Здоровьесберегающие технологии в техникуме
статья на тему

Воронцева Надежда Викторовна

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в техникуме

Впервые нормативным документом к образовательным учреждениям НПО и СПО предъявлено требование по созданию условий для реализации здоровьесберегающей модели образовательного процесса.

Специфика ФГОС нового поколения заключается, прежде всего, в повышении ответственности субъектов образовательного процесса в достижении новых образовательных результатов и необходимости формирования механизмов саморегуляции в образовательной среде.

К тому же в настоящее время каждый преподаватель при прохождении аттестации должен указать ряд применяемым им технологий в процессе реализации своей профессиональной деятельности, и обязательные из них – здоровьесберегающие технологии.

Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. 

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного студента больше, чем врач. Это, конечно, не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника.

Возложение на образовательное учреждение и преподавателя  такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье студента  - определяется следующими причинами.

Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит в стенах образовательного учреждения. Это касается и здоровья студентов. Именно в техникуме, под "присмотром" преподавателей, студенты проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.

Во-вторых, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же техникума  иная - сохранить и укрепить здоровье своих студентов, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье студентов в образовательных учреждениях - преподаватель.   

Современное общество получает громадное число информации. Объём информации с годами только увеличивается и постоянно обновляется. И если раньше в обучении ведущую роль играл «объём знаний», то в настоящее время это понятие отходит на задний план. И перед преподавателем стоит вопрос не «что учить?», а «как учить?».

Человек понимает, что всё выучить невозможно. У обучающихся существует ряд ограничений по здоровью, возрасту. И это должно быть учтено. Однако, это сложно, а иногда и невозможно.

Определений понятию «здоровье» достаточно много. Здоровье – это естественное состояние организма, который чувствует себя комфортно в окружающих условиях.

Важным фактором здоровьесбережения на занятиях считаю регулирование нагрузки во время занятий (как физические, так и психологические).

Не секрет, что эмоциональный настрой обучающихся зависит от первых минут занятия. И этот настрой зависит только от преподавателя. Интонация, взгляд, первые фразы занятия, мимика лица, жесты – всё это создаёт нужную эмоциональную обстановку на занятии. Необходимо также учитывать, каким по счёту идёт занятие. Если это первая пара занятий, то необходимо помнить, что многие обучающиеся живут достаточно далеко от техникума и загруженность транспорта в утренние часы достаточно высока. И, если случаются опоздания (конечно, берутся в расчёт единичные случаи, а не систематические), то это тоже нужно учитывать.

Если занятие начинается после обеденного перерыва, то здесь свои установки. И нередко некоторые послабления в начале занятий приводят к активной и плодотворной деятельности в дальнейшем.

Конечно, большое влияние на эмоциональность и психологический аспект имеет оформление учебного материала. Поэтому стараюсь чаще всего работать с презентацией, оформленной в яркой, тёплой гамме.

Движение – это жизнь. Фраза известна всем. Физминутки, конечно, хорошо. Но обучающиеся техникума порой стесняются выполнять физические упражнения. Приходится идти на некоторые уловки. Увидев, что обучающиеся начинают уставать, отвлекаться, перемещаюсь в противоположную сторону кабинета, встаю за спинами обучающихся и продолжаю разговор. Естественно, все начинают поворачиваться, чтобы продолжить диалог. И все движения обучающихся ведут к некоторой разгрузке уставших от одной позы мышц.

Занятия должны содержать проблемные ситуации, чтобы обучающиеся могли учиться рассуждать, доказывать свою точку зрения и подводить себя к правильным суждениям.

На вопрос обучающегося, каким будет тот или иной ответ, я задаю ответный «а как ты считаешь?». И вместе подходим в суждениях к правильному ответу.

В течение всего занятия деятельность обучающихся должна быть разнообразной. Это никогда не приведёт к усталости, агрессивности, отвлечённости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии как часть современных образовательных технологий

Здоровьесберегающие технологии - Методический доклад...

Построение здоровьесберегающей среды в техникуме

Построение здоровьесберегающей среды в техникуме...

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроке физическая культура.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные т...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики в техникуме

Здоровьесбережение на занятиях в техникуме - важное звено в процессе обучения....

Доклад на тему:Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными...

Здоровьесберегающие технологии в техникуме

Здоровьесбережение на занятиях в техникуме - важное звено в процессе обучения....