Методическая разработка открытого урока по теме: «Из глубины веков. Русская кухня часть национальной культуры».
классный час на тему

Гаврева Наталья Леонидовна

·        Знакомство с понятиями: традиция, обычай, праздник;

·        Знакомство с некоторыми традиционными русскими праздниками;

·        Знакомство с традиционными Русскими блюдами;

·        Воспитание уважения к семейным традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преподаватель Гаврева Наталья Леонидовна

ГАПОУ города Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

Методическая разработка открытого урока по теме: «Из глубины веков. Русская кухня часть национальной культуры».

Тема урока: Из глубины веков. Русская кухня часть национальной культуры.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

  • Знакомство с понятиями: традиция, обычай, праздник;
  • Знакомство с некоторыми традиционными русскими праздниками;
  • Знакомство с традиционными Русскими блюдами;
  • Воспитание уважения к семейным традициям;
  • Создание и сохранение традиций в классе.

Организационная форма проведения урока: рассказ учителя с элементами беседы, игры и демонстрацией учебной компьютерной презентации.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация слайдов); методы стимулирования и мотивации (актуализация знаний, обращение к жизненному опыту учащихся).

Дидактические средства обучения: учебная компьютерная презентация.

Задачи: 

Обучающая: Познакомить с традициями и обычаями Руси.

Воспитательная: Воспитать уважение к обычаям русского народа, бережное отношение к хлебу, доброту и гостеприимство;

Развивающая: Развить у учащихся творческое мышление.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Беседа с элементами игры
  3. Итог занятия

Организационный момент.

Проверка присутствующих на уроке, сообщение темы, цели урока.

Беседа с элементами игры.

Хлеб на Руси.

Ученик: Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

 Если мы хотим кого-то

 Встретить с честью и почетом,

 Встретить щедро от души,

 С удовольствием большим!

 То гостей таких встречаем

 С круглым белым караваем.

 Он на блюде расписном,

 С белоснежным рушником.

 С караваем соль подносим,

 Поклонясь, отведать просим:

 – Дорогой наш гость и друг,

 Принимай хлеб-соль из рук! (Подносят хлеб гостям, поклон)

Ученик: Славится он первым на селе,
Славится он первым на столе,
Ветер его холит, холят его степи.
Он лежит сейчас парной, 
Ситный, белый и ржаной.                                

Ученик 3: Есть в природе нашего народа

Вечные, особые  черты -

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреные моды

От души они, от доброты.

Ученик:Гость войди!

Традиций не нарушим

С ним чайку всегда попьем

Всем известно русское радушие

Хлебосольство и открытый дом!

Преподаватель: На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка. Думается, что этим хозяева хотели показать своё гостеприимство, а также то особое положение, которое отводилось столу в доме. Ещё у славян-язычников хлеб-соль были символом верности, дружбы, богатства и благополучия. Значение символа богатства и обилия в доме хлеб-соль имело в русских свадебных обрядах. Каравай хлеба и солонка с солью украшали свадебный стол.

    В России хлеб-соль было принято дарить на новоселье.

    Отправляющемуся в дальний путь давали в дорогу символический хлеб-соль как благословение. В России гость, застающий хозяев за едой, говорил: “Хлеб да соль” - что служило пожеланием богатства и благополучия. Издавна к новорожденному ребёнку ходят в гости с хлебом; принято так ходить, чтобы он рос добрым. О хлебе-соли как символе гостеприимства говорят многочисленные народные пословицы, например: “За хлеб-соль не платят!”, “Дурное слово не за хлебом-солью сказано!” и другие.

      Уж так повелось, что приглашая гостей или отмечая с родственниками какое-либо семейное торжество, мы неизменно усаживаемся за стол. Хорошо сервированный, благоухающий ароматами всевозможных блюд, он сближает людей, снимает напряжение, располагает к задушевной беседе.

Вкусное, аппетитное укрепляет человека не только как хлеб насущный, но и как лекарство, как средство укрепления здоровья. В каждом доме должна быть своя кулинария своего отечества, кулинария родного края, кулинария своего рода и своей семьи.

А какие угощения дарила русская печь? Каша, щи, пироги самые румяные.

А знаете ли вы, что русская печь существует уже около четырех тысячелетий?

Русская печь – это и посуда особой формы горшки да ухваты. Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому она должна была иметь большую боковую поверхность, кроме того, посуду такой формы удобно доставать рычагом, ухватом…

Ученик: Приготовленные в русской печи кушанья отмечались особым вкусом и ароматом. Русская  печь определила приемы приготовления блюд: гусей, поросят, щей, борщей, каш, пирогов.

Рады видеть вас у печки

Без нее и дом пустой

В ней и жарить в ней и парить

И зимой с ней как весной

В старину так говорили

«Печь нам мать родная всем»

На печи все красно лето

У печи и сплю и ем.

