Урок русского языка в краеведческом музее: о роли музеев в духовном развитии современных старшеклассников и студентов
статья на тему

Чепрасова Екатерина Александровна


Из опыта проведения факультативных занятий по русскому языку в краеведческом музее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_roli_muzeev_v_dukhovnom_razvitii_studentov.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в краеведческом музее: о роли музеев в духовном развитии современных старшеклассников и студентов

Музеи сегодня, являясь хранителем исторического наследия прошлого, играют огромную роль в патриотическом воспитании. И это понимают преподаватели, которые заинтересованы не только в качественном обучении, но и в воспитании, духовном развитии школьников.

 Таким образом, музей сегодня крайне необходим как средство облегчающее процесс познания, развивающее и духовно обогащающее. Ведь музейный предмет как немое свидетельство прошлого, объясняет многие языковые явления  настоящего. Он сегодня просто необходим в борьбе за сохранения своей истории, традиций, родного языка.

Соединив свой опыт преподавателя русского языка и литературы, а также музейного сотрудника, я создала ряд музейных программ, которые направлены на воспитание бережного отношения к книге, развития речевой культуры, повышения уровня культуры письма. Они проводились мною в качестве факультативных занятий по русскому языку на экспозиции Самарского историко-краеведческого музея им П. В. Алабина.

 Одна из них - интерактивное занятие «История письменности», которая знакомит с этапами развития письма.  В игровой форме школьники знакомятся с пиктографией, клинописью, узнают о берестяных грамотах древней Руси, учатся каллиграфии.

К 1150-летию со дня создания славянской азбуки была создана программа «Глаголь добро», которая знакомит с историей становления и распространения книжного дела в России.

 Программа «Глаголь добро» в настоящее время актуальна, поскольку, принято говорить о постепенном умирании бумажной книги и рукописного письма. И, как следствие, констатируется утрата индивидуальности, искренности в общении, утрата связи с культурой своей страны.

Программа состоит из двух этапов. Первый представляет собой знакомство с различными книгами, представленными на экспозиции музея. Это позволит участникам программы судить о том, какое глобальное значение имело создание единой славянской письменности для каждого человека и для всей страны в целом.

На экспозиции представлены различные книги. Среди них -  церковные книги, создание которых и закладывало особое трепетное отношение к книжному слову. Книги исторические, запечатлевшие историю развития государства или родного города. Одной из  важнейшей для сохранения истории Самарского края является книга секретаря  голштинского посольства Адама Олеария.  История книги такова. В 1633 году герцог Фридрих III отправил посольство к русскому царю Михаилу Фёдоровичу и персидскому шаху. Цель — завязать торговые сношения с Москвой и в особенности с Персией.  Будучи секретарём посольства, выдающийся ученый своего времени и переводчик, Адам Олеарий записал и опубликовал свои заметки, собранные во время путешествия. По итогам данных заметок  в Европе в 1647 была издана книга «Путешествие по Московии» , которая представляет собой одно из замечательнейших литературных явлений XVII века и вместе с тем благодаря своей точности является одним из важнейших источников для изучения России того времени..Полный русский перевод книги появился в 1869 – 1870 гг.  Именно  благодаря этой книге мы знаем, как выглядела крепость Самара в первые десятилетия ее существования.

Особую роль в культурном наследии нашей страны сыграли и книги светские, салонные – знаменитые альбомы, которые хранились в каждой образованной семье, знакомя с увлечениями, кругом друзей его хозяина или хозяйки.

Важнейший  экспонат, представленный в зале истории  - альбом семьи основателя краеведческого музея в Самаре  - Петра Владимировича Алабина. Данный экспонат  призван рассказать о Петре Владимировиче  не только как об общественном деятеле, но и как человеке. Данный экспонат – нацелен напомнить о том, что почерк человека уникален, он может многое рассказать об индивидуальности автора, раскрыть  больше истинных мыслей, эмоций. Через рукописное письмо человек ощущает свою связь с истоками культуры своей страны.

К сожалению, сейчас понижается значимость рукописного письма и, как следствие, - уровень письменной культуры как взрослых, так и детей.  

