Методическая разработка открытого урока «Область применения древесины в строительстве» по ПМ 01. МДК 01.01. Участие в проектировании архитектурно-конструктивной части проекта здания
методическая разработка на тему

Горобцова Оксана Александровна

Цели урока:
- обучающая: расширить знания учащихся вобласти применения древесины;
- развивающая: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить сравнения, делать необходимые выводы;
- воспитательная: способствовать воспитанию творческого отношения к учебной деятельности, интереса к будущей профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obl._prim._drevesiny.docx36.28 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодёжной политики

Воронежской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Калачеевский аграрный техникум»

Методическая разработка открытого урока

«Область применения древесины в строительстве»

по ПМ 01. МДК 01.01. Участие в проектировании архитектурно-конструктивной части проекта здания

Составила:

преподаватель Горобцова О.А.

Калач

2016 год

План-конспект урока
Тема урока:
Область применения древесины в строительстве
Цели урока:
- обучающая: расширить знания учащихся вобласти применения древесины;
-
развивающая: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить сравнения, делать необходимые выводы;
- воспитательная: способствовать воспитанию творческого отношения к учебной деятельности,интереса к будущей профессии.
Тип урока: комбинированный урок
МТО урока:
- электронная презентация «Область применения древесины в строительстве»;
- электронная презентация «Жидкое дерево»;
- компьютер, экран, проектор;

- образцы пород древесины, образцы строительных материалов, макеты конструктивных узлов.

Структура урока:

Организационный момент(2 мин)

Повторение пройденного материала (10 мин)

Этап изучения  нового материала (25 мин)

Этап  закрепления материала  (5 мин)

Рефлексия урока(3 мин)

Ход урока

I.Организационная часть.
II. Сообщение темы и целей урока, объяснение хода урока.
III. Повторение пройденного материала.
IV. Изучение нового материала.
V. Закрепление материала урока.
VI. Подведение итогов урока.

I. Организационная часть.

Здравствуйте. Я приветствую Вас и рада нашей встрече. Все готовы к уроку?Дежурные, доложите, кто отсутствует на уроке?

II. Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока «Применение древесины в строительстве». Сегодня мы расширим знания в области применения древесины, развивая интерес к будущей профессии.

III. Повторение пройденного материала.

Всем известно, что древесина – это один из весьма распространенных строительных материалов. Скажите, а где применяют древесину в строительстве? Где мы можем видеть применение древесины в повседневной жизни? (Поручни перил, плинтуса, наличники, двери, жилые дома, бани, мебель)

А вы знаете, что острова Венеции в Италии стоят на фундаменте из деревянных свай, которым более 120 лет. Они смогут простоять в воде ещё очень долго, потому что не подвержены воздействию кислорода. Они не гниют и уже начали превращаться в камень из-за насыщенной минералами морской воды. Так через тысячу лет деревянные сваи станут каменными.

А важно ли знать свойства древесины, чтобы построить дом или лестницу? (Да, конечно надо) На предыдущем занятии мы рассмотрели с вами свойства древесины. Давайте их сейчас вспомним. (Студенты перечисляют свойства древесины, которые затем выводятся на экран).

  • экологически чистый материал;
  • наличие пороков - это различные недостатки отдельных участков древесины, снижающие ее качество и ограничивающие возможность использования.Пороки древесины подразделяются на следующие группы:
  • сучки;
  • трещины;
  • пороки формы и строения ствола;
  • грибные и биологические повреждения;
  • химические окраски;
  • инородные включения;
  • дефекты (или механические повреждения и покоробленности).
  • Прочность. Структура древесины  состоит из волокон. Кто-то из вас наверняка рубил дрова. Вот, например, прочность на скалывание. Как вы думаете,  будет больше поперек или вдоль волокон?  (прочность на скалывание больше поперек волокон)
  • Малая средняя плотность и малая теплопроводность, а следовательно морозостойкость,Более тяжелая древесина, как правило, является более прочной. Плотность определяется массой древесного вещества в единице объема.
  •  Гигроскопичность – это способность древесины изменять влажность в зависимости от изменения температурно-влажностного состояния окружающего воздуха.А следовательно, древесина обладает таким свойством как набухание, т.е. становится влажной. Плотность древесины зависит от ее влажности.  Влажность измеряется в %. Применяют древесину с влажностью 30%.

Но с течением времени древесинаусыхает. Многие из вас наверняка замечали, что дверь или форточка стали закрываться не так плотно как раньше.

Ребята, перед вами разные здания (дома). Подумайте и скажите: почему наружные стены возведены не от земли, а на некотором расстоянии? (потому что древесина будет забирать влагу от земли)

  • легкость обработки. Большое практическое значение имеетплотность древесины. Древесину с высокой плотностью (граб, бук, орех, клен, груша) особенно ценят на производстве за ее прочность и хорошую обрабатываемость.

        

IV. Изучение нового материала.

Одним из распространенных материалов является оцилиндрованное бревно. Представляет собой ствол дерева, освобожденный от сучьев, обработанный на комплексе деревообрабатывающих станков, имеет гладкую и ровную цилиндрическую форму, одинаковую по всей его длине. Этот строительный материал хорошо подходит для возведения жилых и дачных домов, банных комплексов.Диаметр бревен может быть различным и находится в интервале от 160 мм до 320 мм.Для получения используются лиственница и почти все хвойные породы деревьев. (показать породы деревьев)

        Брус - этот материал является наиболее востребованным в строительстве, имеет многофункциональное значение. Из обыкновенного бруса возводят стеновые конструкции, стропильную систему крыши, перегородки между этажами дома.

Дом из обычного бруса относится к удобному и рациональному строительству

Обратите внимание, сколько достоинств у древесины:

  • это экологически чистый продукт;
  • дому, собранному из такого строительного материала, не требуется дополнительная внешняя и внутренняя отделка помещения;
  • бревна, имея соединительные элементы, упрощают и сокращают по времени процесс монтажа конструкции и дают возможность реализовать любые проекты;
  • экономия трудозатрат, времени и денег при сборке конструкций.

        

А теперь скажите, кто из вас построил бы себе дом из оцилиндрованного бревна, а кто из бруса? (отвечают) А из какого материала будет легче возводить стены? (из бруса)

Ещё есть такой материал, как клееный брус - это строительный материал из древесины, который представляет собой брус, склеенный из отдельных досок. В последние годы такой брус широко используется при строительстве загородных или дачных домов. Благодаря технологии производства – клееный брус обладает качествами, выгодно отличающими его от массивной древесины.

Низкая теплопроводность древесины позволяет в летний зной хранить прохладу, а в зимние холода удерживать тепло.

А теперь давайте рассмотрим материалы для полов. Возьмем самый распространенный материал – доски для настила чистых полов (показать макет и типы соединений). Как вы думаете, какую породу древесины целесообразнее применить: ель, сосна, дуб или ольха, (на экране твердые и мягкие породы древесины. Классы твердости древесины:

  • Мягкая  (плотность менее 540 кг/м3) — ель, кедр, сосна, пихта, осина, ольха, липа, каштан, тополь;
  • Твердая (плотность от 550 — до 740 кг/м3) — лиственница, дуб, береза обыкновенная, бук, ильм, платан, клен, грецкий орех, яблоня, ясень;
  • Очень твердая (плотность более 750 кг/м3) — береза железная, белая акация, рябина, кизил, граб, фисташковое дерево, самшит.). (Отвечают)

А если мы выберем паркетный пол, то, например, мозаичный ковер будет выполнен из разных пород деревьев. Это придает половому покрытию оригинальный вид. Обратите внимание, что разные породы деревьев имеют свою текстуру.

Многие сегодня устраивают пол из ламината. Скажите, это материал из чистой древесины? (нет) Конечно, нет. Давайте посмотрим из чего он состоит: во-первых, он имеет в своем составе смолы – это верхнийламинирующий слой; во-вторых, клей, который соединяет между собой все последующие слои. Основой является панель ДВП. Наверняка многие из вас знают, из чего состоит ДВП. Из чего? (из стружки) При обработке древесины, при распиловке, остаются отходы от деревообрабатывающей промышленности. Опилки, стружки идут на производство таких строительных материалов как ДВП.  Используютдревесно-волокнистые плиты для тепло- и звукоизоляции стен, полов, для обшивки потолков, полов.

        ДСП – получают путем горячего прессования тонкой древесной стружки и 8-12-процентных синтетических смол. Применяют ДСП как отделочный, тепло- и звукоизоляционный материал.

Выпускают также ДСП ламинированные – этот материал называется ЛДСП или покрытые шпоном. Шпон – это тонкие листы древесины.

OSB -  ориентированная стружечная плита (ОСП) - представляет собой многослойный (3-4 и более слоев) лист, состоящий из древесной стружки и тонких щепок, склеенных различными смолами с добавлением синтетического воска и борной кислоты. Стружка в слоях плиты имеет различную ориентацию — в наружных продольную, во внутренних поперечную.

Применяют также и фанеру клееную.Изготавливают её склеиванием тонких слоев шпона. При этом направления волокон у них должны быть взаимно перпендикулярны, - это придает фанере однородность свойств по разным направлениям. Фанеру чаще всего изготавливают из березы и ольхи.По числу слоев шпона различают трех-, пяти- и многослойную фанеру, толщиной 1,5-18 мм

Или ещё МДФ является зарубежным аналогом ДВП. В основе связующих веществ используются модифицированные карбидные смолы.   Применяется при изготовлении кухонной мебели и для отделки помещений. (показать образец)

А вот жидкое дерево – одно из новинок современного производства строительных материалов.

В своём составе такое «дерево» содержит:

  • подготовленную измельченную древесину (отходы от деревообработки),
  • термопластические полимеры (органического или синтетического состава для склеивания частичек древесины),
  • химические добавки (модификаторы для улучшения технологических и потребительских свойств).

Этот материал не содержит в своем составе каких-либо опасных для организма человека веществ. При этом невероятно прочен, долговечен, а по внешнему виду практически не отличим от натуральной древесины.

Посмотрите, пожалуйста, на экран, подумайте и скажите, что это за материал? (Пробка) А вы знаете, что из пробки изготавливают обои? Для этогоиспользуют мелкоизмельченную и спрессованную дубовую пробку, которую затем наклеивают на плотный лист бумаги.

        К преимуществам таких обоев можно отнести отличные показатели теплозащиты и акустики. Поэтому такой материал очень часто используют для декора звукозаписывающих студий.

        В интерьерах жилых помещений такие обои создают атмосферу тепла, уюта и придают комнате непревзойденный природный колорит.

        Недостатком деревянных обоев является то, что они могут видоизменять свой первоначальный оттенок. Правда, он не выцветает, а, наоборот, становится более ярким и насыщенным.

        Отделочные материалы из дерева по-прежнему остаются красивыми, прочными и экологически чистыми. Отделка фасадов деревом – очень распространённый способ облицовочных работ. Подобная обшивка сделает внешний вид дома дизайнерским. Кроме того, облицовка фасада деревом поможет скрыть неровные углы, металлические каркасы и просто облагородить строение с внешней стороны.

        Так, например, деревянные панели крепятся на обрешетку с вентиляционным зазором для предотвращения появления конденсата.

        Также возможна отделка фасададеревянной дранкой.

        Деревянный сайдинг имитирующий брус.

        Но, несмотря на все положительные качества древесины, отделка фасада или внутренних помещений деревом, обязывает к правильному уходу за материалом. Ну-ка, подскажите мне, какими составами нужно обрабатывать древесину? (средствами защиты от огня, от гниения, от паразитов-грызунов)

        Кроме того, также применяют лазурное покрытие. Покрытие такого типа прекрасно сохраняет красивую текстуру дерева и придает ему различные цвета и оттенки. При этом лазурь прекрасно защищает материал. Подобный состав сохраняет защиту до шести лет. Конечно после нескольких применений, первозданный вид древесины, все же теряется.

        Применение лака. Если древесину покрыть лаком то она практически не потеряет своего вида, а, наоборот, станет более благородной.  Лак надежно защищает от внешнего воздействия.

V. Закрепление материала урока.

А теперь, для того чтобы закрепить материал, рассмотрим частный случай перекрытия, представленного на экране. Какую породу древесины, какой материал, вы примените для каждого элемента перекрытия.

 (Рефлексия учебной деятельности на уроке)

- Ребята, скажите, актуально ли изучение данной темы сегодня? Почему?

- Где можно применить полученные знания в практической деятельности?

VI. Подведение итогов урока.

Подведение итогов урока. Всем спасибоза работу на уроке.Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока "Первая помощь при поражении электрическим током" для специальности СПО 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА«Первая помощь при поражении электрическим током»По профессиональному модулю ПМ.03 «Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Из глубины веков. Русская кухня часть национальной культуры».

·        Знакомство с понятиями: традиция, обычай, праздник;·        Знакомство с некоторыми традиционными русскими праздниками;·...

Методическая разработка открытого урока с применением ИКТ по Устройству, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. для автомехаников

Методическая разработка открытого урокас применением информационно-компьютерных технологийпо МДК 1. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.для профессии 23.02.03 «Автомех...

Методическая разработка открытого урока по МДК 01.01 Проектирование обьектов садово-паркового строительства

В данной разработке для специальности "садово-парковое и ландшафтное строительство" по теме "Проект благоустройства и озеленения сквера" дано описание практического занятия в форме...

Методическая разработка открытого урока с применением практико-ориентированной технологии по дисциплине ОДП.п.13 Экономика на тему «Валюта»

Методическая разработка открытого урока с применением практико-ориентированной технологии по дисциплине ОДП.п.13 Экономика на тему «Валюта» рекомендована для преподавателей экономических и...

Методическая разработка открытого урока "Применение в строительстве новых материалов" по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, ПМ.01 Участие в проектировании зданий и сооружений

Методика проведения открытого урока "Применение в строительстве новых материалов" по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений...