Программа НПО Физика 270 часов
рабочая программа на тему

Шушакова Диана Алексеевна

Авторская программа  РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ   ОУД.10 Физика   общеобразовательный цикл  программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 08.01.05 «Мастер столярно – плотничных и паркетных работ» технический профиль

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_npo_1-2_kursy.doc391.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Удмуртской Республики «Ярский политехникум»

                                                                       УТВЕРЖДАЮ

                                                                            Директор БПОУ УР

                                                                             « Ярский политехникум».

                                                               ___________ Д.Т.Шарафутдинов

                                                                     «_____»____________ 2015 г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.10 Физика

общеобразовательный цикл

программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих

 по профессии

08.01.05 «Мастер столярно – плотничных и паркетных работ»

технический профиль

Яр 2015

 

Рабочая  программа  профильной учебной дисциплины разработана в соответствии с  примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины физика для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационный номер рецензии 377 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО») по профессии 08.01.05 «Мастер столярно – плотничных и паркетных работ»

Организация-разработчик: БПОУ УР « Ярский политехникум»

Разработчики:

Шушакова Д.А. преподаватель физики БПОУ УР « Ярский политехникум».

Рассмотрено на заседании ПЦК

Протокол №_____ от «___»__________20___г.

Председатель ПЦК _________________/                                  /

Рекомендовано к утверждению  методическим советом БПОУ УР «Ярский политехникум»

Протокол №_____ «____»___________20____г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСИПЛИНЫ

16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Физика

  1. Область применения программы  

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО / ППКРС 08.01.05 «Мастер столярно – плотничных и паркетных работ»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Физика является системообразующим фактором для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения студентов.

Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.

1.2.       Место учебной дисциплины в учебном плане

Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Физика» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: 

Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки;

физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития

в выбранной профессиональной деятельности;

умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметных:

использование различных видов познавательной деятельности для решения

физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметных:

сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

владение основными методами научного познания, используемыми в физике:  наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

сформированность умения решать физические задачи;

сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

ВВЕДЕНИЕ

Умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.

Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

Произведение измерения физических величин и оценка границы погрешностей измерений.

Представление границы погрешностей измерений при построении графиков.

Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений.

Умение предлагать модели явлений.

Указание границ применимости физических законов.

Изложение основных положений современной научной картины мира.

Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства.

Использование Интернета для поиска информации

1. МЕХАНИКА

Кинематика

Представление механического движения тела уравнениями зависимости координат и проекцией скорости от времени.

Представление механического движения тела графиками зависимости координат и проекцией скорости от времени.

Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени.

Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного движений.

Указание использования поступательного и вращательного движений в технике.

Приобретение опыта работы в группе с выполнением различных социальных ролей.

Разработка возможной системы действий и конструкции для экспериментального определения кинематических величин.

Представление информации о видах движения в виде таблицы

Законы сохранения в механике

Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях.

Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела.

Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела.

Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле.

Определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела.

Применение закона сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости.

Указание границ применимости законов механики.

Указание учебных дисциплин, при изучении которых используются законы сохранения

2.ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ

Основы молекулярной кинетической теории. Идеальный газ

Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярно-кинетической теории (МКТ).

Решение задач с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов.

Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа.

Определение параметров вещества в газообразном состоянии

и происходящих процессов по графикам зависимости р (Т),

V (Т), р (V).

Экспериментальное исследование зависимости р (Т), V (Т), р (V).

Представление в виде графиков изохорного, изобарного и изотермического процессов.

Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества.

Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений.

Указание границ применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ

Основы термодинамики

Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи.

Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты с использованием первого закона термодинамики.

Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости р (V).

Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснение принципов действия тепловых машин. Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей.

Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение пути их решения.

Указание границ применимости законов термодинамики.

Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамики»

Свойства паров, жидкостей, твердых тел

Измерение влажности воздуха.

Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества.

Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе, технике.

Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и законов в учебном материале профессионального характера.

Использование Интернета для поиска информации о разработках

и применениях современных твердых и аморфных материалов

  1. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Электростатика

Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов.

Вычисление напряженности электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов.

Вычисление потенциала электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерение разности потенциалов.

Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора.

Вычисление энергии электрического поля заряженного конденсатора.

Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества.

