Применение социометрии для анализа социальной структуры учебной группы
статья

Произведено исследование психологических качеств юношей и девушек с точки зрения из социального статуса в учебных группах.  Были рассмотрены особенности взаимоотношений в студенческой среде.  Явление лидерства рассматривалось с точки зрения различных теорий. Статусное положение юношей и девушек в значительной мере определяется их индивидуальными особенностями. Лидеру в студенческой среде характерен определенный уровень выраженности таких качеств, как тревожность и агрессивность.

Использование программы SociometryPro позволяет устанивить социальную структуру группы и психологические особенности студентов для более эффективной организации коллективного обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sotsiometriya.zip679.92 КБ

Предварительный просмотр:

Алексеев П.Л. к.т.н., доцент, wizard3@mail.ru

ГБПОУ «Ногинский колледж»

Взаимосвязь индивидуальных особенностей личности и ее социального статуса в учебных группах

Interrelation of personal characteristics and social status

in educational groups

Аннотация: Произведено исследование психологических качеств юношей и девушек с точки зрения из социального статуса в учебных группах.  Были рассмотрены особенности взаимоотношений в студенческой среде.  Явление лидерства рассматривалось с точки зрения различных теорий. Статусное положение юношей и девушек в значительной мере определяется их индивидуальными особенностями. Лидеру в студенческой среде характерен определенный уровень выраженности таких качеств, как тревожность и агрессивность.

Ключевые слова: лидерство, социальный статус, агрессивность, тревожность

Abstract:

A study was made of the psychological qualities of young men and women from the point of view of the social status in the teaching groups. The peculiarities of relationships in the student environment were considered. The phenomenon of leadership was considered from the point of view of various theories. Status of boys and girls is largely determined by their individual characteristics. The leader in the student environment is characterized by a certain level of expression of such qualities as anxiety and aggressiveness.

Keywords: leadership, social status, aggressiveness, anxiety

Межличностные отношения – система установок, ожиданий, стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Они представляют собой совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. [1; с. 230, 232]

Р.С. Немов по этому поводу пишет, что в общении со сверстниками «юноши усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания». [2; с. 381]

На характер взаимоотношений в студенческой среде влияет потребность в общении, которая сама претерпевает с возрастом глубокие изменения. Постепенно внутри учебной группы и курса складываются малые группы, связанные общими интересами. Однако во взаимоотношениях студентов на первый план выходят не совместные занятия, а личностный компонент. Юноши и девушки высоко ценят  эмоциональную поддержку, искренность, возможность самораскрытия.

Целью данного исследования является изучение индивидуальных особенностей лидерства среди студентов.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

  1. Определить статусную структуру каждой из учебных групп; выявить студентов с наиболее высоким и наиболее низким статусом.
  2. Изучить индивидуальные психологические особенности студентов с высоким и низким статусом: степень личностной тревожности, уровень и структуру агрессивности.
  3. Проанализировать взаимосвязь индивидуальных особенностей студентов и занимаемого ими в группе положения.

Для исследования были отобраны студенты разных курсов обучающиеся по техническим специальностям. Всего в исследовании приняло участие 45 человек.

Исследование проводилось методом психодиагностического тестирования, с помощью следующих методик:

  1. Методика социометрических измерений Дж. Морено. [3; с. 138-141]
  2. Методика исследования тревожности Ч. Д. Спилбергера. [4; с.121-122]
  3. Опросник А. Басса и А. Дарки. [5; с.398-402]

На первом этапе исследования были выбраны три учебных группы разного года обучения одной специальности. Для проведения социометрического исследования всем студентам предложили ответить на два вопроса, отражающих их деловой и личный выборы:

1. С кем из одногруппников вы предпочли бы работать в одной бригаде на практике?

2. Кого из одногруппников вы хотели бы пригласить в гости, если бы устраивали вечеринку?

Полученные данные обрабатывались с помощью программы Sociometry Pro. Был определен  уровень авторитета каждого учащегося и его статусное положение в студенческой группе. По результатам были отобраны студенты, пользующихся у одногруппников высоким либо низким авторитетом в сфере деловых и личных взаимоотношений.

Следует особо отметить, что лица, пользующиеся авторитетом в деловой сфере взаимоотношений, могут в сфере личной иметь низкий статус, и наоборот. Другие члены группы обладают высоким или же низким авторитетом сразу в двух этих сферах взаимоотношений.

Отмечается, что у студентов с высоким статусом (независимо от сферы взаимоотношений) успеваемость в среднем выше, чем у студентов с низким статусом.

Для студентов, имеющих высокий статус в группе, повышенная тревожность не характерна, а для студентов с низким статусом – характерна. Причем у студентов с высоким статусом в личной сфере тревожность ниже, чем у студентов с высоким деловым статусом. Это может быть связано как с тем, что личная сфера взаимоотношений является более приоритетной для юношей и девушек, так и с тем, что студенты с высоким деловым статусом в целом более активны, деятельны.

Личности с высоким показателем тревожности склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать выраженным состоянием тревожности, а особенно в тех ситуациях, которые касаются оценки их компетенции и престижа. Таким образом, студенты с низким статусом, по сравнению со студентами с высоким статусом, больший диапазон ситуаций должны воспринимать как угрожающие и чаще испытывать состояние тревоги.

Исследование агрессивности показало, что уровень общей агрессивности у студентов как с высоким деловым статусом, так и с высоким личным статусом, является средним. У студентов с низким статусом в личных взаимоотношениях  уровень общей агрессивности также средний, хотя и несколько выше, чем у студентов с высоким статусом. У студентов с низким статусом в деловой сфере этот показатель соответствует низкому уровню.

Значение показателя агрессивности у студентов с низким статусом в деловой сфере взаимоотношений говорит о наличии у них тенденции к пассивности, конформности, отсутствии инициативы, что не может не сказываться отрицательно на успехах в учебе.

Если рассматривать агрессивность не общую, а мотивационную, то есть не являющуюся средством достижения цели, но самоцелью, то результат будет уже иным.

Можно сделать вывод, что у студентов с высоким статусом в среднем уровень мотивационной агрессии низкий, а у студентов с низким статусом – средний.

Понимая мотивационную агрессию как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций, можно сделать вывод, что деструктивные тенденции у лиц, занимающих высокое статусное положение в группе (независимо от сферы взаимоотношений) низко выражены, а у лиц, занимающих низкое статусное положение, средневыражены.

У юношей и девушек, пользующихся авторитетом в студенческой группе, негативное отношение к окружающим людям, предметам и явлениям встречается реже, чем у тех, кто авторитетом не пользуется. У студентов с высоким статусом преобладает умеренно-позитивное отношение к людям, предметам и явлениям, а у студентов с низким статусом – негативное.

Склонность к агрессивности в самом прямом и примитивном ее варианте, как к применению физической силы,  расценивается в студенческой среде как отрицательное качество и препятствует достижению высокого статуса в группе.

Разница в показателях косвенной агрессии у студентов с высоким статусом (независимо от сферы взаимоотношений) и студентов с низким статусом в личной сфере мало выражена (55,6%, 56,9%, 55,6%). Косвенная агрессия значительно ниже у студентов с низким деловым статусом (39,7%).

Средний уровень склонности к раздражению у студентов с высоким статусом низок (36,4%). Среди студентов с низким статусом к раздражению более склонны те, чей статус в группе определяется деловой  сферой взаимоотношений (50,7%), чем те, чей статус определяется личной сферой (46,5%). Такую ситуацию очень часто можно наблюдать: неудачи в учебе вызывают раздражение, тогда как проблемы в общении, особенно с противоположным полом, обычно переживаются юношами и девушками более глубоко.

Уровень негативизма сильнее выражен у студентов с высоким статусом в личной сфере взаимоотношений (52,5%), затем по убывающей: у студентов с низким статусом в деловой сфере взаимоотношений (48,6%), у студентов с низким статусом в личной сфере взаимоотношений (46,7%) и у студентов с высоким деловым статусом (37,5%).

Студенты с высоким статусом в личной сфере взаимоотношений менее обидчивы, чем студенты других статусных групп (уровень склонности к обиде у них равен 34,4%). У студентов с высоким деловым статусом и с низким личным этот показатель значительно выше (50,0%); у студентов с низким деловым статусом – еще выше (55,4%).

Это вполне закономерно, так как склонность к обиде является одновременно и причиной и следствием низких коммуникативных навыков, а у юношей и девушек с высоким статусом в личной сфере коммуникативные способности хорошо развиты.

Обобщая результаты тестирования и статистической обработки данных, можно сделать следующие выводы.

1. Для студентов с высоким статусом в деловой сфере взаимоотношений характерны следующие индивидуальные особенности: высокая успеваемость, умеренно выраженная личностная тревожность, средний уровень общей агрессивности, низкий уровень мотивационной агрессии, средний – враждебности. Раздражительность, негативизм, подозрительность у них встречаются реже, чем у студентов других статусных категорий, а чувство вины они испытывают чаще В характере совокупность этих качеств выражается такими чертами, как активность, напористость, самокритичность, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе, позитивное отношение к людям, направленность на достижение результата.

2. Для студентов с высоким статусом в личной сфере взаимоотношений характерны следующие особенности: высокая успеваемость, умеренно выраженная личностная тревожность, средний уровень общей агрессивности, низкая мотивационная агрессия, средний уровень враждебности. У этих студентов склонность к физической агрессии, раздражению, обиде, подозрительности ниже, чем у студентов других статусных категорий, они сравнительно реже испытывают чувство вины. Негативизм и склонность к вербальной агрессии, наоборот, выше. Для таких студентов характерны активность, позитивное отношение к людям, жизнерадостность, общительность, внимание к людям, к общественному мнению, и в то же время – высокая критичность к установленным порядкам и авторитетам.

3. Для студентов с низким статусом в сфере деловых взаимоотношений характерны следующие индивидуальные особенности: средняя либо низкая успеваемость, высокий уровень тревожности, низкий уровень общей агрессивности, средний – мотивационной агрессии, высокий –  общей враждебности. У этих юношей и девушек наблюдается склонность к проявлению физической агрессии, обиды, раздражительности, подозрительности. Косвенная и вербальная агрессия проявляется у них в меньшей степени, чем у студентов других статусных категорий.

4. Для студентов с низким статусом в сфере личных взаимоотношений характерны следующие индивидуальные особенности: средняя успеваемость, умеренный уровень личностной тревожности, средний уровень общей агрессивности, средний уровень мотивационной агрессии, высокий уровень враждебности. Склонность к  физической и косвенной агрессии у них в среднем выше, чем у других студентов, а склонность к подозрительности и переживанию чувства вины – на невысоком уровне.

Можно сделать вывод, что прослеживаются определенные взаимосвязи между исследуемыми индивидуальными свойствами студентов и их статусным положением в группе. Выбранный комплекс психологических тестов и интерпретация результатов составляют целостную методику, используя которую возможно установить структуру межличностных отношений в учебной группе для более эффективного использования технологий обучения в коллективе.

Список литературы

  1. Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. Психология развития: хрестоматия/ Под ред. Болтовой А.К., Молчановой О.Н.- М.: ЧеРо Омега-Л, 2005.- 524с.
  2. Немов Р.С. Психология./ Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений/ В 3 кн. Кн.2. Психология образования.  - М., Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496с.
  3. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики/ Учеб. Пособие для студентов пед. высш. уч. заведений.- М.: Феникс, 1996.- 544с.
  4. Габдреева Г.Ш., Прохоров А.О. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие.- М.: Речь, 2004.- 475с.
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в двух томах. Том 2. – М.: Владос, 1996. – 529с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к лекции социальная структура общества по дисциплине "Основы социологии и политологии"

В презентации рассматривается социальная структура современного западного и российского общества....

Презентация "Деятельность педагога по изучению и анализу состава учебной группы"

Данная презентация является самотчетом о работе по изучению и анализу состава учебной группы...

Методическая разработка урока по теме "Социальная структура и социальные отношения"

laquo;Социальные отношения и социальная структура общества»Урок   усвоения новых знанийФормирование понятия социальной структуры общества и знаний о процессах, идущих в сфере социальн...

Презентация " Анализ новой структуры воздушного пространства"

Основные цели внедрения новой структуры воздушного пространства:- Повышение безопасности полетов;- Повышение пропускной способности и эффективное использование воздушного пространства;- Снижение экспл...

Анализ социально-психологического тестирования и анализ еë результатов в "Хатангской средней школе N1" . Педагог-психолог: Михайлов М. А.

Социально-психологическое тестирование в школе и еë подробный анализ пелагогом-психологом. ...