Реферат по дисциплине: «Основы безопасности жизнедеятельности» по теме: « Основные понятия и термины »
материал
С первых дней жизни человек сталкивается со всевозможными
опасностями, связанными с технической сферой и биологической средой. Среда обитания безусловно оказывает влияние на состояние здоровья человека, его работоспособность, самочувствие,
настроение. И это влияние может быть, как благоприятным, так и не благоприятным. Защитой человека в различных средах от негативных воздействий и достижения благоприятных условий жизнедеятельности, и занимается наука- Безопасность жизнедеятельности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
Реферат по дисциплине:
«Основы безопасности жизнедеятельности»
По теме:
« Основные понятия и термины »
Исполнитель:
Попков Владимир Александрович
Надым #1075;од
Содержание
Введение – стр 3-4
Основы безопасности жизнедеятельности - стр 5-13
Заключение- стр-14
Библиография- стр-15
Введение
Жизнь человека проходит в постоянной связи с окружающей действительностью
С первых дней жизни человек сталкивается со всевозможными
опасностями, связанными с технической сферой и биологической средой. Среда обитания безусловно оказывает влияние на состояние здоровья человека, его работоспособность, самочувствие,
настроение. И это влияние может быть, как благоприятным, так и не благоприятным. Защитой человека в различных средах от негативных воздействий и достижения благоприятных условий жизнедеятельности, и занимается наука- Безопасность жизнедеятельности (БЖД).
БЖД обьединяет области знаний по Охране труда (ОТ), Охране окружающей среды (ООС), гражданской обороне (ГО)
Для того чтобы не подвергать свою жизнь риску, каждому необходимо обладать определенным набором познаний, которые помогут защитить его от различных угроз и опасностей.
Вопросами разработки правильных способов защиты от негативных технических и природных воздействий и безопасного взаимодействия людей с окружающей средой занимаются представители такой научной области, как безопасность жизнедеятельности.
Главная концепция безопасности жизнедеятельности (БЖД) — это
предупредить о возникновении опасности и ее последующее устранение. Само слово безопасность окружало человека с момента его появления на Земле. Это понятие говорит нам о том, что мы должны не чувствовать опасений при контакте с внешним миром и при взаимодействии с окружающей нас средой. Она является одной из главных отраслей в каждом государстве, которое должно обеспечивать защиту своему народу и нормальные условия труда, комфортные зоны отдыха.
Человечество перестанет существовать, если безопасности не
будет уделяться должного внимания. Поэтому самым верным решением является прививание чувства ответственности за безопасность человеческой жизни с малых лет, со школьной скамьи, на протяжении всей жизни.
Целью данной работы является изучение теоретических основ
основных терминов и определений безопасности жизнедеятельности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть теоретические основы безопасности
жизнедеятельности;
— рассмотреть основные термины и определения безопасности
жизнедеятельности.
Основы безопасности жизнедеятельности
Основные понятия и термины
Опасный фактор – это такое воздействие на человека, которое в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья (например, открытые токоведущие части оборудования, движущиеся детали машин и механизмов, раскаленные тела, возможность радении с высоты и проч.)
Вредный фактор – это такое воздействие на человека, которое в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности (например, примеси в воздухе, неблагоприятные метеоусловия, недостаточная освещенность, вибрация, шум, ульта- и инфразвук, ионизирующие и лазерные излучения и проч.)
Охрана труда – область знаний, исследующая опасности, действующие в условиях производства, и разрабатывающая методы и средства защиты работающих от них. Техника безопасности – система мероприятий, предотвращающих воздействие на работающего опасных факторов. Производственная санитария – система организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающего вредных производственных факторов. Пожарная профилактика – комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на исключение вероятности возникновения пожара, воздействий на людей факторов пожара и на ограничение материального ущерба от него.
Чрезвычайная ситуация – состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Опасность Центральным понятием БЖД является понятие «опасность». Опасность – явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия.
Номенклатура опасностей. Номенклатура – система названий, терминов, употребляемых какой-либо отрасли наук, техники и т.п. В общую номенклатуру опасностей в алфавитном порядке включены все виды опасностей от алкоголя и аномальной температуры воздуха до эмоциональной перегрузки и ядовитых веществ.
Таксономия опасностей. Наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Оговоримся сразу, полная, совершенная таксономия опасностей еще не разработана. По происхождению различают 6 групп опасностей: природные, биологические, техногенные, антропогенные, экологические, социальные. К природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Их в свою очередь можно разбить на 4 группы: Литосферные Гидросферные Атмосферные Космические Биологическими называются опасности, происходящие от живых организмов. Под техногенными опасностями понимают механические опасности (т.е. такие нежелательные воздействия на человека, происхождение которых обусловлено силами гравитации или кинетической энергией тел) и механические колебания (вибрация, шум, инфразвук, ультразвук, гиперзвук), электромагнитные поля, ионизирующие излучения, опасности связанные с электрическим током и статическим электричеством, взрывы и пожары. Антропогенными обычно считаются опасности, являющиеся следствием хозяйственной деятельности общества и связанные с ростом энергетики, промышленного производства, численностью средств транспорта, обеспечением жизнедеятельности цивилизации, средств коммуникаций, ростом количества отходов и проч.
Социальными называются опасности, получившие широкое распространение в обществе и угрожающие жизни и здоровью людей. По природе выделяют 5 групп социальных опасностей:
а) опасности, связанные с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство и др.);
б) опасности, связанные с физическим насилием (разбой, бандитизм, террор, изнасилование, заложничество);
в) опасности, связанные с употреблением веществ, разрушающих организм человека (наркомания, алкоголизм, курение);
г) опасности, связанные с болезнями (СПИД, венерические заболевания и др.); е) опасности суицидов. Также по масштабам событий выделяют локальные, региональные, и глобальные социальные опасности. Можно различать опасности, характерные для детей, молодежи, женщин, пожилых людей. Также по организации социальные опасности могут быть случайными и преднамеренными. По характеру воздействия на человека опасности подразделяются на 5 групп: механические, физические, химические, биологические и психофизиологические. По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсные и кумулятивные. По локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой и космосом. По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы. По приносимому ущербу: социальный, технический, экологический, экономический. Сферы проявления опасностей бывают: бытовая, спортивная, дорожнотранспортная, производственная, военная и др. По структуре (строения) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых. По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные. К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Идентификация опасностей. Опасности носят потенциальный, т.е. скрытый характер. Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности. В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация, возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи. Аксиома о потенциальной опасности деятельности. Человеческая практика дает основание утверждать, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, любая деятельность потенциально опасна.
Наиболее распространенной оценкой опасности является риск.
Вредные факторы
Факторы, воздействие которых на работника может привести к профессиональному заболеванию (вредные факторы) или травме (опасные факторы).
Вредными производственными факторами являются:
физические факторы:
- аэрозоли преимущественно фиброгенного действия;
- шум;
- инфразвук;
- ультразвук воздушный;
- вибрация общая и локальная;
- неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в т. ч. гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 ГЦ);
- переменные электромагнитные поля, в т. ч. радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое);
- ионизирующие излучения;
- вредные параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, тепловое облучение);
- вредные параметры световой среды (искусственное освещение - недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость. химические факторы:
- химические вещества, смеси, в т. ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа;
биологические факторы:
- микроорганизмы — продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы — возбудители инфекционных заболеваний;
Охрана труда (ОТ) — система правил и ограничений, при соблюдении которых сотрудники остаются на рабочем месте живыми и здоровыми.
Иногда охрану труда путают с техникой безопасности — сводом правил для работы на своем месте. Но это понятие немного уже и входит в общую систему ОТ.
Новый сотрудник не может приступить к обязанностям, пока не пройдет инструктаж по технике безопасности. Ему должны рассказать о вредных факторах на производстве, опасных зонах, правилах поведения в случае ЧП. Эти инструкции помогают сотруднику безопасно работать на новом месте, избегать несчастных случаев и травм.
Прослушать инструктаж только при устройстве на работу недостаточно. Все сотрудники проходят его повторно как минимум раз в полгода. Если на работе произошел несчастный случай, руководители могут провести внеплановый инструктаж.
Контроль за охраной труда — только одна из сотен обязанностей работодателя.
Кроме техники безопасности, в систему охраны труда входит проведение еще десятка мероприятий. Например, инструктажа по пожарной безопасности, медосмотров, проверки рабочих мест, выдачи СИЗ.
Обычно все мероприятия делят на несколько групп. Так работодателям проще составлять план по их проведению.
- Правовые
Сюда входят все законы, стандарты, инструкции, нормативные акты, установленные государством. Они определяют стандарты безопасных условий труда и обеспечивают их соблюдение.
Кроме того, в компании есть внутренние правила. Например, порядок трудоустройства и увольнения, способы поощрения и наказания, время отдыха и работы.
- Социально-экономические
Эти меры еще называют государственным стимулированием работодателей. К ним относят социальное страхование, компенсации при производственных травмах и профзаболеваниях. Сюда же относят льготы для работников вредных и опасных производств: дополнительный отпуск, повышенную ставку, оплачиваемые перерывы.
- Санитарно-гигиенические
Так называют меры, которые защищают работников от вредных и опасных воздействий на месте работы. Например, дезинфекцию помещений, установку душевых и гардеробов, профилактику инфекционных заболеваний (особенно актуально это было в годы пандемии).
Сюда же входят мероприятия типа проверки вентиляции, освещения и даже комнатной температуры. Халатное отношение к ним может привести к травмам и профзаболеваниям сотрудников.
- Лечебно-профилактические
В эти меры входят медицинские осмотры и обследования, организация подходящих режимов труда и отдыха, обустройство медпунктов.
Иногда работникам вредных производств бесплатно выдают продукты. Например, так делают на химзаводах. Сотрудники получают молоко, которое должно помочь с нейтрализацией вредных производственных факторов.
- Реабилитационные
К этим мерам прибегают в случаях, когда сотрудник получил на работе травму или заработал профзаболевание. Тогда работодатели обязаны:
- доставить человека в больницу для получения первой помощи;
- отправить на лечение в санаторий;
- обеспечить более легкие условия труда;
- компенсировать расходы на обследование, лечение, лекарства.
Производственная санитария (от лат. sanitos – здоровье) – это система организационных, санитарно–гигиенических мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов до значений, не превышающих допустимые (ГОСТ ;80* «ССБТ.
Термины и определения»).
Вредный производственный фактор – это фактор среды и трудового процесса, воздействие которого не работника при определенных условиях (интенсивность, длительность) может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, привести к нарушению здоровья потомства. Вредными факторами могут быть (ФЗ «О специальной оценке условий труда»): Классификация вредных факторов (ГОСТ ;74* «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация»):
Физические факторы – аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; шум, инфразвук, ультразвук; вибрация (общая и локальная); неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения – электростатическое поле, постоянное магнитное поле, широкополосные электромагнитные импульсы; ионизирующие излучения, параметры микроклимата.
Химические факторы – химические вещества, смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), полученные химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа;
Биологические факторы – микроорганизмы– продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний.
Факторы трудового процесса: тяжесть и напряжённость труда. В зависимости от экспозиции вредный фактор может стать опасным и привести к травме. Экспозиция – количественная характеристика интенсивности и продолжительности действия вредного фактора. Например: шум с уровнем более в 75 дБ приводит к невриту слухового нерва, шум с уровнем воздействия 130–150 дБ приводит к разрыву барабанных перепонок. Научной основой производственной санитарии является гигиена труда (от греч. hygyieinos – здоровый). Таким образом, санитария и гигиена происходят от одного и того же слова – здоровье. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков (определение ВОЗ). Гигиена труда – наука, изучающая гигиенические условия, характер труда и их влияние на здоровье, работоспособность человека и разрабатывающая научные основы и практические меры по предупреждению отрицательных последствий трудовой деятельности. Гигиена труда устанавливает гигиенические нормативы, которые служат нормативной базой для производственной санитарии. Производственная санитария – это инженерно– техническая дисциплина, которая осуществляет защиту работающих от вредных производственных факторов, обеспечивает условия сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Пожарная профилактика - это деятельность, направленная на предупреждение пожаров на объектах, в населенных пунктах и создание условий для их успешного тушения. Целью пожарно-профилактической работы является поддержание высокого уровня пожарной безопасности в городах, населенных пунктах. Основными задачами профилактической работы являются: разработка и осуществление мероприятий, направленных на устранение причин, которые могут вызвать возникновение пожаров; ограничение распространения возможных пожаров и создание условий для успешной эвакуации людей и имущества в случае пожара; обеспечение своевременного обнаружения возникшего пожара, быстрого вызова пожарной охраны и успешного тушения пожара. Основной метод профилактической работы - устранение выявленных в ходе проверки недочетов на месте, а при отсутствии такой возможности - в кратчайший срок. Пожарно-профилактическая работа на объектах и в населенных пунктах проводится по следующим направлениям:
∙ организация и осуществление наблюдения за противопожарным состоянием;
∙ разработка и участие в реализации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Пожарно-профилактическая работа на объектах включает:
∙ периодические проверки состояния пожарной безопасности объекта в целом и его отдельных участков, а также обеспечение контроля над своевременным выполнением предложенных мероприятий;
∙ проведение проверок противопожарного состояния объекта представителями органов Государственного пожарного надзора;
∙ постоянный контроль над проведением пожароопасных работ, выполнением противопожарных требований на объекте во время переоборудования цехов, установок, мастерских, складов и других помещений;
∙ проведение бесед-инструктажей и специальных занятий по вопросам пожарной безопасности с рабочими и служащими объекта, а также с временными рабочими других предприятий и организаций, прибывшими на объект, и других мероприятий по противопожарной пропаганде и агитации;
∙ проверку исправности и правильного содержания стационарных автоматических и первичных средств пожаротушения, противопожарного водоснабжения и систем извещения о пожарах;
∙ подготовку личного состава добровольных пожарных дружин и боевых расчетов для проведения профилактической работы и тушения пожаров и загораний;
∙ установку в цехах, мастерских, складах и на отдельных агрегатах систем пожарной автоматики. На объектах с массовым пребыванием людей в рамках пожарно-профилактической работы проводят большой комплекс организационных и практических мероприятий, в том числе:
∙ принятие ведомственных правил пожарной безопасности, обязательных для выполнения всеми работниками подведомственных учреждений;
∙ проведение противопожарного инструктажа и пожарно-технического минимума с обслуживающим персоналом школ, детских учреждений, больниц, кинотеатров и других объектов;
∙ создание из обслуживающего персонала учреждений боеспособных ДПД, а также разработка планов (схем) эвакуации людей в случае пожара, предусматривается система (установка) оповещения людей о пожаре;
∙- контроль за противопожарным состоянием объектов с массовым пребыванием людей со стороны министерств и ведомств ;
∙ осуществление организаторской и надзорной деятельности со стороны органов государственного пожарного надзора (проведение мероприятий по надзору, разработка и выпуск инструктивных и агитационных материалов о соблюдении противопожарного режима, оказание помощи руководителям в проведении противопожарного инструктажа и др.).
Заключение
Безопасность жизнедеятельности определяют как междисциплинарную область современных научных познаний, прикладных приемов и навыков, которые охватывает как теоретические проблемы, так и практику защиты людей от опасного или вредного воздействия среды обитания в любых жизненных ситуациях, сферах человеческой деятельности.
Государственная программа обучения подрастающего поколения основана на реализации требований многих Федеральных законов об охране здоровья людей, обеспечении дорожной, радиационной, пожарной безопасности; о защите населенных пунктов, их жителей от ЧС различного характера их возникновения; о воинской обязанности и прохождении военной
службы.
Цель безопасности жизнедеятельности – это формирование здорового, безопасного поведения в быту, а также правильных действий при возникновении различных ЧС, получение необходимых знаний, навыков оказания первичных мер медицинской помощи как самому себе, так
и рядом находящимся пострадавшим людям.
Подводя итог рассмотрению вопроса, что такое БЖД, следует отметить, что человек на протяжении всей жизни сталкивается с множеством опасных и вредных факторов. Отсутствие теоретического и практического опыта защиты собственной жизни может привести к летальному исходу, что в сумме создает угрозу повышения уровня смертности. Каждый человек должен самостоятельно взять на себя ответственность за свою безопасность с целью сохранения собственной жизни людей. А для того, чтобы понимать, как правильно вести себя при угрозах, поможет заблаговременное и тщательное изучение такой дисциплины, как безопасность жизнедеятельности.
Исходя из всего вышесказанного, цели данной работы можно считать достигнутыми, а задачи выполненными.
Библиография
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э.А. Арустамова. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.- Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°».- 2007. - С. 6-11.
2. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / Под ред. д-ра техн. наук, проф. А.И. Сидорова. - М.- КНОРУС.- 2007. - С. 10-22.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э. А. Арустамова. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.- Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°».- 2007. - С. 6-11.
4. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / Под ред. д-ра техн. наук, проф. А.И. Сидорова. - М.- КНОРУС.- 2007. - С. 10-22.
5. Безопасность жизнедеятельности: конспект лекций / А. И. Лобачев.- Москва.- Юрайт.- 2006 .- С. 45-47.
6. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / А.С. Гринин ; В.Н. Новиков ; Под ред. А.С.Гринина.- М. .- ФАИР-ПРЕСС.- 2002 .- С. 56-58.
7. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов / Под общ. ред. С.В.Белова .- 3-е изд., испр. и доп. - М.- 2001 .- С. 34-37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Тесты по дисциплине "Организация услуг питания", тема"Основные понятия и определения"
Методические разработки содержат проверочные тесты в рамках профессионального модуля ПМ.03 "Обслуживание гостей в процессе проживания"...
Методическая разработка урока по "Безопасности жизнедеятельности" по теме "Контроль здоровья. Экспресс-диагностические методы оценки здоровья"
В представленном материале по проведению урока по теме даются общедоступные диагностические методы оценки своего здоровья и практика их применения, которые дадут возможность учащимся оценивать и контр...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине Безопасность жизнедеятельности на тему "Основные понятия о воинской обязанности"
Данная тема занятий предусмотрена программой по учебной дисциплине «Основы военной службы», учебным планом и является обязательной для изучения в ходе освоения программы.Данное учебное занятие проводи...
ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРАВИЛ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ПРАВИЛАХ ДОРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ».
История российских ПДД началась при Иване III (XV век), который утвердил общие правила пользования почтовыми трактами с перекладными лошадьми, позволяющие быстро преодолевать большие расстояния.Импера...

Тема 2.1. Раздел 2. Химия. Органическая химия Тема:«Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений» Тема урока:"Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова."
.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ А.М. БУТЛЕРОВА1 ПОЛОЖЕНИЕ: Атомы в молекулах соединены друг с другом в определенной последовательности со...

Методическая разработка открытого занятия по ОДБ.12. Основы безопасности жизнедеятельности по теме: Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций
Цель методической разработки: раскрытие опыта проведения занятия по изучению программной темы: Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций, использование элементов современных педагогических т...
