ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПЕДКОЛЛЕДЖА
статья

Смирнов Антон Алексеевич

Краткая инструкция применения технологии проблемно-диалогического обучения в практике работы преподавателя колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemno-dialogicheskogo_obucheniya.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнов А.А., преподаватель

ГБПОУ Педагогический колледж №1

им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПЕДКОЛЛЕДЖА

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Цель его заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Обучающийся не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования его самостоятельности.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы обучающиеся ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

  • Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
  • Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения обучающиеся осуществляют в ходе специально выстроенного преподавателем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

  • Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают обучающемуся работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы обучающиеся осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения преподаватель побуждает обучающихся выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
  • Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление обучающихся. На этапе постановки проблемы преподаватель пошагово подводит обучающихся к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного преподавателем диалога.

Преподаватель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает обучающимся поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у обучающихся интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога преподаватель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание обучающимися материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

В отличие от этого традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. При этом постановка проблемы сводится к сообщению преподавателем темы урока; поиск решения редуцирован до изложения готового знания, что не гарантирует его понимания большинством учебной группы.

Цель активизации обучающихся путём проблемного обучения:

  • выявить уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач;
  • дать возможность обучающемуся самостоятельно получить новую информацию, анализируя, сравнивая, синтезируя, конкретизируя фактический материал;
  • углубить знания при помощи ранее усвоенных или применить прежние знания в новой ситуации, решение проблемы ищется и находится обучающимся поставленным в соответствующую ситуацию.

Показателем проблемности урока является наличие в его структуре следующих этапов поисковой деятельности: возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы; выдвижение предположений и обоснование гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблемы.

В проблемной ситуации можно выделить следующие этапы.

  1. Постановка проблемы:
  • Сообщение проблемы преподавателем от проблемной ситуации
  • Постановка проблемы обучающимися от проблемной ситуации
  • Побуждающий диалог от проблемной ситуации
  • Подводящий к теме диалог
  • Сообщение темы с мотивирующим приемом
  1. Поиск решения:
  • Сообщение гипотез и проверка преподавателем
  • Выдвижение и проверка гипотез обучающимися
  • Побуждающий к гипотезам и проверке диалог
  • Подводящий от проблемы диалог
  • Подводящий без проблемы диалог

На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности обучающихся. Обучающиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы. Проблемное обучение вызывает со стороны обучающихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении обучающегося  к обучению.

Благодаря проблемно-диалогическому обучению у обучающихся развиваются пять универсальных компетентностей:

  1. способность к исследованию;
  2. способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;
  3. способность принимать решения;
  4. способность осуществлять принятое решение;
  5. способность постоянно осваивать новые виды деятельности.

Технология проблемно-диалогического обучения становится сегодня приоритетным принципом образовательного процесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование лицензионных электронных образовательных ресурсов в практике работы преподавателя ОБЖ (БЖ)

В статье представлены ряд адресов электронных образовательных ресурсов в интернет, которыми пользуется преподаватель при подготовке уроков по ОБЖ (БЖ) и анализируется их содержание в привязке к провод...

«Здоровье-сберегающие технологии в процессе обучения и внеклассной работы в Шушенском сельскохозяйственном колледже».

В работе проведён анализ мероприятий проводимых преподавателем в режиме сохранения здоровья и профилактики заболеваний. Даны таблицы различных тестов, методические рекомендации, комплексы упражнений п...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ОСНОВАМ ЭСТЕТИКИ

    Сегодня обществу нужны высококвалифицированные специалисты. Перед преподавателем возникает  вопрос: « Каков должен быть наш студент?» Способен ли он  принимать самостоят...

Технология деловой игры: подготовка сценария (опыта работы преподавателя английского языка)

Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активн...

Модуль 3. Офисные технологии в практике работы преподавателя (10 часов)

Модуль 3. Офисные технологии в практике работы преподавателя (10 часов) Информационные технологии конечного пользователя. Автоматизированное рабочее место. Электронный офис. Офисные технологии, п...

Игровые технологии в практике работы преподавателя педколледжа

В статье рассматривается актуальность использования игровых технологий в настоящее время....

Доклад выступления на методическом объединении" Технология проблемно-диалогического обучения истории в рамках реализации ФГОС СПО"

Доклад выступления на методическом объединении" Технология проблемно-диалогического обучения истории в рамках реализации ФГОС СПО"...