Построение здоровьесберегающей среды в техникуме
статья по теме

Шмыгова Ольга Валерьевна

Построение здоровьесберегающей среды в техникуме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_postroenie_zdorovesberegayushchey_sredy_v_vuze.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Введение

Развивающемуся обществу необходимо современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. Важнейшей социальной задачей становится формирование профессиональной элиты, обладающей хорошим физическим и психическим здоровьем.

Здоровье как один из феноменов современного общества, отражая в себе состояние медицины, экономики, образования, культуры является одним из индикаторов развития государства.

Вопрос о здоровье для современной России звучит более чем актуально. В промышленных центрах наблюдается особо неблагоприятная демографическая ситуация. Неуклонно растет в стране распространенность вредных привычек. Сложилась тяжелая ситуация, характеризующаяся тем, что в целом молодежь России, которая должна быть наиболее здоровой частью общества, таковой не является.

Особенностью современной стратегии оздоровления нации является формирование активной позиции населения в отношении заботы о собственном здоровье, физическом совершенствовании, работоспособности, перенос ответственности за собственный уровень жизни, физическое, психическое, социальное благополучие на конкретного гражданина.

Таким образом, проблема здоровьесберегающей среды учащейся молодежи является приоритетной задачей в образовании, от решения которой зависит не только здоровье отдельного человека, но и населения страны в целом.

Нормальное физическое развитие, функционирование органов и систем человека обеспечивает способность организма сохранять устойчивость к внешним факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды.

1. Состояние здоровья студенческой молодежи в современных условиях.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое – это состояние человека, которое характеризуется совершенством саморегуляции функций организма, гармонией физических процессов, максимальной адаптацией к различным факторам внешней среды.

Психическое – это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.

Социальное – это мера социальной активности, деятельное отношение человека к миру.

Материалы межведомственной комиссии по охране здоровья населения Совета безопасности РФ свидетельствует, что во всех возрастных группах отмечается снижение уровня здоровья, рост частоты и тяжести течения болезней, возникновение и распространение раннее не известных патологических состояний и заболеваний.

Развитие высшей школы в современных условиях сопровождается дальнейшей интенсификацией труда студентов, возрастанием разнообразного информационного потока, широким внедрением технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, сильным социально-экономическим прессингом на все стороны студенческой жизни и труда.

Непрерывный рост научной и социально-политической информации, ограниченное время на ее переработку, несовершенные режим и методы обучения, ориентированные на заучивание огромного по объему материала, перегружают мозг учащихся, порождают дисгармонию в развитии личности. В особенно сложном положении оказываются студенты начальных курсов, попадая, после выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузе, в новые специфические социальные отношения и условия деятельности.

Рабочая нагрузка добросовестного студента в обычные дни достигает 12 часов в сутки, а в период экзаменационной сессии – 15–16 часов.

Не удивительно, что труд студентов по тяжести относят к 1-й категории (легкий), а по напряженности – к 4-й (очень напряженный труд).

Процесс обучения требует напряжения памяти, устойчивости и концентрации внимания, часто сопровождается возникновением стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты), что доказано исследованиями ученых.

Сочетание сниженной мышечной нагрузки с нарастанием интенсивности нервно-психической деятельности способствует ухудшению работоспособности, снижению устойчивости к простудным заболеваниям, преждевременному функциональному старению и увеличению заболеваемости.

Снижение двигательной активности в первую очередь сказывается на появлении нарушений со стороны нервной, сердечно сосудистой систем, органов дыхания, системы пищеварения.

Исследования ученых показывают, что это происходит потому, что у студентов перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения.

В течение дня у студента происходит длительная и напряженная работа центральной нервной системы, сочетающаяся с влиянием факторов гипокинезии и гиподинамии, которые способствуют формированию специфического морфофункционального статуса организма, характеризующегося снижением активности функциональных систем.

По данным эпидемиологического исследования, проводимого в рамках программы «Здоровье студентов», было выявлено, что низкая физическая активность является одним из основных факторов риска ишемической болезни сердца среди студентов в различных регионах страны.

Для восполнения «мышечного голода» имеется громадный арсенал средств физической культуры: физические упражнения, различные виды спорта, оздоровительные занятия. Физическое воспитание в техникуме является основным звеном организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди студентов. В этой связи огромное значение приобретает правильная организация занятий со студентами, которые должны выпускать квалифицированных специалистов, готовых к высокопроизводительному труду и защите Отечества.

