МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ практических занятий «Безопасность жизнедеятельности» 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
методическая разработка

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов по проведению

практических занятий

по дисциплине

       «Безопасность жизнедеятельности»         

 

    для специальностей 

35.02.07  «Механизация сельского хозяйства»

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_o_prakt._bzh._spo_meh._i_35.02.16.docx49.92 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов по проведению

практических занятий

по дисциплине

   «Безопасность жизнедеятельности»          

для специальностей  

             35.02.16 «Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования»

35.02.07  «Механизация сельского хозяйства»;

 Составлена: преподаватель – Землянская  А.А

Южно-Сахалинск

2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………… …3

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1……………………………………………….7

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТ № 2……………………………………………...…8

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3…………………………………………........9

ПРАКТИЧЕСАЯ РАБОТА №  4………………………………………………10

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5……………………………………………..11

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6……………………………………………..12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Настоящие методические  указания по выполнению практических работ предназначены для студентов, обучающихся по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», специальность  35.02.16 «Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования»

Целью учебной дисциплины является приобретение студентами  теоретических знаний и практических навыков по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

Цель практических занятий -  формирование и развитие общеучебных умений и навыков по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

Выполнение практических работ направлено на закрепление полученных в ходе изучения тем знаний и реализацию выполнения требований к уровню подготовки  студентов, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Практические занятия существенно повышают качество знаний, их глубину, конкретность, оперативность, значительно усиливают интерес к изучению дисциплины, помогают  обучающимся  полнее осознать практическую значимость общественных наук.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды ( подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать:

  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
  • основы военной службы и обороны государства;
  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
  • способы защиты населения от оружия массового поражения;
  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
  • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

Уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
  • применять первичные средства пожаротушения;
  • оказывать первую помощь пострадавшим.

Методические рекомендации включают в себя:

  1. Перечень тем и  заданий для  практических работ.
  2. Методические указания и пояснения по выполнению данных работ.
  3. Критерии оценки практических работ.
  4. Формы контроля за выполнением данных работ.

5. Литературу, необходимую для выполнения данных работ.

Таблица № 1

Перечень тем и  заданий для  практических работ

№ работы

    Название  темы

Задание для  практической работы

Кол-во часов

1

Оказание первой помощи пострадавшим при травмах и ранениях.

1.Научиться останавливать кровотечение при помощи жгута.

2. Научиться накладывать повязки на голову, руки, накладывать шины.

3. Составить памятки оказания первой помощи при ранениях, при обработке ран.

4. Ответить на контрольные вопросы.

4

2


Характеристика ЧС природного и техногенного характера

1.Заполнить таблицу Классификация ЧС природного характера.

2.Составитт памятки поведения населения в чрезвычайных ситуациях.

4

 3

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в  качестве заложника.

1.Изучить материал учебника на стр. 115-118.

2. Составить  памятки по действиям при угрозе террористических актах.

2

4

Средства индивидуальной защиты

1. Закрепить знания о СИЗ, СИЗОД, о  медицинских средствах защиты.

2. Научиться изготавливать ватно-марлевую повязку.

3. Научиться использовать СИЗОД (противогаз, ВМП)

4

5

Огнетушитель- средство для тушения очага возгорания.

1.Составить  памятки по правилам безопасного поведения при пожарах.

2. Научиться пользоваться огнетушителем.

4

6

Основные понятия о воинской обязанности.

1.Составить кроссворд  по изученной теме.

2.Проверить знания по изученной теме.

4

                                                                Итого:

22

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Тема:  Оказание первой помощи пострадавшим при ранениях и травмах.

Цель:  Закрепление теоретических знаний оказания помощи при кровотечениях, переломах,  приобретение практических умений наложения повязок, шин.

Задания:

1.Научиться останавливать кровотечение при помощи жгута.

2. Научиться накладывать повязки на голову, руки, накладывать шины.

3. Составить памятки оказание первой помощи при ранениях, при обработке ран.

Алгоритм действий: 

  1. 1. Изучить материал учебника стр. 229-246 «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное  образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2013. Ответить на контрольные вопросы письменно.
  2. Работа в парах: наложить жгут, наложить повязки на руку, голову,  наложить шину при переломе голени.
  3. Составить конспект.
  4. Ответить на контрольные вопросы письменно в тетради.
  • Что такое рана и какие виды ран вы знаете?
  • Как вы обычно обрабатываете раны? Расскажите алгоритм действий.
  • Что такое растяжение связок? Вывих? Перелом?
  • Что такое давящая повязка и чем она отличается от обычной?

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если студент выполнил 100% объема задания, правильно  и  кратко оформил таблицу, сформулировал правильный вывод.

Оценка «4» ставится, если студент выполнил 100 % объема задания, в таблице допустил один недочет, сформулировал неполный вывод.

Оценка «3» ставится, если студент выполнил 50 % объема задания, в таблице допустил 2-3 недочета, не сформулировал вывод.

Оценка «2» ставится, если студент не выполнил задание.

Литература:

  1. «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное  образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2013.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Тема: Характеристика  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Цель: Закрепление теоретических знаний о классификации ЧС и приобретение практических умений в составлении памяток поведение населения в ЧС.

Задания:        

1. Заполнить таблицу «Классификация ЧС»  стр. 52-80, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное  образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2013.

2. Составить памятки поведения населения в ЧС.

Алгоритм действий: 

1. Прочитайте текст стр. 52-80, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное  образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2013.

2. Заполните таблицу «Классификация ЧС»

ЧС природного и техногенного характера

Правила поведения при ЧС

Последствия для населения

1.

2.

3.

4.

5.

3.  Составьте памятки поведения населения в ЧС.

4. Составьте кроссворд по изученной теме.

5. Составить конспект.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если студент выполнил 100% объема задания, правильно  и  кратко оформил таблицу, сформулировал правильный вывод.

Оценка «4» ставится, если студент выполнил 100 % объема задания, в таблице допустил один недочет, сформулировал неполный вывод.

Оценка «3» ставится, если студент выполнил 50 % объема задания, в таблице допустил 2-3 недочета, не сформулировал вывод.

Оценка «2» ставится, если студент не выполнил задание.

Литература:

  1. «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное  образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2013.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Тема: « Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в  качестве заложника»

Цель: Закрепление теоретических знаний о терроризме и приобретение практических навыков поведения при обнаружении взрывных устройств.

Задания:

  1. Изучить материал учебника стр. 115-118, «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное  образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2013.
  2. Составить  памятки по действиям при угрозе террористических актах.

Алгоритм действий: 

  1. Изучить материал учебника стр. 115-118, Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное  образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2013.
  2. Составить конспект.
  3. Составить  памятки по действиям при угрозе террористических актах.
  4.  Составить алгоритм (последовательность)  поведения при обнаружении взрывных устройств, правилах поведения при угрозе террористического акта : при письменной угрозе, по телефону, при захвате в заложники.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если студент выполнил 100% объема задания, правильно  и  кратко оформил таблицу, сформулировал правильный вывод.

Оценка «4» ставится, если студент выполнил 100 % объема задания, в таблице допустил один недочет, сформулировал неполный вывод.

Оценка «3» ставится, если студент выполнил 50 % объема задания, в таблице допустил 2-3 недочета, не сформулировал вывод.

Оценка «2» ставится, если студент не выполнил задание.

Литература:

  1. «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное  образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2013.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Тема:  Средства индивидуальной защиты в ЧС (противогазы, ВМП)

Цель: Закрепление теоретических знаний о СИЗ кожи, СИЗОД, о медицинских средствах защиты и приобретение практических умений изготавливать и использовать индивидуальные средства защиты.

Задания:

 1. Прочитать материал учебника стр. 63-69,  «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т Смирнов. Б.И. Мишин. В.А. Васнев.

2. Научиться изготавливать ватно-марлевую повязку.

3. Научиться использовать СИЗОД (противогаз, ВМП)

Алгоритм действий: 

  1. Составить конспект. Записать в тетрадь СИЗ, СИЗОД, мед. средства защиты (учебник стр. 63-68, Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т Смирнов. Б.И. Мишин. В.А. Васнев.

2. Изготовить ВМП

Для изготовления ВМП необходимо взять кусок марли размером 100 на 50см. на него кладем слой ваты толщиной 1-2см, края марли загибаем с обеих сторон и накладываем на вату, концы по длине разрезаем на 30-40см с каждой стороны. Повязка закрывает подбородок, рот, нос.

3. Надеть противогаз.

4. Надеть ВМП.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если студент выполнил 100% объема задания, правильно  и  кратко оформил таблицу, сформулировал правильный вывод.

Оценка «4» ставится, если студент выполнил 100 % объема задания, в таблице допустил один недочет, сформулировал неполный вывод.

Оценка «3» ставится, если студент выполнил 50 % объема задания, в таблице допустил 2-3 недочета, не сформулировал вывод.

