Главные вкладки

    Передовой опыт учителей начальной школы – студентам педколледжа в период практики “Первые дни ребенка в школе”
    статья на тему

    Галиева Илфания Мусавировна

    За годы существования в педагогическом колледже изменилось многое. Но в одном колледж остался верным своему первоначальному назначению: он готовит учителей. Учителей, готовых к тяжёлой работе, не теряться в море изменчивых программ, новых учебников, новых направлений. Раньше многие поколения детей вынуждены были заниматься по одной и той же программе, по одним и тем же учебникам. Теперь дело обстоит совсем по-другому. Поэтому студенты во время практики посещают уроки наилучших учителей, которые работают по своим авторским программам, используя новые педагогические технологии. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Передовой опыт учителей начальной школы –

     студентам педколледжа

    в период практики  “Первые дни ребенка в школе”

            Проблема качества обучения школьников всегда оставалась в поле зрения отечественных и зарубежных педагогов. Еще А. Дистервегом было доказано, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто  желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами,  собственным  напряжением». Включение учащегося в педагогический процесс как активного познающего субъекта – отличительная черта современной педагогической  технологии. Перестройка всего учебно-воспитательного процесса на принципах  личностно-гуманного подхода к детям, вот что  позволит превратить их в активных союзников учителя в своем же обучении и воспитании.

             Передовой опыт школы – студентам педагогического колледжа или Технологический подход к изучению передового опыта школьных учителей.

            Известно,  что императивный (авторитарный) подход к построению педагогического процесса создает напряженности взаимоотношениях между учителем и учащимися, вселяет в детях страх, неприязнь  к педагогу, ущемляет их достоинство, нацеливает на отметку как самый главный результат учения. И самое главное, включаясь в императивный педагогический процесс, ребенок, стремящийся до этого в школу, может охладеть к учению, невзлюбить учителя. Это происходит поэтому, что его заставляют, принуждают,  игнорируя как личность,  ущемляют его потребность жить полнокровной жизнью, способствующей взрослению. В этой связи педагогический процесс должен отвечать следующим требованиям: во-первых, атмосфера общения должна помогать ребенку учиться, во-вторых, педагогический процесс должен содействовать нравственному становлению и возвышению; в-третьих, в педагогическом процессе должен быть дан простор творчеству, самостоятельности, общественной активности детей.

            Многое в этом процессе зависит и от личности учителя, от его педагогического кредо. Тот, кто откроет детям дорогу в мир знаний, должен быть человеком доброй души и любить детей такими, какие они есть.

            А в школу приходят разные дети, с разными представлениями о мире, с разными жизненными позициями. У каждого ребенка, несмотря на то, что у него есть права, охраняющие его достоинство, есть свои  собственные жизненные  обстоятельства. Одни дети имеют достойных родителей, прекрасную семью, другие – вовсе  никого не имеют или их родители лишены права воспитания своих детей. Поэтому мы имеем дело с разными судьбами детей.

            У каждого ребенка, свои, только ему присущи особенности: врожденные и приобретенные. Так же различны чувство собственного достоинства, притязания к признанию со стороны взрослых и сверстников, самоуважение, стремление к совершенствованию. Именно поэтому мы имеем дело с разными детскими личностями.

            Как известно, нормальное психическое состояние ребенка – хорошее, бодрое настроение, тяга  к веселью и шалостям.  Здоровый ребенок  активен и восприимчив. Устав, он легко и быстро засыпает, проснувшись, он вновь бодр, весел, любознателен. Однако, в период первого года обучения (особенно в первое полугодие), дети испытывают большие затруднения. Адаптация к новым условиям не проходит для них легко, у большинства появляется тревога, эмоциональная неустойчивость.

            Учение требует от ребенка мобилизации произвольного внимания, памяти, требует дисциплины. Придя в школу, ребенок попадает в новые, психологически более трудные для него условия, чем в детском саду  или дома. Он обретает новую позицию – становится исследователем, вовлеченным в поисковую деятельность.

            Главным требованием современной школы является такая организация обучения, при которой у ученика возникает активная мыслительная деятельность, проводящая к самостоятельному решению новой для него задачи. Для этого создаются все условия. Разрабатываются авторские программы,  создаются новые учебники, внедряются в практику школ идеи развивающего обучения. Как повысить эффективность обучения? Как сделать, чтобы школьники не только усвоили определенные знания, но стали умнее, научились самостоятельно мыслить? Возможно ли, обучать приемам творческого мышления?

            Эти вопросы волнуют многих педагогов, а будущих педагогов особенно. Практика «Первые дни ребенка в школе» яркий тому пример. Практика сложный и интересный для детей период – яркий по впечатлениям и очень ценный по информативности период становления педагогов.

            В Мензелинском педагогическом колледже накоплен многолетний опыт организации данного вида практики. Инициативной группой творчески работающих учителей-методистов под руководством зам. директора по производственной практике Березиной М.М. разработана специальная программа. Составлены тесты для выявления подготовленности учащихся к школе. Для студентов подготовлены практические советы, связанные с обучением первоклассников: содержание учебной недели в классе, оборудование классных комнат, содержание и организация первого школьного дня, структура первых уроков и т.д. Также для студентов – практикантов подготовлены программы по воспитательной работе с первоклассниками, где указаны методы и приёмы работы с младшими школьниками. Особое место занимает работа с родителями, важная в настоящий момент проблема педагогизации родителей. Составлены опросники для родителей, подготовлены материалы для психологических тренингов. Студенты во время практики выявляют уровень адаптации каждого ученика, выполняют отдельные психолого - педагогические задания исследовательского плана. Они выполняют своего рода проектную работу. Ведут дневники наблюдений, где записывается и анализируется ход урока и каждое действие учителя. Отдельная графа в этом дневнике посвящена индивидуальным наблюдениям, где студенты отмечают особенности психического состояния каждого наблюдаемого ребёнка: каково внимание ребёнка, как развита память, каковы умственные навыки и т.д. Во время перемены студенты общаются с детьми, организовывают коллективные игры, где проявляются характерные черты детей. Дополнительно дети выполняют специальные задания исследовательского характера, рисуют на заданную тему, отвечают на вопросы студентов. Вся эта накопленная за неделю информация анализируется, обсуждается вместе с психологом колледжа, делаются соответствующие выводы, которые выносятся на обсуждение перед родителями на родительском собрании. Завершающим этапом становится выполнение студентами курсовых работ научно-исследовательского характера.

    За годы существования в педагогическом колледже изменилось многое. Но в одном колледж остался верным своему первоначальному назначению: он готовит учителей. Учителей, готовых к тяжёлой работе, не теряться в море изменчивых программ, новых учебников, новых направлений. Раньше многие поколения детей вынуждены были заниматься по одной и той же программе, по одним и тем же учебникам. Теперь дело обстоит совсем по-другому. Поэтому студенты во время практики посещают уроки наилучших учителей, которые работают по своим авторским программам, используя новые педагогические технологии.

    Многие, наверное, помнят уроки Светланы Галеевны Митюшкиной, учителя высшей категории, Заслуженной учительницы РТ, занесенной  в энциклопедию “Лучшие люди России”. Многие  выпускники, которые сами  стали заслуженными учителями начальных классов, учились именно у Светланы Галеевны  педагогическому мастерству. Современные студенты, посещая  уроки замечательных педагогов, как  Федотова Г.С., Куклина Н.И., Имамова С.Ф., Кукаркина О.В., Субботина Н., Ковалева С.И., Комиссарова Н.Б., Рубцова Р.А., Назмеева Р.Т. и многих других, приобретают навыки, необходимые для дальнейшей работы.

    Завершая  свое выступление, хочу выразить огромную благодарность моим учителям и хочу заверить, что нынешнее поколение студентов-выпускников МПК станет  достойным преемником  своих наставников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Изменение функций современного учителя начальной школы

    Эта работа - попытка осмысления изменений в работе учителя с введением ФГОС второго поколения....

    Готовим гиперактивного ребенка к школе.

    Поступление в школу знаменует собой начало нового воз­растного периода в жизни ребенка младшего школьного возрас­та, ведущей деятельностью которого является учебная деятель­ность. Для родителей гипера...

    Презентация "Интерактивные методы и формы работы учителя начальной школы"

    Презентация "Интерактивные методы и формы работы учителя начальной школы"...

    Тест на готовность ребенка к школе

    Очень важно знать, дошколенок готов к школе?!...

    Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях ФГОС ООО

    Переход учащихся из начальной школы в основную, считается одной из наиболее сложных и значимых педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из трудных периодов процесса обучения...

    Доклад на МО учителей начальной школы

    Доклад на МО учителей начальной школы«Организация работы с детьми сОВЗ в условиях реализации ФГОС»...