Методическая разработка открытого урока на тему: "Основы геометрии"
методическая разработка на тему

Урок проводился в виде игры "Путешествия в увлекательный мир геометрии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Саратовской области среднего профессионального образования

«Сельскохозяйственный техникум им.К.А.Тимирязева»

ЧАСТНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока на тему:

«Основные вопросы геометрии»

Автор: преподаватель дисциплины «Математика»

             Л.Т. Мухаметшина

2013

Содержание

Введение …......................................................................................................

3

Подготовительный этап ….............................................................................

4

План открытого занятия ….............................................................................

5

Структура занятия ….......................................................................................

7

Содержание занятия.........................................................................................

9

Литература .......................................................................................................

11

Заключение .....................................................................................................

12

Приложения......................................................................................................

13

Введение

Ведущая роль в конструировании организации обучения принадлежит преподавателю. Он подбирает оптимальное сочетание приемов, методов, форм, средств обучения (веер, модули обучения), стиль деятельности в соответствии с целями обучения и особенностями студентов. Этот выбор зависит от уровня профессионализма педагога его личностных качеств, умения взаимодействовать со студентами.

Кому не приходилось наблюдать, как тускнеют глаза ребят, прибежавших с перемены на урок, в продолжении которого преподаватель тщетно бьется над тем, чтобы возбудить у них познавательный интерес. Причина этого чаще всего кроется в неумелой организации учебного процесса.

Изучение опыта творчески работающих преподавателей говорит о том, что умелое использование форм, видов учебной деятельности студентов в их оптимальном сочетании имеет решающее значение в повышении результативности учебно-воспитательного процесса.

Учителя — новаторы значительно расширяют учебно-воспитательные возможности урока, используя при этом разнообразие форм и методов познавательной деятельности. Используют в своей работе активные формы и методы работы. Это уроки — конференции, уроки-дискуссии, уроки-деловые игры, уроки-игры, уроки-путешествия и т. д.

 В данной методической разработки представлен урок-игра  «Путешествие  в увлекательной мир геометрии». Вопросы для этой игры можно разработать как для отдельных разделов, так и в целом по дисциплине и даже по специальности.

В методической разработке освещены вопросы подготовки и организации данного урока раскрыта методика проведения игры.

Цели проведения урока-игры:

-учебная: закрепления и углубления, систематизация знаний по основным вопросам геометрии;

-воспитательная: прививать интерес к изучаемой дисциплине;

-развивающая: развивать умения обобщать, сравнивать, отстаивать свою точку зрения, делать самостоятельные выводы по изучаемому материалу.

Подготовительный этап

Преподаватель заранее выбирает темы и разделы дисциплины, по которым составляется перечень вопросов. Все вопросы оговариваются в группе, и студенты должны по ним заранее подготовиться для чего указывается литература.

Парты в классе разделены на четыре группы на них указаны таблички городов:

- «Прямые плоскости»;

- «Кривые второго порядка»;

- «Многогранники»

- «Тела вращения».

Номера кают: «Каюта №1», «Каюта №2», «Каюта №3», «Каюта №4».

Из числа студентов группы формируются  команды по 5-6 человек, в каждой команде выбирается лидер из числа «сильных студентов». Каждая команда представляют жителей 4-х городов: «Прямые плоскости», «Кривые второго порядка», «Многогранники», «Тела вращения».

Кроме основных вопросов, преподаватель дает задание каждой команде подготовить оригинальные вопросы по теме урока, составить презентацию, найти интересные стихи и песни по данной тематике, исторические сведения о геометрии.

Командам дается задание:

  • придумать название своей команде;
  • подготовить эмблемы;
  • подготовить девиз и приветствие;
  • подготовить газету по теме команд;
  • подготовить художественные номера;
  • подготовить материалы для оформления аудитории.

План  

открытого  занятия

Дисциплина:  «Математика»

Курс, группа: 1курс 1 группа

Специальность : 080114 «Экономика и  бухгалтерский  учет» (по отраслям).

Место проведения:  кабинет  математики.  

Продолжительность  занятия: 90 мин.

Преподаватель: Мухаметшина Людмила Тагировна.

Тема: «Основные вопросы геометрии»  

Цели занятия:

Образовательная

  • повторение, обобщение, совершенствования знаний, умений и навыков, самостоятельной работы студентов по теме, необходимой для дальнейшего образования, самообразования и профессионального совершенствования.

Развивающая

  • развитие  познавательного  пространственного представления, мыслительной деятельности и творческих способностей студентов.

Воспитательная

  • воспитание  культуры  общения, самостоятельности,  активности, инициативы  студентов.

Методические

  •  показать  методические  особенности   урока-путешествия, использования информационных технологий, компьютерных и мультимедийных средств обучения.

Тип занятия: урок  обобщения и систематизации знаний.  

Вид занятия: Урок- игра "Путешествие в увлекательный мир геометрии".

Методы  и методические  приемы:

коммуникативный, информационный, эмоционально- деятельный, наглядный,  объяснительно - иллюстративный.  

Межпредметные связи:  история,  экономика  предприятия, литература.  

Оборудование и учебно- методическое  обеспечение: ПК,  мультимедийный  проектор,  раздаточный дидактический  материал,  презентация по теме  урока.

Требования ГОС СПО

Студент должен

знать:

  • основные понятия стереометрии;
  • аксиомы стереометрии и следствия из них;
  • взаимное расположение прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей в пространстве;
  • основные теоремы о параллельности прямой и плоскости, параллельности двух плоскостей;
  • основные теоремы о перпендикулярности прямой и плоскости;
  • понятие тела вращения и поверхности вращения;
  • определение цилиндра, конуса, шара, сферы;
  • понятие многогранники поверхности, понятие правильного многогранника;
  • определение призмы, параллелепипеда, пирамиды, правильной пирамиды;
  • формулы кривых второго порядка (окружности, эллипса, гиперболы).

Уметь:

  • устанавливать в пространстве параллельность прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей, используя признаки и основные теоремы о параллельности;
  • вычислять и изображать основные элементы круговых цилиндра и конуса, шара;
  • вычислять и изображать основные элементы прямых призм, пирамид;
  • находить поверхности призмы, пирамиды, прямого кругового цилиндра и конуса и шара;
  • находить объем прямой призмы, пирамиды, прямого кругового цилиндра и конуса, шара.

Структура  занятия:

№ элемента  занятия

Элементы занятия

Время (мин)

Методы

I

Вступительная часть.

1.Организационный момент.

- приветствие;

- эмоциональный настрой;

2.Организация проведения занятия

- вступительное слово преподавателя;

- слово студента «Штурману».

Демонстрация слайдов №1-3

10

Информационный

II

 Основная часть ход игры.

1. «Колесо истории» (краткий рассказ об истории возникновения геометрии)

Демонстрация слайда №4

2. "Мой родной город" (краткий рассказ о своем городе, жителях своего города, девиз, газета о своем городе).

-город «Прямые и плоскости»;

Демонстрация слайдов №5 по 10

-город «Кривые второго порядка»;

Демонстрация слайдов № 11 по 27

-город «Многогранники»;

Демонстрация слайдов № 28 по 41

-город «Тела вращения»

Демонстрация слайдов №42 по 56

3. Проверим себя (решение тестовых заданий в 10 вариантах, всем студентам предлагается ответить на тесты, с целью узнать, что они запомнили о городах, о которых рассказали).

4. «Самые умные самые быстрые»

(расшифровка телеграмм, пассажирам каждой каюты раздаются телеграммы. Кто быстрее и правильно расшифрует телеграмму).

Демонстрация слайдов № 57-58

74

Информационный

Словесный

Наглядный

Информационный  

Объяснительно-иллюстративный

Наглядный

Объяснительно-иллюстративный

Эмоционально-деятельный

Объяснительно-иллюстративный

5. Остановки причал «Веселый» (веселая викторина и концертные номера от пассажиров кают № 1, 2, 3, 4).

Демонстрация слайдов № 59-62

Эмоционально-деятельный

Коммуникативный

6. «Обмен адресами» (жители каждого города предлагают ответить других на вопросы, решать задачи, написать математический диктант по своей тематике).

Демонстрация слайдов № 63-74

Информационный  

Объяснительно-иллюстративный

III

Заключительный  этап

-  подведение итогов занятия;

- оценка деятельности студентов.

6

Словесный  Информационный

Содержание занятия

Преподаватель: Любой человек, не взирая на свой возраст, любит путешествовать. Сегодня мы отправимся в удивительное водное путешествие в увлекательную страну геометрии на белоснежном математическом лайнере «Основные вопросы геометрии».

Поведу корабль я капитан I ранга Мухаметшина Людмила Тагировна.  Помогать мне будут штурман дальнего плавания Орлова Ксения и экскурсовод — гид Друтель Юлия.

А пассажирами будут жители математических городов «Прямые плоскости», «Кривые второго порядка», «Многогранники», «Тела вращения». Звучит гонг. Пассажиров просим занять свои места согласно приобретенным билетам и приготовить «Путевые тетради». В «путевых тетрадях» запишите число и тему нашего путешествия «Путешествие в увлекательный мир геометрии». Приятного вам плавания! Впереди вас ждет много интересного и увлекательного.

Мы любим путешествовать

Вперед, вперед друзья!

Нас ждут необыкновенные

Геометрические города

«Прямые плоскости»,

«Кривые второго порядка»,

«Круглые тела не забудь.

Живёт там удивительный

Математический народ

И в городе с названием «Многогранники»,

Непременно ты побудь.

Штурман: Добрый день, уважаемые пассажиры. Рады вас приветствовать на нашем теплоходе. Сегодня здесь собрались знаменитые труженики, лучшие представители и почетные жители городов «Прямые плоскости», «Кривые второго порядка», «Многогранники», «Тела вращения», владеющие секретами математических вычислений.

Прежде чем отправится в путь послушаем немного историю возникновения геометрии то есть историю мира куда мы отправляемся в путешествие об этом нам расскажет экскурсовод Друтель Юлия. (Демонстрация слайдов № ).

Преподаватель — капитан: Теперь давайте с вами поближе познакомимся (краткий рассказ о своем родном городе, жителях своего города, девиз, герб города, газета) «Прямые плоскости», «Кривые второго порядка», «Многогранники», «Тела вращения». (Демонстрация слайдов № ).

«Проверим себя» (решения тестовых заданий в 10 вариантах, всем

студентам предлагается ответить на тесты, с целью, что они запомнили о городах о которых рассказали), (тесты прилагаются).

Штурман: Товарищ капитан! Только что на борт корабля поступили странные телеграммы.

Преподаватель-капитан: Их надо немедленно расшифровать. Кто быстрее и правильнее это сделает? (Студенты должны расшифровать телеграммы т.е решить данные задачи в телеграммах). (телеграммы прилагаются)

Штурман: Товарищ капитан! Наши пассажиры от качки немного притомились, да и море разволновалось. Пора сделать небольшую остановку.

Преподаватель-капитан: Взять курс в тихую бухту «Весёлый». Пока экипаж корабля отдыхает, слово нашим пассажирам. Где путешествия, там знакомство, веселье, юмор, задор.

Наши пассажиры не только могут хорошо «математически» трудиться они еще мастера петь, танцевать, веселиться и отвечать на вопросы веселой викторины. (концертные номера от пассажиров кают №1, 2, 3,4). (вопросы веселой экономики и викторины прилагаются).

Штурман: Наш корабль снова в пути. Море тихое и спокойное как наши отдохнувшие пассажиры.

Преподаватель-капитан: Совсем скоро наше путешествие закончиться. Вы все разъедитесь по свои городам. Но мне очень хочется, чтобы вы не когда не расставались. Помнили друг о друге. На прощание обменяйтесь своими адресами, непременно приезжайте друг другу в гости.

И сегодня выполняя задание вы неоднократно убеждались. Что между жителями городов «Прямые плоскости», «Кривые второго порядка», «Многогранники», «Тела вращения» условная граница, жители этих городов не смогут существовать друг без друга.

«Обмен адресами» (жителям каждого города предлагается ответить на вопросы, решат задачи, написать математический диктант по своей тематике). (Текст математического диктанта прилагается).

Преподаватель-капитан: Уважаемые пассажиры наше путешествие закончилось. Спасибо всем, кто наблюдал со стороны за нашим путешествием, и тем кто не боясь смело отправился в столь трудное и далекое путешествие. Но если пассажир владеет знаниями то никакое путешествие, никакие испытания ему не страшны.

Спасибо моим помощникам они все выполнили и справились со своей задачей. Если вам путешествие понравилось напишите отзывы о нем. Я уверенна, что это путешествие не последнее. Ведь математика это удивительная  и загадочная страна, по которой нам придется еще много раз путешествовать.

Литература

1. Дадаян А.А. Математика М., Форум, 2008

2.Валуцэ И.И., Дилигул Г.Д. Математика для техникумов М., Наука, 1990

3.Богомолов Н.В., Самойленко П.И. Математика М., Дрофа, 2004

4.Баврин И.И. Высшая математика М., Издательский центр «Академия», 2000

5.Башмаков М.И. Математика М., Наука, 2011

6.Журнал «Современный урок» № 1, 3,4 2011

7.Журнал «Математика в школе» № 4, 2011

8.Учимся по Башмакову Математика вшколе http:www.bashmakov.ru.

9.1september.ru. Фестиваль педагогических идей.

Заключение

Методическая цель частной методики показать методические особенности игрового занятия по дисциплине «Математика», раздел геометрии с использованием информационных технологий, компьютерной и мультимедийной средств обучения.

Данная частная методичка показывает что необычная форма занятия в виде «Путешествия в увлекательный мир геометрии», с использованием информационных технологий,  дает возможность студентам проявлять высокую активность, самостоятельность и творческие отношения к занятиям, повысить интерес к изучаемому материалу, именно игровая деятельность на уроке «Математики» повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие, и усиливает мотивацию к учению.

Проведение подобных занятий вызывают у студентов большой интерес так с точки зрения организации, состязательности так и результативности. Каждый студент может проверять и оценит свои возможности. Преподаватель может проводить любые занятия с применением игровых элементов, что позволяет поддерживать рабочее напряжение в группе, увеличить накопляемость оценок.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Весёлая экономика

Экономические загадки-добавлялки

На товаре должна

Обязательно.... (цена)

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким … (доход)

Журчат ручьи, промокли ноги -

Весной пора платить … (налоги)

Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без … (рекламы)

Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно … (весы)

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в … (банке)

Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся...  (залог)

В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведет …. (бизнесмен)

Люди ходят на базар:

Там дешевле весь … (товар)

В банке для всех вас висит прокламация:

«Деньги в кубышках съедает … (инфляция)»

И врачу, и акробату

Выдают за труд … (зарплату)

Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы … (ссуду)

Стал владельцем, братцы, я -

Вот завода … (акция)

Чтобы партнеров не мучили споры,

Пишут юристы для них … (договоры)

Очень вкусная витрина

У овощного … (магазина)

На рубль — копейки, на доллары -центы,

Бегут-набегают в банке … (проценты)

Приносит доходы стал

В банке папин … (капитал)

Чуть оплошаешь — так в тот же момент

Весь рынок захватит твой … (конкурент)

Экономическая викторина

Вопросы

1.Какое животное всегда при деньгах? (Поросенок: у него есть пятачок).

2.В какую реку можно упаковать товар? (В тару. Тара — виток Иртыша).

3.Назовите российский город и реку, чьи названия искажают слух всех экономистов, банкиров и предпринимателей. (Барыш — город в Ульяновской области, стоящий на одноименной реке).

4.Где находится Море Кризисов? (На луне).