Именно такой предмет, как физическое воспитание должен формировать у будущих специалистов навык сохранения высокой физической и творческой активности на долгие годы.

Повседневная жизнь предъявляет к организму студентов очень большие требования. Для того, чтобы системы регуляции функций адекватно отвечали на все предъявляемые жизненными условиями требования, необходимо расширять диапазон компенсаторных возможностей организма. Для этого дозированными физическими нагрузками разнонаправленного характера следует добиться совершенствования всех физических качеств и затем в течение всей жизни поддерживать их на должном уровне, чтобы не иссякал запас прочности организма.

Накапливать резервы можно до 25 лет, а затем их нужно поддерживать, и чем больше их удается накопить, тем дольше, естественно, при разумном использовании, будет возможность их расходовать.

Средства физической культуры, правильно используемые, способствуют нормализации энергетики организма и его психоэмоционального и физического состояния за счет укрепления мышечной системы, а также костно-связочного аппарата и повышения функциональных возможностей всех систем организма.

Но что значит «правильно используемые». А это значит, что необходимо подбирать такой двигательный режим и такую физическую нагрузку, чтобы они были адекватны физиологическим и психоэмоциональным параметрам и уровню здоровья каждого студента. Уровень здоровья определяется способностью организма адаптироваться к ним.

В студенческой среде все более проявляется склонность к девиантным формам поведения, что нередко приводит к проблемам наркологического характера. За последние три года увеличилось число несовершеннолетних наркоманов и токсикоманов. За этот же период количество злоупотребляющих алкоголем подростков возросло в 2 раза, злоупотребляющих наркотическими веществами – в 3,7 раза, токсическими – в 9,1 раза.

По Р.М. Баевскому, все болезни человека происходят из-за состояния организма, находящегося между нормой и патологией. Отмечается, что в этом угрожающем состоянии находятся сейчас от 50 до 80 % работающих и служащих, что не позволяет им эффективно трудиться. Состояние предболезни или нездоровья, по образному выражению В.П. Петленко и Д.Н. Давиденко, характеризуется тем, что – «я еще не болен, но уже не здоров».

Одним из важнейших результатов научных исследований явилось обоснование «безопасного уровня здоровья», который связывают с диагностической моделью энергопотенциала биосистемы. Установлено, что «при пятибалльной оценке уровню «выше среднего» соответствует 3,65 % лиц, имеющих хронические заболевания, а «высокому» уровню практически полное отсутствие болезней». По мнению Э.М. Козина, при рассмотрении будущей профессиональной деятельности человека обязательно необходимо учитывать его состояние здоровья. Коэффициент полезного действия использования здоровья в США (имеется в виду социальная деятельность) составляет примерно 20 %. В России сегодня такая достаточность здоровья соответствует работающим в 3–5 % случаев. При этом отмечается, что речь в данном случае должна идти не просто о достаточности здоровья с точки зрения долгожительства и больничных листов, а о его эффективности, когда врожденные качества индивида (гуманитарные, математические и др.) соответствуют тому предложению, которое позволяет существенно или полностью восстановить трату физического, биологического, психологического здоровья, использованного для выполнения трудовой или социальной деятельности.

По мнению аналитиков, состояние здоровья российских граждан уже представляет реальную угрозу национальной безопасности. Если не принять мер по изменению ситуации, она может стать тяжким бременем для страны.

В действиях государства в качестве первоочередных мероприятий предполагается создание общероссийской системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения, а также физического развития детей, подростков, молодежи. По-видимому, речь должна идти об управлении показателями, отражающими состояние здоровья студенческой молодежи в процессе физического воспитания. Количество здоровья при этом должно соответствовать требованиям профессии.

Установлено, что безупречный уровень здоровья способны поддерживать люди, имеющие двигательную активность не менее 6 ч в неделю. С увеличением продолжительности занятий на 1 ч в неделю заболеваемость снижается на 0,44 дня в год. Минимальный показатель 6,02 дня зафиксирован при объеме нагрузки 7–8 ч в неделю. Именно на такой объем занятий и следует ориентировать будущих специалистов.

2. Формирование здоровьесберегающей среды в техникуме.

Целью современного образования является развитие не только мыслящей, деятельной, творческой, но главное – здоровой личности.

В связи с этим в основу процесса обучения и воспитания положен принцип здоровьесберегающего подхода, целью которого является создание единого пространства для формирования личности, гармонично развитой физически и психически. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья студентов является строгая реализация здоровьесберегающей среды в процессе обучения в высшем учебном заведении.

Под здоровьесберегающей средой понимается комплексная программа, которая базируется на соответствующей социальной инфраструктуре определенного типа и включает в себя образовательные, воспитательные, медицинские, административно-управленческие и другие формы работы по обеспечению здоровья молодого поколения в процессе образования.

Обучение – самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье обучающихся. Интенсификация учебного процесса, использование новых технологий обучения привело к значимому росту количества студентов первокурсников, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Поэтому каждое учебное заведение, помимо решения общепедагогических задач, должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания, содействовать охране и укреплению здоровья.

Цель здоровьесберегающей среды – обеспечить студенческой молодежи высокий уровень реального здоровья, вооружив их необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у них культуру здоровья. Если забота о здоровье студентов является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональном уровне, то только тогда можно говорить о реализации в высшей школе здоровьесберегающего подхода и об осуществлении преемственности в образовании, и результатом их внедрения будет защита здоровья молодого поколения от воздействия негативных факторов.

3. Компоненты здоровьесберегающей образовательной среды и валеологической культуры для студентов.

На принципах и способах развития здорового образа жизни специализируется такая наука, как валеология. При изучении здоровьесберегающей образовательной среды обнаруживается отсутствие единого понимания валеологии как учебной дисциплины и существенные различия в действующих программах. При этом важно именно то, что результатом валеологического образования является валеологическая культура человека, предполагающая знание им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих.

На основе этого и других представлений можно выделить основные этапы развития валеологической культуры:

– валеологическая грамотность (овладение системой понятий и их значений в области валеологии, способами деятельности по сохранению здоровья, а также их применение в жизнедеятельности, умение ориентироваться в потоках информации, касающейся здорового образа жизни и т. д.);

– валеограмотность личности обусловлена таким системным пониманием представлений, понятий и адекватных суждений о сущности здоровья и здорового образа жизни, которое выражается моральной готовностью вести здоровый образ жизни для формирования, сохранения и укрепления индивидуального и общественного здоровья с целью достижения полной самореализации личности;

– валеологическая компетентность (возможность гражданина современного общества: а) обеспечивать себе возможность вести здоровый образ жизни; в) иметь право свободного выбора форм и средств ведения здорового образа жизни; г) реализовывать доступные в обществе возможности относительно использования и распространения всей доступной ему информации, включая и его собственную информацию и т. д. При этом в условиях демократического государства эти возможности должны быть обеспечены обществом. Валеологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности по сохранению собственного здоровья и окружающих людей на основе валеологической грамотности, что означает применение знаний, умений для эффективного решения стоящих перед человеком валеологических задач. В то же время компетентность предполагает отказ от прямого копирования чужого опыта, норм, традиций, образцов, свободу от стереотипов, чьих-то указаний, предписаний, установок и т. д.);

  • валеологический ценностно-смысловой компонент (совокупность, система личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, верований в области сохранения здоровья и ведении здорового образа жизни). На данном этапе возможна валеологическая самоактуализация, когда появляется непрерывное стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей в сфере здорового образа жизни:

– валеологическая рефлексия (представляет собой отслеживание человеком целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению валеологической культуры, а также осознание тех внутренних изменений, которые в нем происходят, себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений;

– рефлексия человека как субъекта культуры охватывает все перечисленные ее компоненты: осмысление собственного уровня валеологической грамотности и компетентности, особенностей ценностно-смысловой сферы и других вопросов);

– валеологическое культуротворчество (состоит в принятии личностью ценности творчества во всех его проявлениях и аспектах, в стремлении к творчеству, а также развитии творческих способностей и проявлений. Объектом валеологического творчества могут выступать образы и идеи, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения; творческий компонент может быть интерпретирован как готовность личности к выполнению культуросозидающей, культуротворческой роли как в отношении присвоения культуры здоровья, так и созданию новых форм данной культуры). На данном этапе присутствует такое явление, как валеологическая самокоррекция, представленная выбором путей и средств, направленных на восстановление оптимального для данного индивида состояния и качества здоровья.

Валеологически грамотный человек, имея определенные потребности в правильном, здоровом образе жизни, удовлетворяет их на базе знаний здоровьесберегающих среды, в том числе образовательной. Исходя из этого, валеологическую культуру личности можно определить как систему жизненных ценностей, опирающихся на знания о сущности здоровья (включая пути и методы его формирования, сохранения и укрепления) и регулирующих поведение людей в процессе жизнедеятельности. В качестве структурных компонентов здоровьесберегающей и валеологической культуры можно выделить следующие: когнитивный, аксиологический, мотивационно-ценностный, гносеологический, здоровьесберегающий, эмоционально-волевой, поведенческий, деятельностный, контрольно-оценочный, экологический и физкультурно-оздоровительный компоненты.

Когнитивный компонент валеологической культуры характеризуется качеством валеознаний, проявляющихся в их полноте, глубине и системности. Процесс формирования поля знаний, связанных с обучением здоровью и основам безопасности жизни человека, является органичным для методологических основ педагогической валеологии и призван оказывать влияние на когнитивно-познавательную сферу личности студента, актуализируя его потребности в здоровьесбережении.

Целью реализации здоровьесберегающей среды в вузе, раскрывающих инновационную суть учебно-воспитательного процесса как открытой системы, является формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни и здоровью в соотнесении с жизнью других людей.

При выявлении системы педагогического понимания валеологической культуры и ее конечного результата – здорового образа жизни, и следует учитывать структуру учебно-воспитательного процесса вуза.

Итак, наиболее оптимальными условиями реализации здоровьесберегающей среды будут являться следующие:

1) целевое:

– формирование ценностного отношения к здоровью;

2) содержательные:

– валеологизация содержания образования;

– валеологизация воспитательного процесса вуза.

3) технологические:

– валео-педагогический мониторинг;

– учебная дисциплина, целенаправленно формирующая когнитивную, эмоционально-волевую и поведенческую стороны валеологической культуры.

Учебный процесс, направленный на формирование здоровьесберегающей среды, неразрывно связанный с формированием и развитием представлений студентов о здоровом образе жизни, а также призванный обеспечить подготовку выпускников в этом направлении. Этот процесс является динамической системой с педагогическим содержанием.

Педагогические условия валеологизации образовательной и воспитательной деятельности вуза требуют комплексной работы, начиная с управленческого компонента, заканчивая содержанием и структурой дисциплин и организацией образовательного и воспитательного процессов.

В процессе формирования здоровьесберегающей среды студенты должны знать не только, что такое здоровье, здоровый образ жизни, способ его ведения, но и формировать такие способности, как:

– владение комплексом статических и динамических упражнений;

– умение рационально организовывать свой режим отдыха и труда, а также умеренный труд;

– владение приемами психоэмоционального напряжения;

– владение способами гигиенически обоснованного питания;

– владение способами закаливания организма;

– умение оказать необходимую самопомощь в экстремальной ситуации;

– осуществление сбора и проведение анализа информации о состоянии здоровья, половозрастных и индивидуальных психофизиологических особенностях развития.

4 Современные подходы в формировании здоровьесберегающей технологии для студентов.

Проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в студенческой среде интересовала отечественных и зарубежных исследователей давно.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно ориентированного подхода. Учитывая, что технология – это последовательность шагов, этапов к достижению результата, а педагогическая технология – это еще и техника, которая включает в себя методы, формы и приемы, то здоровьесберегающие технологии объединяют все эти понятия плюс принципы здоровьесберегающей педагогики. Под здоровьесберегающей технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, и как совокупность принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения, наделяют их признаком здоровьесбережения. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

Процесс формирования здоровьесберегающей среды в техникуме основан на тесной взаимосвязи практической деятельности всех структурных звеньев учебного заведения. Деятельность администрации направлена на организацию эффективной деятельности всех участников образовательного процесса. Создание максимально комфортных условий для занятий студентов и преподавателей, а также осуществление контроля и регулирование процесса.

Деятельность преподавательского состава главным образом нацелена на овладение методикой формирования здорового образа жизни своих воспитанников через предмет обучения. Формирование устойчивой здоровьесберегающей среды невозможно без активной деятельности и самих студентов, где вектор их усилий направлен на овладение умениями и навыками здорового образа жизни, способами коррекции своего психолого-физиологического состояния, понимание выполнения того или иного упражнения с точки зрения науки.

Реальным проводником всех идей, инноваций, замыслов является преподаватель. Возложение на него такой, казалось бы, несвойственной ему задачи – заботы о здоровье студенческой молодежи – определяется следующими причинами.

Во-первых, именно в университете студенты проводят большую часть своего времени. И не помогать им сохранять свое здоровье было бы непрофессионально.

Во-вторых, определенное воздействие на здоровье студента оказывает учебный процесс.

В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями. Задача техникума – сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников. Для этого необходимо: во-первых, обеспечить в корпусах, в аудиториях соблюдение гигиенических требований, прописанных в СанПиНах. Во-вторых, соблюдать требования кфизиологически обоснованной организации учебного процесса.

Чтобы защитить здоровье студентов, необходим учет их возрастных и индивидуальных особенностей. Преподаватель должен уметь оценивать многие психофизиологические характеристики своих учеников. Третье направление касается педагогической техники учителя, стиля и особенностей его общения со студентами. Административными методами можно добиться соблюдения гигиенических норм, обеспечить составление грамотного, позиции здоровьесбережения, расписания занятий, минимизировать объем домашнего задания, но здоровьеразрушающее воздействие на обучающегося отельных преподавателей непосредственно на уроках сведет положительный эффект всех этих усилий до минимума. Грамотная, самоотверженная работа педагога, ставящего заботу об ученике на первое место, окажет нейтрализующее воздействие на многие недостатки организации учебного процесса. Именно здесь кроется риск негативного влияния педагога на здоровье студентов, с одной стороны, а с другой – содержится огромный ресурс возможностей позитивного воздействия на человека. Анализ полученных данных дает преподавателю возможность применить дифференцированный подход в обучении, новые педагогические технологии, выяснить причины неуспешности обучения, что позволяет, используя здоровьесберегающие технологии, повысить успешность обучения.

Никакие серьезные инновации невозможны без глубокой теоретической подготовки и широкой общей культуры педагога. Поэтому, проводя работу с педагогическим коллективом, надо помочь преподавателю сориентироваться в смежных областях человекознания. Одной из эффективных форм такой поддержки может стать организация профессиональных объединений преподавателей разных предметов как технологическая основа здоровьесберегающей педагогики для разработки приемов, форм и методов организации обучения студентов без ущерба для здоровья как студентов, так и педагогов.

Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентирования на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды рассматривается в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья молодежи.

Для создания необходимых условий успешности в обучении студентов, выяснения причин их неуспеваемости необходимо изначально подвергнуть подробному анализу случаи неуспешности каждого студента в отдельности. На основе полученных результатов создается индивидуальная комплексная программа работы с данным студентом. Успех – это удача в достижении чего-либо, хорошие результаты в работе, учебе. Успешность студента напрямую связана с его успеваемостью.

Наряду с такими факторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия развития и другие им подобные, отрицательное и существенное воздействие на здоровье студентов оказывает так называемая внутритехникумовская группа факторов. С негативным влиянием именно этих факторов, к которым относится интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям студентов и т. п., специалисты связывают до 40 % детско-подростковой патологии. Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, нервных, психосоматических и других заболеваний.

5. Реализация здоровьесберегающей среды на занятиях физической культурой

Физическая культура в техникуме является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она выступает одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.

Проблема сохранения и укрепления здоровья будущих специалистов является актуальной для всей образовательной среды. За последние годы в России резко обострилась проблема с состоянием здоровья населения. В этой связи наиболее актуальным представляется сегодня формирование здоровьесберегающей среды.

Процесс формирования здоровьесберегающей среды в техникуме основан на тесной взаимосвязи практической деятельности всех структурных звеньев учебного заведения. Деятельность администрации направлена на организацию эффективной деятельности всех участников образовательного процесса, создание максимально комфортных условий для занятий студентов и преподавателей, а так же осуществление контроля и регулирование процесса.

Деятельность преподавательского состава главным образом нацелена на овладение методикой формирования здорового образа жизни своих воспитанников через предмет обучения.

Формирование устойчивой здоровьесберегающей среды невозможно без активной деятельности и самих студентов, где вектор их усилий направлен на овладение умениями и навыками здорового образа жизни, способами коррекции своего психолого-физиологического состояния, понимание выполнения того или иного упражнения с точки зрения науки.

Главным результатом формирования здоровьесберегающей среды в среднем учебном заведении, как результат деятельности всего механизма, должны стать рост творческих и образовательных достижений студентов и преподавателей, повышение уровня здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.

Как же сохранить здоровье студентов и добиться высокой их работоспособности и долголетия? Ответ на этот вопрос – здоровый образ жизни (ЗОЖ). Оптимальный двигательный режим – важное условие здорового образа жизни. Адекватный двигательный режим оптимально поддерживает психофизическое состояние студента и является заслоном для целого ряда негативных изменений в его организме. В современной литературе отражено значительное количество фактов, которые свидетельствуют о том, что недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на физическом состоянии: замедляет рост, снижается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, снижается умственная работоспособность, задерживается формирование двигательных навыков и умений, нарушается осанка и т. д.

Основу ЗОЖ составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, которые положительно влияют на состояние здоровья студенческой молодежи.

Содержание курса физического воспитания учащихся средних учебных заведений регламентируются государственной учебной программой для СПО «Физическое воспитание». Целью физкультурного образования студентов является формирование физической культуры будущего квалифицированного специалиста.

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, а также с учетом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности. Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в средних учебных заведениях, включая: теоретические, практические и контрольные; элективные практические занятия (по выбору) и факультативные; индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации); самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями. Необходимо отметить, что сильным стимулом к физкультурно-спортивным занятиям студентов являются массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия. Они организуются в свободное от учебных занятий время. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом техникума при методическом руководстве преподавателя физической культуры.

                                           Заключение

Состояние здоровья студентов характеризуется отрицательной динамикой, которая выражается в том, что от первого курса к выпускному повышается интенсивность симптомов болезней.

В последние годы в России резко обострилась проблема с состоянием здоровья населения: увеличилось количество студентов, употребляющих наркотики, алкоголь, табак. Систематически снижается уровень здоровья студенческой молодежи. Растет число студентов, имеющих серьезные отклонения в состоянии здоровья. Отмечается, что третья часть студентов оценивает состояние своего здоровья как удовлетворительное плохое. Большая часть студентов имеет хронические заболевания.

С этим связано формирование здоровьесберегающей среды высшего учебного заведения. Под здоровьесберегающей средой понимается комплексная программа, базирующаяся на соответствующей социальной инфраструктуре определенного типа и включает в себя образовательные, воспитательные, медицинские, административно управленческие и иные формы работы по обеспечению здоровья молодого поколения в процессе образования.

Цель поддержания здоровьесберегающей среды – обеспечение студентов высоким уровнем реального здоровья, создание необходимого багажа знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья. Если забота о здоровье студентов является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональном уровне, то только тогда можно говорить о реализации в высшей школе здоровьесберегающего подхода и об осуществлении преемственности в образовании, в результате их внедрения будет производиться защита здоровья молодого поколения от воздействия негативных факторов.

Список литературы

1. Акчурин Б.Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов: дис. … канд. пед. наук. Уфа, 1996.

2. Айзман Р.И., Жарова Г.Н. Принципы и методы комплексного подхода к формированию здорового образа жизни через предметы анатомо-физиологического цикла // Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии: мат-лы Всерос. науч.-практ. семинара. Санкт-Петербург, 7–9 дек. 1993 г. СПб., 1994. С. 43-45.

3. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1990.

4. Косолапов А.Б. Проблемы изучения, сохранения и развития здоровья студентов. М., 2003.

5. Резер Т.М. Здоровьесохраняющие технологии в образовательных учреждениях // Школьные технологии. 2003. № 5. С. 35-40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая образовательная среда в условиях СПО.

Одним  из важнейших направлений развития современного образования, является процесс гумманизации. Он подразумевает ориентацию образовательного процесса на сотрудничество учащихся и педагого...

Формирование здоровьесберегающей среды в процессе педагогической деятельности.

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства - одно из важнейших направлений в развитии российского образования....

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики в техникуме

Здоровьесбережение на занятиях в техникуме - важное звено в процессе обучения....

Здоровьесберегающие технологии в техникуме

Здоровьесбережение на занятиях в техникуме - важное звено в процессе обучения....

Здоровьесберегающие технологии в техникуме

Здоровьесберегающие образовательные технологии...

Социально-бытовая среда общежития техникума

Назаровский аграрный техникум имени Аркадия Филимоновича Вепрева имеет общежитие на 200 человек. Именно здесь проживают в учебный период иногородние студенты.Руководство техникума и коллектив общежити...