Социально – педагогическая деятельность как одна из здоровьесберегающих технологий в образовании
статья

Ефименко Елена Николаевна

Социально – педагогическая деятельность как одна из здоровьесберегающих

технологий в образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_deyatelnost.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Социально – педагогическая деятельность, как одна из здоровье сберегающих

технологий в образовании

                                                                                             У кого есть здоровье –

у того есть надежда,

                                                                                              У кого есть надежда –

у того есть  все.

                                                                                 Восточная мудрость.

Эта восточная мудрость определяет два главных принципа, на которых строится основа человеческого бытия:

первый – здоровье дает предпосылки к развитию и совершенствованию души и тела;

второй – чем выше ценится здоровье человека в коллективном создании общества, тем выше ресурс и потенциал самого общества.

Что представляет понятие «здоровье»? Согласно ВОЗ,  «здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Выделяют различные взаимосвязанные аспекты здоровья человека:

  • соматическое
  • психическое
  • социальное.

Соматическое здоровье

Соматическое (биологическое, физическое) здоровье – отсутствие хронической заболеваемости, физических дефектов, ограничивающих дееспособность человека.

Для оценки здоровья детей, подростков существуют 3 критерия:

  1. соответствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям;
  2. достигнутый уровень физической работоспособности, отражающий функциональные возможности организма;
  3. наличие хронических заболеваний и физических дефектов;
  4. степень резистентности (сопротивляемости) организма.

Важный показатель здоровья – это оценка физического развития.

По данным ученых, наблюдается негативные тенденции в состоянии здоровья выпускников школ: снижение массы тела, уменьшение роста на 1,5 см. низкий уровень здоровья.

Астенические состояние (частые заболевания)

У детей после болезни (отменяется низкая работоспособность, утомляемость, плаксивость, раздражительность).

Главной помощью для них:

  • организация щадящего режима;
  • организация полноценного сна, отдыха;
  • снижение учебной нагрузки.

Психическое здоровье

В психологическом словаре понятие «психическое здоровье» определяется как состояние душевного покоя, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватным условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности».

Проблема психического здоровья населения самая актуальная в России. По данным официальной статистики в психиатрические и наркотические поликлиники обратились 4,5% подросткового населения и 3,1% детского населения РФ. А сколько не обратилось?

Не годны для службы в армии 22,5% юношей, имеющие психические заболевания.

Социальное (личностное) здоровье.

Соматическое здоровье – способы взаимодействия инвалида с внешней средой.

Критерии социального здоровья детей и подростков.

  • Адаптация в референтных общностях;
  • Овладение ведущими видами деятельности;
  • Уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;
  • Овладение нормативным поведением;
  • Выработка индивидуального стиля поведения;
  • Наличие самоконтроля поведения;
  • Общая средовая адаптация, интеграция в общество.

Реферантная группа – микрогруппа, законы и поведения которой воспринимаются как свои, как эталон для подражания на ценностные ориентации и при самооценке.

Россия на одном из первых мест по числу самоубийств.

Вредные привычки:

  • курение (в 13 лет 17% подростков, в 17 лет – более 50%);
  • алкоголь (в 13 лет – 50%, девушки выпивают чаще (54%), чем юноши (45%).

Существует здоровый образ жизни и нездоровый образ жизни.

Постулаты здорового образа жизни.

  1. чередуйте умственный и физический труд.
  2. больше двигайтесь.
  3. занимайтесь физкультурой и спортом.
  4. берегите нервы.
  5. чаще улыбайтесь.
  6. закаляйтесь физически и нравственно.
  7. соблюдайте правила личной гигиены.
  8. не курите.
  9. не употребляйте алкоголь, наркотики.
  10. не объедайтесь.
  11. не злоупотребляйте удовольствиями.
  12. соблюдайте экологическую чистоту.

Для формирования физически здоровой личности необходимо:

  1. оптимальная организация учебного дня, недели
  2. не допускать перегрузок
  3. участие в спортивных секциях
  4. формировать здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни:

  • рационально организованный, физиологически оптимальный труд,
  • нравственно – гигиеническое воспитание,
  • выполнение правил и требований психогигиены,
  • рациональное питание и правила личной гигиены,
  • активный двигательный режим,
  • систематическое занятие физической культурой,
  • эффективное закаливание,
  • отказ от вредных привычек.

Если руководствоваться школьной программой по физической культуре, то необходимо ввести следующее:

  • школьная зарядка до уроков,
  • физкультурные паузы во время уроков,
  • подвижные перемены,
  • школьные секции.

Задача школы, прежде всего учителей физической культуры сделать все возможное, чтобы обеспечить необходимый уровень физической активности школьников в соответствии с рекомендациями врача.

                    Модель управления здоровьем детского населения России.

                 Федеральный

                      уровень

Региональный уровень

Местный уровень (образовательные учреждения)

         Индивидуальный уровень

              (семья – ребенок)


                                             Федеральный уровень:

  • политика приоритета;
  • законодательство;
  • целевое финансирование. Региональный уровень
  • региональная специфика;
  • финансирование (местное);
  • взаимодействие служб;
  • материальное и кадровое обеспечение;
  • активное использование СМИ.

                 Местный уровень (образовательное учреждение):

  • здоровье сберегающие технологии;
  • медицинское обеспечение;
  • благоприятные условия (ГСЭН);
  • физическое воспитание;
  • рациональное питание;
  • гигиеническое воспитание;
  • гигиеническое воспитание;
  • формирование здорового образа жизни;
  • финансирование (спонсоры и благотворительные взносы).

                  Семейный уровень:

  • образ жизни семьи;
  • духовные воспитания ребенка;
  • условия быта.

Социальный педагог к личностному здоровью детей подходит комплексно, т.е. работает с семьей, учащимися, педагогами, медицинскими службами и социальными и т.д. Семья создает воспитательные возможности, ее отношение к здоровому образу жизни (см.схема 1). Вопросам охраны и укрепления здоровья детей уделяется внимание со стороны государства.

В ст.2 Федерального закона «Об образовании» выдвигается приоритет жизни и здоровья человека.

Ст.51 предусматривает создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, реализуемые на всех уровнях (см.схему 2).

                         

Оценка здоровья учащихся на первом этапе школьного обучения

Принято учитывать:

  1. уровень достигнутого психического и физического развития
  2. наличие и отсутствие психических заболеваний
  3. степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям
  4. степень социального благополучия семьи и школы.

Различают пять групп здоровья:

  1. дети редко болеющие. Их всего 10%
  2. дети, имеющие различные функциональные нарушения
  3. дети, имеющие хронические заболевания
  4. –  V.  дети, имеющие серьезные нарушения в состоянии здоровья, несовместимые с обучением в школе.

Методы по содержанию проводимой работы:

  • социально – экономические
  • организационные
  • психолого-педагогические.

Социально – педагогические методы - работа социального педагога.

Организационные методы направлены на организацию коллектива, помощи личности, семье.

Психолого-педагогические методы – исследование, наблюдение, беседа, интервью.

                                                       Методы лечебной педагогики.

«Не навреди здоровью ребенка», «Научись заботиться о своем здоровье».

  • Убеждение
  • Помощь в формировании навыков самодисциплины, самоанализа
  • Укрепление здоровья средствами искусства
  • Секции
  • Воспитание на положительных примерах.

Критерии, определяющие «группу риска» детей и подростков по медицинским показателям:

  • III группа здоровья;
  • Проблемы с органами слуха, зрения, речи;
  • Часто болеющие;
  • Состоят на учете у психоневролога;
  • Перенесли сложные операции;
  • Перенесли стрессы.

Педагогу необходимо это знать и учитывать в работе с детьми, чтобы не привести ребенка к срыву.

На различных этапах школьного обучения обращения по школьным проблемам разнообразны. Проблема отношений: «учитель – ученик» и «учитель – класс».

Самая «большая» из всех проблем психолого-педагогического характера.

Проблема межличностных конфликтов в школе, где одна из сторон учитель видится как «болевая точка школы, которая препятствует созданию благоприятного психологического процесса».

Сегодня школа нуждается в учителе – человековеде, учителе – духовном наставнике, он должен уметь переводить разрушительный конфликт в конструктивный.

Социальный педагог берет на себя функцию максимальной эмоциональной защиты ребенка, т.е. одна из технологий социально – педагогической деятельности по охране здоровья детей и подростков.

Социальный педагог выступает в роли координатора, организатора, посредника при решении оздоровительных задач:

  • рациональная организация учебно-воспитательного процесса;
  • оптимизация физического воспитания;
  • гигиеническое и половое просвещение;
  • лечебно – профилактическая работа;
  • социально – психологическая поддержка учащихся.

Деятельность социального педагога может быть направлена на сохранение и укрепление здоровья всех участников педагогического процесса.

Социально – педагогическая помощь семье (совместно с психологом и классным руководителем):

  • содействие формированию здорового образа жизни семьи;
  • обучение способам профилактики эмоциональных расстройств и конфликтов;
  • гуманизация семейных отношений.

Оптимизация физического воспитания (совместно с учителем физкультуры):

  •  расширения программы физического воспитания;
  •  учет индивидуальных способностей и состояния здоровья учащихся;
  •  организация активного отдыха на переменах и после уроков.

Гигиеническое и половое воспитание (с учителем биологии и классным руководителем):

  • расширение знаний о половозрастных и индивидуальных особенностях организма;
  • обучение навыкам доврачебной помощи и профилактике заболеваний;
  • привлечение внимания к проблемам здорового образа жизни.

Рациональная организация учебно-воспитательного процесса (с администрацией и педагогами):

  •  адаптация содержания обучения по состоянию здоровья;
  •  учет психофизиологических особенностей школьников;
  •  улучшение условий обучения.

Лечебно – профилактическая работа (с медицинским персоналом):

  •  контроль за санитарно – гигиеническими условиями обучения;
  •  профилактика отклонения состояния здоровья.

Социально – психологическая поддержка (совместно с психологом):

  •  исследование социальной ситуации развития учащихся;
  •  определение состояния психико-эмоционального и социального статуса;
  •  групповая и индивидуальная работа с учащимися «группы риска» по преодолению      социально – педагогических трудностей;
  •  социально – педагогическая реабилитация учащихся «группы риска» в семье и школе.

В нашей стране был принят ряд государственных программ, направленных на охрану здоровья детей. По общему мнению специалистов эффективность их невелика.

Государственная политика укрепления здоровья детского и подросткового населения в ближайшие годы должна быть направлена на решение трех приоритетных задач:

  • Профилактика травм, несчастных случаев и отравлений, которые являются причиной высокой смертности среди детского и подросткового населения.
  • Профилактика заболеваний с учетом региональных особенностей.
  • Необходимость решения комплекса социально – экономических проблем, обеспечивающих нормальное физическое развитие растущего организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - педагогическая деятельность в контексте правовой защиты несовершеннолетних

Социально - педагогическая деятельность в контексте  правовой защиты несовершеннолетних.Ежегодно  увеличивается количество совершенных правонарушений, поэтому тенденции подростковых правонар...

Проектно-исследовательская деятельность как одна из технологий повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС

         Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем  и...

Статья на тему "Проектная деятельность как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Статья содержит в себе учебный материал, касающийся здоровьесберегающих технологий, которые моржно применять на уроках английского языка - проекты, здорвое меню, физкультминутка, режим дня и т.д., Мат...

«Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности»

laquo;Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности»...

Презентация Российская социальная сеть работников образования( Nsportal.ru) как инструмент для трансляции опыта педагогической деятельности.

Презентация была представлена на итоговой методической конференции преподавателей ГБПОУ ДЗМ "МК №6"...

Социально-педагогическая деятельность по диагностике и коррекции межличностных отношений подростков

Подростковый возраст очень важный и ответственный период в развитии личности, поскольку именно в это время закладываются и формируются разнообразные социальные установки, такие как нравственность, отн...