Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
    методическая разработка

    Екатерина Валерьевна Моисеенко
    В современных условиях рациональное использование трудовых ресурсов является необходимым фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности. Причины неэффективной профессиональной деятельности многочисленны, однако большая часть из них (80%) прямо связана с физиологическими, психическими и социальными особенностями работников. Труд работников должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию. Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определённой подготовленности, и является источником существования людей. Некоторые индивиды за короткое время могут овладеть трудовыми навыками, быстро достигнуть профессионального совершенства, у других же, наоборот, «вхождение в профессию» затягивается, человек теряет интерес к профессии и приходит к иному виду деятельности. В настоящее время эта проблема достаточно актуальна, поскольку подростки, в общем, как и взрослое население, в связи с большой конкуренцией на рынке труда буквально «цепляются» за любую возможность трудоустройства. Поэтому важно с подросткового возраста достаточно точно определится со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями, умениями, навыками. Все эти проблемы помогает решить профориентация, которая является особой формой заботы общества о профессиональном становлении подросткового поколения, поддержки и развития природных дарований, и сопровождается проведением комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ

    по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

    Моисеенко Екатерина Валерьевна

    преподаватель специальных дисциплин

    ГБПОУ «Черемховского горнотехнического колледжа им. М.И. Щадова»

    665415, Иркутская область, город Черемхово, улица Ленина, дом 26

    телефон: 89086537566, 8(39546)5-07-50

    ПЕРЕЧЕНЬ:

    1. Аннотация
    2. Пояснительная записка
    3. Содержание
    4. Список литературы

    1. Аннотация

         Автор представленных методических рекомендаций является преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ «ЧГТК им. М.И. Щадова» по специальности 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

         Представленные разработки занятий по практическому применению метода профессиональных проб в ходе проведения профориентационных мероприятий можно использовать с обучающимися старших классов общеобразовательных организаций и всеми теми, кому интересна данная специальность. Методические рекомендации снабжены приложениями, позволяющими оценить практическую значимость мероприятия.

         Методические рекомендации могут быть использованы для проведения профессиональной ориентации школьников в рамках профориентационной работы в образовательных организациях среднего профессионального образования.

    1. Пояснительная записка

         В современных условиях рациональное использование трудовых ресурсов является необходимым фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности. Причины неэффективной профессиональной деятельности многочисленны, однако большая часть из них (80%) прямо связана с физиологическими, психическими и социальными особенностями работников. Труд работников должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.  Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определённой подготовленности, и является источником существования людей. Некоторые индивиды за короткое время могут овладеть трудовыми навыками, быстро достигнуть профессионального совершенства, у других же, наоборот, «вхождение в профессию» затягивается, человек теряет интерес к профессии и приходит к иному виду деятельности. В настоящее время эта проблема достаточно актуальна, поскольку подростки, в общем, как и взрослое население, в связи с большой конкуренцией на рынке труда буквально «цепляются» за любую возможность трудоустройства. Поэтому важно с подросткового возраста достаточно точно определится со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями, умениями, навыками. Все эти проблемы помогает решить профориентация, которая является особой формой заботы общества о профессиональном становлении подросткового поколения, поддержки и развития природных дарований, и сопровождается проведением комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

    Целью системы профессиональной ориентации является формирование у обучающихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.  В связи с этим профессиональная ориентация призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, что обеспечит эффективное использование кадрового потенциала и рациональное регулирование рынка труда.   В современных условиях рациональное использование трудовых ресурсов является необходимым фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности. Причины неэффективной профессиональной деятельности многочисленны, однако большая часть из них (80%) прямо связана с физиологическими, психическими и социальными особенностями работников. Труд работников должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию. Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определённой подготовленности, и является источником существования людей Некоторые индивиды за короткое время могут овладеть трудовыми навыками, быстро достигнуть профессионального совершенства, у других же, наоборот, «вхождение в профессию» затягивается, человек теряет интерес к профессии и приходит к иному виду деятельности. В настоящее время эта проблема достаточно актуальна, поскольку подростки, в общем, как и взрослое население, в связи с большой конкуренцией на рынке труда буквально «цепляются» за любую возможность трудоустройства. Поэтому важно с подросткового возраста достаточно точно определится со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями, умениями, навыками. Все эти проблемы помогает решить профориентация, которая является особой формой заботы общества о профессиональном становлении подросткового поколения, поддержки и развития природных дарований, и сопровождается проведением комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Целью системы профессиональной ориентации является формирование у обучающихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. В связи с этим профессиональная ориентация призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, что обеспечит эффективное использование кадрового потенциала и рациональное регулирование рынка труда.  Цель организации профессиональных проб — создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников.

    Задачи:

     познакомить учащихся с профессиями и специальностями, содержанием и характером труда работников, специалистов;

     формировать допрофессиональные знания, умения и навыки, опыт практической работы в конкретной профессиональной деятельности;

     развить и укрепить интерес к будущей профессии;

     оказать обучающимся помощь в профессиональном самоопределении;

     развить интереса к конкретной профессиональной деятельности;

     воспитать готовности к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.

         Методические рекомендации по организации и проведению профессиональной пробы по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»  предназначены для педагогов – практиков образовательных организаций СПО, которые организуют и проводят профессиональные пробы. Форма проведения профессиональной пробы  может быть взята за основу при организации подобных профориентационных мероприятий по другим специальностям.

    Цель методических рекомендаций: оказать методическую помощь педагогам и раскрыть опыт проведения профессиональных проб среди школьников.

    Ожидаемый результат от использования данных методических рекомендаций: педагог получит возможность подготовить и провести профориентационное мероприятие в форме заполнения рабочей тетради по специальности, выделяя в ней содержательные блоки, используя современные методические и технологические подходы.

