Методическое пособие для проведения практического занятия на тему "Неотложные состояния"
методическая разработка по теме

Богданова Татьяна Евгеньевна

Дисциплина "Психические болезни с курсом наркологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_neotlozhnye_sostoyaniya_v_psihiatrii.docx210.92 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Здравоохранения города Москвы


ГБОУ СПО Медицинский колледж №5


Методическое пособие

Для проведения практического занятия

На тему: «Неотложные состояния в психиатрии»

Дисциплина: «Психические болезни с курсом наркологии»

Специальность: 060101 Лечебное дело 52

повышенного уровня среднего профессионального образования

Содержание

Пояснительная записка…………………………………. стр. 4

Методический блок……………………………………... стр. 6

Операционно – справочный блок……………………… стр. 14

Блок контроля…………………………………………… стр. 20

Приложение……………………………………………… стр. 32

Пояснительная записка

Представленные материалы методического пособия предназначены для проведения практического занятия на тему «Неотложные состояния в психиатрии» по дисциплине «Психические болезни с курсом наркологии» со студентами 4 курса специальности 060101 Лечебное дело 52.

Материалы включают в себя пояснительную записку, методический блок, операционно – справочный блок, блок контроля, приложение.

Методический блок содержит общие и конкретные цели с мотивацией темы, бумажные носители, материальное обеспечение, ход занятия, хронокарту, перечень основной и дополнительной литературы.

В ходе занятия проводится систематизация и обобщение знаний методом уплотненного опроса. Студенты выбирают тактику фармакотерапии, оценивают клинические сиптомы неотложных состояний. Параллельно индивидуально письменно работают с карточками заданий; на классной доске составляют графологические схемы психопатологических симптомов, НМП, вероятности суицидальных действий относительно времени суток. При отработке практических навыков демонстрируют преподавателю малыми группами умения по оказанию неотложной помощи на фантомах и друг на друге. Закрепление и итоговый контроль изученного материала проводится с помощью выполнения заданий в письменной форме. Проверка заданий происходит в виде взаимопроверки и рецензирования выборочных заданий. Заканчивается занятие выставлением оценки с учетом всех этапов и объявлением задания на дом.

При подборе  материала для практического занятия учитывалась связь с другими учебными дисциплинами: ОСД, хирургией (раздел «Десмургия»), анатомией, патанатомией, клинической фармакологией.

В операционно – справочном блоке представлены алгоритмы оказания неотложной помощи при психомоторном возбуждении, суицидальном поведении. Обозначен алгоритм фиксации больного.

В блоке контроля имеются материалы для систематизации и обобщения знаний в виде индивидуальных письменных заданий на карточках, заданий для работы у доски с эталонами ответов. Также в этом разделе представлены задания в тестовой форме для закрепления и итогового контроля знаний с эталонами ответов и критериями оценки. Задания представляют собой тесты с выбором одного правильного ответа их четырех альтернатив. Они имеют краткую форму высказывания и одинаковую инструкцию. Контролирующие задания применяются с целью диагностики уровня подготовленности студентов, являясь средством не только контроля, но и обучения (закрепления знаний), что дает право на всесторонний анализ знаний по данной теме.

В приложении представлены фотоматериалы, которые наглядно иллюстрируют неотложные состояния в психиатрии.

Методическая основа изложенного материала направлена на приобретение знаний по дисциплине, формирование активного обучения и профессиональной компетентности будущих фельдшеров.

Полученные знания помогут распознать психопатологическую симптоматику, выбрать правильную тактику в оказании неотложной помощи в психиатрии, применять правила профессиональной медицинской этики.

Методический блок


Содержание методического блока

  1. Тема
  2. Мотивация
  3. Место проведения
  4. Время проведения
  5. Общие цели
  6. Конкретные цели
  7. Бумажные носители
  8. Материальное обеспечение
  9. Список литературы
  10. Ход занятия
  11. Хронокарта

Тема: «Неотложные состояния в психиатрии»

Мотивация: Актуальность преподавания курса психиатрии и наркологии при обучении фельдшеров связана с увеличением показателей распространенности в России всех психических болезней, которые за последние 45 лет выросли в 10 раз.

Социальные потрясения, чрезвычайные ситуации, неблагоприятная экология, вооруженные конфликты, насилие – все это приводит к увеличению больных с психическими расстройствами.

Неутешительна статистика суицидов. Самоубийства являются нередкой причиной смерти в возрастной группе молодых людей 15 – 35 лет и занимают второе место после    дорожно – транспортных происшествий. В нашей стране ежегодно совершаются 50 тысяч суицидов, из них 3 тысячи подростков добровольно уходят из жизни.

Психические расстройства нередко сопровождаются психомоторным возбуждением, суицидальным поведением, что требует проведения неотложной медицинской помощи.

В связи с серьезными проблемами психического здоровья, стоящими перед обществом, возрастает роль фельдшера. Совершенствование психиатрической помощи требует хорошей подготовки специалистов практического здравоохранения, углубления и расширения знаний, умения оказания доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях, применения правил профессиональной медицинской этики.

Место проведения: кабинет № 203 доклинической практики

Время проведения: 90 минут

Общие цели:

  1. Углубить, систематизировать и обобщить знания по теме «Неотложные состояния в психиатрии»
  2. Закрепить умения в оценке клинических проявлений психомоторного возбуждения, суицидального поведения, в назначении и проведении рациональной терапии, в оценке действий применяемых лекарственных средств
  3. Создать атмосферу творчества, сотрудничества, выявить положительные личностные и профессиональные качества студентов
  4. Способствовать формированию профессиональных компетенций будущих фельдшеров

Конкретные цели:

Студент должен знать:

  1. Причины развития психомоторного возбуждения, суицидального поведения
  2. Клинические симптомы неотложных состояний в психиатрии
  3. Правила оказания неотложной помощи в психиатрии
  4. Алгоритм оказания ЕМП при психомоторном возбуждении, суицидальном поведении
  5. Алгоритм фиксации пациента
  6. Фармакодинамику применяемых лекарственных средств
  7. Особенности парентерального введения лекарственных средств

Студент должен уметь:

  1. Распознать психопатологические симптомы психоматорного возбуждения, суицидального поведения
  2. Определить тактику ведения пациента
  3. Оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях (домедикаментозную и медикаментозную)
  4. Применять правила профессиональной медицинской этики при оказании НМП

Бумажные носители:

  1. Индивидуальные письменные задания на карточках
  2. Индивидуальные задания для работы у доски
  3. Задания в тестовой форме
  4. Фотоматериалы
  5. Литература
  6. Инструктивно – нормативная документация
  7. Учебно – программная документация

Материальное обеспечение:

  1. Доска классная
  2. Столы учебные
  3. Стулья
  4. Столы (манипуляционные и инструментальные)
  5. Кушетка медицинская
  6. Фантомы для парентерального введения лекарственных средств
  7. Ножницы
  8. Пинцеты
  9. Одноразовые шприцы для инъекций (различной емкости)
  10. Медицинские перчатки
  11. Стерильные ватные шарики
  12. Стерильные салфетки
  13. Спиртовые салфетки
  14. Емкости для утилизации шприцов и биологического материала
  15. Матерчатые жгуты
  16. Полотенца
  17. Простыни
  18. Набор готовых лекарственных форм:

- Аминазин амп. 2,5% - 1,0

- Димедрол амп. 1% - 1,0

- Тизерцин амп. 2,5% - 1,0

- Галоперидол амп. 0,5% - 1,0

- Реланиум амп. 0,5% - 2,0

Список литературы

Основная литература

  1. Иванец Н.Н. Психиатрия и наркология – Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2006
  2. Бортникова С.М. Сестринское дело в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии – Ростов – на – Дону: Феникс, 2006
  3. Стандарты оказания медицинской помощи больным и пострадавшим бригадами скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова: Москва, 2006
  4. Верткин А.Л. Скорая медицинская помощь – Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2007

Дополнительная литература

  1. Мирошниченко А.Г. Скорая медицинская помощь – Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2007
  2. Дмитриева Т.Б. Психиатрия (Нац. Руководство) – Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2009
  3. Александровский Ю.А. Психические расстройства – Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2007
  4. Чучалин А.Г. Руководство по национальному использованию лекарственных средств – Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2007
  5. Лекарственные препараты в России. Справочник Видаль – Москва: Астра Фарм Сервис, 2007

Ход занятия

  1. Организационный момент

- Приветствие

- Регистрация присутствующих

 - Проверка готовности учащихся к занятию

- Объявление темы и плана занятия

  1. Актуализация темы

Используется рубрика «Мотивация»

  1. Систематизация и обобщение знаний по теме

Проводится методом уплотненного опроса. Параллельно слабоуспевающие студенты индивидуально работают с карточками заданий.

Студенты показывают знание основных причин развития психомоторного возбуждения, суицидального поведения. Оценивают клинические симптомы неотложных состояний. Выбирают тактику фармакотерапии, определяют анатомические зоны и продолжительность фиксации пациента.

Студенты демонстрируют преподавателю фармакодинамические особенности применяемых лекарственных средств.

На классной доске студенты составляют графологические схемы психопатологических симптомов, домедикаментозной НМП, вероятности суицидальных действий при различных заболеваниях относительно времени суток.

Материалы для систематизации и обобщения знаний содержатся в блоке контроля.

  1. Отработка практических навыков по оказанию неотложной медицинской помощи

Студенты демонстрируют преподавателю малыми группами умения и навыки по оказанию НМП на фантомах и друг на друге при:

  1. Психомоторном возбуждении
  2. Суицидальном поведении

На фантомах проводят неотложную медикаментозную терапию, друг на друге – фиксацию при остром психомоторном возбуждении.

  1. Закрепление и итоговый контроль изученного материала

Проводится с помощью выполнения заданий в тестовой форме.

Материалы закрепления и контроля знаний представлены в блоке контроля. Проверка тестовых заданий проводится в виде взаимопроверки и рецензирования выборочных заданий. Эталоны ответов и критерии оценки также содержатся в блоке контроля.

  1. Подведение итогов, задание на дом
  1. Выставляются оценки с учетом всех этапов занятия
  2. Студентам дается задание:

- подготовиться к практическому занятию «Алкоголизм»

- поработать с конспектом лекции «Алкоголизм», учебником стр. 355 – 361

- составить задания в тестовой форме по образцу и решить их

- отработать алгоритм действий при оказании НМП при алкогольных психозах

  Хронокарта практического занятия

Содержание

Время в минутах

1

Организационный момент

5

2

Актуализация темы

5

3

Систематизация и обобщение знаний по теме

25

4

Отработка практических навыков по оказанию неотложной медицинской помощи

30

5

Закрепление и итоговый контроль изученного материала

20

6

Подведение итогов, задание на дом

5

Всего:

90

Операционно – справочный блок


Содержание

  1. Алгоритм оказания НМП при психомоторном возбуждении
  2. Алгоритм оказания НМП при суицидальном поведении
  3. Алгоритм фиксации больного
  4. Памятка для выполнения фиксации больного

Студенты демонстрируют преподавателю малыми группами умения и навыки по оказанию неотложной медицинской помощи на фантомах и друг на друге при:

  1. Психомоторном возбуждении
  2. Суицидальном поведении

Проводят на фантомах неотложную медикаментозную терапию, друг на друге – фиксацию при остром психомоторном возбуждении.

Алгоритм оказания неотложной помощи при психомоторном возбуждении

  1. Строгий надзор
  2. Изоляция больного
  3. Соблюдение мер безопасности для больного и окружающих
  4. Исключение доступа к оружию, транспортным средствам
  5. Аминазин 2,5% - 3,0 в/м

Димедрол % - 2,0 в/м

Или

  1. Тизерцин 2,5% - 3,0 в/м

Или

  1. Галоперидол 0,5% - 2,0 в/м

Алгоритм оказания неотложной помощи при суицидальном поведении

  1. Строгий надзор
  2. Тизерцин 2,5% - 2,0 в/м
  3. Реланиум 0,5% - 2,0 в/м
  4. Срочная госпитализация

Алгоритм фиксации больного

  1. Подходят к больному (2 – 3 человека) со спины
  2. Накидывают на голову одеяло
  3. Укладывают на кровать на спину
  4. Руки и ноги выпрямляют
  5. Фиксируют плечи             предплечья              бедра            голени            плечевой пояс            голову (через лоб).

Мягким матерчатым материалом (матерчатые жгуты, полотенца, простыни).

Памятка!

Для выполнения фиксации больного нельзя:

Пережимать сосудисто – нервные сплетения

Надавливать на грудь и живот

Оставлять больного без надзора

Фиксация продолжается до начала действия психотропной терапии

Блок контроля


Содержание блока контроля

  1. Материалы для систематизации и обобщения знаний по теме «Неотложные состояния в психиатрии»
  2. Задания в тестовой форме для проведения закрепления и контроля знаний
  3. Эталоны ответов к материалам для систематизации и обобщения знаний
  4. Эталоны ответов к заданиям в тестовой форме
  5. Критерии оценки

Материалы для систематизации и обобщения знаний по теме «Неотложные состояния в психиатрии»

Индивидуальные письменные задания на карточках

  1. Причины развития психомоторного возбуждения
  2. Анатомические зоны фиксации пациента с психомоторным возбуждением
  3. Продолжительность фиксации пациента с психомоторным возбуждением
  4. Асоциальные поступки при психомоторном возбуждении
  5. Домедикаментозная помощь при психомоторном возбуждении

Индивидуальные задания для работы у доски

Составить графологические схемы:

  1. Симптомы психомоторного возбуждения
  2. Домедикаментозная помощь при суицидальном поведении
  3. Проявление суицидальных намерений при различной психической патологии относительно времени суток

Задания в тестовой форме для проведения контроля знаний

Выберите один правильный ответ

  1. Для купирования психомоторного возбуждения применяют
  1. Аминазин
  2. Тизерцин
  3. Галоперидол
  4. Все ответы верны

  1. При одиночном заключении чаще всего развивается
  1. Реактивный параноид
  2. Реактивная депрессия
  3. Реактивный ступор
  4. Реактивное возбуждение

  1. На первом месте из способов суицида у женщин
  1. Прием психотропных средств
  2. Повешение
  3. Использование оружия
  4. Падение с высоты

  1. К продуктивной симптоматике относится
  1. Апатия
  2. Деменция
  3. Психомоторное возбуждение
  4. Амнезия

  1. Раздражительно – озлобленное настроение – это
  1. Морея
  2. Дисфория
  3. Эйфория
  4. Гипотимия

  1. Гипобулия характерна для синдрома
  1. Депрессивного
  2. Маниакального
  3. Обсессивно – фобического
  4. Ипохондрического

  1. Для катотонического синдрома характерны двигательные расстройства в виде
  1. Ступора
  2. Возбуждения
  3. Ступора и возбуждения
  4. Нет правильного ответа

  1. При делирии сохранена ориентировка в
  1. Собственной личности
  2. Времени
  3. Месте
  4. Обстановке

  1. К группе нейролептиков относится
  1. Оланзапин
  2. Аминазин
  3. Рисперидон
  4. Все ответы верны

  1. Гневливая мания встречается при
  1. Апатико – абулическом синдроме
  2. Депрессивном приступе
  3. Маниакальном приступе
  4. Астеническом синдроме

  1. Риск развития реактивных психозов возрастает при
  1. Террористических актах
  2. Интоксикациях
  3. Физическом истощении
  4. Все ответы верны

  1. У больных шизофренией суицидальные намерения могут проявиться
  1. Утром
  2. В любое время
  3. Вечером
  4. Ночью

  1. Анксиолитиком бензодиазепинового ряда является
  1. Грандаксин
  2. Мепробамат
  3. Сибазон
  4. Транквил

  1. Циклотимия – это разновидность
  1. Шизофрении
  2. Биполярного аффективного расстройства
  3. Соматофорного расстройства
  4. Обсессивно – фобического невроза

  1. Фармакодинамическое действие карбамазепина
  1. Нейролептическое
  2. Противосудорожное
  3. Нормотимическое
  4. Все ответы верны

  1. Демонстративные суицидные попытки характерны для варианта измененного алкогольного опьянения
  1. Дисфорического
  2. Депрессивного
  3. Истерического
  4. Параноидного

  1. Эглонил относится к группе
  1. Нейролептиков
  2. Антидепрессантов
  3. Анксиолитиков
  4. Нормотимиков

  1. Эпилептоидный вариант патологического опьянения часто приводит к
  1. Беспорядочной агрессии
  2. Нелепо – дурашливому поведению
  3. Необоснованным идеям ревности
  4. Суицидальным попыткам

  1. Алкогольные психозы чаще всего развиваются
  1. В I стадии алкоголизма
  2. Во II – III стадиях алкоголизма
  3. На высоте опьянения
  4. При употреблении суррогатов алкоголя

  1. Самый частый алкогольный психоз – это
  1. Алкогольный галлюциноз
  2. Алкогольный параноид
  3. Алкогольный делирий
  4. Энцефалопатия Гайе – Вернике

  1. Наиболее опасным в плане развития агрессивных тенденций является
  1. Маниакальный синдром
  2. Апатико – абулический синдром
  3. Алкогольный параноид
  4. Циклотимия

  1. Суицидальное поведение у больных с алкогольным психозом чаще возникает
  1. Утром
  2. Днем
  3. Вечером
  4. Ночью

  1. Первое место из способов суицида у мужчин занимает
  1. Прием снотворных средств
  2. Прием кислот
  3. Прием транквилизаторов
  4. Повешение

  1. Фиксация больного при психомоторном возбуждении продолжается
  1. До начала действия терапии
  2. До полного купирования
  3. 6 часов
  4. 2 часа

  1. Для купирования суицидального поведения применяют
  1. Атропин, Фентанил
  2. Тизерцин, Реланиум
  3. Димедрол, Метацин
  4. Пирацетам, Кордиамин

Эталоны ответов к материалам для систематизации и обобщения знаний

Индивидуальные письменные задания на карточках

  1. Причины развития психомоторного возбуждения:

- шизофрения

- биполярное аффективное расстройство

- реактивные психозы

- эпилепсия

- черепно – мозговые травмы

- ожоги

- психозы, развивающиеся при тяжелых соматических заболеваниях, интоксикациях

- алкоголизм

- наркомания

- токсикомания

  1. Анатомические зоны фиксации пациента:

- плечи

- предплечья

- бедра

- голени

- плечевой пояс

- голова (через лоб)

  1. Фиксация пациента продолжается до начала действие психотропной терапии

  1. Асоциальные поступки при психомоторном возбуждении:

- нанесение увечья себе и окружающим

- внезапное нападение на окружающих

- вооружение и применение оружия

- выпрыгивание с высоты

- выбегание на проезжую часть дороги

- бросание под машину, поезд

  1. Домедикаментозная помощь при психомоторном возбуждении:

- строгий надзор

- изоляция больного

- соблюдение мер безопасности для больного и окружающих

- фиксация больного в случае резкого психомоторного возбуждения со стремлением к агрессивным действиям

Индивидуальные задания для работы у доски

            1. Симптомы психомоторного возбуждения

Маниакальное                                                                                     Суицидальные

возбуждение                                                                                            действия

        Катотоническое                                                                   Агрессивные

            возбуждение                                                                        действия

                   Гебефреническое                                            Помрачение

                         возбуждение                                                 сознания

                                         Галлюцинации     Бред   Иллюзии

2.Домедикаментозная помощь при суицидальном поведении

                                  Строгий надзор

          убрать                           убрать                      убрать                             закрыть

Режущие предметы        тяжелые предметы    ядовитые средства            окна, двери

  1. Проявление суицидальных намерений при различной психической патологии относительно времени суток

Психическая патология

Время суток

Депрессия

Ранние утренние часы

Алкогольный психоз

Ночные часы

Шизофрения

Любое время суток

Эталоны ответов к заданиям в тестовой форме

№ вопроса

№ ответа

1

4

2

2

3

1

4

3

5

2

6

1

7

3

8

1

9

4

10

3

11

4

12

2

13

3

14

2

15

4

16

3

17

1

18

1

19

2

20

3

21

3

22

4

23

4

24

1

25

2

Критерии оценки

Оценка по контролю знаний ставится на основании подсчета процента полученных баллов в соответствии со следующими критериями:

90% - 100% (0 – 2 ошибки) – «отлично»

80% - 89% (3 – 5 ошибок) – «хорошо»

70-% - 79% )6 – 8 ошибок) – «удовлетворительно»

<70% (> 9 ошибок) – «неудовлетворительно»

Приложение


~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для проведения практического занятия по теме: "Нахождение производных сложной и обратных тригонометрических функций"

Пособие предназначено для проведения практичесого занятия оп нахождению производных, где разобраны примеры, приведен тренажер для закрепления....

Учебно-методическое пособие по проведению практического заняти по теме: "Сложение и вычитание матриц"

Пособие предназначено для проведения практического занятия, где разобраны примеры и приведенр тренажер по закреплению материала....

Методическое пособие по проведению практических занятий по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Целью методических указаний по данной дисциплине является приобретение знаний и выработка практических навыков в области планирования, организации, управления и экономической оценки природоохранных ме...

Учебно-методическое пособие для проведения практического занятия пр теме: "Сложение и вычитание матриц"

Материал предназначен для студентов 2 курса по предмету математика. Содержит теоретический материал и задания для практического применения....

Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков сбора нагрузок при проведении расчетов строительных конструкций

Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков сбора нагрузок при проведении расчетов строительных конструкций студентами по междисциплинарному курсу МДК 01 Пр...

Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков определения расчетных характеристик материалов при расчетах строительных конструкций студентами по междисциплинарному курсу МДК 01 Проектирование зданий и сооруж

методическая разработка рекомендована для пользования студентам при проведении учебно-практического занятия по нахождению расчетных характеристик маиериалов в рамках курса Основы проектирования строит...

Методическое пособие для проведения практического занятия по теме "Оценка функционального состояния"

Методическое пособие предназначено для подготовки студентов сестринского отделения (специальности 34.02.01Сестринское дело) по теме «Оценка функционального сотояния» и содержит материал, с...