Здоровьесберегающая образовательная среда в условиях СПО.
статья по теме

 

Одним  из важнейших направлений развития современного образования, является процесс гумманизации. Он подразумевает ориентацию образовательного процесса на сотрудничество учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление здоровья, на развитие потенциала личности. Вопросы здоровья людей и нации в целом выходят на первый план, как важнейший показатель при решении внутренних и внешних задач. Здоровье детей и подростков - это фундамент, на котором формируется здоровье взрослого человека. Так как гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности, но и сохранение и укрепление здоровья, встает вопрос о значимости здоровьесберегающей деятельности в практике образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Лаврушина Л.Л. преподаватель биологии

Чайковский медицинский колледж.

Здоровьесберегающая образовательная среда в условиях СПО.

        Одним  из важнейших направлений развития современного образования, является процесс гумманизации. Он подразумевает ориентацию образовательного процесса на сотрудничество учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление здоровья, на развитие потенциала личности. Вопросы здоровья людей и нации в целом выходят на первый план, как важнейший показатель при решении внутренних и внешних задач. Здоровье детей и подростков - это фундамент, на котором формируется здоровье взрослого человека. Так как гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности, но и сохранение и укрепление здоровья, встает вопрос о значимости здоровьесберегающей деятельности в практике образования.

        В связи с этим имеет смысл говорить о некоторых особенностях здоровьесберегающего образовательного процесса, состоящих в следующих аспектах: решение образовательных задач с учетом состояния здоровья и с целью его сохранения; соблюдение преоритета образованности и здоровья учащихся; ориентация образовательного процесса на сотрудничество педагогов и учащихся; сочетание умственной и двигательной активности на основе диагностики образовательных потребностей, уровня образованности и состояния здоровья учащихся; дифференцированный подход к осуществлению образовательного процесса в зависимости от состояния здоровья я уровня образованности учащихся; использование модульного подхода при проектировании содержания учебного материала; проектирование образовательных технологий на основе системного использования доступными педагогу средствами сохранения здоровья учащихся.

        Осуществление профессиональной деятельности предполагает, что существуют требования к работнику, достаточные для выполнения соответствующих функций. Поскольку здоровьесбережение является атрибутом современного образования, то закономерно считать здоровьесберегающую деятельность аспектом профессионально-педагогической деятельности. Для реализации здоровьесберегающей работы необходимы специфические сведения, умения, определенные качества. Назовем их «готовность к здоровьесбережению». Соотнося элементы готовности с характеристиками здоровьесберегающего образовательного процесса в соответствующей деятельности педагогов, можно выделить следующие показатели готовности педагогов к здоровьесбережению учащихся: компетентность, нравственность, инициативность, педагогическое мастерство.

Сущность понятия «здоровьесберегающая компетентность» проявляется в проведении профилактических мероприятий и применении здоровьесберегающих технологий людьми, знающими закономерности процесса здоровьесбережения. В связи с этим имеет смысл говорить о некоторых особенностях применения здоровьесберегающих технологий. Термин «здоровьесберегающие технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Поэтому важной составляющей учебной и воспитательной работы в нашем колледже является сохранение и укрепление здоровья студентов как членов общества, будущих медицинских работников. Теоретической основой преподавания, с учетом данной проблемы, выступает правильное понимание сущности здоровья, которое включает совокупность психических, физических качеств и свойств организма, а также возможность творческой реализации личности, создание полноценной семьи, рождение и воспитание здоровых детей, т.е. социальный аспект.

Важной задачей педагога является воспитание у студентов привычки обращать внимание на свой организм, анализировать свое состояние и самочувствие, Обсуждать на занятиях и в разных ситуациях факторы здоровья, которые поддаются коррекции, научить познавать свой организм. Иными словами, главная цель образования в области здоровья - знакомство с самым тонким инструментом познания окружающего мира - с самим собой.

Правильность выбора пути к здоровью и здоровому образу жизни зависит от того, насколько учащиеся почувствуют убежденность в его необходимости. Главная ответственность за достижение положительного результата ложится на предметы естественнонаучного и медико-биологического цикла, которые в нашем колледже достаточно разнообразны. При изучении этих дисциплин, учащиеся знакомятся с основными компонентами здорового образа жизни, такими, как рациональное питание, двигательная активность, режим дня, закаливание, нравственное отношение к окружающим людям и природе, личная гигиена, трудовая деятельность, полноценная семейная жизнь. Данные вопросы охватывают все этапы обучения студента в колледже. Начинаясь с курса общей биологии, они получают разностороннее освещение в целом ряде предметов: специальной и возрастной анатомии, физиологии, гигиене, экологии, биохимии, генетики, естествознании с методикой преподавания, основах медицинских знаний.

Например, понятие о рациональном питании студенты получают, рассматривая химическую организацию клетки, структуру, функции и превращения веществ в курсе общей биологии. Затем оно расширяется и наполняется новым содержанием при изучении анатомо-физиологических особенностей пищевари тельных органов и обменных процессов в организме. В курсе гигиены формируется умение составлять пищевой рацион с учетом энергозатрат, студенты знакомятся с концепцией здорового питания и доказывают ее положения, привлекая полученные ранее знания. Курс «Основы медицинских знаний» дает учащимся информацию о болезнях, связанных с нарушением питания, причинах пищевых отравлений и мерах первой помощи.

        Значимость составляющих здорового образа жизни лучше проявляется при их сопоставлении с наиболее характерными противоположностями: неправильным питанием, гиподинамией, курением, алкоголизмом и наркоманией, безнравственным поведением и их страшными последствиями. Обозначенный круг вопросов поднимается и обсуждается с разных позиций не только на учебных занятиях, но и во внеклассной работе. Традиционными стали у нас мероприятия по профилактике вредных привычек, за нравственное отношение к живому, проводимые в рамках недели  естественнонаучных дисциплин. На ежегодных научно-практических конференциях студенты выступают с докладами, посвященными проблемам здоровья и здорового образа жизни и часто выбирают их темами курсовых и дипломных работ.

Педагогический коллектив активно включен в работу; педагоги применяют интерактивные методы обучения здоровью на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях. В колледже традиционно проводятся дни здоровья, а в начале года – неделя здоровья.

         Мы понимаем, что, какие бы методы и технологии сохранения и укрепления здоровья не использовались в колледже, ожидаемого эффекта не будет, если у студентов не сформированы потребности и привычки в осознанном и разумном отношении к здоровью, не выработаны умения и навыки совершенствования своего физического и психического здоровья. Предстоит немало работы. Создание здоровой среды невозможно в одиночку, без усилий со стороны каждого, поэтому хотелось бы привлечь к реализации программы муниципальные власти, структуры, непосредственно отвечающие за здоровье населения, СМИ. Мы надеемся на поддержку студентов, родителей, всего педагогического коллектива.

Среди всего многообразия форм работы при обучении студентов вопросам здоровья мы выделяем как наиболее эффективные следующие:

·         дискуссионно-семинарские занятия;

·         практические занятия;

·         психолого-педагогические тренинги;

·         проектные и деловые игры;

·         разбор профессиональных ситуаций.

Подводя итог вышеизложенному, подчеркнем, что все работники образовательного учреждения от директора до каждого преподавателя – должны быть компетентны в вопросах здоровьесбережения. Кроме того, в каждом учебном заведении должен быть специалист, прошедший по этим вопросам профессиональную подготовку и не формально, а по существу отвечающий за постановку работы в данном направлении.

Программа сохранения и здоровья сегодня возведена в ранг государственной, свидетельством чего являются принятые национальные проекты «Здоровье» и«Образование». 
Ежегодно проводится мониторинг состояния здоровья студентов. Задачу формирования здоровьесберегавшего мировоззрения выполняет и система санитарно-просветительской работы, которую реализуют студенты колледжа, в составе волонтерского движения, с пропагандой здорового образа жизни, выпускают санбюллетени. В контексте сохранения здоровья студентов в образовательном пространстве, используются разнообразные педагогические здоровьесберегающие технологии. Важным структурным компонентом здоровьесберегающего пространства в колледже выступает физкультурно-оздоровительная работа. 

         На практических занятиях преподаватели обучают студентов физическим упражнениям, способным снять умственное, психическое, напряжение, увеличить работоспособность, осуществлять профилактику сколиоза, миопии и т.п. Условно можно разделить виды практических занятий  на: 
- методико-практические занятия, направленные на изучение методик индивидуального оздоровления; 
- учебно-тренировочные занятия, направленные на практическое применение знаний о здоровом образе жизни; 
- оздоровительно-массовые мероприятия, направленные на пропаганду и практическое применение здорового образа жизни. 
Физкультурно-оздоровительная работа в колледже организована не только для студентов. Преподаватели и сотрудники колледжа также занимаются в спортивном и тренажерном залах, секции йоги, давая пример для студентов и способствуя эффективности физкультурно-оздоровительной работы в целом. 
Педагогика здоровьесбережения на учебных занятиях по физической культуре дает свои положительные результаты: многие девушки и юноши с удовольствием продолжают заниматься физической культурой в свободное от учебы время, становятся активными пропагандистами здорового образа жизни. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптивная образовательная среда как условие успешной социализации школьников с интеллектуальной недостаточностью

Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве : материалы VI Международ-ной научно-практической конференции (г. Москва, 12 марта 2015 г.) / отв. ред. Л.А. Рапацкая. - Москв...

Условие обеспечения образовательной среды учреждения для (образовательной, воспитательной, психологической) деятельности «Познавательные мотивы».

Условие обеспечения образовательной среды учреждения для (образовательной, воспитательной, психологической) деятельности «Познавательные мотивы»....

РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗНОСТОРОННЕЙ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА НА УРОКАХ ХИМИИ

Рассмотрены концепции модернизации образования и тенденции совершенствования системы профессиональной подготовки будущих  специалистов и разносторонне развитых личностей в СПО  на примере Ка...

Формирование единой информационной образовательной среды как условие развитие профессиональной компетентности студентов колледжа.

Одним из важнейших направлений развития современного среднего профессионального образования является его информатизация, которая заключается в обеспечении данной сферы образования те...

Создание информационной образовательной среды как условие эффективной модернизации образовательного процесса

Доклад "Создание  информационной образовательной среды как условие эффективной модернизации образовательного процесса" освещает вопросы модернизации российского образования на совр...