Концепции развития современного естествознания
рабочая программа на тему

Маркелова Ирина Сергеевна

___________Концепции современного естествознания________________

 

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» (базовая).

Данная рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины одобренной и рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО)

Рабочая программа служит основой для разработки календарно-тематического плана и является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине.

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) работников в области экологии и природопользования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiii_sovr_rab.docx434.6 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ                 «МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ,  ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА                                                       И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «ЦАРИЦЫНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                 ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ДИСЦИПЛИНЫ :КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО     ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

 СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 200201 «Рациональное использование       природохозяйственных комплексов»

(базовая)

2015

ОДОБРЕНА

на заседании кафедры

 Технических дисциплин

протокол № 1

от 31.08.  2015г.

Зав.кафедрой ___________ /Левченко В.М.

СОСТАВЛЕНА

на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 200201 Рациональное использование природохозяйственных комплексов (базовая подготовка)

Заместитель директора по координации учебных программ и проектов

                           _____________ /Фомина О.В./

                                              (подпись)                       (Ф.И.О.)

Составитель:

Маркелова Ирина Сергеевна, преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий  «Царицыно»


СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

2. Структура и содержание учебной дисциплины

3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

___________Концепции современного естествознания________________

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» (базовая).

Данная рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины одобренной и рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО)

Рабочая программа служит основой для разработки календарно-тематического плана и является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине.

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) работников в области экологии и природопользования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

- обязательная дисциплина общего естественнонаучного цикла.

- обязательная профессиональная дисциплина вариативной части профессионального цикла.

Содержание учебной дисциплины направлено на формирование:

- общих компетенций, включающих в себя способность:

Коды

компетенций

Краткое содержание компетенции

           ОК

Общекультурные компетенции обучающегося

ОК-1

Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2

Понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

ОК-3

Обладать способностью к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности.

ОК-4

Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

- профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:

Коды

компетенций

Краткое содержание компетенции

ПК

Профессиональные компетенции обучающегося

ПК-1

Знать основы учения о пространстве и времени, эволюции вселенной и о положении человека в мире

ПК-2

Знать и уметь решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы; владеть методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы.

ПК-9

Знать теоретические основы химии и физики окружающей среды, владеть методами геохимических и геофизических исследований;

ПК-4

Владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации и использовать

теоретические знания в практике.

ПК-17

иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды

ПК-6

Знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

Целями освоения дисциплины «Концепции современного естествознания» являются:

--формирование современного инновационно-технологического мышления;

-- формирование понимания глубоких противоречий развития мира природы и вещества

-- Формирование представлений о принципах универсального эволюционизма и синергетики как диалектических принципах развития в приложении к неживой и живой природе, человеку и обществу.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

уметь:

взаимосвязь гуманитарных и естественных наук как компонентов единой культуры (ПК-1,9) (ОК-2,3)

предмет и историю естествознания, фундаментальные законы природы и особенности человека как части природы и предмета естественнонаучного познания (ОК-3,4)

владеть:методами научного познания (обобщение, анализ, классификация и т.д.) (ОК-1)

принципами социально-этического и гуманистического подхода в науке (ПК-4 ПК-17).

знать: знать теоретические основы химии и физики окружающей среды, биологии и истории исследований (ПК-2 ПК-3 ПК-17)

Межпредметная связь.

Концепции современного естествознания  непосредственно связаны с физикой, математикой, географией, гидрологией и опирается на разработанные ими фундаментальные законы и методы исследования. Данный курс требует предварительного изучения следующих дисциплин: география, физика, биология, химия .

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка студента   64  часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки – 46 часов,

- самостоятельной работы –      18    часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

64

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

46

в том числе:

- лекции

26

- лабораторные работы

10

- практические занятия

*

- курсовая работа (если предусмотрена)

*

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

- подготовка к аудиторным занятиям (домашнее задание)

5

- подготовка рефератов, докладов и презентаций

10

*

- подготовка к промежуточной аттестации,  дифференцированный зачет

3

Итоговая аттестация по дисциплине: 4 семестр –  дифференцированный зачет


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

История естествознания

10

Введение

2

Тема 1.1.

Логика иметодологияразвитияестествознания( комбинированный урок)

6

**

Тема 1.2.

 Современная физико-химическаякартина мира         ( комбинированный урок)

**

Тема 1.3.

Внутреннее строениеи историягеологическогоразвития Земли (комбинированный урок)

**

Лабораторные работа №1

Геохронология Земли

2

**

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Раздел 2.

Законы сохранения и принципы симметрии в естествознании

4

Тема 2.1.

Фундаментальные законы сохранения (энергии, импульса, момента импульса) и их роль в классическом естествознании. (комбинированный урок)

2

**

Тема 2.2.

Симметрия как основа описания объектов и процессов в микромире. (комбинированный урок)

2

**

Лабораторная работа №2

Симметрия и ее виды

Раздел 3.

Эволюция звезд

10

**

Тема 2.4.

Рождение звезд из газо-пылевых облаков межзвездной среды. (комбинированный урок)

2

**

Жизнь звезд и процессы термоядерного синтеза в их недрах.(комбинированный урок)

2

***

Звездные “останки”: белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры. (комбинированный урок)

2

***

Лабораторная работа №3

Основные элементы небесной сферы и системы небесных координат

2

***

Тест по разделу

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

*

Раздел 4.

Человек как объектсовременного естествознания.

12

Тема 4.1.

Гипотезы происхождения человека. (комбинированный урок)

2

Тема 4.2.

Ноосфера и необратимость времени, (комбинированный урок)

2

**

Тема 4.3.

Человек его эмоции и работоспособность. (комбинированный урок)

2

**

Лабораторная работа №4

Измерение жизненной емкости легких

2

**

Лабораторная работа №5

Определение типа сложения человека

2

***

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

2

***

Дифференцированный зачет

2

ВСЕГО:

46

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции, методическим рекомендациям или под руководством преподавателя);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных, ситуационных заданий).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия:

- учебного кабинета по геохимии и природопользованию;

3.1.1. Оборудование кабинета:

  • рабочее место преподавателя;
  • посадочные места по количеству студентов;
  • учебно-наглядные пособия: плакаты, геохронологическая шкала, презентации по темам уроков.

3.1.2. Технические средства обучения:

Интерактивная доска и компьютер

3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

  • правила техники безопасности и производственной санитарии;
  • методические рекомендации к выполнению лабораторных работ
  1. Программное обеспечение:
  • учебно-наглядные пособия: плакаты, основные  физические и химические формулы, презентации по темам уроков. Интернет-ресурсы

3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам

3.2.1. Нормативный компонент:

  • извлечение из ФГОС СПО по специальности;
  • примерная программа учебной дисциплины;
  • рабочая программа учебной дисциплины;
  • календарно-тематический план.

3.2.2. Общеметодический компонент:

Методические рекомендации:

  • по изучению разделов дисциплины и выполнению лабораторных работ

3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:

- вопросы для актуализации опорных знаний по ранее изученным темам;

Место науки в культуре человека.

Структура научного знания.

Методы научного познания.

Особенности научного познания.

Принципы научного познания.

Эволюция вселенной.

Строение галактик.

Концепция жизни. Формы жизни.

Клетка и её функционирование.

Космологические модели Вселенной.

Теория Большого взрыва.

 Структурная самоорганизация Вселенной: рождение и эволюция планет, звезд, галактик.

Земля как планета Солнечной системы: ее строение и геосферы.

Основные теории антропогенеза.

 Современная наука о человеческой психике и сознании.

Здоровье человека, его работоспособность и творчество.

Биоэтика: сущность и основные проблемы.

методические указания по проведению практических работ;



Структура содержания методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ (ЛР)

Пояснительная записка

Обращение к студентам с инструкцией по работе с пособием

Требования ГОСТ к знаниям и умениям по дисциплине

1

Методические рекомендации для обучающихся

1. Записать номер практической работы, тему и цель работы

2. Записать коротко предложенные задания

3. Выполнить задания, используя необходимы материалы

4. Провести анализ работы и сделать логический вывод.

5. Оформить работу в соответствии с образцом.

1.1

Правила оформления ЛР

Правила оформления лабораторных работ по биологии.

1. Каждая работа должна иметь свой титульный лист, оформленный согласно требованиям стандарта колледжа.

2. Листы для отчетов должны иметь рамку.

3. Описание работ должно проводиться в следующей последовательности: тема, цель занятия, оборудование, ход выполнения работы.

4. В ходе выполнения форма записи должна соответствовать предложенному заданию. Это может быть схема, таблица, график, текстовая запись, рисунок и т.д.

5. В конце работы должен быть сделан вывод, подводящий итоги выполнения лабораторной работы. Он должен соответствовать заявленной цели занятия.

1.2

Критерии оценки

Критерии оценки по практическим работам:

 Оценку по практической работе обучающий получает, с учетом срока выполнения работы.

 Оценка «5» работа выполнялась самостоятельно сделан анализ проделанной работы и вывод по результатам работы; студент может разъяснить этапа работы, рассказать алгоритм выполнение любого задания; отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы. работа выполнена чисто задание выполнено в установленный срок.

 Оценка «4» работа выполнялась самостоятельно обучающий допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, но затем не смог в процессе беседы самостоятельно внести необходимые поправки и дополнения. работа выполнена аккуратно. задание выполнено в установленный срок.

Оценка «3» самостоятельность в работе была низкой в работе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или обучающий не смог показать необходимые умения на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме.

2

Лабораторные работы

Наименование ЛР в соответствии с рабочей. программой по дисциплине

2.1

Лабораторная работа № 1

Геохронология Земли

Цель работы: применить полученные знания на практике

Литература:Геохронологическая шкала, стратиграфическая шкала.

Короновский Н.В.

Общая геология: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 448 с.

Варианты заданий:

Карбоновый, неогеновый, пермский, четвертичный

Пермский, палеогеновый, триасовый, неогеновый

Меловой, палеогеновый, девонский, карбоновый

Девонский, юрский, меловой, силурийский

Пермский, кембрийский, триасовый, ордовикский

Карбоновый, триасовый, пермский, неогеновый

Юрский, девонский, меловой, карбоновый

Ордовикский, силурийский, юрский, кембрийский

Силурийский, юрский, триасовый, ордовикский

Девонский, палеогеновый, меловой, кембрийский

Палеогеновый, девонский, неогеновый, силурийский

Меловой, неогеновый, карбоновый, палеогеновый

Триасовый, ордовикский, юрский, пермский

Неогеновый, антропогеновый, каменноугольный, пермский

Неогеновый, триасовый, пермский, палеогеновый

Меловой, девонский, каменноугольный, палеогеновый

Юрский, меловой, девонский, силурийский

Пермский, триасовый, ордовикский, кембрийский

Каменноугольный, неогеновый, триасовый, четвертичный

Меловой, девонский, карбоновый, юрский

Ордовикский, кембрийский, юрский, силурийский

Триасовый, силурийский, юрский, ордовикский

Кембрийский, меловой, палеогеновый, девонский

Неогеновый, палеогеновый, силурийский, девонский

Каменноугольный, меловой, неогеновый, палеогеновый

Юрский, ордовикский, пермский, триасовый

Пермский, ордовикский, триасовый, кембрийский

Юрский, силурийский, антропогеновый, меловой

Порядок выполнения работы

Предложены периоды: антропогеновый, пермский, каменноугольный, неогеновый.

Хронологический порядок периодов с их индексами:

_____,

_____,

_____,

_____.

Стратиграфический перерыв наблюдается между неогеновым (N) и пермским (P) периодами: отсутствуют породы палеогенового (), мелового (K), юрского (J) и триасового (T) возраста. В эти периоды осадконакопления не было, следовательно, господствовал континентальный режим.

Необходимо выполнение 2-х вариантов

Структура ЛР(пример)

Лабораторная работа № 1

Геохронология Земли

Цель работы: применить полученные знания на практике

Литература: Геохронологическая шкала, стратиграфическая шкала.

Короновский Н.В.

Общая геология: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 448 с.

Порядок выполнения работы

Расположите геологические периоды  в хронологическом порядке и напишите их условные буквенные обозначения − геологические индексы. Укажите между породами какого возраста имеется стратиграфический перерыв.

Предложены периоды: антропогеновый, пермский, каменноугольный, неогеновый.

Хронологический порядок периодов с их индексами:

_____,

_____,

_____,

_____.

Стратиграфический перерыв наблюдается между неогеновым (N) и пермским (P) периодами: отсутствуют породы палеогенового (), ме-лового (K), юрского (J) и триасового (T) возраста. В эти периоды осад-конакопления не было, следовательно, господствовал континентальный режим.

Алгоритм написания отчёта:

Формулируем цель работы согласно полученному заданию.

Описываем суть явления, программы или метода,подлежащего исследованию.

Перечисляем оборудование, необходимое для работы.

Заносим в отчёт все данные измерений и условия задач.

Подробно расписываем ход исследования, приводя все методики расчетов, формулы, вычисления и прочее. Каждый шаг исследования следует анализировать и излагать выводы.

