «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Можно использовать картинки с изображением объектов, относящихся к теме урока, в том числе цифры и буквы (Приложение 1).

Время выполнения задания ограничивается одной минутой.

Если ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то учитель должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке.

Игры и упражнения по развитию внимания:

Упражнение 1. «Проставь значки». Задание предназначено для развития переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания детям показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут

Упражнение 2. «Морские волны». Развитие переключения внимания.

Игру хорошо использовать в качестве физ.минутки или как вариант смены деятельности на уроке.

По сигналу педагога «Штиль» все дети в классе «замирают». По сигналу «Волны» дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д.

Упражнение 3. «Что изменилось?». Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают листом бумаги. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены? Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

Перемешаем свою «коллекцию», разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все желающие.

Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же.

В этом случае лучший результат – 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.

Игру хорошо проводить в качестве смены вида деятельности.

Игры и упражнения по развитию мышления:

Упражнение 1. «Исключение понятий». Развитие процессов обобщения и отвлечения. Учитель предлагает ученикам следующее задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре».

Например:

1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

3. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.

4. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

6. Дом, сарай, изба, хижина, здание.

7. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.

9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.

10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.

11. Минута, секунда, час, вечер, сутки.

12. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

Нужно использовать слова и понятия, относящиеся к преподаваемому предмету, объединять слова можно по темам и дети должны исключать слова, не подходящие к той или иной теме.

Упражнение 2. «Назови слова». Развитие словесного мышления. Учитель называет ребенку некоторое слово или понятие из соответствующей темы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к данной теме.

Упражнение 3. «Словесная ассоциация».

Привести как можно больше определений для какого-либо слова или определения, в зависимости от темы урока. Например, найти как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? Старая, новая, современная, большая, тяжелая, длинная, медицинская, военная, справочная, художественная, известная, популярная, знаменитая, редкая хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная и т.д.

Задание можно использовать в середине занятия, как письменное и как устное.

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики:

Игра 1. «Не урони!». Спички высыпают из коробка, пустой коробок и крышечку ставят на стол узкой длинной гранью, параллельно друг другу. Ребенок берет 4 спички большим и указательным пальцами правой руки и кладет на коробок или крышечку, стараясь не уронить.

Если получилось, то левой рукой теми же пальцами перекладывает спички на другой коробок.

Если справился, то пробует проделать то же средним и большим пальцами обеих рук (попеременно). И далее – безымянным и большим, мизинцем и большим. (Если хоть одна спичка упадет, надо начинать сначала.)

Обычно дети удерживают максимум 8 спичек.

Игру хорошо использовать в качестве смены вида деятельности.

Игра 2. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 – 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. Игру хорошо использовать как переключение со сложной деятельности на более простую, как вариант отдыха или релаксации. Например, предложить ребенку погладить каждый пальчик руки, не вынимая рук из сосуда с водой. Или в ёмкости с мелкой крупой повторить тот же массаж, таким образом, чтобы крупинки как бы втирались в пальчики ребенка

Также можно использовать природный материал для узнавания на ощупь. Например, с закрытыми глазами узнать, какому дереву принадлежит листок. При этом, чтобы пальцы работали более дифференцировано, нужно задавать ребенку вопросы: какой формы листок, фактуры («жесткий или мягкий», «гладкий или шероховатый, с прожилками»), какие ощущения возникают в пальчиках.

На уроках по труду так же можно работать с различным материалом, узнавая на ощупь разные виды ткани, строительного материала.

Игра 3. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

Игра 4. Графические диктанты. Выполняются на бумаге в клеточку под диктовку взрослого. Ребенка просят провести линию следующим образом:

А) Две клетки влево, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, две клетки влево.

Б) Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо.

В) Одна клетка влево, четыре клетки вверх, три клетки вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, три клетки вверх, одна клетка влево, три клетки вниз.

Г) Одна клетка влево, три клетки вверх, две клетки влево, одна клетка вверх, пять клеток вправо, одна клетка вниз, две клетки влево, три клетки вниз.

Д) Одна клетка вниз, пять клеток вправо, одна клетка вверх, пять клеток влево, три клетки вверх, пять клеток вправо, три клетки вниз.

Е). Четыре клетки вверх, две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо, четыре клетки вниз, две клетки влево, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вниз, две клетки влево.

Ж) Одна клетка вверх, четыре клетки вправо, четыре клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, четыре клетки вправо, одна клетка вниз, девять клеток влево.

З) Одна клетка вправо, семь клеток вверх, одна клетка вправо, пять клеток вниз, три клетки вправо, пять клеток вверх, одна клетка вправо, семь клеток вниз, одна клетка вправо.

И) Четыре клетки вверх, одна клетка вправо, три клетки вниз, пять клеток вправо, три клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, семь клеток влево.

К) Пять клеток вверх, три клетки вправо, две клетки вниз, пять клеток вправо, одна клетка вниз, пять клеток влево, две клетки вниз, три клетки влево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменение функций современного учителя начальной школы

Эта работа - попытка осмысления изменений в работе учителя с введением ФГОС второго поколения....

Передовой опыт учителей начальной школы – студентам педколледжа в период практики “Первые дни ребенка в школе”

За годы существования в педагогическом колледже изменилось многое. Но в одном колледж остался верным своему первоначальному назначению: он готовит учителей. Учителей, готовых к тяжёлой работе, не теря...

Презентация "Интерактивные методы и формы работы учителя начальной школы"

Презентация "Интерактивные методы и формы работы учителя начальной школы"...

Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях ФГОС ООО

Переход учащихся из начальной школы в основную, считается одной из наиболее сложных и значимых педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из трудных периодов процесса обучения...

Доклад на ШМО по теме: «Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе»

Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы учителя)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ(из опыта работы учителя)...