Проведение сравнительного анализа гравитационного и электростатического полей

Постоянный ток

Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснение на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком — в режиме потребителя.

Определение температуры нити накаливания. Измерение электрического заряда электрона.

Снятие вольтамперной характеристики диода.

Проведение сравнительного анализа полупроводниковых диодов и триодов.

Использование Интернета для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники.

Установка причинно-следственных связей

Магнитные явления

Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле.

Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движущийся в магнитном поле.

Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции.

Вычисление энергии магнитного поля.

Объяснение принципа действия электродвигателя.

Объяснение принципа действия генератора электрического тока

и электроизмерительных приборов. Объяснение принципа действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц.

Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека.

Приведение примеров практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств.

Проведение сравнительного анализа свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей.

Объяснение на примере магнитных явлений, почему физику можно рассматривать как метадисциплину

  1. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

Механические колебания

Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний.

Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Вычисление периода колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жесткости пружины.

Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами.

Приведение примеров автоколебательных механических систем. Проведение классификации колебаний

Упругие волны

Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн.

Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции механических волн.

Представление областей применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, в медицине.

Изложение сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека

Электромагнитные колебания

Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи.

Измерение электроемкости конденсатора. Измерение индуктивность катушки.

Исследование явления электрического резонанса в последовательной цепи.

Проведение аналогии между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы.

Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока.

Исследование принципа действия трансформатора. Исследование принципа действия генератора переменного тока.

Использование Интернета для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии

Электромагнитные волны

Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.

Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами.

Объяснение роли электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной

  1. ОПТИКА

Природа света

Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач.

Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.

Умение строить изображения предметов, даваемые линзами.

Расчет расстояния от линзы до изображения предмета.

Расчет оптической силы линзы.

Измерение фокусного расстояния линзы.

Испытание моделей микроскопа и телескопа

Волновые свойства света

Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн.

Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн.

Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн.

Измерение длины световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления дифракции света. Наблюдение явления поляризации и дисперсии света. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами.

Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечисление методов познания, которые использованы при изучении указанных явлений

  1. ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ

Квантовая оптика

Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов

Столетова на основе квантовых представлений.

Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте.

Определение работы выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Измерение работы выхода электрона.

Перечисление приборов установки, в которых применяется безинерционность фотоэффекта.

Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов.

Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной физики

Физика атома

Наблюдение линейчатых спектров.

Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое.

Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов.

Исследование линейчатого спектра.

Исследование принципа работы люминесцентной лампы.

Наблюдение и объяснение принципа действия лазера.

Приведение примеров использования лазера в современной науке и технике.

Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера

Физика атомного ядра

Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.

Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера.

Расчет энергии связи атомных ядер.

Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада.

Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном распаде.

Определение продуктов ядерной реакции.

Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях.

Понимание преимуществ и недостатков использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине.

Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений.

Проведение классификации элементарных частиц по их физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину

и т.д.).

Понимание ценностей научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценностей овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности

  1. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

Строение и развитие

Вселенной

Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп.

Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечного экрана.

Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях

Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности и т.д.

Эволюция звезд. Гипотеза происхождения

Солнечной системы

Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных реакциях.

Формулировка проблем термоядерной энергетики.

Объяснение влияния солнечной активности на Землю.

Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения.

Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной системы

1.4.Рекомендуемое количество часов на учебную дисциплину:

Максимальная учебная нагрузка обучающихся– 270 часов

Обязательная аудиторная нагрузка обучающихся – 180 часа

Самостоятельная нагрузка обучающихся – 90 часов

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

270

Обязательная аудиторная нагрузка

180

в том числе:

лабораторные работы

11

практические занятия

94

контрольные работы

10

работа над проектами

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Решение задач

Конспектирование учебника

Домашний эксперимент

90

Итоговая аттестация в форме:

дифференцированный зачет

экзамен

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Физика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ

2

Тема 1.1.Введение

Содержание учебного материала

2

2

1

Физика — фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы.  Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

Лабораторные работы

0

Практические занятия

Решение задач

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование учебника

Решение задач на уравнение движения

Работа над проектами

2

0

Раздел 2. МЕХАНИКА

38

Тема 2.1.Кинематика точки

Содержание учебного материала

3

2

1

Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное

движение по окружности.