Изложите результаты работы, подведите итоги.

Лабораторная работа № 2

Симметрия и ее виды

Симметрия – это неизменность (инвариантность) каких-либо свойств и характеристик объекта по отношению к каким-либо преобразованиям (операциям) над ним.

Литература:Эллиот Дж., Добер П. Симметрия в физике. - М: Мир, 1983.

Этткинс П. Порядок и беспорядок в природе. - М.: Мир, 1987.

Порядок выполнения работы:

1.Дайте различные толкования понятия «симметрия».

2. Что такое геометрическая симметрия (геометрическая форма симметрии)?

3. Что такое динамическая форма симметрии?

4. Что такое калибровочная симметрия?

5. Приведите упрощенную формулировку теоремы Нетер

В широком смысле симметрия – это понятие, отображающее существующий в объективной действительности порядок, определенное равновесное состояние, относительную устойчивость, пропорциональность и соразмерность между частями целого. Противоположным понятием является понятие асимметрии, которое отражает существующее в объективном мире нарушение порядка, равновесия, относительной устойчивости, пропорциональности и соразмерности между отдельными частями целого, связанное с изменением, развитием и организационной перестройкой. Уже отсюда следует, что асимметрия может рассматриваться как источник развития, эволюции, образования нового. Симметрия может быть не только геометрической. Различают геометрическую и динамическую формы симметрии (и, соответственно, асимметрии). К геометрической форме симметрии (внешние симметрии) относятся свойства пространства – времени, такие как однородность пространства и времени, изотропность пространства, эквивалентность инерциальных систем отсчета и т.д. К динамической форме относятся симметрии, выражающие свойства физических взаимодействий, например, симметрии электрического заряда, симметрии спина и т.п. (внутренние симметрии). Современная физика, однако, раскрывает возможность сведения всех симметрий к геометрическим симметриям. Калибровочные симметрии. Важным понятием в современной физике является понятие калибровочной симметрии. Калибровочные симметрии связаны с инвариантностью относительно масштабных преобразований. Сам термин «калибровка» происходит из жаргона железнодорожников, где он означает переход с узкой колеи на широкую. Под калибровкой, таким образом, первоначально понималось именно изменение уровня или масштаба. Так в СТО физические законы не изменяются относительно переноса (сдвига) системы координат. Траектории движения остаются прямолинейными, пространственный сдвиг остается одинаковым у всех точек пространства. Таким образом, здесь работают глобальные калибровочные преобразования. Формы симметрии являются одновременно и формами асимметрии. Так геометрические асимметрии выражают неоднородность пространства – времени, анизотропность пространства и т.д. Динамические асимметрии проявляются в различиях между протонами и нейтронами в электромагнитных взаимодействиях, различие между частицами и античастицами (по электрическому, барионному зарядам) и т.д.

Теорема Нетер. Наиболее общий подход к взаимосвязи симметрий и законов сохранения содержится в знаменитой теореме Э. Нетер. В 1918 г., работая в составе группы по проблемам теории относительности, доказала теорему, упрощенная формулировка которой гласит: если свойства системы не меняются относительно какого-либо преобразования переменных, то этому соответствует некоторый закон сохранения. Рассмотрим переходы от одной инерциальной системы к другой. Поскольку есть разные способы таких переходов, то, следовательно, есть различные виды симметрии, каждому из которых, согласно теореме Нетер, должен соответствовать закон сохранения. Переход от одной инерциальной системы (ИСО) к другой можно осуществлять следующими преобразованиями: 1. Сдвиг начала координат. Это связано с физической эквивалентностью всех точек пространства, т.е. с его однородностью. В этом случае говорят о симметрии относительно переносов в пространстве. 2. Поворот тройки осей координат. Эта возможность обусловлена одинаковостью свойств пространства во всех направлениях, т.е. изотропностью пространства и соответствует симметрии относительно поворотов. 3. Сдвиг начала отсчета по времени, соответствующий симметрии относительно переноса по времени. Этот вид симметрии связан с физической эквивалентностью различных моментов времени и однородностью времени, т.е. его равномерным течением во всех инерциальных системах –отсчета. Смысл эквивалентности различных моментов времени заключается в том, что все физические явления протекают независимо от времени их начала (при прочих равных условиях). 4. Равномерное прямолинейное движение начала отсчета со скоростью V, т.е. переход от покоящейся системы к системе, движущейся равномерно и прямолинейно. Это возможно, т.к. такие системы эквивалентны. Такую симметрию условно называют изотропностью пространства-времени. Переход же осуществляется с помощью преобразований Галилея или преобразований Лоренца..

Лабораторная работа № 3

Основные элементы небесной сферы и системы небесных координат

Все небесные светила находятся на необычайно больших и весьма различных расстояниях от нас. Но нам они представляются одинаково удаленными и как будто расположенными на некоторой сфере.

Цель работы: знакомство с системой небесных координат и изучение условий видимости светил на различных широтах.

Порядок выполнения работы:

Из-за малых размеров Земли, в сравнении с расстояниями до звезд, наблюдателей, расположенных в разных местах земной поверхности, можно считать находящимися в центре небесной сферы. В действительности никакой материальной сферы, окружающей Землю, в природе не существует. Небесные тела движутся в беспредельном мировом пространстве на самых различных расстояниях от Земли. Эти расстояния невообразимо велики, наше зрение не в состоянии их оценить, поэтому человеку все небесные тела представляются одинаково удаленными.

За год Солнце описывает большой круг на фоне звездного неба. Годичный путь Солнца по небесной сфере называется эклиптикой. Перемещаясь по эклиптике. Солнце в равноденственных точках дважды пересекает небесный экватор. Это бывает 21 марта и 23 сентября.

Точка небесной сферы, которая остается неподвижной при суточном движении звезд, условно называется северным полюсом мира. Противоположная точка небесной сферы называется южным полюсом мира. Жители северного полушария его не видят, т. к. он находится под горизонтом. Отвесная линия, проходящая через наблюдателя, пересекает небо над головой в точке зенита и в диаметрально противоположной точке, называемой надиром.

Элементы небесной сферы

Небесные координаты

Система координат, в которой отсчет производится от плоскости экватора, называется экваториальной. Угловое расстояние светила от небесного экватора называется склонением , которое меняется от -90° до +90°. Склонение считается положительным к северу от экватора и отрицательным к югу. Прямое восхождение светила  измеряется углом между плоскостями больших кругов, один из которых проходит через полюсы мира и данное светило, второй — через полюсы мира и точку весеннего равноденствия, лежащую на экваторе.

Экваториальные координаты

Горизонтальные координаты

Угловым расстоянием называется расстояние между объектами на небе, измеряемое углом, который образован лучами, идущими к объекту из точки наблюдения. Угловое расстояние светила от горизонта называют высотой светила над горизонтом. Положение светила относительно сторон горизонта называется азимутом. Отсчет ведется от юга по часовой стрелке. Азимут и высоту светила над горизонтом измеряют теодолитом. В угловых единицах выражают не только расстояниямежду небесными объектами, но и размеры самих объектов. Угловое расстояние полюса мира от горизонта равно географической широте местности.

Высота светил в кульминации

Явления Прохождения светил через небесный меридиан называются кульминациями. Нижней кульминацией называется прохождение светил через северную половину небесного меридиана. Явление прохождения светилом южной половины небесного меридиана называется верхней кульминацией. Момент верхней кульминации центра Солнца называется истинным полднем, а момент нижней кульминации — истинной полночью. Промежуток времени между кульминациями — полсуток.

У незаходящих светил над горизонтом видны обе кульминации, у восходящих и заходящих нижняя кульминация происходит под горизонтом, ниже точки севера. Каждая звезда кульминирует в данной местности всегда на одной и той же высоте над горизонтом, потому что ее угловое расстояние от полюса мира и от небесного экватора не меняется. Солнце же и Луна меняют высоту, накоторой они кульминируют.

1.

Луна кульминировала в 15 часов по местному времени. Нарисуйте ее фазу в этот

день.

1 Решение. Луна кульминировала примерно на 3 часа позже Солнца. Если это была верхняякульминация, то Луна была растущей, примерно посередине между фазами новолуния и первойчетверти. При наблюдении из северного полушария Земли она будет иметь вид серпа с рогами,

направленными влево (рисунок a), при наблюдении из южного полушария рога будут

направлены вправо. Если кульминация была нижней, то это была ущербная Луна посередине

между полнолунием и последней четвертью. При наблюдении из северного полушария ущерб

будет справа (рисунок b), из южного — слева.

a b

2.Объясните, почему Титан — спутник Сатурна, смог сохранить свою атмосферу, а

Меркурий — нет?

2. Решение.Титан и Меркурий имеют сходную массу и размеры, но Меркурий находится

значительно ближе к Солнцу и получает от него намного больше тепла. В разогретой

атмосфере частицы имеют большие скорости и легче уходят от планеты. Поэтому Меркурий не

удержал атмосферу. Холодная атмосфера Титана значительно более устойчива.

Звезда Ахернар (а Эридана) наблюдалась в верхней и нижней кульминациях на высотах h1 = 70°35' и h2 = 5°03' над горизонтом соответственно. При этом обе кульминации происходили к югу от зенита. Пренебрегая рефракцией, определите географическую широту точки наблюдения.

Решение:

Поскольку обе кульминации происходят к югу от зенита – наблюдатель находится в южном полушарии. Широту найдем из системы уравнений:

h1=|φ|+90–δ,

h2=|φ|–90+δ

Лабораторная работа № 4

Измерение жизненной емкости легких

Цель работы:научиться измерять жизненную емкость легких.

Порядок выполнения работы:

1Измерение дыхательного объема

После спокойного вдоха, выдохните воздух в воздушный шар.

Сразу же закрутите отверстие в воздушном шаре, чтобы не выходил воздух. Положите шар на плоскую поверхность, например стол и пусть ваш партнер приложит к нему линейку и измерит диаметр шара, как это показано на рис. 1. Данные внесите в табл. 1

рис 1

Сдуйте воздушный шар и повторите то же самое еще два раза. Выведите среднее и данные внесите в табл. 2

проба

Объем выдыхаемого воздуха см3

Жизненная емкость легких

см3

1

2

3

среднее

Таблица 1

График1

Таблица 2

Исследования показывают, что объем легких пропорционален площади поверхности тела человека. Для того, чтобы найти площадь поверхности тела, необходимо знать свой вес в килограммах и рост в сантиметрах. Эти данные внесите в табл. 3.

2. Используя график 2, определите площадь поверхности вашего тела. Для этого найдите ваш рост в см на левой шкале, отметьте точкой. Найдите на правой шкале ваш вес и тоже отметьте точкой. Проведите, используя линейку, прямую линию между двумя точками. Место пересечения линий со средней шкалой и будет площадью поверхности вашего тела в м2.. Данные внесите в табл. 3.

График 2

3. Для вычисления жизненной емкости ваших легких умножьте площадь поверхности вашего тела на коэффициент жизненной емкости, который равен 2000 мл/м2 для женщин и 2500 см3/м2 у мужчин. Внесите данные жизненной емкости ваших легких в табл. 3.

Лабораторная работа № 5

Определение типа сложения человека

Цель работы: изучение наследственной программы входе ортогенеза

Порядок выполнения работы:

Размеры и формы тела каждого человека генетически запрограммированы.

Эта наследственная программа реализуется в ходе онтогенеза, то есть в ходе

последовательных морфологических, физиологических и биохимических

трансформаций организма от его зарождения до конца жизни.

Телосложение определяется размерами, формами, пропорцией

(соотношением одних размеров тела с другими) и особенностями взаимного

расположения частей тела. На телосложение влияет вид спорта, питание,

окружающая среда (климатические условия) и другие факторы. Конституция

— это особенности телосложения человека. Замечена зависимость

конституционального типа человека и подверженности его тем или иным

заболеваниям. Так, у астеников чаще встречаются туберкулез, заболевания

желудочно-кишечного тракта, у гиперстеников — болезнь обмена веществ,

печени, гипертоническая болезнь.

Задание: Определите тип конституции различными методами.

Методика определения типа конституции по Черноруцкому В.М.

М.В. Черноруцкий выделяет три типа конституции: гиперстенический,

астенический и нормостенический. Автор учитывает как морфологические,

так и функциональные особенности индивидуума (рис.1).

1 Типы телосложения: а — астеник; б — нормостеник; в —

гиперстеник (М.В. Черноруцкий, 1938)

Лицо осматривается спереди и с боков. При осмотре обращается

внимание на соотношение величины лба (от переносья до края волос) и

лицевого черепа (от переносья до края подбородка), что зависит от типа

конституции. У астеника относительно больше лицевая часть черепа (А), у

нормостеника это соотношение 1:2 (Б), у гиперстеника величина лба

больше(В) (рис.2).

Рис. 2.2. Типы лица: А - квадратное, Б - коническое, В - овальное.

При гиперстеническом типе телосложения преобладают поперечные

размеры тела, голова округлой формы, лицо широкое, шея короткая и

толстая, грудная клетка широкая и короткая, живот большой, конечности

короткие и толстые, кожа плотная.

Лица гиперстенического типа общительны, подвижны, практичны. Они

отличаются относительно высоким АД, преобладанием процессов

ассимиляции, склонны к ожирению, диабету, гипертонической болезни,

инфаркту миокарда, желчекаменной болезни. Астенический тип телосложения характеризуется преобладанием

продольных размеров тела. У астеников узкое лицо, длинная и тонкая шея,

длинная и плоская грудная клетка, небольшой живот, тонкие конечности,

слаборазвитая мускулатура, тонкая бледная кожа.

Люди с астеническим типом отличаются повышенной возбудимостью

нервной системы, склонностью к птозу (опущению) внутренних органов,

неврозам, гипотензии, к туберкулезу, язвенной болезни.

Нормостенический тип - это пропорционально сложенный человек с

хорошо развитой мускулатурой, с широкими плечами, выпуклой грудью,

небольшим упругим животом и средней длиной конечностей с хорошо

развитыми на них мышцами.

Люди нормостенического типа энергичны, уверены в своих силах. У них

отмечается склонность к заболеваниям верхних дыхательных путей,

двигательного аппарата, невралгиям, атеросклерозу коронарных сосудов.

Описанные варианты конституционального типа в чистом виде

встречаются относительно редко, каждый из них обычно имеет некоторые

черты другого. В этих случаях следует говорить лишь о преобладании черт

определенного типа. Необходимо отметить то, что роль конституционального

типа в предрасположении к развитию определенного вида патологии не

должна преувеличиваться.

Методика определения типа конституции по костному

компоненту.

Измерить окружность запястья рабочей руки__ Измерить окружность запястья рабочей руки: у астеников она меньше

16 см, у нормостеников — от 16 до 18,5 см, у гиперстеников — больше 18,5

см.

 Индекс Пинье

С помощью индекса Пинье определите тип конституции (показатель

крепости телосложения). Этот показатель отражает связь между окружностью

грудной клетки в фазе выдоха (ОГК, см), ростом стоя (Р, см) и массой тела

(М, кг):

ИП = Р - (М + ОГК).

При отсутствии ожирения менее высокий показатель свидетельствует о

более крепком телосложении.

При показателях меньше 10 – крепкое (плотное) телосложение; 10-25 –

нормальное; 26-35 – слабое; более 35 – очень слабое.

Нормальные показатели размеров фигуры для женщин

Таблица соотношения роста и веса женщин

Рост, см

Вес, кг

Рост, см

Вес, кг

Рост, см

Вес, кг

Рост, см

Вес, кг

148

46,4

149

46,8

150

47,4

151

47,8

152

48,3

153

48,9

154

49,4

155

49,9

156

50,5

157

51,0

158

51,6

159

52,1

160

52,6

161

53,2

162

53,9

163

54,5

164

55,1

165

55,8

166

56,6

167

57,4

168

58,1

169

58,8

170

59.5

171

60,2

172

60,9

173

61,7

174

62,4

175

63,1

176

63,8

177

64,5

178

65,2

179

65,9

180

66,7

181

67,4

182

68,1

183

68,8

184

69,5

185

70,2

 

 

 

 

Таблица соотношения роста и веса мужчин

Рост, см

Вес, кг

Рост, см

Вес, кг

Рост, см

Вес, кг

Рост, см

Вес, кг

158

56,4

159

57,0

160

57,6

161

58,2

162

58,7

163

59,2

164

59,8

165

60,3

166

60,9

167

61,5

168

62,2

169

62,9

170

63,7

171

64,4

172

65,2

173

66,0

174

66,7

175

67,4

176

68,1

177

68,9

178

69,6

179

70,4

180

71,2

181

72,0

182

72,8

183

73,6

184

74,4

185

75,2

186

76,0

187

76,8

188

77,6

189

78,5

190

79,4

191

80,3

192

81,2

193

82,1

194

83,0

195

839

 

 

 

 

Нормальные показатели размеров фигуры для мужчин

По соотношению окружности бедер и ширины плеч различают три

основных типа телосложения:

- V-форма тела. Окружность бедер точно на 10 см. меньше, чем ширина плеч.

Такое телосложение считается идеальным.

- Супер-V форма тела. Окружность бедер меньше, чем ширина плеч от 10 см.

и меньше.

- Прямая и грушевидная форма тела. Окружность бедер меньше, чем ширина

плеч от 7,5 см или меньше, либо же окружность бедер и ширина плеч равны.

