Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе на основе использования современных технологий
презентация к уроку

Горохова Елена Александровна

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К АТТЕСТАЦИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_attestatsii.pptx1.6 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе на основе использования современных технологий Выполнила: Горохова Е. А. Педагогическое кредо: «Современные технологии + творческая деятельность + сотрудничество» – это формула успешности ученика !»

Слайд 2

Актуальность заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

Слайд 3

Актуальность Знают правила Могут привести примеры Вставляют пропущенные буквы При свободной записи допускают ошибки ! В чём же дело? Отсутствие целенаправленного формирования орфографической зоркости НО

Слайд 4

Цели и задачи Цель. Подобрать эффективные современные педагогические технологии при формировании орфографической зоркости на уроках русского языка. Задачи: - выявить отрицательные факторы, влияющие на грамотность учащихся; - определить понятие орфографической зоркости; - выявить условия успешного развития орфографической зоркости; - изучить современные педагогические технологии; - создать практический материал, прошедший апробацию в деятельности при работе над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка при помощи современных педагогических технологий

Слайд 5

Ведущая педагогическая идея Ведущая педагогическая идея: если основой преподавания русского языка станет развитие орфографической зоркости детей, то можно воспитать грамотную культурную личность, с большим словарным запасом и повысить качество знаний.

Слайд 6

Новизна Новизна предлагаемого опыта заключается в адаптации инновационных педагогических технологий и разработке на их основе перспективных средств, методов и приёмов обучения с ориентацией на развивающее образование . А также в разработке системы упражнений по развитию орфографической зоркости учеников младших классов.

Слайд 7

Транслируемость опыта Рекомендована к использованию Информация представлена Область применения Пед . совет Аттестация МО учителей нач. школы Родительские собрания Сайт « Инфоурок » Родителям Учителям Помощь родителей при подготовке домашних заданий Уроки обучения грамоте и русского языка

Слайд 8

Деятельностный аспект Словесный Наглядный Проблемного изложения Частично-поисковый Исследовательс кий Практический Личностно-ориентированная Сотрудничества Игровая Проектная деятельность Информационно-коммуникативная Обучение на основе проблемных ситуаций Здоровьесберегающая Классно-урочная Индивидуальная Парная Групповая Комбинирован ная Методы Технологии Формы

Слайд 9

Орфографическая зоркость Это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания; применительно к буквенным орфограммам это умение предполагает прежде всего способность обнаруживать при письме звуки в слабой позиции. Это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания; применительно к буквенным орфограммам это умение предполагает прежде всего способность обнаруживать при письме звуки в слабой позиции.

Слайд 10

Какие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников Ставить орфографические задачи Устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом Применять правило Проверять написанное Обнаруживать орфограммы, обладать орфографической зоркостью Выбирать способ решения задачи – орфографическое правило Верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи Осуществлять орфографический контроль, работа над ошибками

Слайд 11

Орфографический навык очень сложный, в него входит ряд умений, которыми должен обладать ребёнок одновременно:

Слайд 12

Причины падения орфографической зоркости Снижение читательского интереса Понижение уровня познавательного интереса Низкая концентрация внимания Ограниченный словарный запас Низкая продуктивность мыслительной деятельности Особенности памяти – «медленное запоминание», «быстрое забывание»

Слайд 13

Факторы формирования орфографической зоркости 1. Зрительный фактор С рабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку . 2. Слуховой фактор Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учителю необходимо развивать фонематический слух.

Слайд 14

Факторы формирования орфографической зоркости 3. Рукодвигательный фактор Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. 4 . Артикулярный Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания.

