Специфика профессиональной деятельности преподавателя-организатора ОБЖ
статья
Во все времена своего существования человека сопровождали опасности. Люди были вынуждены бороться с природными и техногенными авариями, болезнями, эпидемиями, террористическими актами.
Возросшие масштабы деятельности человека, увеличение числа стихийных бедствий, аварий и катастроф, терактов, обострили проблемы, связанные с подготовкой населения в области гражданской обороны. Правительство РФ своими постановлениями №738 от 24.06.1995, №841 от 02.11.2000 определило, что обучение населения и учащихся должно осуществляться в рамках Единой системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на предприятиях и в образовательных учреждениях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Скляров А.С. МОГАПОУ «Горный техникум»
Специфика профессиональной деятельности преподавателя-организатора ОБЖ
Введение
Во все времена своего существования человека сопровождали опасности. Люди были вынуждены бороться с природными и техногенными авариями, болезнями, эпидемиями, террористическими актами.
Возросшие масштабы деятельности человека, увеличение числа стихийных бедствий, аварий и катастроф, терактов, обострили проблемы, связанные с подготовкой населения в области гражданской обороны. Правительство РФ своими постановлениями №738 от 24.06.1995, №841 от 02.11.2000 определило, что обучение населения и учащихся должно осуществляться в рамках Единой системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на предприятиях и в образовательных учреждениях.
Раздел 1
Специфика профессиональной деятельности преподавателя- организатора ОБЖ
Одной из важнейших потребностей общества является обеспечение
безопасности жизнедеятельности человека, предусматривающее его подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера. Для организации целенаправленного, непрерывного обучения в области безопасности жизнедеятельности в государственных общеобразовательных учреждениях России Постановлением Совета министров РСФСР от 14 мая
1991 г. № 253 был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности»
(ОБЖ). Необходимость введения данного предмета была обусловлена раз-
личными причинами, поскольку предшествующий период времени произошел ряд трагических событий, показавших слабую подготовленность как специалистов, так и населения в целом к действиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствий. Примерами таких событий стали авария на Чернобыльской АЭС, железнодорожная катастрофа под Ашой, разрушительное землетрясение в Спитаке и др.
Содержание общего среднего образования в 80-х гг. ХХ в. не предусматривало специального учебного предмета, направленного на освоение учащимися аспектов социального опыта, связанных с обеспечением собственной безопасности в различных сферах жизнедеятельности. Фрагментарные знания о чрезвычайных ситуациях военного характера преподавались в рамках предмета «Начальная военная подготовка», но они, безусловно, не исчерпывали всей полноты теории и практики обеспечения безопасности жизнедеятельности человека.
Закономерным следствием введения в общеобразовательной школе новой дисциплины стала потребность в соответствующих педагогических кадрах. К преподаванию ОБЖ стали привлекать прежде всего учителей начальной военной подготовки. В большинстве своем это были кадровые офицеры, уволенные в запас из рядов Вооруженных сил, даже не имеющие профессионального педагогического образования. Безусловно, это далеко не лучшим образом сказалось на качестве образования школьников в области основ безопасности жизнедеятельности. Именно поэтому актуализировалась проблема профессиональной подготовки учителей этого курса, владеющих как общепедагогическими, так и частно-методическими компетенциями в изучаемой предметной области.
В начале 90-х гг. XX в. более 40 российских вузов открыли специальность «Безопасность жизнедеятельности», предполагающую присвоение квалификации «Учитель основ безопасности жизнедеятельности».
Учитывая тот факт, что данная специальность была принципиально новой и не имела каких-либо аналогов, ее содержательное обеспечение первоначально не в полной мере удовлетворяло социальному заказу. В последующие годы содержание подготовки соответствующих специалистов постоянно совершенствовалось. Так, разработаны и продолжают развиваться различные направления теории безопасности жизнедеятельности, ведется поиск эффективных психолого-педагогических технологий, формирующих ответственное отношение граждан к личной безопасности, безопасности общества и государства, окружающей среды. В то же время, несмотря на некоторые положительные изменения, происшедшие за эти годы в системе профессиональной подготовки учителей ОБЖ, обучение школьников предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» часто не отвечает требованиям образовательных стандартов. Одной из причин этого является недостаточная профессиональная подготовка педагогов в этой области знаний.
Профессиональным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуются такие аспекты личности учителя, как мотивация (направленность личности и ее виды), личностные свойства (педагогические способности, черты характера, психологические процессы и состояния личности), интегральные характеристики (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), способность реализовывать данные качества с целью успешной педагогической деятельности.
Логика педагогических изысканий предполагает следование от анализа общих положений к частно-конкретным выводам, поэтому, анализируя состояние проблемы профессиональной подготовки будущих преподавателей-организаторов ОБЖ целесообразно предварительно определить общетеоретические взгляды относительно профессиональных качеств, необходимых каждому педагогу для эффективной реализации об-
разовательного процесса. Одним из оснований для выявления соответствующих теоретических предпосылок являются требования социального заказа к уровню профессиональной подготовленности выпускников педагогических специальностей вузов. Они представлены в виде определенных нормативных требований, изложенных в Государственных стандартах профессионального педагогического образования. Анализируя нормативные документы, выражающие запросы к профессиональным знаниям и умениям педагога, и теоретические
предпосылки данной проблемы, можно констатировать, что современный педагог должен обладать такими профессионально значимыми качествами,
как высокий уровень подготовленности (знание преподаваемого предмета), методическая грамотность (способность применять современные педагогические технологии), умение использовать современные технические средства обучения на высоком уровне (знание мультимедийных технологий), высокий уровень коммуникативных навыков, знание возрастной физиологии и психологии обучаемых, знание нормативно-правовой документации в области общего образования федерального, регионального, муниципального уровней, организационные способностями и способности управления социальной группой.
Профессиональная подготовка преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности, базируясь на вышеперечисленном составе требований к подготовке педагога вообще, имеют и некоторую специфику, обусловленную, в частности, особенностями социального заказа относительно подготовленности соответствующей категории педагогов.
Социально востребованными являются следующая подготовка преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности:
● подготовленность в области диагностики психических процессов
учащихся;
● знания, связанные с реализацией гуманно-ориентированного подхода в образовании;
●подготовка практического характера по обеспечению безопасности жизнедеятельности в различных ситуациях;
●сформированность безопасного поведения на уровне мировоззрения; владение инновационными технологиями и методиками преподавания безопасности жизнедеятельности в школе;
●умения по организации экологических экспериментов на уроках безопасности жизнедеятельности.
Выявляя специфику профессиональной подготовки преподавателя-организатора ОБЖ, следует учесть еще несколько аспектов. Первый из них состоит в том, что школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен, в первую очередь, на подготовку человека к обеспечению собственной безопасности на протяжении всей жизни. Именно в процессе воспитания, обучения и развития личности должны закладываться основы осознания целесообразности и важности создания всех необходимых условий для сохранения жизни и здоровья человека. Поэтому определенная часть профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности связана с готовностью к формированию у учащихся «безопасного мировоззрения», соответствующего отношения к жизни, стиля поведения, предполагающего предупреждение и профилактику опасностей во всех сферах их жизнедеятельности.
Следующий аспект связан с тем, что преподавание безопасности жизнедеятельности в школе предполагает создание нормативно-правовых, организационных, методических и материально-технических условий для обучения детей и молодежи основам безопасности жизнедеятельности, патриотического воспитания и допризывной подготовки. Способность преподавателя основ безопасности жизнедеятельности создать такие условия в школьном образовательном пространстве также является одной из его специфик профессиональной деятельности.
Еще один аспект обусловлен тем, что дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе образуют четыре блока:
● здоровый образ жизни;
● основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;
● безопасность и защита человека в чрезвычайных и опасных ситуациях;
● основы военной службы.
Необходимость подготовки преподавателя-организатора ОБЖ к эффективному преподаванию материала обусловливает целесообразность овладения специфичными умениями.
Среди них необходимо выделить знание:
●психологии поведения человека в экстремальных и чрезвычайных
ситуациях различного происхождения;
●нейрофизиологических основ поведения человека;
●основных современных теорий и методов оздоровления, укрепления и сохранения здоровья;
●методов, средств, способов оказания первой медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций различного происхождения;
●гигиенических норм, требований и правил сохранения и укрепления здоровья;
● профилактики соматических и инфекционных заболеваний;
●современных теорий и практики обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального происхождения;
●теории риска и факторов, обусловливающих возникновение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального происхождения;
●методов прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий, основных способов, средств и методов индивидуальной и коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях.
Важным в этой связи являются умения:
● применять этические и правовые нормы, регулирующие отношение
человека к человеку, обществу, окружающей среде при разработке различных проектов по защите природы, общества, личности и государства;
● организовывать оказание первой медицинской доврачебной помощи пострадавшим в опасных ситуациях различного характера,
● оценивать возможный риск появления локальных опасных и чрезвычайных ситуаций;
● применять своевременные меры по ликвидации их последствий,
● формировать у учащихся психологическую устойчивость поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
●организовывать спасательные работы в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера.
Изложенные выше аспекты определяют как общетеоретические предпосылки, так и основную специфику профессиональных компетенций учителя безопасности жизнедеятельности. Овладение названными компетенциями позволит разрешить проблемы преподавания ОБЖ.
Раздел 2
Основные направления деятельности преподавателя-организатора ОБЖ
В своей деятельности преподаватель-организатор ОБЖ должен руководствоваться Законами РФ, указами Президента РФ, Постановлениями Главы администрации, органами управления образованием всех уровней. Преподаватель-организатор ОБЖ соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.
Преподаватели-организаторы ОБЖ должны учитывать специфику подготовки по различным проблемам:
1.Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2.Охрана окружающей среды;
3.Экологическая обстановка;
4.Первая медицинская помощь;
5.Гражданская оборона;
6.Поведение во время терактов;
7.Профилактика вредных привычек;
8.Здоровый образ жизни;
9.Подготовка к военной службе;
10.Безопасность движения;
11.Поведение в ситуации автономного существования;
Основные направления деятельности преподавателя-организатора ОБЖ:
Содействие военному комиссару района по первоначальной постановке на воинский учет обучающихся.
Взаимодействие с воинскими частями, военными образовательными учреждениями в целях ориентации обучающихся на подготовку к военной службе.
Работа с обучающимися по профилактике вредных привычек: табакокурения, алкоголизма.
Работа по профилактике наркомании.
Формирование здорового образа жизни.
Профилактика заболеваний, передающихся половым путем: СПИД, сифилис, гонорея.
Проведение школьного этапа олимпиады по ОБЖ, подготовка обучающихся к районному и городскому туру олимпиады по ОБЖ.
Ведение учета призывников и предоставление отчетов в военкомат
Участие в обеспечении функционирования учебного заведения при возникновении ЧС
Проведение практических занятий и тренировок по действиям обучающихся при экстремальных ситуациях.
Совместно с начальником штаба ГО готовит и проводит тренировочные эвакуации.
Взаимодействие с заинтересованными учреждениями и организациями по вопросам обеспечения жизнедеятельности учреждения.
Систематическое повышение своих военных и педагогических знаний, совершенствование методических навыков.
Подготовка обучающихся к участию в военно - прикладных соревнованиях.
Преподаватель-организатор ОБЖ:
Принимает меры по созданию и совершенствованию учебно-материальной базы, необходимой для обучения учеников начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы;
Заведует предметным кабинетом, ведет учет и содержит в исправном состоянии материально-технические средства;
Обеспечивает сохранность имущества и оборудования, переданного для исполнения служебных обязанностей в кабинете ОБЖ;
Принимает участие в работе педагогических советов и методических объединений. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.
Вывод
Преподаватель-организатор ОБЖ должен знать основы педагогики, психологии, теорию и методику преподавания основ безопасности жизнедеятельности, правила охраны жизни здоровья обучающихся, методику работы на военно-спортивных снарядах, основные принципы защиты обучающихся при стихийных и экологических бедствиях, крупных производственных катастрофах, методы защиты от современных средств поражения, порядок оповещения учебного заведения при возникновении различных чрезвычайных ситуациях, организацию и проведение мероприятий при ЧС.
Литература:
1Львова Е.Л.Образование и наука. 2009. № 11 (68)
2.Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологи-
ческие проблемы). М.: Дело, 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ
Формирование личности студента, как будущего специалиста в сфере экономики довольно часто и в значительной степени, зависит от педагога, который его учит и воспитывает....
Должностные обязанности преподавателя-организатора ОБЖ
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельностиДолжностные обязанности....

Сколько стоит должность преподавателя-организатора ОБЖ в колледже ПЕТЕРБУРГСКОЙ МОДЫ
Сколько стоит должность преподавателя-организатора ОБЖв Колледже ПЕТЕРБУРГСКОЙ МОДЫ»!?Я, экс преподаватель-организатор ОБЖ колледжа Петербургской Моды – Карев Александр Петрович – 19...
Таблицы Результатов педагогической деятельности преподавателя-организатора ОБЖ Головача Александра Михайловича ГБПОУ ТК №34 Москва.
Таблицы Результатов педагогической деятельности....

2019 Статья на НПК с международным участием г. Кяхта Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста
2019 Статья на НПК с международным участием г. Кяхта Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста...

2019 Статья на НПК г. Улан-Удэ Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста
2019 Статья на НПК г. Улан-Удэ Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста...

Специфика турагентской деятельности
Презентация по теме "Специфика турагентской деятельности". (Черновик)...