Лабораторные работы

0

Практические занятия

Решение задач на уравнение движения

7

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование учебника

Решение задач

Работа над проектами

4

4

Тема 2.2. Законы механики Ньютона

Содержание учебного материала

5

2

1

Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.

Лабораторные работы

Изучение особенностей силы трения (скольжения).

1

Практические занятия

Решение задач по теме

7

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Домашний эксперимент: движение тел под действием сил

Решение задач по теме

Работа над проектами

4

4

Тема 2.3. Закон сохранения в механике

Содержание учебного материала

5

2

1

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.

Лабораторные  работы

1.Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).

2

Практические занятия

Решение задач по теме

7

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

Экспериментальные домашние задания: исследование колебательного движения

6

Раздел 3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

24

Тема 3.1. Закон сохранения в механике

Содержание учебного материала

2

1

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.

Лабораторные работы

0

Практические занятия

Решение задач по теме

4

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование учебника

Решение задач по теме

Работа над проектами

1

1

Тема 3.2. Основы термодинамики

Содержание учебного материала

3

2

1

Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы

Лабораторные работы

0

Практические занятия

Решение задач по теме

2

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Экспериментальные домашние задания: исследование теплообмена и изменения агрегатных состояний вещества

Работа над проектами

5

Тема 3.3.Свойства паров

Содержание учебного материала

1

2

1

Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике

Лабораторные работы

Измерение влажности воздуха

1

Практические занятия

Решение задач

2

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование учебника

Решение задач

Работа над проектами

0

1

Тема 3.4.Свойства жидкостей

Содержание учебного материала

1

2

1

Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.

Лабораторные работы

Изучение особенностей теплового расширения воды.

1

Практические занятия

Решение задач

2

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование учебника

Решение задач

Работа над проектами

1

1

Тема 3.5.Свойства твердых тел

Содержание учебного материала

1

2

1

Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация

Лабораторные работы

0

Практические занятия

Решение задач

3

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование учебника

Решение задач

0

1

Раздел 4. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА.

54

Тема 4.1. Электрическое поле.

Содержание учебного материала

6

2

1

Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью

потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.

Лабораторные работы

0

Практические занятия

Решение задач по теме

6

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

Экспериментальные домашние задания: взаимодействие электрических зарядов полученных трением

Решение задач по теме

Работа над проектами

2

5

Тема 4.2. Законы постоянного тока.

Содержание учебного материала

4

2

1

Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления

проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока.

Лабораторные работы

Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников

Изучение закона Ома для полной цепи

2

Практические занятия

Решение задач по теме

8

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование учебника

Решение задач

Работа над проектами

4

4

Тема 4.3. Ток в полупроводниках

Содержание учебного материала

6

2

1

Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.

Лабораторные работы

0

Практические занятия

Решение задач по теме

4

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование учебника

Работа над проектами

2

Тема 4.4. Магнитное поле

Содержание учебного материала

2

2

1

Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие

магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц.

Лабораторные работы

0

Практические занятия

Решение задач по теме

8

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование учебника

Решение задач по теме

Домашний эксперимент – наблюдение за взаимодействием постоянных магнитов

Работа над проектами

2

1

1

Тема 4.5. Электромагнитная индукция.

Содержание учебного материала

2

2

1

Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.

Лабораторные работы

0

Практические занятия

Решение задач по теме

4

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование учебника

Решение задач по теме

Работа над проектами

2

2

Раздел 5. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

26

Тема 5.1. Механические колебания

Содержание учебного материала

2

1

Колебательное движение. Гармонические колебания.

Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.

Лабораторные работы

0

Практические занятия

Решение задач по теме

2

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование учебника

Решение задач по теме

Работа над проектами

1

1

Тема 5.2. Упругие волны

Содержание учебного материала

2

2

1

Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.

Лабораторные работы

0

Практические занятия

Решение задач по теме

4

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование учебника

Решение задач по теме

1

1

Тема 5.3. Электромагнитные колебания

Содержание учебного материала

2

2

1

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное

и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение

электроэнергии.