Слайд 15

М.Р. Львов выделяет следующие опознавательные признаки орфограмм. Первый Второй Третий это несовпадение буквы и звука это сами звуки, дающие наибольшее количество несовпадений, и не только звуки, но и звукосочетания вместо звуков и в словах, буквы, буквосочетания. Условно назовем их «опасными» звуками, звукосочетаниями, парами звуков и т.п. Необходимо как можно раньше научить детей в словах такие «опасные» звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков: - гласные а / о, и / е; - пары звонких и глухих согласных сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу ; - сочетания стн – сн , здн – зн , в которых могут встретиться непроизносимые согласные. опознавательный признак орфограммы - это морфемы в словах: корень, приставка, суффикс, окончание, соединительная гласная в сложных словах, возвратная частица ся ( сь ), сочетание морфем - две приставки, два-три суффикса, наконец, суффикс, сливающийся с окончанием типа - ение , - ание .

Слайд 16

Этапы решения орфографических задач 1.Увидеть орфограмму в слове 2. Определить её вид . 3. Определить способ решения задачи . 4. Определить «шаги», алгоритм решения задачи . 5. Решить задачу . 6. Написать слово в соответствии с решением задачи

Слайд 17

Алгоритм решения орфографических задач 2. Выяснение , в какой части слова находится данная орфограмма 1. Выделение орфограммы (нахождение звука в слабой позиции ) 3. Подбор других слов, имеющих в своём составе туже морфему 4. Выделение среди подобранных слов того, в котором нужный звук стоит в сильной позиции 5. Обозначение звука в слабой позиции той же буквой, которой обозначается звук в сильной позиции

Слайд 18

Орфографическая зоркость на уроках русского языка будет развиваться при условии: а) систематического проведения специальных упражнений (комментированное письмо, зрительный диктант, моделирование, сигнальные карточки, орфографическое проговаривание); б) развития умения обнаруживать орфограмму, определять ее тип, находить допущенные ошибки.

Слайд 19

Классификация упражнений (М. П. Львов) 1.По цели , назначению: обучающие и контрольные 3. По виду дидактического материала: отдельные слова, предложения, связные тексты 4. По характеру работы над дидактическим материалом: меняется (творческий диктант) или нет (орфографический разбор) 5. По степени самостоятельности при их выполнении 6. По форме речи: письменные и устные 2. По характеру мыслительной деятельности: аналитические и синтетические По степени закрепления материала: на одну тему или несколько, совмещается ли с другими разделами

Слайд 20

Списывание Самодиктант Учебное или контрольное Творческое Скоростное письмо Сплошное или выборочное По вопросам Простое или сложное

Слайд 21

Изложения По способу передачи исходного текста: устные и письменные; В зависимости от полноты передачи содержания исходного текста и языковых средств: полные, близкие к тексту, выборочные, сжатые; П о цели проведения : обучающие, контрольные; П о стилю речи: художественные, научные, публицистические; П о типу речи: повествования, описания, рассуждения; И зложения с дополнительным заданием: осложненные, творческие, с элементами сочинения, с перестановкой материала, с изменением лица рассказчика.

Слайд 22

Сочинения По опорным словам Описание, рассуждение, повествование По серии сюжетных картинок На тему

Слайд 23

Письмо Буквенной дробью с пропуском орфограмм Комментирования по памяти

Слайд 24

Работа со словарями

Слайд 25

Формирование орфографического самоконтроля Умения контролировать ход орфографических действия (т. е. правильность следования алгоритму решения задачи письма) и оценивать полученный результат «Внимание: есть ошибки!» Какография Что п роверять? Как п роверять? Волшебный квадрат (5 на 5) Подчеркнуть букву, место в слове или всё слово, где есть ошибка. Выдели морфему с ошибкой. Приведи на полях верную запись слова. Какие слова написал верно? Поставь над ними + Ошибки исправь. Все слова запиши правильно. Убирай лишние мысли, слова. Вставляй недостающие. Меняй порядок предложений, слов. Аккуратно подписывай нужное.

Слайд 26

Система работы по формированию орфографической зоркости Умение ставить орфографические задачи, как и другие орфографические умения, может формироваться стихийно и целенаправленно. Выделяют два пути решения данной проблемы: Орфографическая зоркость развивается на интуитивной основе; Умение обнаружить орфограмму развивается на теоретической основе в результате целенаправленных упражнений, выполняя которые учащиеся обращают внимание на фонетические условия (позицию). Программа начальной школы предлагает второй путь решения данной проблемы, то есть систему работы по формированию данного умения.