Оценка «2» ставится, если студент не выполнил задание.

Литература:

  1. «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное  образования / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; под общ. Ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. наук, Рос. Акад. образования -10е изд., стер. - М. : Издательский центр "Просвещение", 2009.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Тема: Огнетушитель - средство для тушения очага возгорания.

 Цель: Закрепление знаний о мерах пожарной безопасности и правилах безопасного поведения при пожарах. Приобретение умений использования первичных средств пожаротушения.

Задания:

  1. Изучить материал учебника стр. 286- 293, «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное  образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2013.
  2. Составить конспект.
  3. Составить  памятки по правилам безопасного поведения при пожарах
  4.  Научиться пользоваться огнетушителем.

Алгоритм действий: 

1. Составить конспект. стр. . 286- 293, «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное  образования / Ю.Г. Сапронов. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2013.

2. Составить  памятки о мерах пожарной безопасности и правилах безопасного поведения при пожарах.

3.  Практическое использование огнетушителя.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если студент выполнил 100% объема задания, правильно  и  кратко оформил таблицу, сформулировал правильный вывод.

Оценка «4» ставится, если студент выполнил 100 % объема задания, в таблице допустил один недочет, сформулировал неполный вывод.

Оценка «3» ставится, если студент выполнил 50 % объема задания, в таблице допустил 2-3 недочета, не сформулировал вывод.

Оценка «2» ставится, если студент не выполнил задание.

Литература:

  1. «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное  образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2013.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Тема: Основные понятия о воинской обязанности.

Цель: Закрепление теоритических  знаний о воинской обязанности и  приобретение практических умений в составлении кроссворда.

Задания:

  1. Составить кроссворд  по изученной теме.
  2. Проверить знания по изученной теме.
  3. Составить конспект.

Алгоритм действий: 

1.Изучить материал учебника БЖД стр.153- 160, 1 «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное  образования / Ю.Г. Сапронов.. -7е изд., стер. - М. :   Издательский центр "Академия", 2013.

2. Выписать основные формулировки:

  • Что означает понятие «воинская обязанность»?
  • Что осуществляет правовую основу воинской обязанности и военной службы в РФ?
  • Что составляет правовую основу воинской обязанности  и военной службы в РФ?
  • Что предусматривает воинская обязанность?
  • Какие категории граждан должны состоять на воинском учете?
  • Как осуществляется воинский учет граждан РФ?
  • Каковы обязанности граждан по воинскому учету?
  • Что такое мобилизация,  какие виды мобилизации различают и в каких случаях она объявляется?

Что предусматривает обязательная подготовка граждан к военной службе?

  1. Составление  кроссворда по изученной теме.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если студент выполнил 100% объема задания, правильно  и  кратко оформил таблицу, сформулировал правильный вывод.

Оценка «4» ставится, если студент выполнил 100 % объема задания, в таблице допустил один недочет, сформулировал неполный вывод.

Оценка «3» ставится, если студент выполнил 50 % объема задания, в таблице допустил 2-3 недочета, не сформулировал вывод.

Оценка «2» ставится, если студент не выполнил задание.

Литература:

1 «.Основы безопасности жизнедеятельности» : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное  образования / Ю.Г. Сапронов. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2013.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:

1. Безопасность жизнедеятельности :  учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное  образования / Э.А. Арустамов, Н.В. Касолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов:  Издательский центр "Академия", 2016.

Дополнительные источники:

1. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное  образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. -7е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2016.

2. Безопасность жизнедеятельности :  учебник для учреждений начальное. и среднее   профессиональное  образования / Ю.Г. Сапронов : Издательский центр "Академия", 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безопасность жизнедеятельности» для специальности: 110809 механизация сельского хозяйства.

Рабочая программа предназначена для планирования проведения занятий по БЖ для студентов третьих курсов СПО и соответствует ФГОСТу....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» 110800.03(35.01.15) «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению практических занятий по дисциплине  «Безопасность жизнедеятельности»           Для п...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» 110800.02(35.01.13) «Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению практических занятий по дисциплине         «Безопасность жизнедеятельности »...

ПАСПОРТ КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Безопасность жизнедеятельности» 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» 35.02.08 «Электрификация и автоматизация с/х»

ПАСПОРТКОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Безопасность жизнедеятельности» 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»Квалификация техник - механик...

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ по ПМ 03. по специальности "Механизация сельского хозяйства"

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ  по ПМ 03. по специальности "Механизация сельского хозяйства"...