Второй этап данной программы представляет собой интерактивное задание. Участникам предлагается оформить страничку книги – азбуки. Задание нацелено на то, чтобы участники сами пережили процесс создания книги, освоили письмо стальным пером, познакомились с  древнерусскими буквицами и особенностями их оформления, и таким образом, прикоснулись к древнерусской традиции  - буквами, письменным словом нести добро.

Краеведческая экспозиция давно является средством, помогающим школьникам освоить учебную программу по истории, окружающему миру, географии, краеведению.

Мною было разработано занятие, которое использует ресурсы зала этнографии как средство наглядности, в рамках изучения русского языка, а именно  темы «Фразеология».  Данное занятие проходит в форме викторины.

Одной из серьезнейших проблем, с которой сталкиваются учителя русского языка сегодня является бедность словарного запаса школьников. Это касается как школьников среднего звена, так и старшеклассников, и студентов. Приходится констатировать тот факт, что современные школьники не могут объяснить значение многих общеупотребительных слов литературного русского языка. И, конечно, особую сложность вызывают устаревшие слова – архаизмы и историзмы, - а также фразеологизмы. Фразеологизмы - устойчивые словосочетания и выражения, обладающие целостным значением,   хранят память об укладе жизни прошлого, традициях, ремеслах -  бесценный народный опыт, который постепенно исчезает, стираясь из памяти носителей языка.  

Фразеологические сочетания и выражения на данный момент  - это хорошо изученный материал. В настоящее время существует огромное количество словарей, в том числе и опубликованных в электронном виде, благодаря которым можно достаточно быстро уточнить значение и происхождение слов, устойчивых словосочетаний и выражений. Но, тем не менее, это не отражается на развитии словарного запаса школьников и студентов. Они не используют фразеологизмы в речи и, в лучшем случае, лишь приблизительно знают их значение.

 Игровая программа «Хранители слов» ориентирована на развитие  интереса к происхождению устойчивых словосочетаний и выражений, их  значению. Главное, заставить понять, как много интересной информации можно узнать, изучая происхождение слова.

Игра «Хранители слов» проводится в этнографическом зале, который обеспечивает наглядность, так необходимую современным школьникам. Викторина строится на двух основных принципах: наглядность, занимательность, самостоятельное открытие. Здесь важным является стремление  через рассказ и показ о предмете объяснить, как возникло то или иное устойчивое словосочетание и выражение.

Игра проходит в соревновательной форме, что обеспечивает большее внимание к выполнению заданий. Материал состоит из 5-ти тематических блоков, большинство из них привязано к структуре зала этнографии историко-краеведческого музея им. П. В.Алабина. Среди них «Мой дом – моя крепость», «Встречают по одежке», «Щи да каша – пища наша», «Город мастеров».

Командам предлагается выполнить разнообразные задания: восстановить фразеологизм по ключевым слова, дополнить фразеологизмы ключевыми словами по предложенной теме, через историю предмета восстановить устойчивые  выражения с ним связанные. Все задания иллюстрируется рассказом с показом этнографических предметов.

Современные информационные технологии сегодня прочно вошли в нашу жизнь,  облегчая учебу школьникам и студентам, работу преподавателей, но не следует забывать, что есть и некоторые негативные последствия этого. Каждый преподаватель словесности сталкивается сегодня с аналогичными проблемами: бедный словарный запас, неумение выразить свои мысли словами литературного русского языка, неумение общаться, делиться своими мыслями и эмоциями не виртуально, а реально.

Музей сегодня, на мой взгляд, необходимый компонент в системе образования, поскольку музейные экпонаты дают то живое восприятие, которое так необходимо прочно обосновавшимся в виртуальном пространстве современным школьникам и студентам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

Статья "Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы"

Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию т...

Формирование лингвистической культуры на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативной компетентности студентов .

В статье обсуждается важность самостоятельной реферативно-исследовательской работы студентов в формировании коммуникативной компетентности при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи&qu...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут обучающимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в...

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературного чтения-формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащихся»

Одним из преимуществ использования новых технологий в процессе обучения является организация проектно-исследовательской деятельности, потому что такая деятельность способствует формированию активной и...