Преподаватель: Да, в нашем классе уже сложилась традиция так встречать гостей.

Ученик: А что же такое традиция?  

Преподаватель: Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения.

Ученик: А что же такое обычай?

Преподаватель: Обычай – прочно установившееся правило, регулирующее поведение людей в определенной области общественной жизни. Обычаи соблюдают главным образом благодаря своей давности и неоднократному, неуклонному применению в течении длительного времени.

Традиционные русские праздники.

Преподаватель: Ребята, давайте сегодня поговорим с вами о русских традиционных праздниках: которые пришли к нам из старины далекой, и о тех, которые появились совсем недавно, в нашем веке, но стали для русских людей традиционными.

Рассказ о праздниках.

Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: "Мы целый год трудимся для праздника". Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням - повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории. В праздник люди должны достигнуть особого психофизиологического состояния полноты жизни, мироощущения, богоощущения, а также ощущения внутреннего единения друг с другом. Такое философское осознание праздника на бытовом уровне закреплялось в целом ряде правил, которые должен был усвоить человек русского традиционного общества.

 Прежде всего, праздник считался обязательным для всех членов деревенской общины, достигших зрелого возраста. Дети, старики, калеки, старые девы, больные на праздник не допускались, так как одни еще не достигли возраста понимания сакральных ценностей, а другие уже находятся на грани между миром живых и миром мертвых, третьи не исполнили своего предназначения на земле - не вступили в брак.

 Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями - нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры: от денежного штрафа, битья плетьми до полного изгнания из деревенского сообщества. В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией.

А теперь давайте поиграем! Вы должны отгадать праздник.

«Лесом частым, полем вьюжным

 Зимний праздник к нам идет

 Так давайте дружно скажем:

 «Здравствуй, здравствуй, Новый год!»

Ученик: Раньше Новый год праздновали то 1 марта, то 1 сентября. И такой порядок длился до эпохи Петра I. Указом от 25 декабря 1699 года Новый год стал исчисляться с 1 января. А 20 января 1700 года Петр I издал указ: о праздновании Нового года. В знак доброго начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в веселье с Новым годом. По знатным проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случиться и зажигать огни. А людям скудным каждому, хотя бы по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить…»

Преподаватель: Кругом рождественская мгла

 Во мгле гудят колокола

 И с ними в лад

 Слова звучат

 «Мир на земле и счастья всем».

 Я чувствовал как в этот день

 Жизнь городов и деревень

 Объединив, звучит призыв:

 «Мир на земле и счастья всем». (Г.Лонгфелло)

Какой праздник на Руси отмечают через неделю после Нового года?  Его называли самым радостным днем года.

Ученик: В старой России Рождество отмечалось очень широко, а мы с вами только начинаем узнавать этот праздник, который отмечается 7 января.

Сочельник (канун Рождества) – это, прежде всего, семейный ужин. В доме царят, покой и согласие. Накрывается праздничный стол .По старинному обычаю стол прежде посыпали сеном в память о вертепе и яслях, где родился Иисус, затем застилали

белоснежной скатертью.

В центре ставили обрядовое сочиво и другие кушанья, которых должно быть двенадцать. Кроме сочива это могут быть и блины, заливная рыба, окорок, домашняя колбаса, фаршированный жареный поросенок, утка или гусь с яблоками или с капустой, студень, бараний бок с кашей, буженина, а также пироги и пряники. Сочиво варили из зёрен пшеницы или риса, добавляли орехи, мёд, изюм.

Преподаватель: В старой России Рождество отмечалось очень широко, а мы с вами только начинаем узнавать этот праздник, который отмечается 7 января.

Ученик: Масленица - обычай языческий,не связанный с христианством.Проводился праздник в честь бога солнца – Ярилы. И, конечно же, не случайно блин был золотым гвоздём масленицы. Масленица – это проводы русской зимы.

Масленица – праздник олицетворял пробуждение природы от зимней спячки, означал начало весенних работ в поле. Масленица и по сей день живет как проявление надежды на сытый год – прощание с зимой и встреча весны. Это был поистине всеобщий праздник: молодёжь развлекалась , устраивая игры у костра, сжигая чучело зимы. В народном быту масленицу называли широкой по разгулью и раздолью, так как русский человек в масленичные дни предавался широкому разгулу. И этот разгул так похож на торжество человека над происками коварной зимы, которая так долго держала его взаперти. Главное в этот день ели блины. Этот праздник совсем скоро и поэтому мы хотим сегодня угостить вас блинами. (Всем преподносят блины)

Преподаватель: Назовите главный христианский праздник?

Ученик: Пасха – один из самых почитаемых у христиан праздников. Готовясь к пасхе, красят или расписывают яйца ( крашенки и писанки), пекут кексы, куличи, пряники.

Яйцо, которое традиционно красилось в красные цвета и его оттенки, стало обязательным атрибутом и символом христианской Пасхи с XII века. А кулич всегда выпекали из дрожжевого теста, высоким и круглым. Сверху кулич украшают изображением креста. Считается, что если пасхальный хлеб удался, то в семье все будет благополучно.

К числу обрядовых блюд для пасхального стола относиться и пасха – творожная масса в виде усеченной пирамиды.

Национальные Русские блюда.

Преподаватель: А теперь ребята давайте поговорим о национальных Русских блюдах, которые готовили к столу на праздники.

 Но сначала, давайте поиграем! Вы должны продолжить фразы:

Каша - …… (мать наша)

Кто сыт - …..(тот у Бога не забыт)

Щи да каша -…… (пища наша)

Гречневая каша - ….(сама себя хвалит)

Когда я ем - …(я глух и нем)

Дома ешь что хочешь - …(а в гостях не велят)

Ешь досыта - …..(а делай до поту)

Каша. Эту историю начнем двумя поговорками: «Каша – мать наша»

Комментарии тут не требуются. Заметим лишь, что давняя любовь к кашам вполне оправдана: крупяные блюда благодаря содержанию крахмала высококалорийны , а  кроме того  покрывают значительную потребность организма в белках.

Что касается второй поговорки «С ним  каши не сваришь» то тут дело вот в чем. Арабский путешественник писал, что у руссов есть обычай: при заключении мирного договора  бывшие враги должны вместе сварить  и съесть кашу. Да и на свадьбах  жених и невеста  должны были вместе сварить кашу и съесть  ее в присутствии сватов, родителей, друзей. Без этого и мирный и брачный договоры не имели силу.

У народов землепашцев всякое зерно являлось не только пищей, но и предметом глубокого почитания.

Наиболее древними были примитивные блюда из целых зерен.

Развивая народные традиции, русские повара- профессионалы на основе примитивных блюд из круп создавали изысканные яства. Из них, пожалуй, особую популярность приобрела гурьевская каша. Очень популярное блюдо  русской кухни. Свое название каша получила по имени министра  финансов графа Гурьева.

На званом обеде, устроенном в честь графа Гурьева на десерт была подана красиво оформленная и очень вкусная каша.

Развивая народные традиции, русские повара- профессионалы на основе примитивных блюд из круп создавали изысканные яства. Из них, пожалуй, особую популярность приобрела гурьевская каша. Очень популярное блюдо  русской кухни. Свое название каша получила по имени министра финансов графа Гурьева.

На званом обеде, устроенном в честь графа Гурьева на десерт была подана красиво оформленная и очень вкусная каша.

Щи

Обилие в русской кухне овощных закусок первых и вторых блюд, в которых используются овощи свидетельство того, что в России с древнейших времен занимались возделыванием не только зерновых, но и огородных культур.

Среди них одно из первых мест по своему значению занимает капуста, картофель. Из них готовят щи.

Щи являются древнейшим блюдом русской национальной кухни.

Мучные изделия. В русской кухне существует множество мучных блюд и кондитерских изделий: пирожки, блины, пряники, кулебяки, расстегаи, ватрушки.

Древнерусские напитки оригинальны и не встречаются в традициях других народов: сбитень, квас, медовуха…

Итог занятия.

Преподаватель: Ребята наш урок подходит к концу. Сегодня мы узнали много интересного о традициях нашего народа.

В заключении, хочу пожелать Вам: быть гостеприимными, не забывать о наших традициях, старайтесь их соблюдать, не забывать за всё благодарить!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по теме: «Петр I и его реформы в оценках и суждениях»

Это заключительный урок темы «Эпоха петровских преобразований». Основная цель – обобщение и закрепление полученных знаний. А так как деятельность Петра I вызывала и вызывает много споров, создаются ус...

Методическая разработка открытого урока на тему : «Технология производства кукурузного масла»

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока проведенного в форме пресс-конференции с использованием технических средств обучения  по профессиональному модулю ПМ....

Методическая разработка открытого урока на тему: "Основы геометрии"

Урок проводился в виде игры "Путешествия в увлекательный мир геометрии"...

Методическая разработка открытого урока на тему: "Комплекс инженерных сооружений на автомобильных дорогах"

Цели урока:обучающая:§   контроль знаний по предыдущей теме: «Введени廧   знакомство с новыми понятиями и терминами по теме: «Комплекс   инженерных сооружений на а...

Методическая разработка открытого урока по теме «Металлы»

Методическая разработка открытого урока по теме «Металлы» Преподаватель: Ильин Пётр Викторович, КГБ ПОУ 7, г. ХабаровскДисциплина «Химия». Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цель у...