Лабораторные работы

0

Практические занятия

Решение задач по теме

4

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование учебника

Решение задач по теме

Работа над проектами

2

2

Тема 5.4. Электромагнитные волны

Содержание учебного материала

2

2

1

Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А. С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

Лабораторные работы

Индуктивные и емкостное сопротивления в цепи переменного тока

2

Практические занятия

Решение задач по теме

2

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование учебника

Решение задач по теме

Работа над проектами

2

2

Раздел 6. ОПТИКА

14

Тема 6.1. Природа света

Содержание учебного материала

2

2

1

Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Лабораторные работы

0

Практические занятия

Решение задач

4

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование учебника

Решение задач

0

2

Тема 6.2. Волновые свойства света

Содержание учебного материала

2

2

1

Интерференция света. Когерентность световых лучей.

Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и

свойства.

Лабораторные работы

Изучение изображения предметов в тонкой линзе.

Изучение интерференции и дифракции света

2

Практические занятия

Решение задач по теме

4

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование учебника

Решение задач по теме

Работа над проектами

1

2

Раздел 7. ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ

14

Тема 7.1.Квантовая оптика

Содержание учебного материала

2

2

1  

Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов

Лабораторные работы

0

Практические занятия

Решение задач

2

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование учебника

Решение задач на уравнение движения

Работа над проектами

1

2

Тема 7.2.Физика атома

Содержание учебного материала

2

2

1  

Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые генераторы

Лабораторные работы

0

Практические занятия

Решение задач

2

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование учебника

Решение задач на уравнение движения

Работа над проектами

2

2

Тема 7.3.Физика атомного ядра

Содержание учебного материала

2

2

1  

Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.

Лабораторные работы

0

Практические занятия

Решение задач

3

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование учебника

Решение задач

Работа над проектами

1

2

Раздел 8. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

8

Тема 8.1.Строение и развитие Вселенной

Содержание учебного материала

2

2

1

Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик

Лабораторные работы

0

Практические занятия

Решение задач

2

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование учебника

Решение задач

Работа над проектами

1

0

Тема 8.2.Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы

Содержание учебного материала

2

1

Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.

2

Лабораторные работы

0

Практические занятия

Решение задач

1

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование учебника

Решение задач

Работа над проектами

2

0

Всего

180+90=270

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета по физике или совмещенного с другим кабинетом (физика-электротехника).

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделом учебной дисциплины и средствами вывода звуковой информации;
  • комплект учебно-наглядных пособий по физике (плакаты, учебное оборудование) соответствующее учебной дисциплине;
  • медиапроектор;
  1. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2003.
  2. Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2003.
  3. Мякишев Г.Я. Физика: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений,М.: Просвещение, 2004. – 336 с.
  4. Мякишев Г.Я. Физика: Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. Учреждений,М.: Просвещение, 2004. – 336 с.
  5. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 кл.: пособие для общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.
  6. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2003.
  7. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. – М., 2003.

Дополнительные источники:

  1. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005.
  2. Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2004.
  3. Гельфгат И.М. 1001 задача по физике с решениями. Изд. «Развивающее обучение». - 1995.
  4. Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005.
  5. Горбушин Ш.А. Азбука физики Ижевск.: Удмуртия. – 2000 г.
  6. Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
  7. Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
  8. Зисман Г.А. Курс общей физики I часть М.: «Наука» -1995.
  9. Зисман Г.А. Курс общей физики II часть М.: «Наука» -1995.
  10. Зисман Г.А. Курс общей физики III часть М.: «Наука» -1995.
  11. Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.
  12. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.
  13. Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
  14. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.
  15. Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.
  16. Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
  17. Пинский А.А. Физика с основами электротехники. М.: Высшая школа - 1985.
  18. Рабиза Ф.В. Забавная физика для детей. М.: - 2002. – 225с.
  19. Тренин А. Готовимся к экзамену по физике. М.: «Айрис». – 2003. -288с.
  20. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2004.

Интернет ресурсы

  1. http://www.ph4s.ru/books_phys.html
  2. http://www.physics.ru/
  3. http://www.curator.ru/e-books/physics.html
  4. http://www.all-fizika.com/article/index.php?id_article=2

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего, тематического  контроля и итоговой аттестации. Текущий контроль знаний может иметь следующие виды:  устный опрос;  проверка выполнения письменных заданий, практических заданий, самостоятельной работы;  защита практических работ; тестирование, контрольные работы. Тематический контроль предполагает проведение контрольных работ и оценку результатов. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.

В результате освоения дисциплины обучающийся овладевает УУД:

Результаты обучения (Личностные, метапредметные, предметные)

Формы, методы контроля и оценка результатов обучения.

личностные:

чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки;

физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития

в выбранной профессиональной деятельности;

умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметные:

использование различных видов познавательной деятельности для решения

физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметные:

сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

владение основными методами научного познания, используемыми в физике:  наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

сформированность умения решать физические задачи;

сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. 

Входной контроль:

-тестирование

Текущий контроль:

-тесты, лабораторные, практические и контрольные работы.

Тематический контроль:

- тесты, лабораторные, практические и контрольные работы.

Рубежный контроль:

- дифференцированный зачет по разделам: динамика, электродинамика, световые и электромагнитные волны

Итоговый контроль:

-экзамен

Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

Александр Григорьевич Столетов — русский физик.

Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.

Альтернативная энергетика.

Акустические свойства полупроводников.

Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики.

Асинхронный двигатель.

Астероиды.

Астрономия наших дней.

Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.

Бесконтактные методы контроля температуры.

Биполярные транзисторы.

Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель.

Величайшие открытия физики.

Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.

Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.

Вселенная и темная материя.

Галилео Галилей — основатель точного естествознания.

Голография и ее применение.

Движение тела переменной массы.

Дифракция в нашей жизни.

Жидкие кристаллы.

Законы Кирхгофа для электрической цепи.

Законы сохранения в механике.

Значение открытий Галилея.

Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники.

Исаак Ньютон — создатель классической физики.

Использование электроэнергии в транспорте.

Классификация и характеристики элементарных частиц.

Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.

Конструкция и виды лазеров.

Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).

Лазерные технологии и их использование.

Леонардо да Винчи — ученый и изобретатель.

Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения

магнитного потока, магнитной индукции).

Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле.

Макс Планк.

Метод меченых атомов.

Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.

Методы определения плотности.

Михаил Васильевич Ломоносов — ученый энциклопедист.

Модели атома. Опыт Резерфорда.

Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.

Молния — газовый разряд в природных условиях.

Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и приклад

ной науки и техники.

Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.

Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира.

Нильс Бор — один из создателей современной физики.

Нуклеосинтез во Вселенной.

Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики.

Оптические явления в природе.

Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости.

Переменный электрический ток и его применение.

Плазма — четвертое состояние вещества.

Планеты Солнечной системы.

Полупроводниковые датчики температуры.

Применение жидких кристаллов в промышленности.

Применение ядерных реакторов.

Природа ферромагнетизма.

Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.

Производство, передача и использование электроэнергии.

Происхождение Солнечной системы.

Пьезоэлектрический эффект его применение.

Развитие средств связи и радио.

Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.

Реликтовое излучение.

Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.

Рождение и эволюция звезд.

Роль К. Э. Циолковского в развитии космонавтики.

Свет — электромагнитная волна.

Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетно- космической техники.

Силы трения.

Современная спутниковая связь.

Современная физическая картина мира.

Современные средства связи.

Солнце — источник жизни на Земле.

Трансформаторы.

Ультразвук (получение, свойства, применение).

Управляемый термоядерный синтез.

Ускорители заряженных частиц.

Физика и музыка.

Физические свойства атмосферы.

Фотоэлементы.

Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.

Ханс Кристиан Эрстед — основоположник электромагнетизма.

Черные дыры.

Шкала электромагнитных волн.

Экологические проблемы и возможные пути их решения.

Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.

Эмилий Христианович Ленц — русский физик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике для профессии 110809 "Механизация сельского хозяйства"

Программа разработана в соответствии с  «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессиональн...

Учебно-методический материал рабочая программа по физике 2011

Программа учебной дисциплины «Физика»  предназначена  для  изучения физики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу...

Рабочая программа по физике

Рабочая программа по физике...

Рабочая программа по физике

Рабочая программа по физике для СПО...

Рабочая программа дисциплины "Физика"

Рабочая программа для специальностей СПО на 169 часов по стандартам третьего поколения...

Рабочая программа по физике 7-9 класс на 2 часа в неделю

Рабочая программа по физике 7-9 класс  составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник,А.В.Перышкин...

Рабочая программа по физике 7-9 класс на 2 часа в неделю

Рабочая программа по физике 7-9 класс  составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник,А.В.Перышкин...