План-конспект урока производственного обучения
методическая разработка

Методическая разработка урока производственного обучения по теме "Освоение приемов вытягивания филенок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

План - конспект урока производственного обучения

по профессии «Маляр»

Тема программы:

«Приемы выполнения простейших малярных отделок»

Тема урока:

«Освоение приемов вытягивания филенок»

Место проведения урока: мастерская ПУ-4

Цели урока:

1. Обучающая: 

а) Научить учащихся выполнению приемов вытягивания филенок;

б) Отработка приемов и операций вытягивания филенок;

в) Связь производственного обучения и специальных предметов.

2. Развивающая:

  1. Развивать самостоятельность мышления;
  2. Развивать инициативность, умение быстро ориентироваться в часто меняющихся технологических ситуациях.

3. Воспитательная:

  1. Прививать чувство ответственности и понимания значимости профессии «Маляр» в современных условиях
  2. Способствовать формированию ответственности за результаты качественного выполнения учебного задания, проявлению инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности, рационального использования рабочего времени;
  3. Бережное отношение к оборудованию.

Тип урока:

  1. Форма организации обучения: индивидуальная, групповая.
  2. Самостоятельное выполнение учащимися заданий по теме.

Технологии и методы обучения:

Активный метод обучения: привлечение учащихся к выполнению приемов во время демонстрации операций вытягивания филенок

Межпредметные связи:

СП.01 Технология малярных работ

ОП.04 Основы технологии отделочных строительных работ

Материально-техническое обеспечение урока.

Оборудование и инструменты:

  • Средства индивидуальной защиты маляра
  • Плакаты, учебные макеты
  • Масляная краска
  • Клеевая краска
  • Вода
  • Скипидар
  • Бензин
  • Филенчатые кисти
  •  Круглая специальная кисть (разных размеров)
  • Уровень строительный лазерный
  • Линейки
  • Угольник

Дидактическое обеспечение:

  1. Критерии оценок
  2. Оценочный лист
  3. Тестовые задания
  4. Инструкционно-технологическая карта
  5. Инструкции по охране труда

Литература:

  1. Е.П. Прекрасная «Технология малярных работ»
  2. И.В. Петрова  «Технология отделочных работ»
  3. О.Н. Куликов «Охрана труда в строительстве»

Ход урока.

1. Организационная часть -  10 мин.

  - Приветствие

  - Проверка присутствующих учащихся;

  - Проверка спецодежды

2. Вводный инструктаж - 30 мин.

 1). Сообщить учащимся тему урока.

 2). Сообщить учащимся цель урока.

 3). Провести краткий опрос учащихся (опрашивание).

 4). Раздать инструменты и материалы.

 5). Напомнить учащимся о безопасных условиях труда.

 6). Продемонстрировать операции по вытягиванию филенок.

Во время демонстрации мастер задает учащимся следующие вопросы:

  1. Какие виды простейших малярных отделок вы знаете?
  2. Область их применения
  3. Какой используется инструмент и приспособления?
  4. Безопасность труда при малярных работах?

Общие сведения

           Филенками (узкими полосками краски) разграничивают участки (панелей, гобеленов, фризов и бордюров) различных цветов и фактуры. Филенки тянут филеночной кистью по линейке или по маячной линии, отбитой шнуром, натертым мелом или пеплом сожженной бумаги. Филенки на границе двух масляных окрасок наносят масляной краской, на границе масляной и клеевой окрасок — клеевой, на границе двух синтетических окрасок — синтетической краской. Филенки должны быть одинаковой ширины на всем протяжении и не иметь видимых стыков и искривлений. Для нанесения филенки на гладкую поверхность волос кисти должен быть длиннее, на шероховатой — короче.
- Создание филенки.

Филенка это узкая полоса 3 см, нанесенная на стыке двух участков, окрашенных в разные цвета.

Цвет филенки необходимо подобрать таким образом, чтобы он сочетался с каждым из видов краски и находился в гармонии с цветовым решением интерьера.

 - Для «протягивания» филенки потребуется специально круглая или плоская филеночная кисть. Диаметр круглой кисти может быть разным, его нужно подбирать в соответствии с планируемой шириной филенки.

- Филенка по всей своей длине должны быть и одинаковой ширины, поэтому кисть нужно чаще смачивать в краске, аккуратно снимая ее излишек.

- Вести кисть по поверхности необходимо с одинаковым нажимом, чтоб линия была идеально ровной. Это требует от исполнителя навыка.

- Использовать для проведения филенки лучше масляную или клеевую краску. Если панель окрашена масляной  краской, а стена сверху покрыта клеевым составом, для филенки потребуется клеевая краска. Если стена окрашена масляной краской то и для филенки использовать тот же состав.

Инструкционно - технологическая карта

Вытягивание филенок

Операция

Технология выполнения

Инструмент

Эскиз

1

Подготовка основания

Основание очищают, устраняют дефекты, огрунтовывают, шпатлюют, шлифуют и огрунтовывают.

Щетка, шпатель, пемза

2

Разметка

Границу филенки обычно размечают шнуром, опыленным мелом, охрой или древесным углем.

Шнур, линейка, карандаш

3

Вытягивание филенок

При вытягивании филенок филенчатой кистью по деревянной линейке один конец линейки прикладывают к стене, а другой держат левой рукой. Кисть держат за конец деревянной ручки и под углом 45° к стене передвигают слева направо вдоль линейки так, чтобы металлическая оправка кисти все время скользила по ней.

При вытягивании двойных филенок ниже первой филенки отбивают вторую линию и теми же приемами вытягивают вторую, более тонкую филенку.

При вытягивании нескольких параллельных филенок тщательно подбирают цветовые сочетания филенок и орнамента. Цвет филенок может быть или близким к цвету орнамента, или взаимно дополнительным к нему.

Помимо горизонтальных и вертикальных филенок, проводимых на границе двух колеров, хорошо смотрится система филенок, перекрещивающихся под прямым углом, а также с вписанным в нее трафаретным орнаментом. Обычно вписывают орнаменты небольших размеров составляющих  не  более   1/6—1/7  высоты   комнаты.

Вытягивание одинарных филенок кистью

Филенки как правило используют как декоративный элемент. В основном филенки вытягивают по границам панелей и фриза или гобелена, а также по краям зеркала. При масляных панелях и клеевых гобеленах филенки вытягивают для того, чтобы прикрыть следы масляных наплывов на клеевой окраске гобелена или фриза. Цвет филенки должен соответствовать цветовым тонам обеих пограничных плоскостей или дополнительному цвету одного из колеров. Филенки можно вытягивать различными способами: по линейке круглыми щетинистыми филенчатыми кистями, с помощью трафарета, а также специальным прибором.

При вытягивании филенок кистями необходимо иметь при себе линейку около 1 метра с фасками на обеих сторонах линейки, шнур, мешок с угольной пылью от сожженной бумаги., металлическую банку 200-300 см3 со шнурком для подвески. Грани линейки перед работой натирают хозяйственным мылом. Филенчатую кисть подвязывают в зависимости от обрабатываемой поверхности: для гладкой поверхности волос оставляют более длинным, для шероховатой — короткий. Кисти вяжут толстой суровой ниткой. Для прочности вязку кистей покрывают клеем, а затем парафином.

Вытягивание филенок

Филенки вытягивают по границе панели и фриза или гобелена, а также по краям зеркала. При масляных панелях и клеевых гобеленах филенки вытягивают для того, чтобы прикрыть следы масляных расплывов на клеевой окраске гобелена или фриза. Большое значение филенка приобретает как декоративный элемент оформления, используемый (при правильно подобранном цвете) для объединения в одно целое различных цветовых тонов панелей, гобеленов и фризов и для оживления поверхностей стен, окрашенных в один цвет.

Цвет филенки должен соответствовать цветовым тонам обеих пограничных плоскостей или дополнительному цвету одного из колеров. Филенки насыщенного хроматического цвета вытягивают узкие (6—8 мм, а иногда и уже), а малонасыщенные или окрашенные ахроматическим цветом — более широкие.

            Охрана труда при выполнении работ

  • Работы выполнять в спецодежде и исправным инструментом;
  • при работе с металлическими шпателями быть осторожным;
  • не загромождать рабочее место и проходы материалами;
  • не бросать инструменты под ногами;
  • при работе инструментом с острыми углами не поранить себя и вблизи находящихся товарищей;
  • при шлифовании поверхности работать строго в защитных очках

   

3. Текущий инструктаж, упражнения, самостоятельная работа – 200 мин.

Проверить организацию рабочих мест. Объяснить необходимость и показать правильные приемы в работе. Указать характерные ошибки и показать, к чему они приводят.

Самостоятельная работа: по оптимизации рабочего места, более рационального выбора инструмента.

  1. Учащиеся приступают к самостоятельному выполнению операций и приемов вытягивания филенок:
  • Подготовка основания;
  • Основание очищают, устраняют дефекты;
  • Произвести огрунтовку, шпатлевание, шлифование и огрунтовку;
  • Разметить границу филенки шнуром опыленным мелом, охрой или древесным углем;
  • Выполнить вытягивание филенки;
  • При вытягивании филенок филенчатой кистью по деревянной линейке один конец линейки прикладывают к стене, а другой держат левой рукой. Кисть держат за конец деревянной ручки и под углом 45° к стене передвигают слева направо вдоль линейки так, чтобы металлическая оправка кисти все время скользила по ней;
  •  При вытягивании двойных филенок ниже первой филенки отбивают вторую линию и теми же приемами вытягивают вторую, более тонкую филенку;
  • При вытягивании нескольких параллельных филенок тщательно подбирают цветовые сочетания филенок и орнамента;
  • Вести кисть по поверхности необходимо с одинаковым нажимом, чтоб линия была идеально ровной.          

           Мастер дает советы по правильности и последовательности действий, указывает на ошибки и на то, как их избежать, отвечает на возникающие вопросы.

          Если во время работы происходят неправильные действия, мастер должен остановить работу и собрать всех учащихся. Вместе с ними выяснить ошибку в действиях их товарища, чтобы учащиеся поняли, что они еще не усвоили и на что им следует обратить внимание. Мастер должен объяснить и показать учащимся то, как нужно выполнять данную операцию или прием

    Целевые обходы рабочих мест учащихся:

  • первый обход : проверка содержания рабочих мест.
  • второй обход:  проверка правильности выполнения трудовых приемов  вытягивания филенок
  • третий обход: проверка правильности выполнения технологического процесса вытягивания  филенок
  • четвертый обход:  проверка правильности соблюдения технических условий в работе, оказать помощь отстающим.
  • пятый обход: проверка правильности ведения промежуточного контроля.

  1. Заключительный инструктаж – 20 мин.

В ходе заключительного инструктажа мастер подводит итоги учебного дня:

  • Индивидуально принимает выполненную работу и выставляет оценки в журнал;
  • Отмечает характерные ошибки учащихся при выполнении работ;
  • Указывает пути предупреждения ошибок и их устранения;
  • Отмечает, кто из обучающихся добился отличного качества работы;
  • Подводит анализ соблюдения правил по безопасности труда, организации рабочих мест.
  1. Уборка рабочих мест и оборудования – 10 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.Тема программы: «Приготовление супов».Тема урока: «Приготовление ...

ПЛАН-конспект открытого урока производственного обучения по специальности "Портной"

Овладение технологическими приемами и методами обработки узлов и деталей....

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....

План – конспект урока производственного обучения по профессии «Повар, кондитер» .ПМ.07: «Приготовление сладких блюд и напитков»

laquo;Отработать профессиональные  навыки по приготовлению десерта «Трайфл» , его украшение и подача »....

План-конспект урока производственного обучения по профессии «Повар, кондитер» Приготовление запеченных и тушеных блюд из овощей

План-конспект урока производственного обучения по профессии «Повар, кондитер» Приготовление запеченных и тушеных блюд из овощей...

План-конспект урока производственного обучения "Комбинированные стрижки для двух типов лица"

Данный материал представляет собой конспект проведения занятия для студентов специальности 43.01.02 Парикмахер...

План-конспект урока производственного обучения

План-конспект урока производственного обучения...