    В качестве варианта была предложена методическая разработка «Рабочей тетради для профессиональных проб». Это методическое пособие имеет практическое, пропедевтическое значение. Оно выполняет обучающую функцию, касающуюся основных задач при разработке текущих упражнений и практических работ, составленных по степени сложности.

    Новизна и оригинальность методических рекомендаций заключаются в реализации инновационной формы профориентации, направленной на формирование позитивного имиджа специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» среди старшеклассников.

    1. Содержание

         Старший школьный возраст - это возраст формирования собственных взглядов и отношений. Именно в этом проявляется самостоятельность старшеклассников. Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, которые становятся состоянием собственного «Я». Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности.  Стремление к самостоятельности не исключает потребности в общении со взрослыми. Эта потребность в данном возрасте выше, чем в других возрастах. В юности возникает много проблем, которые со сверстниками решить невозможно. Им не хватает жизненного опыта. И тогда на помощь приходят взрослые. Поэтому перед родителями, учащимися и педагогами лежит большая ответственность за будущее подростков и за то чтобы подросток правильно выбрал свой профессиональный жизненный путь. Для того чтобы определиться с выбором профессии, необходимо соотнести множество различных факторов: свои потребности, самооценку, мечты, интересы, темперамент, способности, состояние здоровья и другие. Таким образом, незнание мира существующих профессий является трудностью и важнейшей проблемой профессионального самоопределения для современных подростков. Подросток должен не просто выбрать профессию, она должна ему нравиться, он должен учитывать потребности в профессии в том регионе, в котором он будет жить. Таким образом, формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, формирование адекватной самооценки, стремление к самовоспитанию и профессиональному самоопределению - основные новообразования в личности старшего школьника.

    Профессиональная проба включает три этапа:

    Подготовительный этап (Приложение 1)При выполнении этого этапа учащиеся должны получить обобщенную информацию о профессиональной деятельности, ознакомиться с организацией рабочего места, этапах подготовительных работ, правилах выполнения.

    Основой подготовительного этапа является теоретическая подготовка к выполнению профессиональной пробы.   

    Практический этап (Приложение 2). Этот этап профессиональной пробы состоит из заданий, которые построены на основе элементов профессиональной деятельности. Результативность выполнения каждой части оценивается преподавателем. После выполнения частей пробы преподаватель подводит итог и дает общую оценку работы учащихся. Уровень сложности пробы, которую будет выполнять каждый учащийся, должен соответствовать уровню его подготовленности и профессиональным интересам. Выбор уровней сложности может быть осуществлен преподавателем или учащимися. При этом необязательно уровни сложности технологического, ситуативного и функционального компонентов будут совпадать. По мере выполнения пробы преподаватель заполняет протокол.

         Рабочая тетрадь для профессиональных проб по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» рассчитана для проведения профессиональной ориентации школьников в рамках профориентационной работы в образовательных организациях среднего профессионального образования.

         Подробная выдача задания позволяет вести работу как на пробах, так и при самостоятельном изучении.

         Предлагаемая     рабочая тетрадь для профессиональных проб по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» для школьников включает задания на развитие навыков ручной графики, навыков построений геометрических фигур и проекций объемов, навыков выполнения архитектурно-строительных проекций здания.

    Заключительный этап (рефлексивный). Проводится в форме заключительного урока непосредственно по завершению профессиональной пробы. Итогом профессиональных проб может стать окончательный выбор школьником профессии (основной, запасной варианты) в рамках профиля обучения.

         

    1. Список литературы

    1. Балакирева, Э.В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль [Текст]: методическое пособие / Э.В. Балакирева. – СПб.: КАРО, 2005. – 96 с.

    2. Профессиональные пробы и выбор профессии [Текст] / Книга для учителя // под редакцией С. Н. Чистяковой. М.: Изд-во «Просвещение", 2007. – 95 с.

    3. Грецов, А.Г. Выбираем профессию. Советы школьного психолога [Текст] / А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.: ил.

    5. Махаева, О.А. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников [Текст] / О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. – М.: УЦ «Перспектива», 2002. – 52 с.

    6. Маклакова Т.Г., Нанасова С.М. Конструкция гражданских зданий. Учебник. – М.: Изд-во АСВ, 2001.

    7. Попова, Г.Н. Профессиональные пробы как средство формирования осознанного выбора профессии педагога / Г.Н. Попова, Л.М. Копейкина // Профессиональное образование за рубежом. – 2014. - № 2. – С. 52-54.

    8. Пряжников, Н.С. Активные методы профессионального самоопределения: учебное пособие / Н.С. Пряжников. – М.: МГППИ, 2001. – 97 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Электронное учебное пособие профессиональному модулю «Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов» для обучающихся по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

        Электронное учебное пособие разработано для проведения занятий по разделу «Оценка технического состояния зданий и сооружений», который входит в МДК 04.02 Реконструкция зданий...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА) для студентов специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений базовой подготовки ПРОЕКТИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНОЙ ЧАСТИ ПРОЕ

    Методические указания по выполнению дипломного проекта разработаны на основе рабочей программы ПМ.01 Проектирование зданий и сооружений. Содержание дипломного проекта ориентировано на формирование общ...

    Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.06. Экономика организации по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

    Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.06. Экономика организации разработаны на основе ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплу...

    Формирование профессиональных компетенций по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в рамках общепрофессионального цикла на дисциплине «Основы геодезии»

    Аннотация: В статье представлена формирование профессиональных компетенций по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» на уроках общепрофессиональной дисци...

    Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов: методические указания к выполнению курсовой работы для специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

    Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы по дисциплине «Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов&raqu...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

    Учебная дисциплина ОГСЭ. 03 «Иностранный язык в профессиональной деятельности в профессиональной деятельности» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического ...