МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ
методическая разработка на тему

Система заочного обучения дает возможность

привлечь к учебе без отрыва от производства людей, занятых производительным трудом в различных отраслях.

Овладение теоретическим материалом в процессе заочного обучения

и приобретение навыков, на производстве обеспечивает подготовку

высококвалифицированных специалистов, умеющих решать сложные

технические вопросы, используя в повседневной практической

деятельности полученные знания для повышения производительности труда и эффективности производства.

Настоящее методическое пособие составлено для

студентов I и II курсов с целью оказания помощи в организации

самостоятельной работы над программным материалом

по учебникам и учебным пособиям, ознакомления с назначением

и использованием методической литературы, а также требованиями, предъявляемыми к студентам при выполнении ими контрольных работ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Система заочного обучения30.6 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ КК

Краснодарский технический колледж

УТВЕРЖДЕНО

                Зам. директора колледжа

                по учебной работе

ОРГАНИЗАЦИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ

 СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ

ОДОБРЕНО

на совместном заседании

цикловых комиссий.

Пособие составлено заведующим заочным отделением Краснодарского технического колледжа Постригань Н.Г.

В В Е Д Е Н И Е

Система заочного обучения дает возможность привлечь к учебе без отрыва от производства людей, занятых производительным трудом в различных отраслях.

Овладение теоретическим материалом в процессе заочного обучения и приобретение навыков, на производстве обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов, умеющих решать сложные технические вопросы, используя в повседневной практической деятельности полученные знания для повышения производительности труда и эффективности производства.

Настоящее методическое пособие составлено для студентов I и II курсов с целью оказания помощи в организации самостоятельной работы над программным материалом по учебникам и учебным пособиям, ознакомления с назначением и использованием методической литературы, а также требованиями, предъявляемыми к студентам при выполнении ими контрольных работ.

Организация самостоятельной работы

Продолжительность уче6ного года студентов-заочников I курса – с 1октября по 30 июня, а для студентов II курса – с 1 сентября по 30 июня.

На основании учебных планов, утвержденных для каждой специальности, заочным отделением  разрабатываются учебные графики, которые выдаются каждому студенту. В учебном графике указано, какие дисциплины изучаются в течение года на данном курсе, количество домашних и классных контрольных работ, выполняемых по каждой дисциплине, сроки их выполнения (по месяцам учебного года), а также время проведения лабораторно-экзаменационной сессии.

Учебный график является основным документом, регламентирующим самостоятельные занятия заочника.

Организация самостоятельной работы заключается в ее планировании, так как только это обеспечит систематическое изучение каждого предмета. Форма плана указана в приложении № 1 настоящего методического пособия. План следует составлять на месяц.

Для учебных занятий необходимо отводить ежедневно определенное время (2 – 3 часа) и чередовать работу над книгой с выполнением графических работ или решением примеров и задач.

При составлении плана занятий необходимо руководствоваться следующим:

включать в план только те дисциплины, которые предусмотрены учебным графиком на данный семестр;

равномерно распределять время, запланированное для самостоятельной работы по неделям и месяцам в соответствии с объемом материала изучаемых дисциплин;

не включать для изучения на день более двух дисциплин, так как занятия с большим количеством дисциплин не сосредотачивают внимание и не содействуют глубокому изучению программного материала;

в первые часы следует заниматься той дисциплиной, которая труднее усваивается;

по мере приближения к лабораторно-экзаменационной сессии следует включать повторение пройденного материала.

Изучать дисциплины необходимо в последовательности, указанной учебным графиком, так как усвоение материала некоторых дисциплин невозможно без глубоких знаний ранее изученных.

В начале учебного года студенту-заочнику надо позаботиться о наличии учебников и учебных пособий, указанных, в учебно-методической документации.

Учебная литература по общетехническим, общеобразовательным и специальным дисциплинам имеется в библиотеке колледжа, и заочник может ее получить лично из библиотеки. Учебники по общеобразовательным дисциплинам можно также купить в книжных магазинах.

Кроме того, можно пользоваться услугами абонемента, библиотеками по месту жительства.

2

Методическая литература и ее назначение

Для оказания помощи студентам-заочникам в рациональных методах самостоятельного изучения каждой дисциплины выдаются методические указания, разработанные на основе действующих программ.

Методические указания имеют такие разделы:

введение;

перечень рекомендуемой литературы;

учебная программа;

методические указания к теме или разделу;

название литературы с указанием страниц изучаемого материала;

вопросы для самопроверки;

курсовое проектирование;

контрольная работа.

В разделе «Введение» указаны цель, порядок и особенности самостоятельной работы студента-заочника над материалом дисциплины с учетом ее специфики. В нем же указаны виды и количество контрольных и лабораторно-практических работ, курсовых проектов.

В разделе «Рекомендуемая литература»указывается основная и дополнительная. В списке основной литературы рекомендованы учебники, наиболее полно отражающие вопросы, предусмотренные действующей программой.

В список дополнительной литературы включены книги, журналы,  периодического издания, в которых помещены: инструкции, ГОСТы, материал по отдельным разделам и темам дисциплины.

Учебная программа помещается перед методическими указаниями к темам и содержит краткое содержание изучаемого материала.

В методических указаниях к темам и разделам указывается: значение основных вопросов темы или раздела при изучении предмета и их взаимосвязь с ранее изученным материалом; рекомендации по изучению сложных и трудноусвояемых вопросов; дополнительный учебный материал и рекомендации рациональных методов изучения теоретического материала, решение типовых задач и упражнений.

Цель вопросов самопроверки – проверка и закрепление знаний по дисциплине, умение пользоваться теми или иными правилами при решении задач.

По всем вопросам, возникшим при самостоятельной работе над программным материалом и выполнении контрольных работ, следует обратиться в колледж за получением консультации.

Заочное отделение в определенные дни недели проводит для студентов консультации, во время которых можно получить ответы по всем вопросам, вызвавшим затруднения.

Работа над программным материалом

Основным руководящим документом при самостоятельном изучении материала каждой дисциплине являются методические указания.

Приступая к изучению нового раздела курса, прежде всего необходимо ознакомиться с содержанием темы или раздела по программе; затем в методических указаниях найти рекомендуемую литературу и страницы, где расположен требуемый материал, и прочитать его для общей ориентации.

Это дает возможность установить, какие законы и теоретические положения следует вспомнить из ранее изученных дисциплин или тем. После этого нужно вторично прочесть материал темы или раздела по отдельным параграфам с воспроизводством схематических рисунков, вывода формул в специально заведенной тетради для конспектов. В конспект также записываются теоретические положения, формулировки законов, примеры и решения задач, предлагаемых в соответствующей теме методических указаний.

3

Для проверки и закрепления знаний и умений необходимо дать ответы на вопросы самопроверки. Если на какой-либо из вопросов вы не смогли дать самостоятельно ответ или решить пример, прочтите материал еще раз по книге.

После полной проработки раздела дайте ответ на вопрос домашней контрольной работы.

Так следует поступать после усвоения материала каждой темы, в результате чего без особого напряжения к концу изучения курса получится полный комплект ответов. Составленный в процессе проработки курса краткий конспект будет основным пособием для подготовки и экзаменам.

Следует избегать механического книжного заучивания формулировок законов и теоретических положений. Сознательное понимание каждого вопроса позволит без напряжения памяти изложить любой закон или теоретическое положение своими словами.

Все это способствует экономии времени в период работы над книгой и делает знания более прочными.

Требования к выполняемым контрольным работам.

С целью проверки способностей применения теоретических знаний при решении практических вопросов, самостоятельной работе над учебным материалом студентами-заочниками выполняются письменные контрольные работы.

Контрольные работы могут быть: классные, выполняемые в колледже в период лабораторно-экзаменационной сессии, и домашние, выполняемые дома в межсессионный период, в сроки, указанные учебным графиком.

В зависимости от специфики изучаемого предмета учебный материал может включать одно или несколько заданий. Количество учебных заданий соответствует количеству контрольных работ.

Домашняя контрольная работа может состоять из 10 и более вариантов. Вариант определяется по последней цифре личного дела студента.

Например, шифр студента 10 ТА-476, 10 – (на базе 10 классов), Т – индекс специальности, А – первая буква фамилии, 476 – порядковый номер регистрационной книги.

Как видите, последняя цифра шифра «6», следовательно, необходимо выполнять шестой вариант. Если последняя цифра шифра «0», то студент выполняет десятый вариант.

Домашняя контрольная работа выполняется в тетради, имеющей не менее 12 листов.

На первой странице обложки указывается полное название учебного заведения, № контрольной работы по дисциплине, название дисциплины, фамилия и инициалы студента, шифр. На обратной стороне вдоль обложки пишется полный домашний адрес студента.

Каждая страница в тетради должна иметь поля шириной 2,0 – 2,5 см.

Контрольная работа может включать ответы на вопросы, решение задач и примеров, выполнение чертежей, схем и т.д.

В начале переписывается содержание вопроса, затем следует ответ. Он должен носить четкий, предельно сжатый, обобщающий характер, ответы не должны копировать материал

4

учебника или другого пособия, а являться результатом творческого усвоения того или иного вопроса.

При решении задач и примеров следует поместить расчетные формулы и пояснить значение входящих в них величин.

Пользуясь коэффициентами и другими расчетными величинами, которые берутся из таблиц, необходимо ссылаться на название справочников, учебников, указывая год издания, страницу, номер таблицы и т.д. Размерность расчетных величин должна быть в Международной системе единиц (СИ).

Схемы, чертежи и графики должны выполняться с использованием чертежных инструментов на миллиметровой или чертежной бумаге, а затем вклеиваются в работу непосредственно в тетради. Условные обозначения коммуникаций на технологических схемах должны соответствовать ГОСТу. Детали и отдельные узлы оборудования на чертежах нумеруются и указывается их название.

После ответа на все вопросы помещается список использованной литературы, работа подписывается студентом и отправляется в колледж. Если она выполнена в соответствии с требованиями программы и методических указаний, то работа, понятно, засчитывается. В рецензии, которая дается преподавателем, указываются все положительные моменты работы, недостатки и в конце ставится «зачтено». Если же работа выполнена не полностью, часть ответов не носит исчерпывающего характера, не раскрывает полностью содержания вопросов, то она может быть возвращена на доработку. В этом случае студент должен внимательно ознакомиться с замечаниями преподавателя и устранить имеющиеся недостатки (снова выслав работу в колледж для окончательной оценки). Возможен и такой вариант: студент плохо разобрался в сущности поставленных вопросов, не решил всех задач или не выполнил схемы и чертежи. Тогда, естественно, работа возвращается не зачтенной. Заочник должен в подобном случае внимательно прочесть рецензию, изучить соответствующий материал и заново выслать работу.

5


Приложение № 1.

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА

___________________ МЕСЯЦ ___________ УЧЕБНОГО ГОДА.

Недели

Дисциплины или виды занятий

понеде-льник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

Время занятий

Время занятий

Время занятий

Время занятий

Время занятий

Время занятий

Первая

Вторая

Третья

Четвертая

6

Приложение № 2

НАДПИСЬ НА ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

____________________________________________________________________________

(колледж)

____________________________________________________________________________

(отделение)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № _________

по   ____________________________________________________________________________

(название дисциплины)

студента  __________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

шифр  ________________________________________

домашний адрес  _______________________________________________________________________

(индекс, область, город, улица, № дома и квартиры)

Работа выслана в колледж «_____» ___________ 20___ г.

Подпись студента-заочника  ____________________

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа с учащимися:методическое пособие для учителей и студентов

В пособии представлен материал по одному из разделов педагогики «Внеклассная работа с учащимися». Данный материал не является альтернативным, а служит систематизации и конкретизации знаниям, получаемы...

Методическое пособие Технология "Учебный портфолио"

      В настоящее время наибольшее внимание педагогов привлекают технологии, которые сочетают личност­ный и деятельностный подход. Педагоги ищут пути и методы формирования ...

Древняя Русь и переход к новому времени (методическое пособие)

Данное методическое пособие предназначено для студентов колледжа при подготовке к урокам , зачетам и экзаменам, а также для абитуриентов вузов.Опорный конспект по истории Древней Руси состоит из 14 те...

Учебно-методическое пособие. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по МДК.06.01 Управление структурным подразделением организации

Учебно-методическое пособие для студентов  средних специальных учебных заведений, обучающихся  по специальности 19.02.10 "Технология продукции общественного питания"....

Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая

Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КЛАССА ДОМРЫ Исполнительский анализ и методические рекомендации по исполнению А.А. Цыганкова обработка русской народной песни «Травушка-муравушка»

         Данное методическое пособие посвящено одному из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением –анализу произведе...