5.На каком базаре самый большой шум? (На птичьем базаре).

6.Чем отличается птичий рынок от птичьего базара? (На рынке торгуют птицами и другими животными, а на птичий базар — это массовое колониальное гнездовье морских птиц).

7.Какой базар в Европе самый музыкальный? (Песенный фестиваль «Славянский базар»), проходящий в белорусском городе Витебске.

8.Назовите героя И.С. Тургенева с «торговой» фамилией. (Базаров из романа «Отцы и дети»).

9. «Экономическая» порода собак — это … (Такса. Ведь такса — это еще и установленная расценка).

10.Какую смертельно опасную змею реклама предлагает жевать всем детям, и Сереже тоже? (Мамбу, ядовитую змею семейства аспидов. И кто только умудрился придумать такое название для жевательных конфет?!)

11.В какой кубышке деньги не прячут? (В цветке кубышка, другое его название — кувшинка желтая).

12.Сколько центов в центнере? (Один — центнер).

13.Назовите растения, которые знают и обожают все банкиры. (Золототысячник, золотое дерево, золотистые водоросли).

14.Какие банки создаются только биологами, медиками и программистами? (Банк генов, банк крови, банк органов, банк данных и прочие).

15.Что стоит дешево, а ценится очень дорого? (Вежливость).

16.Какие представители класса кольчатых червей обеспечивали материальное благополучие Дуремара? (Пиявки).

17.У какого хозяина предприятия лучше работать с точки зрения оплаты труда — у скупого или у щедрого? (У скупого, ведь, согласно половице, скупой платит дважды).

18.Очень длинная табуретка и маленький магазин — это … Что? (Лавка).

19.Финансовыми воротилами называют тех, кого воротит от денег. Так ли это? (Нет, совсем наоборот).

20.В какой области Украины находится город с экономическим названием Мена? (В Черниговской области).

21.Лицо торговой точки — это … Что? (Витрина).

22.Что представляет собой брутто? (Тару).

23.Мера веса для лиха и изюма — это … Что? (Фунт. Выражения: «Почем фунт лиха?», «это вам не фунт изюма»).

24.На Руси называли купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? (Разгильдяи).

25.Аудитор — это обладатель иномарки «ауди» или лицо, на основе специального контракта проверяющее финансово-хозяйственную деятельность компании? (Лицо, на основе специального контракта проверяющее финансово-хозяйственную деятельность компании).

26.Мегаполис — это многомиллионный город или документ о страховании с огромным количеством пунктов на огромную сумму? (Город).

27.Полисмен — это работник страховой фирмы, оформляющий полисы, или полицейский? (Полицейский).

28.Займище — это заем на очень крупную сумму. Так ли это? (Нет. Займище — это прибрежная полоса, затопляемая при разливе).

29.Почему лицевой счет в банке называется именно так? (Потому что состояние лицевого счета в банке у многих людей сразу же отражается на их лице).

30.Верите ли вы, что великий Карузо однажды снял деньги со своего счета в банке, не предъявляя документа, а только спев два слова «Смейся, паяц...»? (Это правда).

31.Назовите любимые сказки гоголевского Павла Ивановича Чичикова. («Ревизорские сказки»).

32.Назовите мероприятие, где цену набивают молотком. (Аукцион).

33.Этим французским словом, обозначающим барыш, пользу в современном театральном мире называют театральное представление в честь одного из его участников. (Бенефис).

34.Способ получить скидку — это … Что? (Торг).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку на тему: "ОСНОВЫ КОРМЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ"

Нестандартная подача материала на уроках, использование современных коммуникативных приемов в образовательном процессе способствуют формированию интереса к дисциплине....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»

В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии  коллективного обучения.Рекомендована для использования ...

Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»

Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...

Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»

Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...

Методическая разработка открытого урока теоретического обучения .Урок-конкурс по профессии «штукатур»

Настоящая методическая разработка открытого урока теоретического обучения  по программе  «Технология штукатурных работ »,  составлена для мастеров производственного обучения...