Стили педагогического общения, выступление на Педагогическом Совете ММА
методическая разработка

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения. Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия. Общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе. Все это требует от учителя умения одновременно решать две проблемы:  1) конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений, с учащимися, т.е. стиль общения;  2) конструировать выразительные средства коммуникативного воздействия.  Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и соответственно коммуникативных задач. В выборе системы выразительных средств коммуникации важную роль играет сложившийся тип взаимоотношений педагога с учащимися. Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности (В.А. Канн - Калик): 3 • общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения); • система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности; • ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи. Педагогическое общение имеет определенную структуру, специфику и технологию реализации, которыми педагоги порой овладевают стихийно. Но можно с уверенностью сказать - учиться педагогическому общению нужно и необходимо. Именно в незаметной и кропотливой работе по познанию самого себя в общении с детьми, освоению основ педагогического общения формируется творческая индивидуальность педагога. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. ИХ ВИДЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА» Подготовила: Методист Мельник М.А.

Слайд 2

Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса педагога, и в управлении своим лицом. Несмотря на общеизвестную истину «… убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса », многие, с позволения сказать «педагоги», используют в педагогическом общении самый вульгарный крик . Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности , желания «распечь», «пробрать»... слово педагога должно, прежде всего, успокаивать » « Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным , мудрым, целеустремленным, полновесным и — это особенно важно —обращенным к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело ... чтобы не было обесценивания слов, а наоборот — чтобы цена слова постоянно возрастала ». В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Педагогическое общение «…Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15—20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса» А. С. Макаренко Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств .

Слайд 4

Стили общения Педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе. Все это требует от педагога умения одновременно решать две проблемы: 1. конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с обучающимися, т. е. стиль общения; 2. конструировать выразительные средства коммуникативного воздействия. Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и соответственно коммуникативных задач. В выборе системы выразительных средств коммуникации важную роль играет сложившийся тип взаимоотношений педагога с обучающимися.

Слайд 5

Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности: 1.сложившаяся система общения педагога и обучающихся (определенный стиль общения); 2.система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности; 3.ситуативная система общения , возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи. В стиле общения находят выражение : . особенности коммуникативных возможностей педагога; . сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; . творческая индивидуальность педагога; . особенности ученического коллектива .

Слайд 6

Авторитарный стиль общения При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к повышенному тону , делает резкие замечания . Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других . Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания , жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д . любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем, как проявление нежелательного самоволия . Учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение , в конечном счете, всегда принимает преподаватель в соответствии со своими установками .

Слайд 7

Попустительский стиль общения Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Результаты его апробации — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество . При попустительском стиле руководства преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся , практически устраняется от руководства ими , ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

Слайд 8

Демократический стиль общения Г лавной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации . В результате у учащихся развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление . Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. При демократическом стиле руководства преподаватель опирается на коллектив , стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива преподаватель старается занять позицию «первого среди равных». Преподаватель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Обчающиеся обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор , но окончательное решение формулирует преподаватель.

Слайд 9

Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении обучающиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но и сближаются между собой в личностном отношении.

Слайд 10

Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Увлеченность совместным с детьми творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности преподавателя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом . А.С.Макаренко отмечал : “Во всяком случае никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона привольного : зубоскальства, рассказывания анекдотов , никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п . С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными,крикливыми ”. Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

Слайд 11

Общение-дистанция Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция . Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима . Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений . Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете . Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции , а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности .

Слайд 12

Общение – устрашение Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя , связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью . В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. Заигрывание Э тот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей , что противоречит требованиям педагогической этики . «Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе , но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем». А.С.Макаренко Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач; б) отсутствия навыков общения; в ) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками.

Слайд 13

Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога. От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и “въесться ” в творческую индивидуальность преподавателя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность .

Слайд 14

Система взаимодействия между педагогом и обучающимися должна характеризоваться: . взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса; . наличием у обучающихся ощущения психологической общности с педагогами; . ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой ; . отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия; . использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности обучающихся ; . единством делового и личностного общения; . включением обучающихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п.

Слайд 15

Психологи советуют педагогам для развития коммуникативных способностей обучающихся следующее : 1) Нужно сознавать, что ОУ -часть общества, а отношение педагога к детям - выражение общественных требований. 2) Педагог не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с обучающимся. 3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого педагога. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик. 4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого ребенка, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности. 5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации : показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.

Слайд 16

6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого – ученика, родителей, коллеги, становиться на их точку зрения. 7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности педагога - важный показатель мастерства его педагогического общения. 8) Даже при незначительных успехах детей, быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Речь педагога должна быть при этом выразительной. И если даже у Вас не поставлен голос, Вас могут выручить жесты, мимика, взгляд. 9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений. 10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.

Слайд 17

Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его, как профессионала . Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. А. Дистервег

Слайд 18

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся 4 классов"

В данном материале представлено выступление на педагогическом совете о формировании навыков самоконтроля и самооценки учащихся в условиях перехода на ФГОС в 5 классе. Материал сопровождается презентац...

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся"

Самостоятельная работа– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, творческая деятельность обучающихся, которая протекает без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляет...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советов, выступления на педагогических советах

В данном разделе показаны методические разработки докладов, сообщений, методических публикаций, отражающие элементы методической системы преподавателя....

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации. Результатом данной работы являются выступления с докладами, сообщениями, презентациями н...

Выступление на педагогическом совете ОГБПОУ "Рязанский педагогический колледж"

Выступление может быть интересно преподавателям, методистам образовательных организаций...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советов, выступления на педагогических советах

В данном разделе показаны методические разработки докладов, сообщений, методических публикаций, отражающие элементы методической системы преподавателя, на педагогических советах....