2. По соотношению длины тела к длине ног также различают три типа

телосложения:

- В идеале, длина тела от головы до места, где ноги соединяются с телом,

равна длине ног. При этом допускается небольшая разница ровно в 2.5 см.

- Если длина тела от головы до места, где ноги соединяются с телом, меньше,

чем длина ног, или разница более чем 2, 5 см, значит, у мужчины длинные

ноги.

- Если длина тела от головы до места, где ноги соединяются с телом, больше,

чем - длина ног или разница больше, чем 2, 5 см, значит, у мужчины короткие

ноги.

3. Пропорция рук:

- Идеальная длина руки, это когда руки свободно свисают вдоль тела,

запястье находится на одном уровне с тем местом, где ноги соединяются с

телом.

- Длинные руки, это когда запястья свисают ниже той точки, где ноги

соединяются с телом, на 2.5 см или больше.

- Короткие руки, это когда запястья находятся выше той точки, где ноги

соединяются с телом, на 2.5 см или больше.

4. Пропорции шеи: - Идеальная длина шеи, это когда подбородок находится на расстоянии 4

пальцев от подбородка до конца шеи. Мизинец при этом лежит во впадинке в

самом конце шеи.

- Короткая шея, это когда в расстояние от подбородка до конца шеи 4 пальца

не помещаются.

- Длинная шея, это когда расстояние от подбородка до конца шеи больше, чем

в 4 пальца.

5. Рост:

Низким считается мужчина, рост которого от 172 см и ниже.

Средний рост – от 173-181 см

Высокий рост – от 182 см и выше.

3.2.4. Методический компонент системы контроля знаний и умений студент

Критерии оценки по практическим работам:

 Оценку по практической работе обучающий получает, с учетом срока выполнения работы.

 Оценка «5» работа выполнялась самостоятельно сделан анализ проделанной работы и вывод по результатам работы; студент может разъяснить этапа работы, рассказать алгоритм выполнение любого задания; отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы. работа выполнена чисто задание выполнено в установленный срок.

 Оценка «4» работа выполнялась самостоятельно обучающий допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, но затем не смог в процессе беседы самостоятельно внести необходимые поправки и дополнения. работа выполнена аккуратно. задание выполнено в установленный срок.

Оценка «3» самостоятельность в работе была низкой в работе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или обучающий не смог показать необходимые умения на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме.

Отметка "5" ставится, если студент:

1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если студент даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения

  1. Основная литература

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. - М.: ЮНИТИ, 1997.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. М., Центр, 2007 – 208 с.

Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2007. – 383 с.

Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: Учебн. пособие для вузов.-М.:Аспект Пресс, 2007. –256 с.

  1. Дополнительная литература

Бааде В. Эволюция звезд и галактик. М., 2002.

Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.

Эллиот Дж., Добер П. Симметрия в физике. - М: Мир, 1983.

Этткинс П. Порядок и беспорядок в природе. - М.: Мир, 1987.

Хокинг С. От Большого Взрыва до черных дыр. - М.: Мир, 1990.

Френкель В.А., Чернин А.Д. От альфа-распада до Большого Взрыва. - М.: Знание, 1990.

  1. Интернет-ресурсы

geoenv.ru

alleng.ru›d/ecol/ecol27.htm

www.wikipedia.com

http://www.alleng.ru/d/natur/nat011.htm

                   http://window.edu.ru/library/pdf2txt/220/48220/23934/page2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития современного ребёнка

Снижение интеллектуального потенциала, задержка развития, инфантилизация, отсутствие доброты, заботы, танатизация  - особенности развития современного ребёнка....

Урок русского языка в краеведческом музее: о роли музеев в духовном развитии современных старшеклассников и студентов

Из опыта проведения факультативных занятий по русскому языку в краеведческом музее....

Презентация «Социальное партнерство ДОУ, как условие для успешного развития современного дошкольника»

На дошкольные образовательные учреждения в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи - воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и т...

Проблемы социально-экономического развития современной России

Социально-экономические противоречия современной России как результат глобализации, усиления конкуренции на мировом рынке, старения населения и ряда других факторов...

Концепция развития водных видов спорта в Московской области

Концепция развития водных видов спорта в Московской области...

Изучение концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030

Изучение концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030...

"КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕКИ МБОУ КУРАГИНСКАЯ СОШ №3 НА 2020-2025 год"

В программе разработаны основные   направления   библиотечной деятельности   для преобразования  школьной библиотеки  в  информационно - библиотечный центр...