Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по ПМ.01 Т.4.2. Защита газопроводов от коррозии
учебно-методическое пособие на тему

Карамышева Ирина Константиновна

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы т.4.2 Защита газопроводов от коррозии предназначены в помощь для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы в рамках изучения ПМ.01 специальности 08.02.08.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_po_sr_pm_01_t.4.2.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

 «Саратовский архитектурно-строительный колледж»

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы студентов специальности

08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»

ПМ.01 Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления

МДК.01.02.  Реализация проектирования систем газораспределения и газопотребления с использованием компьютерных технологий

Раздел 4. Проектирование установок сжиженного газа

Тема 4.2 Защита газопроводов от коррозии

Саратов, 201__


РЕКОМЕНДОВАНО предметно-цикловой комиссией санитарно- технических дисциплин

Протокол №___, от «____» _______201__ г.

Председатель комиссии

_______________/ И.А Ильичёва/

ОДОБРЕНО методическим советом колледжа ГАПОУ СО «САСК»

Протокол №___ от «____» __________201__ г.

Председатель _____________/ И.И. Ботова/

                                                                             

Разработчик

И.К. Карамышева, преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ СО «САСК»


Содержание

                                                                                                               

  1. Пояснительная записка                                                                3

  1. Виды самостоятельных работ                                                        5

  1. Перечень самостоятельных работ                                                   6

                                

  1. Подготовка и презентация доклада                                                11                                                        

5. Подготовка конспекта первоисточника                                                              12

6.   Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов        12

7.  Заключение                                                                                    13

8.  Литература                                                                                    14


Пояснительная записка

В связи с введением в образовательный процесс нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.

        Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.

        По ПМ.01 Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления

МДК.01.02 Реализация проектирования систем газораспределения и газопотребления с использованием компьютерных технологий

Раздел 4. Проектирование установок сжиженного газа

Тема 4.2 Защита газопроводов от коррозии

практикуются следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:

- написание конспекта первоисточника;

- подготовка информационных сообщений, рефератов;

- подготовка материала-презентации.

        Самостоятельная работа может проходить в кабинете, читальном зале, дома.

Цель самостоятельной работы студентов - овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу.

Максимальное количество часов на тему, предусмотренную учебным планом, составляет:

Тема 4.2 Защита газопроводов от коррозии - 24 часа, из которых аудиторных – 16 часов и 8 часов – внеаудиторная самостоятельная работа.

Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 50% от количества аудиторных часов, отведённых на изучение темы. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. 

При определении содержания самостоятельной работы студентов следует учитывать их уровень самостоятельности и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут.         Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

- готовность студентов к самостоятельному труду;

- наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала;

- консультационная помощь.

        Формы самостоятельной работы студентов определяются при разработке рабочих программ учебных дисциплин содержанием учебной дисциплины, учитывая степень подготовленности студентов. 


2. Виды самостоятельных работ

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

- аудиторная;

- внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины.

Согласно Положения об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов на основании компетентностного подхода к реализации профессиональных образовательных программ, видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:

-        для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

-        для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), завершение аудиторных практических работ и оформление отчётов по ним, подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), материалов-презентаций, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

-        для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (графических работ), решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Виды внеаудиторной самостоятельные работы студентов

по ПМ.01 Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления

МДК.01.02 Реализация проектирования систем газораспределения и газопотребления с использованием компьютерных технологий

Раздел 4. Проектирование установок сжиженного газа

Тема 4.2 Защита газопроводов от коррозии

- написание конспекта первоисточника;

- подготовка информационных сообщений, рефератов;

- подготовка материала-презентации.

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе студентов, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели. 

3. Перечень самостоятельных работ

ПМ.01 Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления

МДК.01.02 Реализация проектирования систем газораспределения и газопотребления с использованием компьютерных технологий

Раздел 4. Проектирование установок сжиженного газа

Тема 4.2 Защита газопроводов от коррозии

№  и название темы

Наименование самостоятельной работы

Рекомендуемая

литература

Часы

Формы

выполнения

Раздел 4. Проектирование установок сжиженного газа

МДК.01.02 Реализация проектирования систем газораспределения и газопотребления с использованием компьютерных технологий

Тема 4.2 Защита газопроводов от коррозии 

Изучение требований, предъявляемых к защите газопроводов от коррозии согласно СП 62.13330.2011

СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы»

2

Составление конспекта, сообщения, ответы на контрольные вопросы

Подготовить материал-презентацию по теме «Способы защиты газопроводов от различных видов коррозии»

Бородин И.В. «Строительно-монтажные работы по газоснабжению».

Фокин С.В., Шпортько О.Н. «Системы газоснабжения: устройство, монтаж, эксплуатация», М.: ИНФРА-М-2011

2

Доклад с мультимедийной презентацией, дополненный фактическими и статистическими материалами

Изучение нормативно-технической литературы по теме: «Антикоррозионная защита технологических аппаратов, газоходов, трубопроводов»

Бородин И.В. «Строительно-монтажные работы по газоснабжению».

Фокин С.В., Шпортько О.Н. «Системы газоснабжения: устройство, монтаж, эксплуатация», М.: ИНФРА-М-2011

2

Составление конспекта, сообщения, ответы на контрольные вопросы

Подготовить материал-презентацию по теме «Методы защиты технологического газового оборудования и элементов газопроводов от коррозии»

Бородин И.В. «Строительно-монтажные работы по газоснабжению».

Фокин С.В., Шпортько О.Н. «Системы газоснабжения: устройство, монтаж, эксплуатация», М.: ИНФРА-М-2011

2

Доклад с мультимедийной презентацией, дополненный фактическими и статистическими материалами


  1. Подготовка и презентация доклада

Доклад - это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.

Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint .

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Деятельность преподавателя:

- выдаёт темы докладов:

«Способы защиты газопроводов от различных видов коррозии»;

«Методы защиты технологического газового оборудования и элементов газопроводов от коррозии»;

- определяет место и сроки подготовки доклада: домашняя работа, тридцать седьмое, сороковое и сорок третье занятие;

- оказывает консультативную помощь студенту: по графику проведения консультаций;

- определяет объём доклада: 5-6 листов формата А4, включая титульный лист и содержание;

- указывает основную литературу:

Бородин И.В. «Строительно-монтажные работы по газоснабжению»;

Фокин С.В., Шпортько О.Н. «Системы газоснабжения: устройство, монтаж, эксплуатация», М.: ИНФРА-М-2011;

- оценивает доклад и презентацию в контексте занятия.

Деятельность студента:

- собирает и изучает литературу по теме;

- выделяет основные понятия;

- вводит в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

- оформляет доклад письменно и иллюстрирует компьютерной презентацией;

- сдаёт на контроль преподавателю и озвучивает в установленный срок.

Инструкция докладчикам и содокладчикам

Докладчики и содокладчики – основные действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность в том, что докладчики и содокладчики должны знать и уметь:

- сообщать новую информацию;

- использовать технические средства;

- знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации;

- уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы;

- четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин., содокладчик - 5 мин.

Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:

- название презентации (доклада);

- сообщение основной идеи;

- современную оценку предмета изложения;

- краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

- живую интересную форму изложения;

- акцентирование оригинальности подхода;

Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должны сопровождаться иллюстрациями разработанной компьютерной презентации.

Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы.

Деятельность студента:

- изучает материалы темы, выделяя главное и второстепенное;

- устанавливает логическую связь между элементами темы;

- представляет характеристику элементов в краткой форме;

- выбирает опорные сигналы для акцентирования главной информации и отображает в структуре работы;

- оформляет работу и предоставляет к установленному сроку.

Критерии оценки:

- соответствие содержания теме;

- правильная структурированность информации;

- наличие логической связи изложенной информации;

- эстетичность оформления, его соответствие требованиям;

- работа представлена в срок.

  1. Подготовка конспекта первоисточника

Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме (см. прил. 2). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.

Занятие предусматривает внеаудиторную самостоятельную работу студентов в виде подготовки конспекта первоисточника на темы: «Требования, предъявляемые к защите газопроводов от коррозии согласно СП 62.13330.2011»; «Антикоррозионная защита технологических аппаратов, газоходов, трубопроводов».

СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы»; Бородин И.В. «Строительно-монтажные работы по газоснабжению»; Фокин С.В., Шпортько О.Н. «Системы газоснабжения: устройство, монтаж, эксплуатация», М.: ИНФРА-М-2011.

Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.

Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретического занятия. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.

Деятельность преподавателя:

- заинтересовывает учащихся выбором интересных тем: «Требования, предъявляемые к защите газопроводов от коррозии согласно СП 62.13330.2011»; «Антикоррозионная защита технологических аппаратов, газоходов, трубопроводов».

- консультирует при затруднениях.

Деятельность студента:

- читает материал источника, выбирает главное и определяет второстепенные моменты;

- устанавливает логическую связь между элементами темы;

- записывает только то, что хорошо уяснил;

- выделяет ключевые слова и понятия;

-заменяет сложные развернутые обороты текста более лаконичными (свертывание).

Критерии оценки:

- содержательность конспекта, соответствие плану;

- отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;

- ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

-наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;

- соответствие оформления требованиям;

- грамотность изложения;

- конспект сдан в срок.

  1. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических и семинарских занятиях и во время консультаций преподавателя.

Максимальное количество баллов  «отлично» студент получает, если:

  • обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
  • дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
  • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

Оценку «хорошо» студент получает, если:

  • неполно, но правильно изложено задание;
  • при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
  • дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
  • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

Оценку «удовлетворительно» студент получает, если:

  • неполно, но правильно изложено задание;
  • при изложении была допущена 1 существенная ошибка;
  • знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке понятий;
  • излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
  • затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» студент получает, если:

  • неполно изложено задание;
  • при изложении были допущены существенные ошибки, т.е. если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.

  1. Заключение

Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, решенные задачи, написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы.

Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.


 8. Литература

  1. Алексеева Л.П., Норенкова Обеспечение самостоятельной работы студентов. Ж. «Специалист» № 6, 2005 г.
  2. Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2005 г.
  3. Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2005 г.
  4. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. 
  5. Козина Е.Ф. (МПГУ). К вопросу о самостоятельном, проблемном и исследовательском общении. Ж. «Специалист» № 7, 2006 г.
  6. Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ МДК 02.01. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Методические рекомендации составлены в соответствовании с требованиями ФГОС. Данные методические рекомендации предлагаются курсантам для организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (методические указания к курсовой и к контрольной работе)

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить и проверить знания, полученные студентами в процессе изучения учебного материала, а также выявить умение применять на практике методы анализа конкре...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПМ.05 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФССИЯМ РАБОЧИХ «МАНИКЮРША». «ПЕДИКЮРША» МДК 05.01 «ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИКЮРА»

методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплинеПМ.05 «Выполнение работ по профссиям рабочих «Маникюрша». «Педикюрша»МдК 05.01 «Технологи...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.05 Выполнение работ с прикладным программным обеспечением

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса МДК.05.01 «Технология использования прикладного программного обеспече...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по теме «Коррозия металлов»

Методические рекомендации содержат теоретические основы по теме "Коррозия металлов",  детальный разбор примеров, варианты  индивидуальных заданий. Могут быть использованы для самос...