Рабочая программа по физике
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ саратовской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
саратовской области
начального профессионального образования
«профессиональное училище № 77»
Утверждаю
директор гбоу со нпо «пу № 77»
_____________ К.м. Арестанов
«_____» ________________ 2013 г
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
________________________ФИЗИКА_________________________
название учебной дисциплины
2013г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» для специальностей среднего профессионального образования технического и естественнонаучного профиля.
Составитель: Макарова С.В. преподаватель Физики Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области начальное профессиональное образование «Профессиональное училище № 77»
Рецензенты _____________________________________________
______________________________________________
Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.
Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО по специальностям СПО («Повар, кондитер», «Сварщик», «Тракторист-машинист с/х производства») с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
| |
| |
| |
|
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации среднего общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) физика изучается в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При освоении профессий и специальностей СПО технического профиля физика изучается как профильный учебный предмет: в учреждениях СПО – в объеме 258 - 172 часов
При освоении профессий и специальностей СПО естественнонаучного профиля физика изучается также как профильный учебный предмет: в учреждениях СПО – в объеме 260 - 172 часов
Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего общего образования базового уровня.
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
В программе по физике, реализуемой при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля, профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.
Программа, реализуемая при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям естественнонаучного профиля, не имеет явно выраженной профильной составляющей, так как профессии и специальности, относящиеся к этому профилю обучения, не имеют преимущественной связи с тем или иным разделом физики. Однако в зависимости от получаемой профессии в рамках естественнонаучного профиля повышенное внимание может быть уделено изучению раздела «Молекулярная физика. Термодинамика», отдельных тем раздела «Электродинамика» и особенно тем экологического содержания, присутствующих почти в каждом разделе.
В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами.
Программа содержит примерные тематические планы, отражающие количество часов, выделяемое на изучение физики в учреждениях НПО и СПО при овладении обучающимися профессиями и специальностями технического и естественнонаучного профилей.
В тематические планы включены физический практикум, предусматривающий выполнение лабораторных работ и решение более сложных задач на материале того раздела физики, который связан с получаемой профессией, а также резерв учебного времени, предоставляющий преподавателю возможность внести в содержание обучения дополнительный профессионально значимый материал.
Примерная программа учебной дисциплины «Физика» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, демонстраций, лабораторных работ, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.
2. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
___________________________Физика_______________________________
название дисциплины
2.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего общего образования по физике (базовый уровень).
2.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
«Физика» является дисциплиной, закладывающей базу для последующего изучения специальных предметов. Физика - общая наука о природе, дающая диалектно -материалистическое понимание окружающего мира. Человек, получивший среднее профессиональное образование, должен знать основы современной физики, которая имеет не только важное общеобразовательное, мировоззренческое, но и прикладное значение.
Учебная дисциплина «Физика» относится к циклу общеобразовательная подготовка.
2.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что:
наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; - приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза закон, теория, вещество, взаимодействие;
- смысл физических величии: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося__258__часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __172__ часов;
самостоятельной работы обучающегося _86_ часов.
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | (Т) 258/260 (Е) |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 172 |
в том числе: | |
лабораторные работы | (Т)16/18 (Е) |
практические занятия | 34 |
контрольные работы | 10 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 86 |
в том числе: | |
реферирование конспектирование выполнение практических заданий подготовка проекта | 18 16 20 4 |
Итоговая аттестация в форме (указать) ЭКЗАМЕН |
Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.
4. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ___физика_____
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
ВВЕДЕНИЕ | 2/2 | Входной контроль.Физика как наука и основа естествознания. Научный метод познания окружающего мира. Физическая теория. | 2 | 1 |
Раздел 1. Механика | ||||
Тема 1.1. Кинематика. | 2/4 | Основные понятия кинематики. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Принцип относительности. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. | 6 | 1 |
2/6 | Равноускоренное прямолинейное движение.Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. | 1-2 | ||
2/8 | Практикум по решению задач по теме «Ускорение. Равнопеременное движение» Контрольная работа № 1 «Кинематика» | 1-2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 2 | |||
Контрольные работы | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся «Решение задач на равнопеременное движение» | 2 | |||
Тема 1.2. Кинематика твердого тела. | 2/10 | Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения. | 2 | 1 |
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся «Решение задач на вращательное движение» | 2 | |||
Тема 1.3. Динамика | 2/12 | Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. | 4 | 1 |
2/14 | Третий закон Ньютона. Практикум по решению задач по теме: «Динамика». | 1-2 | ||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | 1 | |||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Доклад про деятельность Ньютона | 2 | |||
Тема 1.4. Силы в природе. | 2/16 | Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. | 6 | 1 |
2/18 | Сила упругости. Закон Гука. Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и упругости». | 1-2 | ||
2/20 | Силы трения. Практикум по решению задач по теме «Силы в природе» | 1-2 | ||
Лабораторные работы | 1 | |||
Практические занятия | 1 | |||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач на силы в природе | 4 | |||
Тема 1. 5. Законы сохранения в механике. | 2/22 | Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. | 6 | 1 |
2/24 | Лабораторная работа № 2 « Изучение закона сохранения механической энергии». Практикум по решению задач по теме «Законы сохранения в механике». | 2 | ||
2/26 | Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа №2по теме: «Кинематика. Динамика». | |||
Лабораторные работы | 1 | |||
Практические занятия | 1 | |||
Контрольные работы | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач на тему «Кинематика, динамика» | 4 | |||
Раздел 2. Молекулярная физика. | ||||
Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории | 2/28 | Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. | 4 | 1 |
2/30 | Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Практикум по решению задач по теме «Основы МКТ». | 1-2 | ||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | 1 | |||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач: тема «Масса и размер молекул» | 4 | |||
Тема 2.2. Температура. Энергия теплового движения молекул. | 2/32 | Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа. | 3 | 1 |
1/33 | Решение задач по теме «Основы молекулярно-кинетической теории. Температура». | 2 | ||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | 1 | |||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Реферат «Измерение температуры»; Решение задач: тема «Температура в МКТ теории газа». | 4 | |||
Тема 2.3. Уравнение состояния идеального газа. | 1/34 | Уравнение Менделеева—Клапейрона. Газовые законы. | 3 | 1 |
2/36 | Решение задач по теме: «Уравнение Менделеева—Клапейрона». Лабораторная работа №3 « Опытная проверка закона Бойля — Мариотта». | 2 | ||
Лабораторные работы | 1 | |||
Практические занятия | 1 | |||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач: тема «Уравнение теплового баланса» Работа с графиками изопроцессов. | 6 | |||
Тема 2.4. Термодинамика. | 2/38 | Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики. | 4 | 1 |
2/40 | Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. КПД двигателей. Практикум по решению задач по теме «Термодинамика». | 1-2 | ||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | 1 | |||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений по теме « Работа в термодинамике» Реферат « Тепловые двигатели» Решение задач: тема «Первый закон термодинамики | 6 | |||
Тема 2.5. Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. | 2/42 | Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Лабораторная работа №4 «Определение влажности» Кристаллические и аморфные тела. | 6 | 1-2 |
2/44 | Механические свойства твердых тел. Лабораторная работа №5 « Измерение модуля упругости резины». | 1-2 | ||
2/46 | Практикум по решению задач по теме: «Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела». Контрольная работа №3 по теме «Молекулярная физика. Термодинамика». | |||
Лабораторные работы | 2 | |||
Практические занятия | 1 | |||
Контрольные работы | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач: тема «Насыщенные пары. Влажность воздуха» Реферат «Жидкие кристаллы в природе» | 6 | |||
Раздел 3. Электродинамика | ||||
Тема 3.1. Электростатика | 2/48 | Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | 10 | 1 |
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. | 1 | |||
2/50 | Практикум по решению задач по теме «Закон Кулона. Напряженность электрического поля». | 2 | ||
Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. | 1 | |||
2/52 | Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. | 1 | ||
Связь между напряженностью электростатического поля и напряжением. | 1 | |||
2/54 | Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора. | 1 | ||
Практикум по решению задач по теме: «Потенциал. Работа эл.поля. Электроемкость. Энергия эл.поля». | 2 | |||
2/56 | Подготовка к контрольной работе. | 2 | ||
Контрольная работа №4 по теме: «Электростатика». | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | 2 | |||
Контрольные работы | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений по теме: «Параметры электрического поля» Конспект «Поляризация диэлектриков» | 6 | |||
Тема 3.2. Постоянный электрический ток. | 2/58 | Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. | 8 | 1 |
Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. | 1 | |||
2/60 | Практикум по решению задач по теме «закон Ома для участка цепи. Соединение проводников» | 2 | ||
Работа и мощность тока. | 1 | |||
2/62 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | 1 | ||
Решение задач по теме «Постоянный электрический ток». | 2 | |||
2/64 | Подготовка к контрольной работе. | 2 | ||
Контрольная работа №5 по теме: «Постоянный электрический ток». | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Реферат «Применение теплового действия электрического тока» Проект «Расчет эквивалентного сопротивления смешанных сопротивлений проводников» | 6 | |||
Тема 3.3. Электрический ток в различных средах. | 2/66 | Электрический ток в металлах. | 6 | 1 |
Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Р-n переход. | 1 | |||
2/68 | Электрический ток в жидкостях. | 1 | ||
Электрический ток в вакууме. | 1 | |||
2/70 | Электрический ток в газах. Плазма. | 1 | ||
Решение тестовых задач по теме «Электрический ток в различных средах». | 2 | |||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Конспект «Виды полупроводников» | 2 | |||
Тема 3.4. Магнитное поле. | 2/72 | Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. | 4 | 1 |
Сила Лоренца. | 1 | |||
2/74 | Практикум по решению задач по теме «Расчет силы Ампера и силы Лоренца». | 2 | ||
Магнитные свойства вещества. | 1 | |||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач на расчет Силы Ампера | 2 | |||
Тема 3.5. Электро- магнитная индукция | 2/76 | Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Магнитный поток. | 8 | 1 |
Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. | 1 | |||
2/78 | Практикум по решению задач по теме «Магнитный поток. Закон ЭМИ». | 2 | ||
Самоиндукция. Индуктивность. | 1 | |||
2/80 | Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. | 1 | ||
Практикум по решению задач по теме: «Энергия магнитного поля тока». | 2 | |||
2/82 | Подготовка к контрольной работе. | 2 | ||
Контрольная работа №6 по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция». | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Реферат «Фарадей и открытие электромагнитной индукции» Конспект «Изучение правила Ленца» | 4 | |||
Раздел 4. Колебания и волны | ||||
Тема 4.1. Механические колебания. | 2/84 | Свободные колебания. Математический маятник. | 2 | 1 |
Лабораторная работа № 6 «Определение ускорения свободного падения с помощью маятника». | 2 | |||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Тема 4.2. Электрические колебания. | 2/86 | Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. | 3 | 1 |
Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. | 1 | |||
1/87 | Практикум по решению задач по теме «свободные и вынужденные колебания». | 2 | ||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Проект «Расчет параметров колебательного контура» Выполнение упражнений по теме «Расчет цепей переменного тока» | 6 | |||
Тема 4.3. Производство, передача и потребление электроэнергии | 1/88 | Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. | 2 | 1 |
1/89 | Практикум по решению задач по теме «Трансформатор» | 2 | ||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Тема 4.4. Электромагнитные волны | 1/90 | Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. | 5 | 1 |
2/92 | Принцип радиосвязи. Телевидение. | 1 | ||
Практикум по решению задач по теме «Колебания и волны». | 2 | |||
2/94 | Подготовка к контрольной работе. | 2 | ||
Контрольная работа №7 по теме «Колебания и волны». | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Конспект «Электромагнитное поле» Реферат «Современная мобильная связь» | 4 | |||
Раздел 5. Оптика | ||||
Тема 5.1. Геометричес-кая и волновая оптика. | 2/96 | Световые лучи. Закон отражения и преломления света. Призма. | 12 | 1 |
Лабораторная работа № 7 «Измерение показателя преломления стекла». | 2 | |||
2/98 | Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. | 1 | ||
Практикум по решению задач по теме «Законы отражения и преломления света». | 2 | |||
2/100 | Свет. Электромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. | 1 | ||
Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. | 1 | |||
2/102 | Дифракция света. Дифракционная решетка. | 1 | ||
Лабораторная работа № 8 «Измерение длины световой волны». | 2 | |||
2/104 | Лабораторная работа:№9 «Наблюдение интерференции и дифракции света» | 2 | ||
Поперечность световых волн. Поляризация света. | 1 | |||
2/106 | Подготовка к контрольной работе. | 2 | ||
Контрольная работа №8 «Оптика» | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Конспект «Кольца Ньютона» Выполнение упражнений по теме «Дифракционная решетка» | 4 | |||
Тема 5.2. Излучение и спектры. | 2/108 | Излучение и спектры. Спектральный анализ. | 2 | 1 |
Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучения. Шкала электромагнитных излучений. | 1 | |||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Раздел 6.Основы специальной теории относительности | ||||
Тема 6.1. СТО | 2/110 | Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. | 2 | 1 |
Релятивистская динамика. Связь массы и энергии. | 1 | |||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Реферат «Эйнштейн и его теория относительности» | 2 | |||
Раздел 7. Квантовая физика. | ||||
Тема 7.1. Световые кванты | 2/112 | Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. | 4 | 1 |
Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. | 1 | |||
2/114 | Решение задач по теме «Уравнение фотоэффекта». | 2 | ||
Опыты Лебедева и Вавилова. | 1 | |||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Тема 7.2. Атомная физика. | 2/116 | Строение атома. Опыты Резерфорда. | 2 | 1 |
Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. | 1 | |||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Тема 7.3. Физика атомного ядра. | 2/118 | Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. | 12 | 1 |
Лабораторная работа:№10 «Изучение треков заряженных частиц.» | 2 | |||
2/120 | Закон радиоактивного распада и его статистический характер. | 1 | ||
Практикум по решению задач по теме «Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада». | 2 | |||
2/122 | Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. | 1 | ||
Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. | 1 | |||
2/124 | Практикум по решению задач по теме «Состав атомного ядра. Энергетический выход реакции». | 2 | ||
Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. | 1 | |||
2/126 | Физика элементарных частиц. | 1 | ||
Решение задач по теме «Физика атомного ядра». | 2 | |||
2/128 | Подготовка к контрольной работе. | 2 | ||
Контрольная работа №9 по теме «Квантовая физика и физика атомного ядра». | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Реферат «Эйнштейн и его теория относительности» Конспект «Люминесценция» Конспект «Биологическое действие радиации» Конспект «Применение изотопов» Реферат «Применение лазеров» | 10 | |||
Раздел 8. Строение и эволюция Вселенной. | ||||
2/130 | Видимое движение планет Солнечной системы. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы. Система Земля – Луна. | 6 | 1 | |
Видимое движение Солнца. Смена сезонов года и тепловые пояса. Условия наступления лунных и солнечных затмений. | 1 | |||
2/132 | Физические свойства планет Солнечной системы. | 1 | ||
Происхождение и эволюция Солнечной системы. Солнце – ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. | 1 | |||
2/134 | Распределение звезд в пространстве. Млечный путь. | 1 | ||
Современные представления о происхождении и эволюции звезд и галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. | 1 | |||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Физический практикум | ||||
2/136 | Определение плотности тела. | 16 | 2 | |
2/138 | Определение жесткости пружины. | 2 | ||
2/140 | Определение коэффициента трения. | 2 | ||
2/142 | Определение коэффициента поверхностного натяжения. | 2 | ||
2/144 | Изучение последовательного соединения проводников. | 2 | ||
2/146 | Изучение параллельного соединения проводников. | 2 | ||
2/148 | Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | 2 | ||
2/150 | Изучение явления ЭМИ. | 2 | ||
Обобщающее повторение | ||||
Повторение темы «Механика» | 23 | |||
2/152 | Повторение по теме «Кинематика». | 2 | ||
2/153 | Повторение по теме «Динамика». | 2 | ||
Повторение по теме «Законы сохранения» | 2 | |||
2/155 | Решение тестовых заданий по темам: «Динамика» и «Законы сохранения». | 2 | ||
2 | ||||
1/157 | Решение тестовых заданий по теме «Колебания и волны». | 2 | ||
Повторение темы «Молекулярная физика. Термодинамика» | ||||
1/158 | Повторение по теме «Молекулярная физика». | 2 | ||
2/160 | Решение тестовых заданий по теме «Молекулярная физика» | 2 | ||
2/162 | Решение тестовых заданий по теме «Термодинамика» | 2 | ||
Решение графических задач на газовые законы. | 2 | |||
Повторение темы «Электродинамика» | ||||
2/164 | Повторение по теме «Электростатика». | 2 | ||
Повторение по теме «Законы постоянного тока». | 2 | |||
2/166 | Повторение по теме «Соединения проводников». | 2 | ||
Повторение по теме «Магнитное поле». | 2 | |||
Повторение по теме «Электромагнитные волны». | 2 | |||
1/169 | Решение тестовых задач по теме «Электродинамика». | 2 | ||
Повторение темы «Квантовая физика». | ||||
1/170 | Повторение по теме «Квантовая физика». | 2 | ||
2/171 | Решение тестовых заданий по теме «Квантовая физика». | 2 | ||
1/172 | Итоговая контрольная работа. | |||
Всего: | 258 |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
5. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места студентов;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая меловая доска;
- наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Технические средства обучения:
- ПК,
- видеопроектор,
- проекционный экран.
5.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005.
Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005.
Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2003.
Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2003.
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2003.
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. – М., 2003.
Для преподавателей
Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2004.
Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.
Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.
Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2004.
Интернет - ресурсы
Открытый Колледж. Физика. http://college.ru/
«Практикующего физика» http://metod-f.narod.ru/index.html
"Физика", газета издания "Первое сентября" http://fiz.1september.ru/
Школьный курс физики. http://www.cjb.net/
Физика.RU
Институт новых технологий. Компьютерный курс "Живая Физика"
Компьютерные диски по физике в виде фильмов. http://www.umsolver.com/
Сайты по методике преподавания физики
Открытый колледж. Страница "Учителю"
Сетевое методическое объединение учителей физики
Виртуальное методическое объединение учителей физики, астрономии и естествознания.
Электронная библиотека статей по образованию.
Электронные журналы, электронные учебники
"Открытая Физика 2.5. Части I и II" электронный учебник
"Открытая Астрономия 2.0" электронный учебник
Анимированные картинки по атомной физике. Строение атомов
"Квант" физико-математический журнал
Электронный учебник "Ядерная физика и строение Солнца".
Кирилл и Мефодий. Виртуальная школа 10 класс
Виртуальная школа 11 класс вставить
Дистанционное обучение
Программа дистанционного обучения физике
Программа "Абитуриент"
Программно-методический комплекс Активная физика
Дистанционное обучение. Задачи с вариантами ответов.
Дистанционное обучение физике. Кирилл и Мефодий.
Internet-портал дистанционного обучения "Открытый Колледж"
Дистанционное обучение СПбГИТМО(ТУ). Электронные учебники по механике жидкостей и газов, основам оптики.
Дистанционное обучение в Московском Государственном Индустриальном университете.
Интернет - репетитор по физике.
Дистанционные уроки по физик
Дистанционный урок по физике. Электризация.
Дистанционные уроки по физике. Дифракция света.
Школьное образование в Internet
Школьное образование в Интернетe. Самая полная коллекция ссылок.
Школьный сектор ассоциации РЕЛАРН. Электронный еженедельник "Педсовет по средам".
Российская образовательная телекоммуникационная сеть.
Лаборатория обучения физики и астрономии
Проблемы стандарта образования. Дидактика и методика обучения физике и астрономии в школе.
Школы в Интернет. Ссылки и доступ к сайтам в фрейме : проекты, школы, образовательные серверы, книги, учебники.
Педагогический Интернет в России.
Кирилл и Мефодий
Порталы: виртуальная школа, студентам и школьникам. Наиболее полное справочно- энциклопедическое издание в сети Интернет.
6. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знать:
Уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
| 1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. 2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу физики; выявление мотивации к изучению нового материала. 3. Текущий контроль в форме: - защиты практических занятий; - контрольных работ по темам разделов дисциплины; - тестирования; - домашней работы; - отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации /буклета, информационное сообщение). 4. Итоговая аттестация в форме экзамена. |
Макарова Светлана Владимировна
Преподаватель физики ГБОУ СО НПО «Профессиональное училище № 77»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика
для специальностей среднего профессионального образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/02/picture-43161-1656759082.jpg)
Рабочая программа по физике для профессии 110809 "Механизация сельского хозяйства"
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессиональн...
Учебно-методический материал рабочая программа по физике 2011
Программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-434109-1396971914.jpg)
Рабочая программа дисциплины "Физика"
Рабочая программа для специальностей СПО на 169 часов по стандартам третьего поколения...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/08/picture-377500-1433750121.jpg)
Рабочая программа по физике для специальности 150415 "Сварочное производство"
В материале представлена рабочая программа учебной дисциплины "Физика" для специальности "Сварочное производство"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/08/picture-377500-1433750121.jpg)
Практические работы к рабочей программе по физике для специальности "Сварочное производство"
В материале представлен комплект практических работ к рабочей программе учебной дисциплины "Физика" для специальности "Сварочное производство" , изучаемой заочно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-543708-1417713049.jpg)
Рабочие программы по физике 2014 (НПО и СПО)
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА общеобразовательного цикла образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.17 Повар, кондите...