Методические указания
методическая разработка

Кулакова Ирина Николаевна

Методические указания по выполнению практических занятий

Цель методических указаний по выполнению практических занятий – оказать помощь студентам в закреплении теоретических знаний, подготовке к учебной и производственной практике, приобрести профессиональные навыки, а также облегчить работу преподавателя по организации и проведению занятий.

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине МДК.04.01 Выполнение малярных работ ПМ.04 Выполнение малярных работ по профессии 08.01.06 «Мастер сухого строительства» предназначены для формирования, закрепления, развития практических навыков и компетенций в процессе выполнения малярных работ.    Работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

ГПОУ ТО «Новомосковский строительный колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению

практических заданий по

междисциплинарному курсу

МДК.04.01

«Выполнение малярных работ»

для профессии

08.01.06  «Мастер сухого строительства»

ЧАСТЬ 1 (практические занятия 1 - 8)

2021

 

РАССМОТРЕНО

ОДОБРЕНО

предметной (цикловой)

методическим советом

комиссией

Председатель комиссии

Заместитель директора по УМР и КО

___________     О. С. Ершова

___________     Е. В. Селиванова

 __     __________ 20___ г.

__     __________ 20___ г.

Составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии  08.01.06 «Мастер сухого строительства»

Автор:            Кулакова И.Н., преподаватель

Рецензент:    Мелихова О.Г., преподаватель                             


Содержание

Введение

4

Практическое занятие 1

Составление инструкционно-технологической карты «Подготовка поверхностей под окраску»

6

Практическое занятие 2

Подбор и расчет материалов для подготовки поверхностей

11

Практическое занятие 3

Составление таблицы неисправностей ручных краскораспылителей, причины появлений и способы устранения

20

Практическое занятие 4

Составление цветового круга

27

Практическое занятие 5

Проверка окрасочного состава на заклеенность колером

31

Практическое занятие 6

Составление таблицы дефектов водных окрасок и способов их устранения

35

Практическое занятие 7

Обмер и расчет площадей для выполнения водной окраски

37

Практическое занятие 8

Расчет материалов для окрашивания внутренних поверхностей водными составами

44

Информационное обеспечение

47

Рецензия

48


Введение

Обучение современного специалиста требует постоянного совершенствования квалификационных навыков рабочих, овладения современными технологиями, знания свойств материалов, современного инструмента, технологического процесса выполнения малярных работ. При этом студенты должны легко оперировать технологическими терминами и определениями.

Цель методических указаний по выполнению практических занятий – оказать помощь студентам в закреплении теоретических знаний, подготовке к учебной и производственной практике, приобрести профессиональные навыки, а также облегчить работу преподавателя по организации и проведению занятий.

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине МДК.04.01 Выполнение малярных работ ПМ.04 Выполнение малярных работ по профессии 08.01.06 «Мастер сухого строительства» предназначены для формирования, закрепления, развития практических навыков и компетенций в процессе выполнения малярных работ.    Работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Большая часть практических занятий составлены в виде рабочей тетради. Работы могут выполняться как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.

Систематическое и аккуратное выполнение всех работ позволит студенту овладеть профессиональными компетенциями, знаниями, умениями и навыками выполнения малярных работ, анализировать их делать выводы в целях дальнейшего использования полученных  знаний,  умений и навыков.

 В результате выполнения практических занятий студент должен освоить следующие профессиональные компетенции:

ПК 4.1 Выполнять подготовительные работы при производстве малярных и декоративных работ в соответствии с заданием и требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности и охраны окружающей среды.

ПК 4.2 Приготавливать составы для малярных и декоративных работ по заданной рецептуре с соблюдением безопасных условий труда и охраны окружающей среды.

ПК 4.3 Выполнять грунтование и шпатлевание поверхностей вручную и механизированным способом с соблюдением технологической последовательности выполнения операций и безопасных условий труда.

ПК 4.4 Окрашивать поверхности различными малярными составами, используя необходимые инструменты, приспособления и оборудование, с соблюдением безопасных условий труда.

ПК 4.5 Оклеивать поверхности различными материалами с соблюдением требований технологического задания и безопасных условий труда.

ПК 4.6 Выполнять декоративно-художественную отделку стен, потолков и других архитектурно-конструктивных элементов различными способами с применением необходимых материалов, инструментов и оборудования с соблюдением безопасных условий труда.

ПК 4.7 Выполнять ремонт и восстановление малярных и декоративно-художественных отделок в соответствии с технологическим заданием и соблюдением безопасных условий труда.

иметь практический опыт в: 

  • подготовке рабочих мест, оборудования, материалов и инструментов для выполнения малярных и декоративно-художественных работ в соответствии с инструкциями и регламентами;
  • выполнении подготовительных работ, грунтовании, шпатлевании и окраске поверхностей грунтовочными, шпаклевочными и малярными составами и декоративно-художественной отделке поверхностей и их ремонте;
  • оклейке поверхности различными материалами;

уметь:  

  • организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, материалов и инструментов для выполнения малярных и декоративно-художественных работ в соответствии с инструкциями и регламентами;
  • пользоваться установленной технической документацией;
  • выполнять подготовительные работы, осуществлять производство работ по шпаклеванию, окрашиванию поверхностей различными составами, оклеиванию поверхности различными материалами, выполнению декоративно-художественной отделке стен, потолков и  других архитектурно-конструктивных элементов, выполнять их ремонт и восстановление.

знать:

  • требования инструкций и регламентов к организации и подготовке рабочих мест, оборудования, материалов и инструментов для выполнения малярных и декоративно-художественных работ;
  • технологическую последовательность выполнения подготовки и нанесения на поверхность и ремонта малярных и декоративных покрытий, декоративно-художественной отделки стен, потолков и других архитектурно-конструктивных элементов.


Практическое занятие 1

Составление инструкционно-технологической карты «Подготовка поверхностей под окраску»

Цель занятия: изучить способы подготовки поверхностей под окраску.

Указания по выполнению работы:

1 Внимательно прочитайте текст работы.

2 Заполните строки и таблицы.

Ход работы:

1 Виды поверхностей

1.1 Перечислите известные вам виды поверхностей:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

г)

_____________________________________________________________________________

д)

_____________________________________________________________________________

1.2 Дайте определение следующим основным элементам отделываемых поверхностей:

а)

лузг - ______________________________________________________________________

б)

усенок -____________________________________________________________________

в)

руст -______________________________________________________________________

г)

откос -_____________________________________________________________________

д)

ниша -_____________________________________________________________________

2 Операции по подготовке поверхностей под окраску

2.1 Перечислите в требуемой последовательности операции, выполняемые при подготовке всех видов поверхностей под окраску

а)

____________________________________________________________________________

б)

____________________________________________________________________________

в)

____________________________________________________________________________

г)

____________________________________________________________________________

д)

____________________________________________________________________________

е)

____________________________________________________________________________

ж)

____________________________________________________________________________

з)

____________________________________________________________________________

2.2 Напишите, для чего необходима очистка поверхностей

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3 Перечислите инструменты для очистки поверхностей:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

2.4 Перечислите приемы очистки поверхностей

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

2.5 Напишите, для чего необходима расшивка трещин

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.6 Подчеркните инструменты, применяемые при заделке трещин:  скребок, валик меховой, кисть-ручник, шпатель резиновый, макловица, шпатель пластмассовый, щетка металлическая, шпатель металлический, кисть-флейц, валик резиновый.

2.7 Подчеркните материалы, применяемые при заделке трещин: гипс строительный, колер, алебастр, красочный состав, герметик, шпатлевка клеевая, раствор цементный, цементно-песчаная смесь, обойный клей

2.8 Перечислите способы снятия старого  красочного состава:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

2.9 Подчеркните инструменты и механизмы, используемые для снятия старого красочного состава: скребок, кисть, шпатель, валик, колодка шлифовальная, шлифовальное полотно, краскопульт, миксер строительный, ручной пистолет-распылитель, шлифовальная машина, клееварка, пескоструйный аппарат.

2.10 Перечислите материалы, применяемые для снятия старого окрасочного состава:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

2.11 Перечислите инструменты, механизмы и материалы, используемые для снятия старого красочного состава:

механическим способом

__________________________________________________________________________________________________________________________

химическим способом

__________________________________________________________________________________________________________________________

термическим способом

__________________________________________________________________________________________________________________________

механизированным способом

__________________________________________________________________________________________________________________________

2.12 Напишите для чего необходимо шлифование поверхностей:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.13 Перечислите инструменты, приспособления и механизмы для шлифования поверхностей:

а)

____________________________________________________________________________

б)

____________________________________________________________________________

в)

____________________________________________________________________________

г)

____________________________________________________________________________

д)

____________________________________________________________________________

е)

____________________________________________________________________________

ж)

____________________________________________________________________________

з)

____________________________________________________________________________

2.14 Укажите основные приемы шлифования поверхностей:

бетонных и оштукатуренных

__________________________________________________________________________________________________________________________

деревянных

__________________________________________________________________________________________________________________________

металлических

__________________________________________________________________________________________________________________________

гипсокартонных

__________________________________________________________________________________________________________________________

2.15 Перечислите поверхности, оклеиваемые серпянкой и сеткой из стекловолокнистых материалов:

а)

___________________________________________________________________________

б)

___________________________________________________________________________

в)

___________________________________________________________________________

2.16 Перечислите инструменты, приспособления и механизмы для оклеивания швов и трещин:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

г)

_____________________________________________________________________________

д)

_____________________________________________________________________________

е)

_____________________________________________________________________________

2.17 Укажите приемы оклейки швов и трещин:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

2.18 Перечислите виды шпатлевочных составов, применяемых при отделке поверхностей:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

г)

_____________________________________________________________________________

д)

_____________________________________________________________________________

е)

_____________________________________________________________________________

2.19 Перечислите инструменты для нанесения шпатлевочных составов:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

г)

_____________________________________________________________________________

д)

_____________________________________________________________________________

е)

_____________________________________________________________________________

2.20 Напишите, для чего наносят шпатлевочный состав на поверхности:

бетонные и оштукатуренные

__________________________________________________________________________________________________________________________

деревянные

__________________________________________________________________________________________________________________________

металлические

__________________________________________________________________________________________________________________________

гипсокартонные

__________________________________________________________________________________________________________________________

2.21 Напишите, для чего выполняется грунтование поверхностей:

глубокого проникновения

__________________________________________________________________________________________________________________________

с подцветкой

__________________________________________________________________________________________________________________________

2.22 Перечислите известные вам грунтовки

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

2.23 Перечислите инструменты, приспособления и механизмы для нанесения грунтовок:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

г)

_____________________________________________________________________________

д)

_____________________________________________________________________________

е)

_____________________________________________________________________________

3 Составление сводной таблицы

3.1 Составьте инструкционно-технологическую карту «Подготовка поверхностей под окраску», заполнив таблицу 1 по образцу:

Таблица 1

Опера-

ции

Эскизы по перехо-

дам

Инвентарь, приспособле-

ния

Материал

Инструмент

Инструкции, указания по выполнению операций

Рабочий

Контрольно-измерительный

3.2 Отметьте знаком «+» операции, выполняемые при подготовке гипсокартонных поверхностей в случае простой, улучшенной и высококачественной отделки, заполнив таблицу 2:

Таблица 2

Операции

Отделка

простая

улучшенная

высоко-качественная

Очистка и шлифование

Первое грунтование

Заделка швов гипсовым составом

Шлифование заделанных швов с последующим грунтованием

Проклейка заделанных швов серпянкой

Первое шпатлевание оклеенных швов и устранение дефектов

Шлифование зашпатлеванных мест

Грунтование зашлифованных мест

Второе грунтование с подцветкой

4 Техника безопасности

4.1 Укажите основные правила охраны труда при очистке поверхностей

бетонных и оштукатуренных

__________________________________________________________________________________________________________________________

деревянных

__________________________________________________________________________________________________________________________

металлических

__________________________________________________________________________________________________________________________

гипсокартонных

__________________________________________________________________________________________________________________________

4.2 Укажите основные правила охраны труда при снятии старого красочного состава:

механическим способом

__________________________________________________________________________________________________________________________

химическим способом

__________________________________________________________________________________________________________________________

термическим способом

__________________________________________________________________________________________________________________________

механизированным способом

__________________________________________________________________________________________________________________________

4.3 Перечислите основные правила охраны труда при шлифовании поверхностей:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.4 Перечислите индивидуальные средства защиты, применяемые:

при шлифовании

__________________________________________________________________________________________________________________________

при снятии старого красочного состава

__________________________________________________________________________________________________________________________


Практическое задание 2

Подбор и расчет материалов для подготовки поверхностей

Цель занятия: закрепить полученные знания, научиться подбирать и рассчитывать необходимое количество материалов при подготовке поверхностей при выполнении малярных работ.

Указания по выполнению работы:

1 Внимательно прочитайте текст работы.

2 Выполните задания 1-6

3 Ответьте на вопросы теста (задание 7).

Ход работы:

1 Теоретическая часть:

Малярные работы – это процесс нанесения малярных покрытий на различные поверхности зданий и сооружений.

В состав малярного покрытия входят:

  • подготовительные покрытия: грунтовочные и шпатлевочные, которые подготавливают поверхность под окраску;
  • лакокрасочные (окрасочные) покрытия.

При приготовлении подготовительных малярных составов используют подготовительные строительные материалы.

Вспомогательные материалы — это разнообразные жидкости и твердые вещества, которые применяются для разбавления густотертых красок, а также для мытья малярного инструмента, механизмов и т.д. (рисунок 2.1).

C:\Users\Ирина\Desktop\УЭ_Малярка\УЭ_01-11_Малярка_Подготовительные и вспомогат.материалы\003.jpg

Рисунок 2.1 – Подготовительные материалы

Грунтовки – это жидкие малярные составы, в состав которых выходят пигменты, наполнители, связующие.

Назначение грунтовок:

  • выравнивание тянущей способности поверхности;
  • создание одинаковой ее пористости;
  • усиление сцепления окрасочного слоя с окрашиваемой поверхностью.

Грунтовки бывают водные и неводные (рисунок 2.2).

C:\Users\Ирина\Desktop\УЭ_Малярка\УЭ_01-11_Малярка_Подготовительные и вспомогат.материалы\004.jpg

Рисунок 2.2 - Грунтовки

Водные грунтовки разводят только на воде  и  применяют только при работе с известковыми и клеевыми составами.

Водные грунтовки готовят в колерных мастерских и в небольших объемах (рисунок 2.3)

C:\Users\Ирина\Desktop\УЭ_Малярка\УЭ_01-11_Малярка_Подготовительные и вспомогат.материалы\004.jpg 

Рисунок 2.3 – Водные грунтовки

2 Практическая часть.

2.1 Выполните задания 1-6:

Задание 1:

  • приведите составы (количество используемых материалов);
  • укажите, где применяется данный вид грунтовки;
  • приведите пример расчета грунтовки на учебный кабинет;
  • заполните таблицу 3.

Таблица 3

Компоненты

Количество

Виды поверхностей

Известковая грунтовка:

- известь

- поваренная соль

- вода

- пигменты

Медно-купоросная грунтовка:

- медный купорос

- мыло хозяйственное 40%

- животный клей плиточный

- вода

Квасцевая грунтовка:

- мел

- квасцы

- мыло хозяйственное

- сухой клей

- пигменты

- олифа натуральная

- вода

Мыльно клеевая грунтовка:

-олифа натуральная

- мыло хозяйственное 40 %-ное

- сухой клей

- вода

Неводные грунтовки – это малярные составы, в которые входят наполнители и связующие (рисунок 2.4).

Неводные грунтовки разводят олифой и растворителем и применяют для приготовления масляного окрасочного состава и огрунтовки поверхностей.

Неводные грунтовки по происхождению бывают:

  • масляные;
  • ПФ-20, ФЛ-03К.

C:\Users\Ирина\Desktop\УЭ_Малярка\УЭ_01-11_маляр_подготовительные и вспомогательные материалы\006.jpg

Рисунок 2.4 – Неводные грунтовки

Задание 2:

  • приведите составы (количество используемых материалов);
  • заполните пропуски;
  • укажите, где применяется данный вид грунтовки;
  • приведите пример расчета грунтовки на учебный кабинет;
  • заполните таблицу 4

Таблица 4

Компоненты

Количество

Виды поверхностей

Масляная грунтовка:

- олифа натуральная

- густотертая краска

- растворитель

Грунтовка ПФ-20, ФЛ-03К – это суспензия ___________ и___________ в алкидном лаке с добавлением ___________ и сиккатива.

Приготовляют данные виды грунтовок ___________ на заводах.

C:\Users\Ирина\Desktop\УЭ_Малярка\УЭ_01-11_маляр_подготовительные и вспомогательные материалы\007.jpg

Шпатлевки – это густые вязкие малярные составы, состоящие из пигментов, наполнителей в связующем веществе.

Применяют шпатлевки для:

  • выравнивания поверхностей;
  • заполнения неровностей на поверхности

C:\Users\Ирина\Desktop\УЭ_Малярка\УЭ_01-11_маляр_подготовительные и вспомогательные материалы\007.jpg

Рисунок 2.5 – Шпатлевка

Задание 3:

  • приведите составы (количество используемых материалов);
  • укажите, где применяется данный вид шпатлевки;
  • приведите пример расчета шпатлевки на учебный кабинет;
  • заполните таблицу 5.

Таблица 5

Компоненты

Количество

Виды поверхностей

Клеевая шпатлевка:

- животный клей 10 %-ный

- натуральная олифа

- скипидар

- хозяйственное мыло 40 %-ное

- мел

Масляная шпатлевка:

- животный клей

- олифа «Оксоль»

- скипидар

- хозяйственное мыло 40 %-ное

- мел

- укажите цвет готовых заводских шпатлевок и их применение заполнив таблицу 6:

Таблица 6

Наименование шпатлевочного состава

Цвет выпускаемый заводом- изготовителем

Назначение шпатлевки

C:\Users\Ирина\Desktop\УЭ_Малярка\УЭ_01-11_маляр_подготовительные и вспомогательные материалы\008.jpg

ПФ-002

КФ-00

ХВ-004

ЭЛ-001

Подмазочные пасты – это густые вязкие малярные составы, состоящие из наполнителя и связующего.

Применяют пасты для заделки мелких выбоин, неровностей, трещин на окрашиваемой поверхности.

C:\Users\Ирина\Desktop\УЭ_Малярка\УЭ_01-11_маляр_подготовительные и вспомогательные материалы\008.jpg

Рисунок 2.6 – Подмазочные пасты

Задание 4:

  • приведите составы (количество используемых материалов);
  • укажите где применяется данный вид подмазочной пасты;
  • приведите пример расчета подмазочных паст на учебный кабинет;
  • заполните таблицу 7.

Таблица 7

Компоненты

Количество

Виды поверхностей

Гипсомеловая паста:

- мел

- водно-клеевой раствор

Клеевая паста:

- животный клей

- купоросная грунтовка

- гипс

- мел

Масляная паста:

- животный клей

- олифа

- вода

- мел

К вспомогательным строительным материалам относятся:

  • разбавители;
  • растворители;
  • сиккативы;
  • хозяйственное мыло;
  • медный купорос;
  • природная или искусственная пемза;
  • шлифовочная (наждачная) бумага;
  • смывки.

Задание 5: заполните таблицу 8:

Таблица 8

Вспомогательные материалы

Виды

Основные свойства

Назначение

Особенности применения

Разбавители – жидкие лакокрасочные материалы

C:\Users\Ирина\Desktop\УЭ_Малярка\УЭ_01-11_маляр_подготовительные и вспомогательные материалы\010.jpg

Растворители – это смеси сложных эфиров, спиртов и ароматических углеводов.

C:\Users\Ирина\Desktop\УЭ_Малярка\УЭ_01-11_маляр_подготовительные и вспомогательные материалы\010.jpg

Скипидар – это продукт переработки смолы

C:\Users\Ирина\Desktop\УЭ_Малярка\УЭ_01-11_маляр_подготовительные и вспомогательные материалы\011.jpg

Растворители – это спеси этилового спирта с бутиловым спиртом

(645, 646, 648)

C:\Users\Ирина\Desktop\УЭ_Малярка\УЭ_01-11_маляр_подготовительные и вспомогательные материалы\011.jpg

Ацетон – это смесь летучих органических жидкостей

C:\Users\Ирина\Desktop\УЭ_Малярка\УЭ_01-11_маляр_подготовительные и вспомогательные материалы\012.jpg

Спирт – это смесь летучих органических жидкостей, образованных при брожении углеводов и глицерина

C:\Users\Ирина\Desktop\УЭ_Малярка\УЭ_01-11_маляр_подготовительные и вспомогательные материалы\012.jpg

Сиккативы – это жидкие вещества, добавляемые к масляным лакам, краскам для ускорения их высыхания

C:\Users\Ирина\Desktop\УЭ_Малярка\УЭ_01-11_маляр_подготовительные и вспомогательные материалы\012.jpg

Смывки – это жидкие смеси органических растворителей

C:\Users\Ирина\Desktop\УЭ_Малярка\УЭ_01-11_маляр_подготовительные и вспомогательные материалы\013.jpg

Хозяйственное мыло – это твердое вещество, содержащее жировые кислоты

C:\Users\Ирина\Desktop\УЭ_Малярка\УЭ_01-11_маляр_подготовительные и вспомогательные материалы\013.jpg

Медный купорос – это порошок сернокислой меди

C:\Users\Ирина\Desktop\УЭ_Малярка\УЭ_01-11_маляр_подготовительные и вспомогательные материалы\013.jpg

Природная пемза – это продукт горной породы

C:\Users\Ирина\Desktop\УЭ_Малярка\УЭ_01-11_маляр_подготовительные и вспомогательные материалы\014.jpg

Шлифовальная шкурка – это рулонный или листовой материал с абразивным слоем, закреплённым на основе прочным клеем

C:\Users\Ирина\Desktop\УЭ_Малярка\УЭ_01-11_маляр_подготовительные и вспомогательные материалы\014.jpg

Задание 6:

Укажите нормы расхода на 1 м2 готовых грунтовок и шпатлевок для различных видов поверхностей заполнив таблицу 9:

Таблица 9

Вид поверхности

Норма расхода материала на 1 м2

Кирпичная

Металлическая

Бетонная

Гипсобетонная

Деревянная

Шлакоблочная

Оштукатуренная

Гипсокартонная

Задание 7:

Ответьте на вопросы теста. Каждый вопрос имеет один или несколько правильных ответов.

1 К подготовительным материалам относятся:

  1. шпатлевки:
  2. грунтовки;
  3. подмазочные пасты;
  4. олифы;
  5. смолы;
  6. сиккативы.

2 К вспомогательным строительным материалам относятся:

  1. лак:
  2. сиккативы;
  3. разбавители;
  4. растворители;
  5. смывки;
  6. мыло хозяйственное;
  7. шпатлевки;
  8. грунтовки;
  9. пемза;
  10. наждачная бумага.

3 Шпатлевки по составу бывают:

  1. масляные:
  2. битумные;
  3. клеевые;
  4. алкидные.

4 Для выполнения окрашиваемой поверхности известковыми составами применяют грунтовки:

  1. масляные:
  2. ПФ-20;
  3. известковые.

5 Какой материал легко воспламеняется, взрывоопасен, раздражает кожу, глаза и дыхательные пути?

  1. скипидар:
  2. ацетон;
  3. сиккатив;
  4. смывка;
  5. растворитель.

6 Какой материал хорошо смешивается с водой спиртом и эфиром?

  1. грунтовка:
  2. ацетон;
  3. скипидар;
  4. смывка;
  5. шпатлевка.

7 Вещества 645,646,648 – это:

  1. скипидар:
  2. ацетон;
  3. грунтовка;
  4. шпатлевка;
  5. растворитель.


Практическое занятие 3

Составление таблицы неисправностей ручных краскораспылителей,

причины появлений и способы устранения

Цель занятия: научиться находить неисправности ручных краскораспылителей, выявлять причины их появления и подбирать способы устранения

Указания по выполнению работы:

1 Внимательно прочитайте текст работы.

2 Заполните строки и таблицы.

Ход работы:

1 Общие сведения о механизмах, применяемых при малярных работах

1.1 Укажите названия и назначение изображенных механизмов (таблица 10):

Таблица 10

Внешний вид

Название

Назначение

C:\Users\Ирина\Pictures\2019-12-12\003.jpg

C:\Users\Ирина\Pictures\2019-12-17\001.jpg

C:\Users\Ирина\Pictures\2019-12-17\002.jpg

C:\Users\Ирина\Pictures\2019-12-17\004.jpg

1.2 Перечислите основные части краскотерки СО-1 (рисунок 3.1):

C:\Users\Ирина\Pictures\2019-12-12\003.jpg

Рисунок 3.1 – Краскотерка СО-1

1

_____________________________________________________________________________

2

_____________________________________________________________________________

3

_____________________________________________________________________________

4

_____________________________________________________________________________

5

_____________________________________________________________________________

6

_____________________________________________________________________________

7

_____________________________________________________________________________

8

_____________________________________________________________________________

9

_____________________________________________________________________________

1.3 Укажите назначение краскотерки при малярных работах

________________________________________________________________________________

1.4 Опишите подготовку краскотерки к работе

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.5 Опишите процесс приготовления шпатлевочных и красочных составов с помощью краскотерки

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.6 Укажите основные правила охраны труда при работе краскотеркой:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

г)

_____________________________________________________________________________

д)

_____________________________________________________________________________


1.7 Перечислите основные части ручного краскопульта СО-20А:

C:\Users\Ирина\Pictures\2019-12-17\001.jpg

Рисунок 3.2 – Краскопульт СО-20А

1.8 Укажите назначение краскопульта при выполнении малярных работ:

________________________________________________________________________________

1.9 Опишите подготовку краскопульта к работе:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.10 Перечислите красочные составы, применяемые при работе краскопультом:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

1.11 Опишите основные приемы нанесения красочного состава краскопультом:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.12 Укажите требуемое расстояние между удочкой краскопульта и окрашиваемой поверхностью: ________________________________________________________________________________

1.13 Укажите основные правила охраны труда при работе краскопультом:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

1.14 Перечислите индивидуальные средства защиты, которые необходимо использовать при работе с краскопультом:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

г)

_____________________________________________________________________________

1.15 Перечислите основные части пистолета-распылителя с верхней подачей красочного состава:

C:\Users\Ирина\Pictures\2019-12-17\002.jpg

Рисунок 3.3 – Пистолет-распылитель ч верхней подачей

1

_____________________________________________________________________________

2

_____________________________________________________________________________

3

_____________________________________________________________________________

4

_____________________________________________________________________________

5

_____________________________________________________________________________

6

_____________________________________________________________________________

7

_____________________________________________________________________________

1.16 Укажите назначение пистолета-распылителя при малярных работах:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.17 Опишите подготовку пистолета-распылителя к работе:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.18 Укажите:

а)

угол, под которым наносится красочный состав

________________________________

б)

расстояние от сопла пистолета до окрашиваемой поверхности

________________________________

в)

приемы нанесения красочного состава

________________________________


1.19 Перечислите приемы подготовки красочного состава для работы пистолетом-распылителем:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

1.20 Укажите основные правила охраны труда при работе пистолетом-распылителем:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

1.21 Перечислите основные части пистолета-распылителя с нижней подачей красочного состава:

C:\Users\Ирина\Pictures\2019-12-17\004.jpg

Рисунок 3.4 – Пистолет-распылитель с нижней подачей

 1

_____________________________________________________________________________

2

_____________________________________________________________________________

3

_____________________________________________________________________________

4

_____________________________________________________________________________

5

_____________________________________________________________________________

6

_____________________________________________________________________________

7

_____________________________________________________________________________

8

_____________________________________________________________________________

1.22 Укажите назначение пистолета-распылителя при малярных работах:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.23 Опишите подготовку пистолета-распылителя к работе:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.24 Укажите:

а)

угол, под которым наносится красочный состав

________________________________

б)

расстояние от сопла пистолета до окрашиваемой поверхности

________________________________

в)

приемы нанесения красочного состава

________________________________

1.25 Перечислите приемы подготовки красочного состава для работы пистолетом-распылителем:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

1.26 Укажите основные правила охраны труда при работе пистолетом-распылителем:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

1.27 Укажите различия между пистолетами-распылителями с верхней и нижней подачей красочного состава:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 Неисправности механизмов.

2.1 Составление таблицы неисправностей ручных краскораспылителей, причины появлений и способы устранения (таблица 11).

Таблица 11

Внешний вид

Название

Виды

неисправностей

Причины

появления

Способы

устранений

C:\Users\Ирина\Pictures\2019-12-12\003.jpg

а)

______________

б)

______________

в)

______________

г)

______________

C:\Users\Ирина\Pictures\2019-12-17\001.jpg

а)

______________

б)

______________

в)

______________

г)

______________

д)

______________

е)

______________

C:\Users\Ирина\Pictures\2019-12-17\002.jpg

а)

______________

б)

______________

в)

______________

г)

______________

C:\Users\Ирина\Pictures\2019-12-17\004.jpg

а)

______________

б)

______________

в)

______________

г)

______________


Практическое занятие 4

Составление цветового круга

Цель занятия: изучить основные характеристики цвета, научиться подбирать цветовые сочетания, пользуясь цветовым кругом, применять правила смешивания цветов

Указания по выполнению работы:

1 Внимательно прочитайте текст работы.

2 Выполните практическое задание.

Ход работы

1 Понятие о цвете и свете и воздействии цвета на человека

1.1 Дайте определения следующим понятиям:

а)

цвет -_______________________________________________________________________

б)

свет - _______________________________________________________________________

в)

спектр - _____________________________________________________________________

1.2 В таблице 12 знаком «+» отметьте характеристики, присущие указанным цветам:

Таблица 12

Цвет

теплый

холодный

легкий

тяжелый

отступающий

выступающий

возбуждающий

угнетающий

успокаивающий

Красный

Оранжевый

Желтый

Желто-зеленый

Зеленый

Зелено-голубой

Голубой

Синий

Фиолетовый

Пурпурный

Белый

Светло-серый

Темно-серый

Черный

1.3 Что представляют собой хроматические и ахроматические цвета, перечислите их

а)

Ахроматические цвета -________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б)

Хроматические цвета -_________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.4 Какие цвета неразличимы невооруженным взглядом, но они существуют при разложении луча белого света на спектр?

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

1.5 Перечислите воздействия, оказываемые цветом на человека:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

1.6 Укажите цвет, которым производится разбеливание составов:

________________________________________________________________________________

1.7 Напишите, для чего выполняется разбеливание составов:

________________________________________________________________________________

1.8 Напишите основное правило смешивания и разбеливания составов:

________________________________________________________________________________

2  Цветовой круг для смешивания красочных составов

2.1 Дайте определения следующим понятиям:

а)

цветовой тон -_______________________________________________________________

б)

светлота - ___________________________________________________________________

в)

насыщенность - ______________________________________________________________

2.2 С помощью кисточек и красок нанесите цвета согласно наименованиям (рисунок 4.1)

C:\Users\Ирина\Desktop\ПЗ по малярке\Цв.круг.jpg

Рисунок 4.1 – Цветовой круг

2.3 Перечислите основные и дополнительные цвета:

Основные цвета

Дополнительные цвета

а)

_______________________________

а)

_______________________________

б)

_______________________________

б)

_______________________________

в)

_______________________________

в)

_______________________________

2.4 Путем смешивания трех цветов (желтый + красный + черный) получите насыщенный тон и нанесите  на первый прямоугольник. Выполните разбеливание насыщенного тона в пропорциях 1:2 и 1:5, нанесите разбеленые составы соответственно на второй и третий прямоугольники

2.5 Перечислите гармонии родственных цветов при отделке помещений:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

2.6 Перечислите контрастные гармонии цветов при окраске помещений:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

2.7 Подберите цвета так, чтобы на первом рисунке получилась полярная композиция (рисунок 4.2), на втором – многоцветная (рисунок 4.3), на третьем – однотонная (рисунок 4.4)

C:\Users\Ирина\Desktop\ПЗ по малярке\Интерьер.jpg

Рисунок 4.2 – Полярная композиция


C:\Users\Ирина\Desktop\ПЗ по малярке\Интерьер.jpg

Рисунок 4.3 – Многоцветная композиция

C:\Users\Ирина\Desktop\ПЗ по малярке\Интерьер.jpg

Рисунок 4.4 – Однотонная композиция


Практическое занятие 5

Проверка окрасочного состава на заклеенность колером

Цель занятия: изучить технологию приготовления колеров и колерованного окрасочного состава.

Указания по выполнению работы:

1 Внимательно прочитайте текст работы.

2 Выполните практическую часть.

Ход работы:

1 Теоретическая часть.

Приготовление окрасочных составов, красок или колеров является самой трудной и ответственной задачей. Колер надо приготовить так, чтобы он был нормальной густоты, ложился ровным слоем на окрашиваемые поверхности, а главное, отвечал заданному архитектором или художником образцу. Чтобы приготовить колер нужного цвета, его составляют из нескольких пигментов, так как из одного или двух пигментов подобрать нужный цвет колера невозможно. Колеры в зависимости от наличия в них пигментов принято делить на цельные, густые, нормальные и разбеленые.

Цельные колеры в основном состоят из какого-либо одного основного пигмента. Например, чистый цельный белый колер — из мела, колер желтого цвета — из охры, синего — из ультрамарина и т. д., но без добавления в них мела, извести или белил.

Густые колеры состоят из основного пигмента, но с небольшим разбеливанием, т. е. путем добавления в него небольшого количества белого пигмента. Например, основной пигмент (охра) —70—80%, а белый (мел или белила) —30—20%.

Нормальные колеры состоят приблизительно из равного количества основного и белого пигмента, например сурика 50%, мела или белил —50%.

Разбеленые колеры состоят в основном из белых пигментов. Для подцветки в них добавляют один или разные пигменты в небольшом количестве. Например, берут мела 90%, а ультрамарина — до 10%.

Следует знать, что для получения ровной окраски без просвечивающих мест грунтовку и шпаклевку рекомендуется приготовлять цветную под цвет колера, добавляя в нее нужного цвета пигмент.

Все колеры после их приготовления рекомендуется перетереть на краскотерке. Этим не только достигается однотонность колера, но и растираются дополнительно мельчайшие частицы.

В практике колеры делят на светлые и темные, а также на теплые и холодные.

Светлые колеры обычно бывают разбелеными. В них добавляют мел или белила. Чем сильнее разбеливают колеры, тем они становятся светлее. Колеры, напоминающие по цвету огонь, называют теплыми. К ним относятся красные, желтые и оранжевые цвета.

Колеры, напоминающие по цвету глубину воды, называют холодными. К ним относятся синие, голубые и синевато-зеленые цвета. Это деление основано на том принципе, что если в колере преобладает больше красного цвета, значит, он теплый, если больше синего цвета, — он холодный. Окрасочные составы или колеры делятся на клеевые, известковые, силикатные, масляные и др.

При внутренней окраске сухих помещений весьма широко применяют клеевые окрасочные составы. Они прочно держатся на кирпичных, деревянных, картонных и оштукатуренных поверхностях.

Клеевые окрасочные составы приготовляют из мела, воды и клея, который добавляют для того, чтобы предотвратить осыпание мела. В этих составах нет ни кислот, ни щелочей. В них можно добавлять любые пигменты.

Для окрашивания 10 кв. метров поверхности требуется мела 2000 г, клея малярного 50 г, пигментов от 100 до 20 г.

Для так называемой заклейки колера, предохраняющей окрасочный состав от осыпания, лучше всего применять клеевой раствор 10-процентной крепости, то есть 100 г клея варят в 1 л воды.

При заклейке колера клей следует вливать в состав в таком количестве, чтобы колер был немного недоклеен. От переклейки он оставляет на поверхностях мраморовидные пятна и полосы.

Заклейку колера проверяют одновременно с определением его цвета. Если от легкого трения по колеру на сухом пальце остаются небольшие следы мела, значит, он заклеен правильно; если следы не остаются, значит, заклеен сильно, и требуется добавка воды и меловой пасты; если следы остаются очень сильные, то колер заклеен слабо.

Необходимо знать, что при вливании горячего клея в колер последний сперва густеет, а затем несколько разжижается. При окрашивании потолков колер рекомендуется заклеивать весьма слабо.

2 Практическая часть:

2.1 Пример приготовления клеевых окрасочных составов.

  • колер белый;
  • мел - 1000 г.;
  • ультрамарин около 5 г.;
  • клей малярный около 25 г.;
  • вода до рабочей густоты.

Мел насыпают в воду и тщательно перемешивают. Ультрамарин заливают водой, перемешивают, процеживают, вливают в белый колер, тщательно все, перемешивая, затем добавляют приготовленный клей и еще раз тщательно перемешивают и разбавляют колер водой до нужной густоты.

Мел в чистом виде имеет желтоватый оттенок. Чтобы придать ему белизну, в него и добавляют ультрамарин.

Нормальная густота колера получается примерно из 1 весовой части мела и 40% воды, взятой от количества мела. Чем суше мел, тем больше требуется воды, и наоборот. Мел лучше всего применять не сухой сеяный, а в виде пасты. Для этого сеяный мел насыпают в посуду, заливают водой и все перемешивают. Чем больше размокает мел, тем лучше. Через двое-трое суток, мел тщательно перемешивают и процеживают.

Колер можно приготовить и из сухого мела, то есть насыпать его в воду, перемешать, добавить пигменты, процедить, но качество такого окрасочного состава будет невысоким: отдельные не растворившиеся крупинки мела, попадая на окрашиваемую поверхность, сделают ее шероховатой. Если же применяется паста, подобные явления наблюдаются очень редко.

Путем смешивания пигментов можно получить различные колеры, но лучше пользоваться специальной колерной книжкой, в которой содержатся рецепты колеров с указанием красок и их количества.

2.2 Выполните задания:

Задание 1:

По указанному выше примеру приготовления клеевого окрасочного состава опишите способ приготовления и определение заклеенности следующих составов:

На 1000 г мела пигменты в следующем количестве (в граммах):

  • для колера апельсинового цвета крона желтого 500, киновари 300;
  • для вишневого цвета — марса красного 1000, киновари 200;
  • для голубого цвета — ультрамарина 250;
  • для зеленого цвета — крона желтого 200, лазури 50;
  • для сиреневого цвета — марса красного 200, ультрамарина 75.

Для металлических поверхностей клеевые колеры не пригодны, так как от них быстро ржавеет металл.

Задание 2:

Для выполнения высококачественных окрасок в клеевые составы вводят воск в виде эмульсии. Пленки восковых составов обладают большей насыщенностью цвета, что придает им особую декоративность.

Опишите способ приготовления и проверки на заклеенность клеевоскового состава.

Клеевосковой состав (кг):

  • клей КМЦ (10%-ный раствор) — 8;
  • эмульсия восковая (5%-ный раствор) — 1;
  • клейстер мучной (10%-ный раствор) — 2.

Клеевые окрасочные составы наносят на огрунтованные поверхности. Для них подходит также грунтовка-мыловар, но более широкое применение находят так называемые купоросные грунтовки, которые совершенно не действуют на цвет пигмента, не разрушают волоса кисти и оставляют на поверхности тонкую пленку, хорошо закрывающую промоченные, сильно закопченные и другие места.

Приготовлять купоросные грунтовки необходимо в деревянной или эмалированной посуде и лишь, в крайнем случае, в металлической, но окрашенной масляной краской в два-три слоя. Это делают потому, что металлическая посуда быстро разрушается купоросом: обычно оцинкованная посуда приходит в негодность через 2—4 дня, а неоцинкованная — гораздо раньше. Закрашенная посуда выдерживает более длительное время, так как краска предохраняет металл от разрушения.

Задание 3:

По указанному ниже составу купоросной грунтовки опишите способ приготовления и проверку заклеенности состава

Купоросная грунтовка:

  • купорос медный – 40 г;
  • мыло хозяйственное 40%-ное – 40 г;
  • клей малярный – 25 г;
  • мел сеяный – 350 г;
  • олифа – 15 г.

2.3 Ответьте на контрольные вопросы:

1 Что такое колер? Что означает термин «разбеленый» колер? Какие колеры называют теплыми?

2 На каких поверхностях применяют клеевые окрасочные составы?

3 Почему нельзя применять клеевой состав на металлических поверхностях?

4 Что предохраняет окрасочный состав от осыпания?

5 От чего получаются мраморные полосы при заклеивании колера?

6 Почему в составах предпочтительнее чтобы коле был недоклеен?

7 С чем одновременно проверяют заклееность колера?

8 При приготовлении какого состава получается однородная зеленовато-голубоватая жидкость?

9 Какое свойство оказывает мел на заклеенность состава?

10 Может ли быть клеевой состав, заклеенный животным клеем до прочности, не дающий отмеливания, темнее, чем получаемая из него окрасочная пленка?


Практическое занятие 6

Составление таблицы дефектов водных окрасок и способов их устранения

Цель занятия: научиться выявлять дефекты водных окрасок,  объяснять причины их появления и подбирать способы их устранения.

Указания по выполнению работы:

1 Внимательно прочитайте текст работы.

2 Заполните строки и таблицы.

3 Ответьте на контрольные вопросы.

Ход работы:

1 Общие сведения о водных составах

1.1 Перечислите известные вам водные составы:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

г)

_____________________________________________________________________________

д)

_____________________________________________________________________________

е)

_____________________________________________________________________________

1.2 Укажите, какими водными составами можно красить:

а)

потолки - _____________________________________________________________________

б)

стены - _______________________________________________________________________

в)

фасад -_______________________________________________________________________

1.3 Перечислите приемы нанесения водных составов:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

2 Дефекты поверхностей, окрашенных водными составами и их устранение:

2.1 Перечислите требования, предъявляемые к поверхностям, окрашенным водными составами:

а)

_____________________________________________________________________________

б)

_____________________________________________________________________________

в)

_____________________________________________________________________________

г)

_____________________________________________________________________________

2.2 Перечислите причины указанных в таблице 13 дефектов и способы их устранения:

Таблица 13

Дефект

Причины

Способы устранения

Отслаивание красочной

пленки

Темные

пятна

Жирные

пятна

Ржавые

пятна

Появление белого кристаллического налета

Отмеливание окрашенной поверхности

Растрескивание красочной

пленки

Следы

кисти

Брызги

и потеки

Трещины и шелушение окрасочной пленки

Просвечивание основания

Пропуски

3 Контрольные вопросы:

  1. Что представляют собой ржавые и жирные пятна?
  2. Что представляет собой растрескивание красочной пленки?
  3. Что представляют собой потеки?
  4. Что представляют собой пропуски?
  5. Что представляет собой отмеливание окрашенной поверхности?


Практическое занятие 7

Обмер и расчет площадей для выполнения водной окраски

Цель занятия: научиться выполнять замеры и рассчитывать площади для выполнения водной окраски

Указания по выполнению работы:

1 Внимательно прочитайте теоретическую часть.

2 Выполните практическую часть.

3 Ответьте на контрольные вопросы.

Ход работы:

1 Теоретическая часть.

При расчете площадей потолкапола и стен, необходимо выяснить, как рассчитать квадратный метр. Для вычислений необходимо выбрать мерную ленту или рулетку с нанесением делений в сантиметрах или метрах. Такое приспособление применяются для площади в квадратных метрах.

Если величина получается больше метра, то используются не только метры, но и сантиметры.

Чтобы правильно провести расчеты можно воспользоваться калькулятором квадратных метров. При необходимости померить всю длину, можно делать это поэтапно. Например, сделать отметку там, где закончилась рулетка, а затем протянуть ее еще раз.

В таблице представлены распространенные единицы измерения площади

Ширина меряется также рулеткой. При этом ее располагают под углом в 90 градусов к длине. Если длина меньше метра, то необходимо округлить в сторону ближайшего сантиметра.

При расчете квадратных метров калькулятором, не всегда, получается, выполнить измерения в метрах. Показатель отображается, как в метрах, так и в сантиметрах. При этом 1 см равняется 0,01 метра. Например, 98 см равно 0,98 м. То есть можно записать 2,98 м. Чтобы получить площадь нужно длину умножить на ширину. Округлять значение можно в большую сторону.

1.1 Умение правильно посчитать площадь необходимо в таких случаях:

  • требуется точный расчет материалов для ремонта;
  • наемные мастера часто проводят расчеты оплаты за квадратный метр, что необходимо перепроверять для исключения обмана;
  • необходимы знания расчетов при выборе площади. Часто оплата коммунальных услуг вычисляется, исходя из размеров комнаты;
  • чтобы определить нормативы освещенности также нужно знать габариты помещения (таблица 14);
  • зная площадь, всегда можно посчитать объем, что очень важно при установке отопительных, вентиляционных и климатических устройств.

Таблица 14

Значения для погонного метра

Проведение подготовительных манипуляций заключается в подготовке места для измерений. Также необходимо подготовить инструмент и специальные принадлежности. Лучше если комната будет свободной от посторонних предметов. Часто такое случается при замерах в новом доме или во время проведения ремонта. Замеры длины сторон производятся вдоль стенок. При этом нужно освободить хотя-бы участки, для свободного проведения рулеткой. Результаты замеров можно сразу же перенести на схему. Обязательно следует проверить прямоугольности комнаты. Для этого выполняется замер диагональных линий.

Особенности замеров с учетом линий коммуникаций

Рисунок 7.1 – Линии замера комнаты

Кроме рулетки вам может понадобиться специальная линейка для проверки прямых линий. Это может быть строительный уровень или правило. Иногда необходим строительный угольник больших размеров. Как вариант, самодельный циркуль. Можно использовать кусок шнура, привязанный к острому штырю. Для пола можно использовать специальные принадлежности для замеров. Для этого подойдет маркер, мел или скотч. Замеры выполняйте несколько раз. Это позволит избежать ошибки. Следите, чтобы лента для проведения замеров не провисала. Помните, что на многие измерительные инструменты наносится две шкалы. Нельзя путать метрическую систему и дюймовую.

Перед замерами набросайте простой план – схему на бумаге (рисунок 7.2). Это позволит правильно распределить все замеры. Стоит учитывать, что многие формулы расчетов очень сложные.

На схеме показаны все необходимые замеры для правильных расчетов

Рисунок 7.2 – План-схема комнаты

1.2 Как посчитать площадь: основные варианты.

Выясним, как узнать площадь помещения. Сделать это по техническому паспорту невозможно, так как в нем содержатся общие данные на всю квартиру. А параметры необходимо вычислять для каждого отдельного помещения.

Как рассчитать площадь зависит от конфигурации помещения (рисунок 7.3). Чтобы провести замеры понадобится лист бумаги, рулетка, карандаш и калькулятор.

В зависимости от конфигураций могут использоваться разные формулы и проводится различные замеры

Рисунок 7.3 – Расчет площадей разных фигур

В зависимости от конфигураций могут использоваться разные формулы и проводится различные замеры.

Если комната имеет вид квадрата или прямоугольника, то можно использовать такую формулу расчета площади: S=А х B, где А и В - стороны прямоугольника.

Чтобы провести правильные замеры необходимо всю мебель отодвинуть от стен. При этом полученное значение выражается в квадратных метрах (рисунок 7.4).

Особенности расчетов стандартных фигур

Рисунок 7.4 – Площади прямоугольника и квадрата

Если формы комнаты неправильные, то нужно нанести на бумагу схему помещения, но с соблюдением всех пропорций. Как вычислить площадь поможет деление схемы на простые геометрические формы. При помощи рулетки промериваются все элементы, а затем вычисляются площади всех фигур. После этого все площади необходимо сложить.

1.3 Определение отдельных участков:

  • чтобы вычислить значение прямоугольной конфигурации, нужно перемножить ширину и длину (рисунок 7.5);

Расчет данной конфигурации

Рисунок 7.5 – Площадь прямоугольника

  • площадь квадрата равняется его стороне в квадрате (рисунок 7.6);

Данный вариант считается просто

Рисунок 7.6 – Площадь квадрата

  • площадь треугольной формы – умножение стороны на высоту, а затем деление на два (рисунок 7.7);

Расчет любой конфигурации треугольника

Рисунок 7.7 – Площадь треугольника

  • чтобы вычислить площадь круга необходимо радиус в квадрате умножить на число Пи (рисунок 7.8).

Вычисление округлых форм

Рисунок 7.8 – Площадь круга

Все полученные площади можно сложить, если из них и состоит комната.

1.4 Как посчитать площадь комнаты: методика расчета по полу

Можно рассчитать площадь пола. Данная процедура состоит из таких этапов. Прежде всего, необходимо освободить стены помещения. Лучше проводить измерения в пустом помещении. Если помещение прямоугольное, то можно перемножить две стороны. В реальности стороны могут немного отличаться, поэтому так важно мерить все стороны. В некоторых случаях комната может быть не правильной конфигурации. В такой ситуации все пространство делится на отдельные прямоугольники. При этом можно нарисовать схему со всеми размерами. Затем считается площадь отдельных участков. Кстати, помещение не обязательно будет состоять только из прямоугольников. Оно может содержать треугольники и даже круги. В таблице 15 можно посмотреть соответствие площади на полу с показателями для стен при определенной высоте потолка.

Таблица 15

В таблице можно посмотреть соответствие площади на полу с показателями для стен при определенной высоте потолка

Правильное вычисление площади помещения является гарантией качественного проведения ремонта. Такой подход позволит свести к минимуму затраты на приобретение материалов.

2 Практическая часть:

2.1 Подготовьте инструменты для замера помещений.

2.2 Зарисуйте план-схему помещения (кабинет 31, мастерская для выполнения малярных работ, комната общежития).

2.3 Отметьте на план-схеме те поверхности, которые будут окрашиваться краской на водной основе.

2.4 Выполните необходимые замеры выделенных поверхностей. Размеры нанесите на план-схему.

2.4 Рассчитайте площадь поверхностей для выполнения водной окраски.

3 Контрольные вопросы:

3.1 Перечислите инструменты и приспособления, необходимые для обмера  и вычисления площадей помещения.

3.2 Для чего требуется расчет площадей поверхностей?

3.3 Как вычислить площадь, если формы комнаты неправильные?


Практическое занятие 8

Расчет материалов для окрашивания внутренних поверхностей водными составами

Цель занятия: научиться  рассчитывать необходимое количество материалов для окрашивания внутренних поверхностей водными составами.

Указания по выполнению работы:

1 Внимательно прочитайте теоретическую часть.

2 Выполните практическую часть.

Ход работы

1 Теоретическая часть:

При выполнении отделочных работ большой популярностью пользуются краски на водной основе. Неважно, хотите вы полностью изменить дизайн или только перекрасить поверхности, понадобятся качественные, экологически чистые и безопасные строительные материалы. Чтобы не допустить ненужных трат, важно рассчитать необходимое количество покрасочной смеси. Для этого нужно знать расход водоэмульсионной краски на 1м² стены за 2 раза.

Для расчета площади сначала определяется периметр (Пример: (3+5) х 2 = 16 м) и затем он умножается на высоту комнаты (Пример: 16 х 2,5 = 40 м²). Из полученного результата убирается площадь, которая не будет подвергаться окрашиванию.

Разновидности строительных материалов:

Ассортимент продукции отличается между собой по составу и назначению. В соответствии с областью применения смеси бывают для внутренних и наружных работ, а также огнезащитные.

По составу краски делятся на:

  • водоэмульсионные;
  • акриловые;
  • латексные;
  • алкидные эмали;
  • порошковые;
  • масляные.

Востребованность составов на водной основе обусловлена простотой в использовании, большим разнообразием цветов и оттенков. С появлением новых технологий сфера применения таких материалов все время расширяется.

Основные характеристики водоэмульсионного состава:

По сути это эмульсия. Она состоит из двух несмешивающихся жидкостей – непрерывная и дисперсная форма. Мельчайшие полимерные частицы находятся во взвешенном состоянии. При этом вода не растворяет, а лишь разжижает компоненты. А также в состав входит пигмент, загуститель и латекс, антисептик.

Основной показатель красящей массы это вязкость. Измеряется она вискозиметром и должна составлять 40–45 c для работы кистью и 20–25 для краскопульта. Удельный вес – 1,35 кг на литр (рисунок 8.1).

Водно-дисперсионная влагостойкая краска

Рисунок 8.1 – Интерьерная краска

После того как состав нанесен на поверхность, вода испаряется а полимерная пленка отвердевает, в дальнейшем не боится действия жидкости. Время высыхания зависит от влажности и температуры воздуха. Так при 20°C, влажности 65% период высыхания может варьироваться от 2 до 24 часов. Хранится краска до 2 лет, при условии содержания в прохладном месте. Эмульсия не должна подвергаться замерзанию.

Нормы расхода:

Водоэмульсионную смесь можно использовать для окрашивания бетона, кирпича и штукатурки. А также декорировать обои под покраску. Обычно норма расхода указана на упаковке. Для каждого вида поверхности понадобится разное количество материала. Следует учитывать, что расход краски на 1м² стены с нанесённой фактурной штукатуркой на 10–20% больше, чем для гладкой.

Для минимального расхода, смесь рекомендуется наносить распылителем. Шероховатые поверхности или лепнину обрабатывают валиком с «шубкой» из длинношерстного волокна. Для гладкой стены подойдет короткошерстная «шубка».

Металлические поверхности в основном покрывают масляной краской или эмалью. Норма для этого материала также указывается производителем и составляет от 120 до 140 грамм/м². Но расход краски на 1м² металла чаще всего рассчитывается в зависимости от условий – площадь, неровности, количество слоев, цвет поверхности и самой краски. Для работы используют валик на силиконовой основе.

Как производить расчёт:

Прежде всего, следует определиться, какие поверхности будут окрашиваться, сколько слоев предполагается выполнить. Зная геометрические размеры комнаты, вычисляют ее площадь. Если это стена, нужно убрать площади окон и дверей (таблица 16).

Таблица 16

Расход разных видов краски

Допустим, что общая площадь покраски равна 30 м².

Из технической характеристики известно, 1 литр уходит на 10,5 м² площади.

Определяем, в 1 слой для покраски понадобится:

30 м² : 10,5 м² x 1литр = 2,86 литра

Соответственно на два слоя уйдет 5,72 литра.

Исходя из удельного веса – 1,35 кг на литр, получаем необходимую массу:

1,35 кг х 5,72 литра = 7,72 кг.

Округляем в большую сторону и получаем 8 кг краски. Важно помнить, для подстраховки данные лучше увеличить на 5–10%.

Особенности использования:

Большое влияние на расход смеси оказывает впитывание поверхности. Это пористость, шероховатость и влажность определенного материала, а также температура окружающего воздуха. Так, металлическая поверхность впитает меньше состава, чем оштукатуренные стены. А для дерева его понадобится больше, чем для оштукатуренных стен.

Если состав слишком вязкий, его сложно распределять по поверхности, высыхание будет длительным, а прочность покрытия низкой. Для уменьшения расхода смеси предварительно подготавливают поверхность. Качественно зашпатлеванная, отшлифованная и прогрунтованная стена позволит снизить расход водоэмульсионки.

2 Практическая часть:

Используя данные, полученные в ПЗ 7, выполните расчёт необходимого количество материала. Условия для расчета указаны в таблице 17.

Таблица 17

Помещение

Потолок

Стена/стены

Кабинет 31

водоэмульсионная белоснежная краска для стен и потолков в 3 слоя.

краска водоэмульсионная акриловая в 2 слоя

Мастерская для выполнения малярных работ

потолочная силикатная краска  в 2 слоя.

краска поливинилацетатная в 2 слоя

Комната общежития

Потолочная акриловая краска в 3 слоя

Краска алкидная в 2 слоя


Информационное обеспечение

Основные источники:

  1. Белоусов Е. Д., Вершинина О. С. Малярные и штукатурные работы.- М.; Высш. шк., 2018 г. – 216 с.
  2. Завражин Н.Н. Технология отделочных строительных работ. Учебное пособие  для НПО,  Издательство «Академия»,- 2019 г. -416 с.
  3. Ивлиев А. А. Отделочные строительные работы. Учебное пособие, НПО.  ИЦ «Академия», 2019 г. – 315 с.
  4. Черноус Г.Г. Малярные работы,  учебное пособие.   Издательский центр  «Академия»., 2018 г.- 224 с.

Дополнительные источники:

  1. Ольхина Е.А. Кузнецова Л.Н. Козина С.А. Справочник по отделочным строительным работам, Издательский центр  «Академия»., 2018 г. – 400 с.  
  2. Петрова И.В. Общая технология отделочных строительных работ. Учебное пособие  для НПО  Издательский центр  «Академия»., 2019 г. – 192 с.
  3. Журнал «Профессиональное Строительство»
  4. Журнал «Строительные материалы»
  5. Журнал «Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века»

Интернет- ресурсы:

  1. Электронно-библиотечная система Асханов В.С., Ткаченко Г.А. Справочник строителя  

www.bibliotekar.ru

  1. Виды современных интерьерных красок

http://www.m-e-tr.ru/news/vidy_sovremennykh_interernykh_krasok/2010-06-20-25

  1. Домокеев А. Г. Уч. для высш. уч. заведений Строительные материалы
    http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-33/175.htm
  2. Журнал «Стройка», Строительный словарь [Электронный ресурс] http://www.stroyka-nn.ru: http://www.stroyka-nn.ru/building_dictionary
  3. Интерьер в красках

http://www.stroyplan.ru/artcls.php?showitem=829

  1. Краски, их виды и применение

http://studio.lifehouse.ru/brick-articles/72-kraskiix-vidy-i-primeneniya

  1. Масляная краска, состав, цвет, рекомендации по использованию
    http://strport.ru/lakokrasochnye-materialy/maslyanaya-kraska
  2. Масляная краска. http://www.gaivoronsky.com/index.php?option=com_content&view=article&id=210:maslyanaya-kraska&catid=23:materialy-i-texnologii&Itemid=49


Рецензия

на методические указания по проведению занятий по дисциплине  МДК.04.01 «Выполнение малярных работ» ПМ.04 «Выполнение малярных работ»

профессии 08.01.06 «Мастер сухого строительства»,

Кулаковой И.Н. преподавателя  ГПОУ ТО «Новомосковский строительный колледж»

             Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине МДК.04.01 «Выполнение малярных работ», разработана на основе ФГОС СПО по профессии 08.01.06 «Мастер сухого строительства».

Методические указания предусматривают освоение компетенций и видов деятельности в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Данные указания  содержат следующие необходимые компоненты:

  • цель занятия;
  • общие сведения;
  • инструкционно-технологические карты;
  • практические задания;
  • задачи для расчета;
  • вопросы для закрепления.

  В методических указаниях по выполнению практических занятий по дисциплине МДК.04.01 «Выполнение малярных работ» определены область применения, место в структуре основной профессиональной образовательной программы, требования к результатам освоения в рамках прохождения учебной практики. Разработчиком методических указаний составлен план и содержание занятий, определены условия реализации, информационное обеспечение обучения (перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы).

В соответствии с программой нагрузка на освоение практических занятий по дисциплине МДК.04.01 «Выполнение малярных работ» составляет  46 часов.

Пункт «Информационное обеспечение обучения» заполнен, в списке основной литературы отсутствуют издания, выпущенные более 5 лет назад.

В методические указания включены необходимые  иллюстрации, а также справочные данные для выполнения работ в рамках дисциплины МДК.04.01 «Выполнение малярных работ».

Достоинством методических указаний является возможность сформировать необходимые компетенции, умения, навыки  у студентов, что делает их востребованными на рынке труда и позволяет им сформировать индивидуальную образовательную траекторию.

Методические указания могут быть рекомендованы для использования в образовательном процессе ГПОУ ТО «НСК».

Рецензент: преподаватель ГПОУ ТО «НСК»  __________________    О.Г. Мелихова,

высшая квалификационная категория                                          

 «_____» __________ 20___ г

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Методические указания контроля знаний по ПМ.05"

Методическая разработка для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)" СПО....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (методические указания к курсовой и к контрольной работе)

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить и проверить знания, полученные студентами в процессе изучения учебного материала, а также выявить умение применять на практике методы анализа конкре...

Методические указания для разработки методических рекомендаций по выполнению курсовых работ/проектов (для преподавателей)

Методические указания составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и предназначены оказать помощь преподавателям, осуществляющим руководство над вы...

Методические указания для проведения практических работ МДК.03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастеров производственного обучения»

Методические указания для проведения практических работРекомендованосоветом учебно - методического центрав качестве методических указаний для проведения практических работ по МДК.03.01 «Теоретические ...

Рецензия на методическую разработку по теме: Методические указания по выполнению практических работ по общепрофессиональной учебной дисциплине «Учет, калькуляция и отчетность»

Мишель де Монтень писал: "Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их". Управление любым хозяйственным объектом в условиях современной рыночной экономики невозможно без строго ко...

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения МДК.01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста

Методические указания включают некоторые содержательные аспекты практики работы по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста детей в ДОУ, формы и методы, ис...