ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Влияние цветовой гаммы в оформлении кабинетов на восприятие информации и настроение студентов.»
творческая работа учащихся

Шестакова Наталия Николаевна

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Влияние цветовой гаммы в оформлении кабинетов на восприятие информации и настроение студентов.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issled._rabota.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное профессиональное образовательное

автономное учреждение Амурской области

«Амурский технический колледж»

                                                                                                           

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Влияние цветовой гаммы в оформлении кабинетов на восприятие информации и настроение студентов.»

Студента     Ш-2            Бавыкин А.

                          (номер группы)                  (И.О.Фамилия)                                                                                

Отделение № 3

Основная профессиональная образовательная программа по профессии

08.01.08 « Мастер отделочных строительных работ»

                                                                  (шифр и наименование профессии)

Форма обучения очная

Руководитель: Шестакова Н.Н

                                          (И.О.Фамилия)                        

                         

г. Свободный, 2018

Введение

Темой данной исследовательской работы является влияние цветового оформления учебных помещений на поведение, способность к восприятию учебного материала и настроение студентов колледжа.

Данная тема представляет особую актуальность, так как настроение студентов играет большую роль в образовательном процессе.

Испытывая «подавленное» настроение студент не сможет в полной мере погрузиться в учебную деятельность, не будет полностью усвоен урок, будет вести себя на уроке пассивно, неадекватно, процесс восприятия материала будет заторможенным. Обучающиеся  с «хорошим» настроением, получать учебные знания намного легче, легко усваивается материал на уроке. Студент активен, общителен, проявляет интерес к происходящим вокруг него событиям.

Целью исследовательской работы является изучение влияния цветовой гаммы в оформлении кабинетов на восприятие информации и настроение студентов.

Предмет исследования: цвет и его влияние на восприятие информации студентов.

Объект исследования: студенты 1-3 курса ГПОАУ АТК г. Шимановска.

Гипотеза:  предполагаю, что цветовая гамма, используемая в оформлении кабинетов, оказывает значительное влияние на настроение обучающихся, их поведение, способность к восприятию учебного материала.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  • определение понятия и сущности цвета,
  • исследование, что означает каждый цвет спектра и как он влияет на самочувствие человека (психология цвета),
  • проведение тестов среди студентов колледжа для определения особенности восприятия ими цвета,
  • выявление неблагоприятных цветовых гамм классов,
  • разработка рекомендации по использованию цветовой гаммы в оформлении кабинетов.

Для исследования влияния цветовой гаммы на восприятие информации обучающимися выбрала следующие методы:

  • анализ литературы по данному вопросу;
  • исследование цветовой гаммы в оформлении школьных кабинетов;
  • наблюдение за обучающимися колледжа;
  • анкетирование среди обучающихся.

  1. Определение понятия и сущности цвета

Цвет-это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света, т.е свет + зрение = цвет. Цвет как явление изучается целым рядом наук

Наш земляк М.В.Ломоносов предложил гипотезу о трехкомпонентности цветового зрения, не утратившую ценности и в наши дни. Он обратил внимание на то, что наш глаз имеет три цветоощущающих приемника и всегда требует их совместной деятельности — для наших глаз необходим цветовой баланс. Сочетание двух дополнительных цветов вызывает гармоничное ощущение потому, что один из них является суммой двух основных цветов. Таким образом, в каждой паре взаимодополнительных цветов присутствуют три цвета.

  • Гипотеза М. В. Ломоносова

Представление о биофизическом восприятии цвета в середине XVIII столетия впервые ввел М. В. Ломоносов. Это было его «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее, июля 1-го дня 1756 года говоренное». Основные положения гипотезы Ломоносова:

  1. количество основных цветов сведено к трем (красный, зелёный, жёлтый) — это то минимальное число цветов, которые в различной комбинации позволяют получить все цветовые тона (правда, не все воспринимаемые цвета);
  2. воздействие на глаз различно по характеру, но едино по своей природе («коловратное движение эфира»);
  3. необходимость и достаточность анализа трёх зон спектра.

Так в теориях цветового зрения появилось число «три». Гипотеза Ломоносова была первой, которая содержала все основные требования, предъявляемые к теории.

  1. Значение цвета спектра и его влияние на самочувствие человека (психология цвета)

По данным многочисленных исследований, цвет влияет на психофизиологическое состояние человека (изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечно-сосудистой системы, восприятие боли, температуры, времени, пространства, размера, веса, психический статус).

Поскольку цвет влияет на повседневное поведение людей, есть смысл разобраться, как и почему возникают физические реакции на каждый цвет, и узнать, как наилучшим образом использовать эту информацию в учебных целях.

Наша эмоциональная реакция на цвет невероятно сильна. Восприятие цвета зависит от физиологических особенностей ваших глаз и от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки. Нет "плохих" или "хороших" цветов, речь идет лишь о возможности выбора видов цветовой коммуникации.

Давайте рассмотрим особенности каждого из основных цветов.

Красный

Красный цвет говорит об опасности, возбуждении, страсти, силе, агрессии и успехе. Это не только эмоциональная, но и физиологическая реакция. Красный цвет вызывает шок, он целиком захватывает внимание и требует усилий для восприятия. Сосредоточение на красном цвете приводит к повышению пульса и кровяного давления. Красный цвет заметнее других. Благодаря своему мощному воздействию на вашу периферийную нервную систему красный может сделать вас непоседливым и неустанным. 

Желтый

Желтый производит вдохновляющий и стимулирующий эффект на нервную систему. Психологи утверждают, что желтый цвет — самый счастливый цвет спектра, он внушает оптимизм и радость. Обозначает мудрость, интеллект, воображение, склонность к спонтанности. Желтый цвет мгновенно регистрируется мозгом, стимулируя его работу и нервную систему. Желтый является психическим стимулятором. Высокая степень видимости желтого цвета способствует быстрому, четкому мышлению.

Оранжевый

Этот цвет способствует увеличению притока кислорода в наш мозг, усиливает творческую активность. Оранжевый цвет образован при смешении красного с желтым, поэтому в нем присутствуют качества обоих цветов. Он обладает энергией и жизненной силой красного и, как и желтый, создаст ощущение счастья. Оранжевый понуждает к спонтанности и удовольствиям. Оранжевый возбуждает аппетит. Темно-оранжевый имеет наибольшее возбуждающее воздействие, потом алый и желто-оранжевый.Оранжевый обладает стимулирующими свойствами, создает впечатление дружелюбия, открытости, склонности к авантюрам, способствует креативному мышлению.

Зеленый

Этот цвет связан с представлениями о жизни и росте, считается расслабляющим и успокаивающим. Освещение зеленым понижает кровяное давление, полезно при нервном возбуждении. В отличие от других цветов спектра, зеленый воспринимается непосредственно сетчаткой глаза без какой-либо рефракции. Считается, что он обладает целительными свойствами, способностью успокаивать и освежать. Чем больше приглушен зеленый цвет, тем выше его успокаивающие свойства. Это одна из причин, почему стены больниц красят в цвета морской волны.

Синий.

Самый популярный среди цветов “холодной” гаммы. Оттенки светло-синего тоже создают ощущение покоя и несут расслабляющий и “освежающий” эффект. Бледно-голубые оттенки символизируют молодость, морские - совершенство и бесконечность, а иссиня-чёрные - авторитет и власть.

Бежевый цвет 

Обладает внутренней теплотой, заряжает положительной энергией и способствует формированию душевной гармонии и усвоению информации.

Анкетирование

  1. В каких кабинетах вы чувствуете себя комфортно?

№ кабинета

7

8

15

17

Спорт. зал

14

12

2

9

16

13

Кол-во ответов

12

7

5

1

2

4

1

2

1

3

1

39

В процентном соотношении

31

18

13

2,5

5

10

2,5

5

2,5

7

2,5

100

2. Какие кабинеты вы бы хотели перекрасить?

№ Кабинет

12

16

13

17

15

8

Кол-во ответов

7

12

10

4

2

4

39

В процентном соотношении

18

30

26

10

6

10

100

  1. Какой цвет оказывает благоприятное воздействие на вас?

Цвет

Бежевый

Персиковый

Сиреневый

Светло-зеленый

Розовый

Голубой

Кол-во ответов

12

5

3

12

4

3

39

В процентном соотношении

30

13

8

30

10

9

  1. Как вы считаете, какая цветовая гамма не благоприятна для оформления кабинетов?

Цвет

Чёрный

Белый

Коричневый

Синий

Красный

Зеленый

Кол-во ответов

10

10

5

5

6

3

39

В процентном соотношении

26

26

13

13

15

7

100

Выявление неблагоприятных цветовых гамм классов

Изучив психологию цвета, мы выявили, что не все цвета пригодны для оформление учебных кабинетов. Яркие, темные цвета (такие как красный, черный, синий) нельзя использовать в оформлении учебных кабинетов. Эти цвета агрессивно воздействуют на человека и снижают восприятие учебной информации.

Рекомендации по использованию цветовой гаммы в оформлении кабинетов.

Дизайн школьных помещений желательно выдержать в нейтральных тонах с добавлением цветовых акцентов. Благоприятными для рабочей атмосферы школы считаются следующие цвета: приглушенный желтый, розовый, бежевый, ненасыщенные холодные цвета – голубой, серо-голубой.

Приятный, ненавязчивый и уютный интерьер – немаловажный стимул и ключ к успешному обучению, ведь студент проводит в колледже большую часть своего времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Влияние электромагнитного поля, излучаемого компьютером, на организм человека"

Исследовательская работа студентки 1 курса, занявшая 1 место на зональной  научно - практической студенческой конференции в секции "Физика"....

Исследовательская работа «Влияние насекомых вредителей на возобновление дуба черешчатого в лесах Апшеронского района»

Один из неотъемлемых атрибутов всех биологических систем – способность к естественной регенерации, к наследованию свойств – практически утрачен в свежих дубравах предгорий Северо – Западного Кавказа и...

Исследовательская работа "Влияние компьютерных игр на здоровье"

Исследовательская работа "Влияние компьютерных игр на здоровье...

Исследовательская работа "Влияние современных гаджетов на организм человека"

В XXI век – век передовых технологий, невозможно представить жизнь человека без общения посредством мобильного телефона. На сегодняшний день это часть нашей жизни, ее символ. И ни у кого сейчас ...

Исследовательская работа "Влияние английского языка на русский компьютерный сленг"

Проблема исследования русского компьютерного сленга кажется нам актуальной, так как этот пласт лексики прочно вошел не только в лексикон пользователей компьютера, но и проник в сферу общего употреблен...

Исследовательская работа "Влияние улыбки и смеха на настроение и самочувствие людей"

Материал представляет собой ряд исследований, доказывающих, как улыбка и смех влияют на самочувствие и настроение людей...