Слайд 27

В начальной школе 3 линии овладения правописанием Обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы Обучение правописанию на основе запоминания Обучение правописанию на основе проверки орфограмм, с применением правил

Слайд 28

1 класс развитие орфографической зоркости в период обучения грамоте связано с развитием фонетического слуха, наблюдением над соотношением звуков и букв в разных позициях (от звука к букве и наоборот) и обучению двум видам чтения — орфографическому и орфоэпическому.

Слайд 29

Почему работу важно начинать в период обучения грамоте? 1. Именно в данный период ребенок начинает писать, и если на первом этапе не заложить основы осознанного отношения к трудностям, то в дальнейшем восполнить пробел, наверстывать будет сложнее. 2. Важно, чтобы школьники сначала узнали об «опасных» при письме местах, научились их находить в словах, приучились ставить перед собой орфографические вопросы, а уж потом приступили к знакомству с орфографическими правилами как способами нахождения ответа на них

Слайд 30

1 класс Составной частью орфографической работы на этапе букваря является изучение нескольких орфографических правил: - оформление границ предложений; - раздельное написание слов; - большая буква в именах и фамилиях, в кличках животных и других собственных именах; правописание ударных сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу ; правила переноса.

Слайд 31

2 класс Идет дальнейшее формирование осознанных умений находить орфограммы. Учащиеся узнают способы решения орфографических задач (правописание безударных гласных и «сомнительных» согласных). Ученики знакомятся с наиболее общими признаками орфограмм гласных и согласных и учатся по этим признакам находить орфограммы. Иначе говоря, первый и второй класс — это период активного становления орфографической зоркости.

Слайд 32

2 класс Сочетание ча , ща, чу, щу . Сочетание ча , ща, чу, щу . Сочетание чк , чн . Разделительный мягкий знак (ь). Двойные согласные. Безударные гласные в корне. Парные согласные в корне

Слайд 33

3-4 класс С момента, когда слово предстает перед учащимися как имеющее определенный морфемный состав, характеристика орфограммы дополняется указанием на часть слова, в которой она находится: орфограмма корня, приставки и др. Причем конкретизация понятия орфограммы происходит как в связи с накоплением знаний по морфемике и грамматике, так и по мере изучения орфографических правил, то есть с развитием умения решать орфографические задачи.

Слайд 34

3 класс Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Правописание безударных гласных в корне слова. Слова с непроизносимыми согласными с корне. Правописание приставок. Разделительный твердый знак (ъ). Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Не с глаголами.

Слайд 35

4 класс Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода. Правописание местоимений с предлогами. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание глаголов в прошедшем времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр при обучении чтению на уроках английского языка в начальной школе

Обучение чтению на английском языке, является неотъемлемой частью обучающего процесса в целом. Многие учителя сталкиваются с прооблемой - как научить учеников читать, и в то же время, поддержать интер...

«Использование электронных образовательных ресурсов в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе»

«Использование электронных образовательных ресурсов в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе»...

Технологическая карта урока по МДК. 01.02 Русский язык с методикой преподавания Тема Воспитательные возможности урока русского языка в начальной школе

Урок разработан в рамках ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования. На уроках используется проблемное обучение, разные формы работы способствуют формированию профессиональных ком...

ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ЧООДУ (ЧАШ-ООЛ) ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Уфа)

УДК 373.31    ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.   ЧООДУ (ЧАШ...

Педагогический проект на тему: Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе

Цели и задачи проекта.Цель: создание системы организации образовательного процесса, способствующей формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе.Участники проекта. Учи...

Мастер-класс «Технология создания и использования лэпбука для введения и закрепления новой лексики на уроках английского языка в начальной школе»

Подготовка выступления студентки Слизкой Анастасии на региональном этапе Всероссийской олимпиады , на заседании кафедры практической подготовки...

Дипломная работа ВКР "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ...