СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ В УСЛОВИЯХ СОКРАЩЕНИЯ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ В.В. Меликова ,Ю.Ю.Штенгель
статья на тему

Статья участник  конференции

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ  СИСТЕМЫ  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ В УСЛОВИЯХ СОКРАЩЕНИЯ  ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ

В.В. Меликова ,Ю.Ю.Штенгель

Саратовский техникум железнодорожного транспорта – филиал СамГУПС

Железная  дорога  всегда  была  и  остаётся  ведущим  перевозчиком,  который обеспечивает потребности народно-хозяйственного комплекса того региона, который она обслуживает. В тоже самое время, железнодорожная отрасль является одной из наиболее энергоёмких. Увеличивающееся энергопотребление является вынужденным явлением развития современного общества. Средний темп роста мирового потребления энергии в период 1995 – 2005 годы составил 2,5 % в год.   Проблема ограниченных запасов природных топливно-энергетических ресурсов, к которым относятся не возобновляемые источники энергии (торф, уголь, нефть, природный газ), заставила мировое сообщество всерьез обратиться к разработке программ по энергосбережению. На данный момент энергосбережение стало основным и самым эффективным способом развития современной мировой энергетики.

В нашем случае энергопотребление влияет еще и на себестоимость товаров и услуг, общие затраты на трудовое время обслуживания устройств железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) и уровень заработной платы.

Энергосбережение – один  из  ключевых  факторов  повышения  рентабельности железнодорожного транспорта.

Основной целью энергосбережения является повышение энергоэффективности всех отраслей, во всех пунктах населения, а также в стране в целом.

На сети железных дорог самыми эффективными системами, соответствующие таким требованиям – являются микропроцессорные системы.

На современном этапе разработок и внедрения устройств железнодорожной автоматики на основе микропроцессорной техники на сети железных дорог работает большое количество подсистем.

Внедрение устройств на базе микропроцессоров реализует большого количества целей и задач, основной из которых является экономия потребляемой энергии.

Цели и задачи развития отечественных микропроцессорных(МПЦ) систем железнодорожной автоматики

Цели создания системы микропроцессорной централизации:

  1. Эксплуатационная экономия.

Улучшение организации работы дежурного по станции (ДСП), интенсификация использования технических средств централизации, уменьшение количества релейной аппаратуры должны привести к снижению эксплуатационного штата, снижению потребляемой мощности, сокращению численности ДСП, сокращение энергопотребления(при организации телеуправления с соседней станции и организации объединенных рабочих мест).

  1. Повышение надежности.

Выполнение функций проверки взаимозависимостей стрелок и сигналов при задании маршрутов должно привести к сокращению количества релейной аппаратуры. Замена пульт-табло на монитор должна привести к снижению количества отказов в светотехнике. Резервирование и организация контроля устройств должны привести к повышению надежности устройств.

  1. Снижение капитальных вложений.

Должны сократиться производственные площади, занимаемые аппаратурой, а также объемы и сроки проектирования, строительства и пуско-наладочных работ.

  1. Диагностика.

Система должна позволить проводить диагностику, как самой системы, так и элементов напольного оборудования с контролем состояния, регистрацией неисправностей и отказов, должна привести к повышению показателей готовности системы.

  1. Увязка с другими системами.

Система должна позволить проводить сопряжение и обмен данными с системами такого же или верхнего уровня, например, с системой диспетчерского контроля (ДК), диспетчерской централизацией (ДЦ), системами слежения за номерами поездов, информационными пассажирскими, системами оповещения работающих на пути, и т.д.

  1. Уменьшение объемов проектирования.

Минимальное количество изменений в аппаратной части системы и программного обеспечения должно проводиться только для адаптации под существующую топологию станции. Система должна приводить к значительному упрощению изменений схем при изменении путевого развития станции. Все это должно удешевить проектирование и сократить сроки ввода в эксплуатацию МПЦ.

  1. Социальные.

МПЦ должна привести к улучшению условий и культуре труда, снижению загрузки ДСП и электромехаников.

В настоящее время на сети железных дорог внедряются системы микропроцессорной и релейно-процессорной централизации стрелок и сигналов (МПЦ и РПЦ)

 Первая отечественная система микропроцессорной централизации стрелок и сигналов была разработана специалистами института "ГИПРОТРАНССИГНАЛСВЯЗЬ". Вместе с тем, в силу ряда причин возникла необходимость создания в России современного отечественного специализированного Управляющего Вычислительного Комплекса (УВК), максимально соответствующего жестким требованиям, предъявляемым к современным микропроцессорным системам электрической централизации стрелок и сигналов.

 Такой специализированный УВК был создан по заказу министерства путей сообщения МПС РФ в АО "РАДИОАВИОНИКА"  в 90 годах XX века, с использованием самых современных методов построения отказобезопасных систем который обладает рядом бесспорных преимуществ по сравнению со своим предшественником и не уступает по своим характеристикам зарубежным аналогам.

 На базе отечественного управляющего вычислительного комплекса УВК РА, микропроцессорная централизация стрелок и сигналов была модернизирована и получила наименование ЭЦ-ЕМ. Помимо своих непосредственных функций, аналогичных системам электрической централизации «УВК РА», может производить контроль таких устройств как, диагностические системы контроля «ДИСК», устройств контроля схода подвижного состава «УКСПС», а так же управлять удаленными объектами или соседними станциями. Система может выполнять функции автоблокировки с централизованным размещением оборудования на прилегающих перегонах, совмещать в себе функции устройств диспетчерского контроля и диспетчерской централизации.

Микропроцессорная система управления устройствами сигнализации, централизации и блокировки (далее МСУ СЦБ), предназначена для управления и контроля перевозочного процесса на станции на уровне современных требований по функциональным возможностям, надежности и безопасности движения поездов. [1]

Система представляет собой комплекс средств микропроцессорной

техники, обеспечивающий выполнение функций автоматизированного рабочего места дежурного по станции и устройств электрической централизации, и является частью информационной системы предприятия.

Данная система позволяет:

1. Снизить материало- и энергоемкость оборудования;

2. Повысить качество организации управления движения поездов;

3. Сократить потери в грузоперевозочном процессе;

4. Повысить производительность труда;

5. Улучшить условия труда;

6. Повысить информированность ДСП при управлении перевозочными  процессами на станции.

Как множество систем, которые являются вновь внедряемыми системами, данный вид микропроцессорных устройств имеют ряд недостатков, которые устраняются по мере выявления.

Из обзора выявленных недостатков можно обозначить, часто встречающиеся :

- случаи схемных ошибок и отсутствие учета увязки с действующими, устаревающими устройствами;

- ошибки прописывания программных характеристик и зависимостей, которые считаются недоработками проекта.

 Как пример можно привести следующий случай.

В июле 2003 г. в лабораторию СЦБ дороги поступило первое сообщение такого рода – дежурный по станции не мог открыть выходной сигнал для отправления поезда со станции. Напольные устройства СЦБ (стрелки, стрелочные секции, участки пути, входящие в маршрут отправления, и участки удаления) находились в соответствующем положении для заданного маршрута и открытия сигнала.[2]

Внедрение устройств МПЦ целесообразно на сети железных дорог Российской федерации. Экономичность системы доказана  годами работы. С внедрением системы МПЦ достигается экономия энергетических ресурсов железнодорожной отрасли, а соответственно страны в целом, но особое внимание стоит обратить при разработке проектов на увязку внедряемых устройств и их наложение на действующие системы железнодорожной автоматики.

Список литературы

1.        «Техническое описание Микропроцессорная система управления устройствами сигнализации, централизации и блокировки (МСУ СЦБ)» компания  ООО «ВИСТ Групп» 2012

2.        Форум работников СЦБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www. scbist.com (дата обращения 10.11.2015).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины «Автоматика и телемеханика систем газоснабжения» для специальности среднего профессионального образования 270841 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО  270841 «Монтаж и эксплуатация оборудования и с...

Тестовые задания по автоматике и телемеханике

Предлагаемое учебное пособие является контролем знаний в области автоматики и телемеханики...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по ПМ.О2 «Техническое обслуживание устройств систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ)»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по ПМ.О2 «Техническое обслуживание устройств систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и железнодорожной автоматики и ...