Формирование здоровьесберегающей среды в процессе педагогической деятельности.
статья по теме

Зуева Светлана Александровна

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства - одно из важнейших направлений в развитии российского образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здоровьесберегающей среды в процессе педагогической деятельности.

«Здоровьесберегающая среда», понимается как совокупность социально-педагогических условий, физиологических компонентов, способствующих реализации адаптивных возможностей детей, факторов, влияющих на сохранение и развитие их здоровья.

Рассматривая факторы, негативно влияющие на здоровье можно выделить основные группы:         

факторы, связанные с образовательным процессом и образовательным учреждением (их часто называют «внутришкольными»);

сопутствующие или общепатогеные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье ребенка.

Внутришкольные факторы:

I. Гигиенические факторы

шум, освещенность, температурный режим, влажность

размер помещений, кубатура

видео-экологические факторы (дизайн, цвет стен)

используемые стройматериалы, краска

мебель: размеры, размещение в помещении

видео-экранные средства – компьютеры, телевизоры

пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания

качество питьевой воды, используемой в школе

экологическое состояние прилегающей к школе территории

состояние сантехнического оборудования.

    II.Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации учреждения)

интенсификации учебного процесса (объем учебной нагрузки) и ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям ребенка

режим учебного процесса и распределение нагрузки

организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)

режим двигательной деятельности и объем физической нагрузки

особенности устава школы и норм жизни учебного заведения

медицинское и психологическое обеспечение учебного заведения

участие родителей учащихся в жизни учебного заведения

стиль управления администрации и психологический климат педагогического коллектива

интегрированность школы в окружающем социуме, влияние администрации района и других организаций на жизнь учебного заведения  

наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся

позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

III. Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от педагога)

антистрессовая педагогическая тактика

стиль педагогического общения учителя с учащимися

характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок

степень реализации индивидуального подхода к ребенку (особенно, из группы риска)

особенности работы с «трудными подростками» и одаренными учащимися в классе

соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников

степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках

личные, психологические особенности педагога, его эмоциональных проявлений

состояние здоровья педагога, его образ жизни и отношение к своему здоровью

способность психо-эмоционального переключения педагога

степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности

валеологическая грамотность педагога по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Общепатогенные факторы:

Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.

«Забалтывание» проблемы здоровья и сужение понятия здоровья.

Воздействие неблагоприятных экологических факторов.

Воздействие неблагоприятных антропогенных и техногенных факторов.

Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения.

Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью.

Отсутствие интегративности

Низкий уровень санитарно – гигиенической, просветительской работы

Ценностная ориентация на здоровье.

Низкий уровень культуры отдыха.

Несовершенство законодательной, нормативно – правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения, в частности, детей и подростков школьного возраста.

Несформированность культуры здоровья у педагога, неблагополучие его состояния здоровья.

Исходя из вышеизложенных факторов, под здоровьесбережением участников образования следует понимать решение образовательных задач с учетом состояния их здоровья и с целью его сохранения, а, по возможности, укрепления. Здоровьесбережение, с одной стороны, является частью образовательного процесса, а с другой - условием, обеспечивающим реализацию образовательных программ на основе сохранения здоровья участников образовательного процесса и самореализации учащихся.

Процесс формирования здоровьесберегающей среды учебного заведения будет результативным, если:

- осуществляется сохранение и развитие здоровья учащихся исходя из влияния на него социальных и педагогических факторов;

- реализуется пролонгированная комплексная диагностика здоровья детей, коррекция выявленных нарушений уровня физического развития и физической подготовки, психофизиологической адаптации, показателей физического, психического и социального здоровья ребенка;

- здоровьесберегающая среда общеобразовательного учреждения создаст оптимальный режим для реализации двигательной активности ребенка, сохранения и развития их здоровья, отношений партнерства ученика и педагога и т.д.;

Технологии бывают: 

Здоровьесберегающие – это обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания

Оздоровительные - физическая подготовка, закаливание, гимнастика, массаж.

Технологии обучения здоровью – это включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла.

Воспитание культуры здоровья  - занятия по развитию личности воспитанников, мероприятия вне занятий, фестивали, конкурсы и т.д.

Особенности здоровьесберегающего пространства:

сутью здоровьесберегающего пространства является его позитивная основа, заинтересованность всех процессов и ресурсов, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют  не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся

инновационно-творческая основа формирования и реализации всех усилий, направленных на повышение эффективности здоровьесбережения, с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому учащемуся

направленность на вовлечение самих учащихся в  деятельность по оптимизации этого пространства, что представляет воспитательную программу, способствующую превращению школьников из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных  для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбережения

Проблема формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы многогранна, динамична, её разрешение зависит от многих аспектов:

образовательный аспект формирует систему представлений о себе, здоровье, здоровом образе жизни как интегративном показателе личностного развития учащихся, формирует компетенции успеха;

социальный аспект представлен ориентацией на формирование позитивных нравственных ценностей, таких как выбор здорового образа жизни;

психологический аспект ориентирован на профилактику дезадаптации, формирование стрессоустойчивости, навыков адекватных выборов в трудных жизненных ситуациях;

медицинский аспект предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса, использование средств медицинской профилактики и поддержание здоровья.

Многоаспектность реализуется в сочетании с принципами комплексности, фундаментальности, целостности, системности различных направлений целевой педагогической деятельности.

Экспериментально подтверждено, что применение научно разработанной комплексной оценки и мониторинга здоровья школьников в условиях общеобразовательной школы способствует прогнозированию развития здоровьесберегающей среды, эффективной её коррекции как адаптивно-оздоровительно-образовательной среды жизнедеятельности школьника.

Критериями и показателями эффективности формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения:

-  познавательный, эмоционально-волевой и деятельностный аспекты;

- оценка разработки и реализации образовательных программ, направленных на формирование у школьников ценностного отношения к здоровью, умений, навыков, деятельности по сохранению и развитию своего здоровья;

- формирование установок на здоровый образ жизни, ценностное

отношение ребенка к здоровью.

Выявлены профессиональные компетенции, необходимые педагогу для реализации здоровьесберегающего образования: научные знания о здоровье и практические умения учитывать параметры здоровья ребенка при организации процессов воспитания и обучения; отношение к здоровью как приоритетной личностной ценности и категории профессионального качества; владение педагогическими технологиями личностно-ориентированного образования, проектно-деятельностного обучения, гуманистической направленности.

Мой сайт преподавателя анатомии на nsportal.ru

http://nsportal.ru/user/136515


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья посвящена значению и роли здоровьесберегающих технологий учебного процесса как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни подрастающего поколения...

Педагогическая статья на тему: "«Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»

статья на тему «Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»...

Статья о научно-практической конференции по теме «Применение педагогических технологий для формирования экологического мышления студентов» с целью обмена практическими наработками и накопленного опыта, мнениями в педагогической деятельности.

В России  2017 год объявлен президентом  ГОДОМ ЭКОЛОГИИ.   Процессом поиска эффективных путей формирования экологического мышления у студентов занимаются в настоящее время во многи...

Социально – педагогическая деятельность как одна из здоровьесберегающих технологий в образовании

Социально – педагогическая деятельность как одна из здоровьесберегающихтехнологий в образовании...

"Значимость здоровьесберегающей технологии в состоянии здоровья студентов в процессе учебной деятельности"

здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям: термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать ...