Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине история, включая указания по выполнению индивидуального проекта.
учебно-методический материал

Методические указания по выполнению самостоятельной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_sam.rabota_1_kurs_prum_-20.docx80.63 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ленинск – Кузнецкий горнотехнический техникум

Методические указания

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

(включая выполнение индивидуального проекта)

по дисциплине История

для специальности

21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых

Ленинск – Кузнецкий 2020

Рассмотрено

на заседании цикловой комиссии

общеобразовательных

и естественно-научных дисциплин

Протокол №1

«28» 08. 2020г.

Председатель

_______________ Л.Ю.Ильиных

Утверждаю

Зам. директора по учебной работе

_____________Н. И. Шуварикова

«28» 08. 2020г.

Разработчик:

Богушевич Оксана Юрьевна – преподаватель общих и естественно-научных дисциплин государственного казенного профессионального образовательного учреждения  Ленинск-Кузнецкого горнотехнического техникума.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

Пояснительная записка

8

Виды самостоятельных работ

9

Самостоятельная работа №1 Проработка конспектов лекций по теме «Ранние цивилизации, их отличительные черты»

10

Самостоятельная работа №2 Составление конспекта по теме: «Великие географические открытия»

11

Самостоятельная работа №3 Проработка конспектов лекций по теме «Великая Отечественная война: причины, ход, значение»

12

Выполнение индивидуального проекта

13

Рекомендации по выполнению индивидуального проекта

14

Список рекомендуемой литературы и источников

17

Приложение 1

18

Приложение 2

19

Приложение 3

21

Приложение 4

23

Приложение 5

24

Введение

Настоящие методические указания составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальности  21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых.

Учебная дисциплина История является обязательной общеобразовательной дисциплиной. История обеспечивает формирование личностных и метапредметных результатов. Знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир с исторической точки зрения) обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Именно она обеспечивает «приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов»; «развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего».

Формирование оценочного, эмоционального отношения к миру способствует личностному развитию ученика. С ней связаны такие задачи предмета, как «формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур».

Изучение дисциплины приводит к формированию у обучающихся универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Воспитательные задачи урока истории в аспекте духовно-нравственного развития обучающихся можно свести к следующим положениям:

  • научить определять суть и содержание духовных ценностей, без которых не обходилась ни одна эпоха (что есть добро и зло и как менялись представления о них в разные периоды истории человечества; какие эпохи двигались в сторону нравственного прогресса, а какие склонялись к материальным ценностям; какие цивилизации не выдержали испытание временем и почему их ценности оказались слабее других цивилизаций и т. д.);
  • взывать к высшим ценностям (любви, мужеству, братству, самоуважению к жизни, согласной с идеалами), в равной степени показывая и злой опыт истории;
  • способствовать формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют в разных цивилизациях и в отношении ценностей, носителями которых являются другие обучающиеся.

В результате сформированности основ учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающийся научится:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
  • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
  • использовать такие математические методы и приемы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
  • использовать такие естественно-научные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
  • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
  • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
  • использовать догадку, озарение, интуицию;
  • использовать такие математические методы и приемы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
  • использовать такие естественно-научные методы и приемы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
  • использовать некоторые приемы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Всего на самостоятельное изучение отведено 52 часа, включая 40 часов на выполнение индивидуального проекта.

Содержание методических указаний соответствует программе учебной дисциплины  История.

Данные методические указания содержат рекомендации по выполнению самостоятельной работы, которые включают в себя:

  • наименование раздела и темы самостоятельной работы;
  • цель и содержание задания самостоятельной работы;
  • методические указания по выполнению работы;
  • объем времени, необходимый для выполнения работы;
  • форму контроля и критерии оценки работы;
  • список рекомендуемой литературы и источников.

Рекомендации по выполнению индивидуального проекта содержат:

  • содержание этапа;
  • объем времени, необходимый для выполнения работы;
  • форма реализации этапа проекта;
  • форму контроля и критерии оценки работы;
  • список рекомендуемой литературы и источников;
  • рекомендации по оформлению индивидуального проекта.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающихся являются:

  • уровень усвоения студентом учебного материала;
  • глубина проработки материала;
  • оформление материала в соответствии с требованиями и др.

Критериями оценки выполнения индивидуального проекта обучающимися являются:

  • формулирование темы и обоснование актуальности темы проекта;
  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели задач, гипотезы проекта или исследования;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • разнообразие источников информации, целесообразность их использования;
  • личная заинтересованность автора, творческий подход к работе;
  • соответствие требованиям оформления письменной части;
  • анализ хода работы, выводы и перспективы;
  • качество проектного продукта;
  • соблюдение регламента выступления (5-7 минут);
  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;
  • убедительность выступления, владения материалом;
  • владение рефлексией.

Организация и руководство самостоятельной работой студента осуществляется преподавателем в урочное время и во время консультаций. Консультации проводятся за счет объема времени, отведенного на данную учебную дисциплину. В ходе консультаций преподавателем разъясняются назначение и задачи, объем, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей проекта, даются ответы на вопросы обучающихся.

Оценка, полученная за самостоятельную работу, является формой текущего контроля знаний. Каждый обучающийся должен выполнить три самостоятельные работы и получить 3 отметки по пятибалльной системе.

Отдельно оценивается каждый завершенный этап в ходе выполнения индивидуального проекта. В результате обучающийся получает количество оценок, равное количеству этапов работы над проектом, включая оценку за итоговую общественную защиту. Распределение времени на выполнение отдельных частей проекта определяется преподавателем самостоятельно в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом на самостоятельную работу, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта.

Освоение всех видов самостоятельной работы (включая работу над индивидуальным проектом, в случае выбора обучающимся данной дисциплины для его выполнения) является обязательным условием допуска студента к промежуточной аттестации по дисциплине История.  


Пояснительная записка

Задания, выполняемые обучающимися в процессе внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине История, содержат установку на приобретение и закрепление ФГОС СПО объема знаний, а также на формирование в рамках этих знаний универсальных учебных действий, включая сформированность умений и навыков проектной и исследовательской деятельности.

В процессе выполнения самостоятельной работы (включая проектную деятельность) у обучающихся формируются следующие компетенции:

  • рефлексивные умения;
  • поисково-исследовательские умения;
  • умения и навыки работы в команде;
  • управленческие умения и навыки;
  • коммуникативные навыки;
  • презентационные умения.

        Вопросы и задания на самостоятельную работу определяются преподавателем и охватывают учебной материал, который не рассматриваются на аудиторных занятиях.

        Самостоятельная работа по дисциплине История:

  • выполняется студентом индивидуально (или являться частью коллективной работы);
  • в случае, когда самостоятельная работа подготовлена в порядке выполнения группового задания, в работе делается соответствующая оговорка;
  • представляет собой законченную разработку (этап разработки), в которой анализируются актуальные проблемы по определенной теме и ее отдельных аспектов.

Виды самостоятельной работы студентов

по дисциплине История

№ п/п

Наименование темы

Название работы

Кол-во часов

1

Раздел 3. Цивилизации Древнего мира

Тема 2. Великие державы Древнего Востока

Проработка конспектов лекций по теме «Ранние цивилизации, их отличительные черты»

4

2

Раздел 7. Страны Запада и Востока в ХVI –ХVIII веках Тема 2. Великие географические открытия. Образование колониальных империй

Составление конспекта по теме: «Великие географические открытия»

4

3

Раздел 14. Вторая мировая война. Великая Отечественная война Тема 3. Великая Отечественная война

Проработка конспектов лекций по теме «Великая Отечественная война: причины, ход, значение»

4

Задания для самостоятельной работы.

Самостоятельная работа № 1

Раздел 3. Цивилизации Древнего мира

Тема 2. Великие державы Древнего Востока

Цель задания: Систематизировать и закрепить знания о государствах античной цивилизации, их отличительных чертах

Задание: проработать конспект лекций, уделяя внимание следующим вопросам:

1) различия государственной организации Древней Греции и Древнего Рима;

2) влияние климатических и природных условий на становление и развитие древних государств;

3) социальная структура общества;

4) хронологические рамки существовавших государств.                                          

Методические указания по выполнению работы: для успешного выполнения задания необходимо изучить конспект лекций, а также рекомендуемую литературу по данному вопросу.

Время, отводимое на выполнение работы – 4 часа.

Формы и методы контроля: устный опрос на занятии.

Критерии оценки:

  • уровень освоения студентом учебного материала;
  • глубина проработки материала;
  • правильность и полнота ответов.

Рекомендуемая литература и источники:

Литература:

Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного социально-экономического профилей: учебник для нач. и ред. проф. образования в 2 частях. Ч. 1./ В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2015. – с. 47-63

Интернет-ресурсы:

1. История. Ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.istorya.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

2.Хронос. Всемирная история в Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hrono.ru/index.php, свободный. – Загл. с экрана.


Самостоятельная работа №2

Раздел 7. Страны Запада и Востока в ХVI –ХVIII веках 

Тема 2. Великие географические открытия. Образование колониальных империй 

Цель задания: исследовать причины и предпосылки, основные направления эпохи Великих географических открытий.

Задание: составить конспект, в котором необходимо раскрыть следующие вопросы:

1) хронологические рамки великих географических открытий;

2) роль Испании и Португалии в развитии мореплавания;

3) основные географические направления и имена первооткрывателей;

4) формирование нового пространственного восприятия мира.

Методические указания по выполнению задания: для успешного выполнения задания необходимо предварительно изучить конспект лекций, а также рекомендуемую литературу по данному вопросу. Перед выполнением задания рекомендуется внимательно ознакомиться с рекомендациями по конспектированию текста (приложение 5). Задание выполняется в тетради для конспектов по дисциплине.

Время, отводимое на выполнение работы – 4 часа.

Формы и методы контроля: устный опрос на занятии.

Критерии оценки:

  • уровень освоения студентом учебного материала;
  • глубина проработки материала;
  • правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература и источники:

Литература:

Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного социально-экономического профилей: учебник для нач. и ред. проф. образования в 2 частях. Ч. 1./ В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2015. – с. 199-204

Интернет-ресурсы:

1. История. Ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.istorya.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

2.Хронос. Всемирная история в Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hrono.ru/index.php, свободный. – Загл. с экрана.


Самостоятельная работа № 3

Раздел 14. Вторая мировая война. Великая Отечественная война 

Тема 3. Великая Отечественная война 

Цель задания: исследовать причины, ход, значение Великой Отечественной войны, систематизация, анализ и обобщение знаний по теме, подготовка к опросу

Задание для самостоятельной работы: проработать конспект лекций, уделяя внимание следующим вопросам:

1)основные этапы военных действий;

2)героизм советских людей;

3)управление экономикой в военное время;

4) решающая роль СССР в разгроме нацизма;

5)значение и цена победы в Великой Отечественной войне.

Методические указания по выполнению работы: для успешного выполнения задания необходимо изучить конспект лекций, а также рекомендуемую литературу по данному вопросу.

Время, отводимое на выполнение работы – 4 часа.

Формы и методы контроля: письменный опрос на занятии.

Критерии оценки:

  • уровень освоения студентом учебного материала;
  • соответствие содержания ответа вопросу;        
  • сформированность и четкость изложенного ответа;
  • глубина проработки материала.

Рекомендуемая литература и источники:

Литература:

Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного социально-экономического профилей: учебник для нач. и ред. проф. образования в 2 частях. Ч. 2./ В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2015. – с. 195-212

Интернет-ресурсы:

1. История. Ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.istorya.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

2.Хронос. Всемирная история в Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hrono.ru/index.php, свободный. – Загл. с экрана.


Выполнение индивидуального проекта

№ п/п

Этап проекта

Содержание

Кол-во часов

Форма реализации

(деятельность студента)

Форма

контроля

1

Формулировка темы проекта

Предложение или корректировка темы, целей, задач, гипотезы исследования

4

Предложение идеи и темы, формулировка целей, задач, гипотезы исследования

Проверка составленных тезисов проекта

2

Создание развернутого плана проекта

Обсуждение плана и содержания проекта, рекомендации по подбору литературы и источников

4

Выполнение работы по созданию развернутого плана проекта, подбор литературы и источников

Проверка сформулированных в проекте целей, задач и содержания проекта

3

Выполнение проекта

Контроль за работой

30

Выполнение основного содержания проекта

Проверка основной части проекта

4

Составление  отзыва

Написание отзыва, содержащего анализ проекта и оценку исследовательских качеств студента, проявленных в ходе выполнения работы

2

Исправление замечаний (при наличии)

Защита

выполненной

работы

                                                          Итого:      40


Рекомендации по выполнению индивидуального проекта

Индивидуальный проект – это самостоятельное, развернутое решение обучающимся или группой обучающихся (не более  двух человек) какой-либо проблемы научно-исследовательского, творческого или практического характера.

В зависимости от целей, формируемой компетентности, конечного продукта и других факторов выделяют несколько типов индивидуальных проектов:

1) практико-ориентированный – заключается в практической деятельности в определенной учебно-предметной области. Цель – решение практических задач заказчика проекта. Конечным продуктом выступают учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. В результате разработки практико-ориентированного учебного проекта формируется деятельностная компетентность;

2) исследовательский – предполагает деятельность, связанную с экспериментированием, логическими мыслительными операциями с целью доказательства или опровержения какой-либо гипотезы. Подходит для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации. Для этого обучающемуся требуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, делать выводы, обосновывать и доказывать свою точку зрения. В конечном итоге формируется результат исследования, оформленный установленным способом, у обучающихся вырабатывается мыслительная компетентность;

3) информационный – деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации. Работа с информацией в любом виде является доминирующей стороной деятельности. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении. По результатам разработки проекта получаются статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу. В ходе работы над проектом у обучающихся формируется информационная компетентность;

4) творческий – предполагает творческую деятельность, связанную с получением обратной связи от публики, осуществляемую с целью привлечения интереса публики к проблеме проекта. Конечным продуктом являются литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Формируемая компетентность – коммуникативная, т.к. любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией;

5) игровой (ролевой) – деятельность, связанная с групповой коммуникацией. Цель – предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта. В итоге по результатам разработки проекта формируется мероприятие (игра, викторина, экскурсия, олимпиада и т.д.). Формируемая компетентность – коммуникативная.

Требования к оформлению работы:

Общие требования: Основной текст работы должен быть набран в редакторе MicrosoftWord русифицированным шрифтом TimesNewRoman размером 14 пт с полуторным межстрочным интервалом. Не допускается более одного пробела между словами. В тексте не допускаются какие-либо выделения цветом, подчеркивания, курсив, жирный шрифт и любые другие варианты, помимо обозначенных в стандартах.

Параметры страницы: верхнее поле – 2 см, нижнее поле – 2,6 см (расстояние от края листа до номера страницы – 2 см), левое поле – 2,5 см, правое поле – 1 см. Рамка на листах работы не выполняется. Абзацный отступ 1 см, без переносов. Нумерация страниц – внизу страницы, посередине, титульный лист не нумеруется.

Структурными элементами индивидуального проекта являются:

– титульный лист;

– содержание;

– введение;

– основная часть;

– заключение;

– список использованных источников и литературы, оформленный в соответствие с действующим ГОСТом;

– приложения.

Каждый раздел индивидуального проекта должен начинаться с новой страницы. Количество страниц проекта определяется обучающимся совместно с преподавателем, курирующим работу, и зависит от темы проекта, однако, не должно превышать 25 страниц.

Введение должно включать актуальность исследования, тему, цель, объект, предмет исследования, гипотезу, задачи, методы, планируемые результаты исследования.

Основная часть состоит из глав (не более трех), подглав (при необходимости).

Заключение содержит краткие выводы по проекту, подтверждение или опровержение гипотезы.

Объем введения и заключения не должен превышать 2,5 страницы.

В приложения выносятся графики, таблицы, иллюстрации, диаграммы, результаты социологических опросов, фотографии и т.д. Всем таблицам и рисункам необходимо давать имена, а также проверять корректность их нумерации.

При оформлении рисунков, графиков, схем необходимо соблюдать 3 правила:

  • рисунок и заголовок (подпись) выравниваются посередине листа;
  • заголовок рисунка всегда оформляется под рисунком;
  • заголовок пишется обычным шрифтом (без курсива и подчеркивания).

Заголовки рисунков, как и таблиц, начинаются со обозначающего слова Рисунок и порядкового номера рисунка в статье (согласно количеству), например, Рисунок 1. Ярослав Мудрый.

Список использованных источников и литературы оформляется в соответствие с действующим ГОСТ Р 7.01-2003, содержание располагается в алфавитном порядке.

Цитаты оформляются в кавычки («»), ссылки на использованные источники и литературу располагаются внутри текста в квадратных скобках, например [3, с. 45].

Результаты проектов могут быть представлены в следующих формах: макет, презентация, видеофильм, рекламный ролик, реферат, справочник, буклет, газета, статья, альбом, выставка, коллекция, наглядный материал (плакат, диаграмма, схема и др.), музыкально-литературная композиция и др.

Критериями оценки выполнения индивидуального проекта обучающимися являются:

  • формулирование темы и обоснование актуальности темы проекта;
  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели задач, гипотезы проекта или исследования;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • разнообразие источников информации, целесообразность их использования;
  • личная заинтересованность автора, творческий подход к работе;
  • соответствие требованиям оформления письменной части;
  • анализ хода работы, выводы и перспективы;
  • качество проектного продукта;
  • соблюдение регламента выступления (5-7 минут);
  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;
  • убедительность выступления, владения материалом;
  • владение рефлексией.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Основная литература:

  1. Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического,

естественно-научного, социально-экономического профилей [Текст] :  учебник для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 8-е изд., стер. – Москва : ИЦ «Академия», 2015. – Ч. 1. – 304 c.

  1. Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей [Текст] :  учебник для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 8-е изд., стер. – Москва : ИЦ «Академия», 2015. – Ч. 2. – 320 c.

Интернет-ресурсы:

1. История. Ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.istorya.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

2.Хронос. Всемирная история в Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hrono.ru/index.php, свободный. – Загл. с экрана.

Приложение 1

Образец титульного листа

Департамент образования и науки Кемеровской области

государственное казенное профессиональное образовательное учреждение

Ленинск – Кузнецкий горнотехнический техникум

Индивидуальный проект

по дисциплине

История

на тему: «Исследование проблемы спорных территорий островов Курильской гряды между Россией и Японией»

Руководитель:

Богушевич О. Ю.

Автор работы:

студент группы 1 ТЭО-18

Иванов И. И.

Ленинск – Кузнецкий

                                                            2020

Приложение 2

Образец оформления списка литературы

Характеристика

источника

Пример оформления

Один, два или три

автора

Кунаш, М. А. стория. 11 класс [Текст] : методическое пособие / М. А. Кунаш. – Москва : Дрофа, 2017. – 224 с.

Чаругин, В. М. История. 10-11 класс [Текст] : учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. М. Чаругин. – Москва : Просвещение, 2017. – 32 с.

Воронцов-Вельяминов, Б. А. Истрия. 11 класс [Текст]: учебник/ Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – Москва: Дрофа, 2018. – 238с.

Четыре и более

авторов

История : учеб.-метод. комплекс / В. И. Кулик [и др.]. – Москва : Академия, 2004. – 173 с.

Комментарий к Трудовому кодексу РФ / И. С. Андреев [и др.] ; под общ.ред. Г. А. Василевича. – Москва :Амалфея, 2000. – 171 с.

Многотомные

издания

Во имя Победы : эвакуация гражданского населения в Западную Сибирь в годы Великой Отечественной войны в документах и материалах : в 3-х т. / отв. ред. Л. И. Снегирева. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2005. – Т. 3 : Спасенное детство. – 397 с.

Законы и законода-

тельные материалы

Конституция Российской Федерации : офиц. текст / Российская Федерация. – Москва : Маркетинг, 2001. – 39 с.

Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе :федер. закон : [принят Гос. думой 6 марта 1998 г. : одобрен. Советом Федерации 12 марта 1998 г.] / Российская Федерация. – 4-е изд. – Москва : Ось-89,2001. – 46 с.

Сборник статей,

трудов

Исторический вестник: сборник / ред. О. А. Осипова. – Томск : Изд-во Томского ун-та, 1975. – Вып. 4. – 110 с.

Современные направления исторической науки : материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Томск, 26–27 октября 2007 г. / отв. ред. С. Б. Нарзуллаев. – Томск, 2007. – 237 с.

Статья в журнале

Лебединец, В. Н. Об историках нового века / В. Н. Лебединец // Исторический вестник. – 1991. – Т. 21. № 2. – С. 200-207.

Стандарты

ГОСТ 7.82-2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. – Москва, 2001. – 35 с.

ГОСТ 7.83-2001 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. – Москва, 2004. – 6 с.

СТБ 7.12-2001 Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила. – Москва, 2002. – 18 с.

Статья из научного

сборника

Казанская, Т. Д. Открытия истории / Т. Д. Казанская // Аспекты современной исторической науки : материалы I Всерос. науч.-практ. конф. Томск, 26–27 октября / отв. ред. С. Б. Нарзуллаев. – Томск, 2007. – С. 140–141.

Электронные

ресурсы

Лебедев, А. В. История и новые формы образования / А. В. Лебедев [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа : http://www. msses.ru/win/faculty/culture/distant.html (дата обращения : 20.04.2014).

Шатовская, Н. Е. Моя история / Н. Е.Шатовская [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.myastronomy.ru, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения : 20.10.2018).

Измиран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.izmiran.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

Исторический Мир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cosmoworld.ru, свободный. – Загл. с экрана.

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ. – Электрон.дан. – Москва : Рос.гос. б-ка, 1997. – Режим доступа : http://www.rsl.ru  (дата обращения : 15.04.2008).

Составная часть

тома (выпуска)

собрания сочине-

ний, избранных

сочинений

Иванов, Б. Ю. Историческая система / Б. Ю. Иванов // Историческая энциклопедия. – Москва, 1986. – Т. 2. – С. 118–119.

Приложение 3

Некоторые требования к оформлению текстовых документов

Кавычки

Использование математических знаков минут и секунд (' и ") вместо обычных кавычек неприемлемо. Существует ряд правил, относящихся к кавычкам. Так, для русского языка неприемлемы кавычки вида ” ” или “ ”. Можно использовать исключительно кавычки типа ≪≫и „ “, причем первые – предпочтительнее. Две верхние кавычки (так называемые лапки) используются только в текстах латиницы. Кавычки должны быть одного начертания по всему тексту.

Знаки препинания

Точка никогда не ставится в конце заголовков и отделенных от текста подзаголовков. Если же подзаголовок является частью основного текста, то в конце его ставится соответствующий знак препинания. Точки не используются в колонтитулах, заголовках и строках таблиц, подписях под рисунками, схемами и диаграммами.

Внимание! В таких общепринятых сокращениях, как обозначения системы мер (га, мм, см, кг, км, кВт и так далее), условные сокращенные обозначения (в/м, б/у, х/б) точка никогда неставится! В то же время, если слова сокращаются не общепринятым методом, или же общепринятого обозначения не существует, точка должна стоять (кв., эл. прибор, кв. м). Также ставится точка в сокращениях «и т. д.», «и т. п.», «и др.» и других подобных.

Запятая ставится при отделении десятичной доли от целого в дробном числе. Дробные числа должны записываться как 3,25; 100,5; но никак не 3.25, 100.5. Точка может использоваться в финансовых документах для разделения порядков в числах, обозначающих денежные суммы, например, 10.234.878 руб. Перед знаками препинания (точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие и т. д.) никогда не ставится пробел. Он отбивается только после знака. При использовании кавычек и скобок знак препинания в конце ставится только один раз! (То есть если скобки, как здесь, обособлены, и внутри них в конце фразы стоит какой-либо знак, то снаружи ни этот знак, ни точка уже не ставится!) Если скобки стоят в середине предложения, то знаки препинания ставятся вне скобок. Если скобка заканчивает предложение, то точка ставится также за скобкой (например, так). Те же правила относятся и к кавычкам.

Тире и дефисы

При наборе текста обратить внимание на использование дефиса (-) и тире (–) (клавиатурное сокращение Ctrl одновременно с «минус» на малой клавиатуре). Тире – длинный знак с пробелами (знак препинания, для обозначения паузы); оно используется и как разделительный знак при обозначении пределов временных (напр., март–апрель, 70–80 гг.), пространственных (напр., перелет Москва–Хабаровск), количественных – (напр., 300–350 т, 5–7-кратное превосходство), и др.

Дефис – короткий знак без пробелов (соединительная черточка между словами или знак переноса слова). Например: ученый-сибиряк, Ts-диаграмма, уран-235, АС-2УМ.

Использование длинного тире (—) в тексте недопустимо.

Приложение 4

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

  1. Исследование проблемы спорных территорий островов Курильской гряды между Россией и Японией.
  2. Изучение государственной символики Российской федерации (герб, флаг, гимн) как отражения истории России.
  3. Определение роли сибирского казачества в укреплении российской государственности.
  4. Использование текстов федеральных посланий как источника знаний по новейшей истории России.
  5. Выявление закономерностей прихода к власти тирана в России (на примере личностей Ивана IV Грозного, Петра I, И. В. Сталина).
  6. Изучение русских пословиц и поговорок как источника информации об истории российского государства.
  7. Изучение монет советского периода как источника сведений по истории СССР.
  8. Определение роли партизанского движения в различные периоды российской истории.
  9. Исследование истории создания и опыта работы Государственной Думы России.
  10. Изучение истоков и причин международной русофобии.

Приложение 5

Рекомендации по конспектированию текста

  • читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы;
  • если составляется план-конспект, сформируйте его пункты, подпункты, определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них;
  • наиболее существует положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат;
  • в конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания;
  • составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы цитируемой работы, применить условные обозначения;
  • располагайте таблицы «ступеньками», применяйте цветные карандаши, маркеры, фломастеры для выделения значимых мест.

Основные примеры конспектирования

  • сокращение слов, словосочетаний, терминов. Эти приемы осваиваются наиболее легко и включают: гипераббревиатуру терминов (когда начальная буква обводится линией), кванторизацию (переворот начальной буквы), способы записи окончаний, иероглифику и пиктографию.
  • переработка фразы. Говорят, что это самые эффективные приемы. Но и освоить их до степени автоматизма тоже сложно. Они включают: пространственную запись (использование длины и ширины листа бумаги, приведение фразы к эквивалентному виду, использования текста).

О критериях хорошего конспекта

Качество конспекта во многом зависит от цели его составления, назначения. Затем в зависимости от целей как мотивов работы над информационным источником выделяются следующие критерии:

  • краткость (конспект ориентировочно не должен превышать ½ от первичного текста);
  • ясная, четкая структуризация материала, что обеспечивает его быстрое считывание;
  • содержательная точность, то есть научная корректность;
  • наличие образных или символических опорных компонентов;
  • оригинальность индивидуальной обработки материала (наличие вопросов, собственных суждений, своих символов и знаков и т.п.);
  • адресность (в том числе четкое фиксирование выходных данных, указание страниц цитирования и отдельных положений, соответствие особенностям и задачам пользователя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Основы системного анализа" для студентов по специальности 080504"Госуарственное и муниципальное управление"

Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Основы системного анализа» является формирование у студентов системности мышления.Сущность системного мышления должна реализоваться в том, что ...

Методические указания к выполнению самостоятельных работ по дисциплине Математика (задания)

задания для самостоятельной работы по дисциплине Математика для студентов 2 курса колледжа...

Методические указания по выполнению самостоятельных работ учебной дисциплины естественнонаучного цикла «Математика» по специальности 151901 "Технология машиностроения", базовый уровень

Методические указания по выполнению самостоятельных работ учебной дисциплины естественнонаучного цикла «Математика» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по сп...

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Техническая механика"

Методические указания предназначены для студентов специальности 140448 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования"...

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Электротехника и электроника"

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Электротехника и электроника" предназначены для студентов специальности 140448 "Техническая эксплуатация и обслуживание электри...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "История"ОГСЭ

Методические рекомендации содержат перечень работ, указания по их выполнению, список литературы к использованию...

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "История"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "История"...